Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 137 г.Минска им. П.М.Машерова»
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР (Решение текстовых задач, 2 класс) по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» в обработке А.Н. Толстого
Составители:
Амельяник Н.А.,Мелешкова Г.А.,учителя начальных классов
Минск, 2016
Содержание Часть1. Повторение за 1 класс
ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ
1. Задачи на нахождение суммы
6. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
2. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
7. Задачи на разностное сравнение
3. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
8. Задачи на увеличение числа, сформулированные в косвенной форме
4. Задачи на нахождение остатка
9. Задачи на уменьшение числа, сформулированные в косвенной форме
5. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…
У брата было 4 коника и 2 лошадки. Сколько всего было игрушек у брата?
4+2=6 (игр.)
Простые задачи на нахождение суммы
Братец взял 4 красных игрушки, а потом – 5 синих игрушек. Сколько всего игрушек взял братец?
5+4=9 (игр.)
Около братца было 3 игрушечных самолета. Он взял ещё 7 грузовика. Сколько теперь стало игрушек у братца?
7+3=10 (игр.)
У братца 5 красных мячиков и столько же синих мячиков. Сколько всего мячиков у братца?
5+5=10 ( м.)
Простые задачи на нахождение суммы
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях…
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Сразу прилетела первая группа - 2 лебедя, потом вторая группа - 4 лебедя, а затем столько, сколько в первой и второй группах вместе. Сколько прилетело в третьей группе лебедей?
2+4=6 (л.)
Простые задачи на нахождение суммы
Около лебедей было 2 куста жасмина, 8 кустов шиповника, а кустов сирени столько, сколько шиповника и жасмина вместе. Сколько кустов сирени было около лебедей?
2+8=10 (к.)
На первой клумбе около братца росло 5 тюльпанов, на второй – 3, а на третьей столько, сколько на первой и второй клумбах вместе. Сколько тюльпанов росло на третьей клумбе?
5+3=8 (т.)
Простые задачи на нахождение суммы
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Летело 7 старых лебедей, а молодых на 2 лебедя больше. Сколько было молодых лебедей?
7+2=9 (л.)
Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь. - Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка ей отвечает: - - Съешь моего ржаного пирожка-скажу.
-Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся… Печка ей ничего не сказала…
Для приготовления пирожков понадобится 9 кг ржаной муки, а яичного порошка на 7 кг меньше. Сколько потребуется яичного порошка?
9-7=2 (кг)
Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Около печки росли 6 подосиновиков, а боровиков на 3 больше. Сколько боровиков росло около печки?
6+3= 9 (б.)
Длина печки 6 м , а ширина на 2 м меньше. Какова ширина печки?
6-2= 4 (м)
Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся…
На одной ветке висело 2 десятка яблок, из них 7 яблок зеленые.
Сколько висело красных яблок?
20-7=13 (ябл.)-красных
На ветке было 20 яблок, когда несколько сорвали, осталось 15 яблок. Сколько яблок сорвали с ветки?
20-15=5 (ябл.)
Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого
Течет молочная река в кисельных берегах… — Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? — Поешь моего простого киселька с молочком — скажу. — У моего батюшки и сливочки не едятся...
Киселя было 16 литров. Выпили 5 литров. Сколько литров киселя осталось?
16-5=11 (л)
Всего беседа длилась 8 часов. С начала беседы прошло 3 часа. Сколько часов осталось?
8-3=5 (ч.)
Простые задачи на нахождение остатка
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
Избушка поворачивается за час вокруг себя 10 раз. Когда она повернулась еще несколько раз, то осталось 4 раза. Сколько раз повернулась избушка?
10-4=6 (р.)
В избушке 8 вёдер воды. Когда из нее взяли несколько вёдер, в ней осталось 5 вёдер. Сколько вёдер вода взяли из избушки?
8-5=3 (в.)
Простые задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
На опушке леса мирно сидели 16 ворон. После прихода девочки их осталось 10.
Сколько ворон улетело?
16-10= 4 (в.)
Бабя Яга для ремонта купила 7 рулонов обоев. Когда оклеила свою избушку, осталось 3 рулона. Сколько рулонов обоев пошло на ремонт избушки?
7-3=4 (р.)
Простые задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку: — Здравствуй, бабушка! — Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? — Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. — Садись покуда кудель прясть.
Когда Баба Яга напряла 6 мотков пряжи, ей осталось сделать 3 мотка. Сколько всего надо сделать мотков пряжи Бабе Яге?
6+3=9 (м.)
Девочке надо решить несколько задач Бабы Яги. Она решила 7 задач, осталось решить еще 1. Сколько всего задач надо решить девочке?
7+1=8 (з.)
Простые задачи на нахождение уменьшаемого
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей: — Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: — Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять: — Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает: — Девица, прядешь ли? Мышка ей отвечает: — Пряду, бабушка...
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала: — Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
За происходящим на ветке дерева наблюдали 8 воробьев и 3 синицы. На сколько меньше синиц , чем воробьев?
8-3=5 (пт.)
Лебедь от южных до северных морей летит 7 дней, а дикий гусь- 9 дней. На сколько больше летит дикий гусь, чем лебедь?
9-7= 2(дн.)
Простые задачи на разностное сравнение
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди. — Речка, матушка, спрячь меня! — Поешь моего простого киселька. Девочка поела и спасибо сказала.
Река укрыла ее под кисельным бережком.
Ров реки имел глубину 5м, что на 2 м больше, чем ее ширина. Какова ширина рва?
5-2=3 (м)
Лодка вмещает 4 человека. Это на 2 человека больше, чем может вместить челнок. Сколько человек вмещает челнок?
4-2=2 (ч.)
Простые задачи с косвенными вопросами
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня... — Яблоня, матушка, спрячь меня! — Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Простые задачи на увеличение числа, сформулированные в косвенной форме
Около яблоньки росли 7 берез, что 2 больше, чем осины. Сколько осин росло около яблоньки?
7-2=5 (ос.)
На яблоньке 9 веточек, что на 3 больше, чем на груше. Сколько веточек на груше?
9-3=6 (в.)
Простые задачи на увеличение числа, сформулированные в косвенной форме
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки: — Печка, матушка, спрячь меня! — Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Простые задачи на уменьшение числа, сформулированные в косвенной форме
Печь приготовила для девочки 6 пирожков с яблоком. Это на 2 пирожка меньше, чем со сливой. Сколько печь испекла пирожков со сливой?
6+2=8 (п.)- со сливой
Высота печи 5 м, что на 4 м меньше высоты березы. Какой высоты береза?
5+4=9 (м)
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Дорогие друзья! Сказка закончилась, да математика продолжается… Предлагаем продолжить сказочное математическое путешествие.
Содержание часть 2
СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ
1. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц
2. Задачи на нахождение суммы
3. Задачи на нахождение остатка
?
? , на 4 меньше
- 5 + 3=8 (г.) – серых
- 8 – 4= 4 (г.) - чёрных
За Иваном прилетало 5 белых гусей, серых – на 3 гуся
больше, чем белых, а чёрных на 4 меньше, чем серых.
Сколько чёрных гусей прилетало за Иваном?
задачи на уменьшение на несколько единиц
________ ?, _ на 7 грибов меньше_ ___" width="640"
- 9 + 1 = 10 (гр.) – боровиков
- 10 – 7 = 3 (гр.) - лисичек
?, на 1 гриб
________ ?, _ на 7 грибов меньше_ ___
На полянке девочка увидела 9 рыжиков , боровиков –
на 1 гриб больше , чем рыжиков, а лисичек – на 7 грибов
меньше, чем боровиков. Сколько лисичек росло на полянке?
задачи на уменьшение на несколько единиц
В бору девочка увидела 7 кустов малины, ежевики –
на 3 куста меньше , чем малины, а брусники – на 5 кустов
больше , чем ежевики. Сколько кустов брусники в бору
увидела девочка?
- 7 – 3 = 4 (к.) – ежевики
- 4 + 5 =9 (к.) - брусники
?,на 3 меньше
?, на 5 больше
задачи на нахождение суммы
В кустах сидело 10 чёрных зайцев , белых – на 20
зайцев больше, чем чёрных, а серых на 5 зайцев
меньше, чем белых. Сколько серых зайцев сидело в кустах?
- 10 + 20 =30 (з.) – белых
- 30 - 5 = 25 (з.) - серых
?, на 20 больше
?, на 5 меньше
задачи на нахождение суммы
Под ёлкой лежало 7 больших шишек , средних на 3 шишки
больше , маленьких на 6 шишек меньше , чем средних.
Сколько маленьких шишек лежало под ёлкой?
- 7 + 3 = 10 (ш.) – средних
- 10 – 6 = 4 (ш.) - маленьких
?, на 3 больше
?, на 6 меньше
задачи на нахождение суммы
На одной ветке висело 30 груш , а на второй на 10 груш больше . Сколько груш висело на двух ветках?
- 30 +10 = 40 (гр.) – на второй ветке
- 30 + 40 = 70 (гр.) – на двух ветках
30
?
?, на 10 больше
задачи на нахождение суммы
Около печи сидело 9 синичек , а воробьёв на 8
меньше . Сколько всего птичек сидело около печи?
- 9 – 8 = 1 (пт.) – воробьёв
- 1 + 9 = 10 (пт.) - всего
?, на 8 меньше
задачи на нахождение суммы
? птиц
- 2+ 3 =5 (п.) – с грибами
- 5 + 2 = 7 (п.) – с картофелем
?
?
В печи готовились 2 пирожка с капустой , с грибами –
на 3 пирожка больше , чем с капустой, а с картофелем
столько, сколько с капустой и грибами вместе . Сколько
готовилось пирожков с картофелем?
задачи на нахождение суммы
Девочка из печи вытащила 2 грибных пирожка , с картофелем –
на 3 больше , чем с грибами, а с капустой столько, сколько с
грибами и картофелем вместе . Сколько пирожков с капустой
вытащила девочка?
?
?
- 2 + 3 = 5 (п.) – с картофелем
- 2 + 5 = 7 (п.) - с капустой
задачи на нахождение суммы
- 3 – 2 =1 (л.) – дубовых
- 3 + 1 = 4 (л.) - кленовых
?
?, на 2 меньше
На тропинке лежало 3 березовых листа, дубовых – на
2 листа меньше , чем берёзовых, а кленовых листьев
столько, сколько берёзовых и дубовых вместе .
Сколько кленовых листьев на тропинке?
задачи на нахождение суммы
Росло 10 яблонь , груш на 2 дерева меньше , чем
яблонь, а слив столько, сколько яблонь и груш вместе.
Сколько росло слив ?
?
?, на 2 меньше
- 10 – 2 = 8 (д.) – груш
- 10 + 8 = 18 (д.) - слив
задачи на нахождение суммы
На одной ветке висело 3 яблока, а на второй –
на столько же больше. Сколько всего яблок
висело на двух ветках?
- 3 + 3 = 6 ( ябл.) – на второй ветке
- 6 + 3 = 9 (ябл.) – на двух ветках
?
? столько же
задачи на нахождение суммы
Девочка сняла 3 маленьких яблока, средних– на
2 яблока больше , а больших – на 4 яблока меньше ,
чем средних. Сколько всего сняла яблок девочка?
?
?
- 3 + 2 =5 (ябл.) – средних
- 5 – 4 = 1 (ябл.) – больших
- 3 + 5 + 1 = 9 (ябл.) - всего
?, на 4 мень ше
задачи на нахождение суммы
Вдали виднелись 6 берёз , дубов – на 5 деревьев меньше ,
чем берёз, а елей – на 2 дерева больше, чем берез и дубов
вместе . Сколько всего деревьев виднелось вдали?
?
?, на 2 больше
?, на 5 меньше
- 6 – 5 = 1 (д.) – дубов
- 6 + 1 = 7 (д.) - берез и дубов
- 7 + 2 =9 (д.) – елей
- 6 + 1 + 9 = 16 (д.) - всего
задачи на нахождение суммы
В кувшине было 5 литров киселя . Девочка
налила туда ещё 2 литра молока и 3 литра сливок . Сколько литров стало в кувшине?
3л сливок
2 л молока
?
5 л
кисель
- 5 + 2 =7 (л) – киселя и молока
- 7 + 3 = 10 (л) - стало
задачи на нахождение суммы
Чтобы перебраться через реку девочка должна
преодолеть 4 серых камня и 3 черных камня . После
этого ей останется преодолеть еще 2 коричневых камня .
Сколько всего камней надо преодолеть девочке?
? камней
- 4 +3 = 7 (к.) - серых и черных
- 7 + 2 = 9 (к.) - всего
задачи на нахождение суммы
В реке плавает 8 пескарей. Это на 6 рыбок больше,
чем щук. Сколько всего рыбок плавает в реке?
- 8 – 6 = 2 (р.) – щук
- 8 + 2 = 10 (р.) - всего
?
задачи на нахождение суммы
задачи на нахождение остатка
В одной кладке черепахи 6 яиц , а в другой на
2 яйца больше . Из 9 яиц уже вылупились
черепашата. Сколько яиц осталось ?
- 6 + 2 = 8 (яиц) – в другой кладке
- 6 + 8 = 14 (яиц) – в двух кладках
- 14 – 9 = 5 (яиц) - осталось
6
?, на 2 больше
Осталось ?
На поляне росло 6 грибов . Грибники срезали
4 подосиновика и 1 белый гриб. Сколько грибов
осталось на поляне?
- 4 + 1 = 5 (гр.) – всего срезали
- 6 – 5 = 1 (гр.) - осталось
задачи на нахождение остатка
Под одной яблоней было 10 яблок , под другой –
20 . Ёжик утащил 3 яблока . Сколько яблок
осталось ?
10 яблок
20 яблок
- 10 + 20 = 30 (ябл.) – под яблонями
- 30 – 3 = 27 (ябл.) - осталось
задачи на нахождение остатка
У ёжика было 18 грибов . Он отдал девочке 5 больших
грибов, а маленьких на 2 гриба больше . Сколько
грибов осталось у ёжика?
?
18
ОСТАЛОСЬ ?
- 5 + 2 = 7 (гр.) – маленьких
- 7 + 5 = 12 (гр.) – всего отдал
- 18 – 12 = 6 (гр.) - осталось
задачи на нахождение остатка