СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы уроков биологии 11 класс к учебнику П.М. Бородина Л.В.Высоцкой Биология. 10-11 классы, углубленный уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка обобщающего урока в 11 классе с углубленным уровнем обучения по теме "Экосистемы" в форме учебной  игры

Просмотр содержимого документа
«Материалы уроков биологии 11 класс к учебнику П.М. Бородина Л.В.Высоцкой Биология. 10-11 классы, углубленный уровень»

Урок № 30 Биология 11 класс (профиль) 11-Б класс Дата ________________

Учитель. Знаешева Т.В.

Тема :Обобщение знаний: Разнообразие и ценность природных экосистем (учебная игра)

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Экосистемы». Создать условия для комплексного применения знаний на уроке.

Задачи урока:

Образовательная: выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных обучающимися знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе,

Воспитательная: Способствовать развитию интереса к родному краю определение эффективности используемых методов, форм и способов учебной деятельности.

Развивающая: формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть свои достижения и ошибки, планировать возможные пути его совершенствования и преодоления.

Тип урока: урок - деловая игра.

Оборудование, материалы: компьютер, проектор, презентация к уроку,

Ход урока:

1. Организационный момент

2 . Этап актуализации знаний, умений.

создание ситуации успеха, организация учебного диалога по уточнению основных умений, освоение которых необходимо при контроле данной темы.

Целеполагание

3. Этап самостоятельной работы.

Беседа

— Какие биогеоценозы, характерные для территории Крыма, вы знаете?

— Кем было введено в науку понятие “биогеоценоз”?

— Что называют экосистемой? Кто ввел понятие «экосистема»?

Класс разбивается на группы

Конкурс 1: Визитная карточка.

Каждая группа озвучивает особенности одного из БГЦ Крыма, представляет проект – презентацию БГЦ. Взаимное обсуждение представленного материала. Оценка

Конкурс 2: Группы характеризуют выбранный биогеоценоз, пользуясь схемой:




Взаимооценивание результатов работы

3 конкурс «Выполнение тестового задания»


Группа 1 .1. Установите со­от­вет­ствие между груп­па­ми растений и жи­вот­ных и их ролью в эко­си­сте­ме пруда.

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) при­бреж­ная растительность

Б) карп

В) ли­чин­ки земноводных

Г) фитопланктон

Д) рас­те­ния дна

Е) боль­шой прудовик

 

1) продуценты

2) консументы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

2. Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми питания ор­га­низ­мов и их спо­со­ба­ми.

ОСОБЕННОСТИ

 

СПОСОБ ПИТАНИЯ

А) могут за­хва­ты­ва­ть пищу путем фа­го­ци­то­за

Б) ис­поль­зу­ют энергию, осво­бож­да­ю­щу­ю­ся при окис­ле­нии неорганических веществ

В) по­лу­ча­ют пищу путем филь­тра­ции воды

Г) син­те­зи­ру­ют органические ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских на свету

Д) ис­поль­зу­ют энергию сол­неч­но­го света

Е) ис­поль­зу­ют энергию, за­клю­чен­ную в пище

 

1) автотрофы

2) гетеротрофы

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

3. Установите соответствие между функцией, выполняемой организмом в биогеоценозе, и представителями царства, выполняющими данную функцию: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ

 

ОРГАНИЗМ

А) основные производители глюкозы в биогеоценозе

Б) первичные потребители солнечной энергии

В) минерализуют органические вещества

Г) являются консументами разных порядков

Д) обеспечивают усвоение азота растениями

Е) передают вещества и энергию в пищевых

цепях

 

1) растения

2) бактерии

3) животные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Группа 2 1. Различие роли уча­стия консументов пер­во­го порядка и про­ду­цен­тов в кру­го­во­ро­те веществ и пре­вра­ще­нии энергии в эко­си­сте­ме луга со­сто­ит в том что они:

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) ак­ку­му­ли­ру­ют солнечную энергию

Б) по­треб­ля­ют органические вещества

В) син­те­зи­ру­ют органические ве­ще­ства из неорганических

Г) пре­об­ра­зу­ют органические вещества

Д) осво­бож­да­ют заключенную в ор­га­ни­че­ских веществах энер­гию

Е) ис­поль­зу­ют в ка­че­стве источника уг­ле­ро­да углекислый газ

 

1) консументы первого порядка

2) продуценты

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 



2. Установите со­от­вет­ствие между жи­вот­ны­ми и их ро­ля­ми в био­гео­це­но­зе тайги.

ЖИВОТНЫЕ

 

РОЛИ В БИОЦИНОЗЕ

А) кедровка

Б) ястреб-тетеревятник

В) обык­но­вен­ная лисица

Г) бла­го­род­ный олень

Д) заяц-русак

Е) обык­но­вен­ный волк

 

1) кон­су­мент 1 порядка

2) кон­су­мент 2 порядка

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 



3. Установите соответствие между биосистемой и её характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

БИОСИСТЕМА

А) используются различные источники энергии для получения продукции

Б) круговорот веществ замкнутый

В) большое видовое разнообразие

Г) преобладают одна−две культуры

Д) неразветвлённые пищевые цепи

Е) система устойчива и способна к саморегуляции

 

1) биогеоценоз

2) агроценоз

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 



Группа 3. 1. Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.

ОСОБЕННОСТИ

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) включает растения, некоторые бактерии

Б) поглощает готовые органические вещества

В) поглощает неорганические вещества

Г) включает животных

Д) аккумулирует солнечную энергию

Е) источник энергии — животная и растительная пища

 

1) продуценты

2) консументы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

2. Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком и сообществом, для ко­то­ро­го он характерен.

ПРИЗНАК

 

СООБЩЕСТВО

A) пищевые цепи короткие, со­сто­ят их двух-трёх звеньев

Б) пи­ще­вые цепи длинные, переплетены, об­ра­зу­ют пищевую сеть

B) высокое ви­до­вое разнообразие

Г) пре­об­ла­да­ние монокультуры

Д) дей­ствие естественного и ис­кус­ствен­но­го отбора

Е) за­мкну­тый круговорот веществ

 

1) при­род­ный биоценоз

2) агроценоз

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

3. Установите соответствие между составом экосистемы и экосистемой, для которой этот состав характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОСТАВ ЭКОСИСТЕМЫ

 

ЭКОСИСТЕМА

А) Главный продуцент — фитопланктон.

Б) Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме.

В) Дикорастущие растения считаются сорняками.

Г) Консументы первого порядка — зоопланктон.

Д) Видовое разнообразие невелико.

Е) Круговорот веществ несбалансированный.

 

1) озеро

2) смешанный лес

3) агроэкосистема

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


4. Этап контроля с взаимопроверкой

сопоставить свои ответы с правильными , выявить свои учебные достижения и затруднения.

5. Этап рефлексии

Определить, что узнали на уроке, чему научились, что необходимо было знать и уметь, чтобы выполнить работу без ошибок.

Как бы вы оценили свою работу?











































Структура

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время


 

1.Мотивационный этап

Приветствие.

Сообщение темы, цели проверочной работы, создание рабочей атмосферы

«Вам будут раздан тест, который вы должны выполнить за 30 минут.

Задания представлены в следующий форме: Часть А – закрытые тестовые задания множественного выбора одного ответа из 4 предложенных. Часть В- задания на соответствия и выбора трёх правильных ответов из 6 предложенных. Часть С – задание открытого типа.

Критерии отметки:

Правильное выполнение 90% -100% заданий теста – отметка «5»

Правильное выполнение 89% - 75% заданий теста – отметка «4»

Правильное выполнение 74% - 50% заданий теста – отметка «3»

Правильное выполнение 49% и менее заданий теста – отметка «2»»

Слушают, участие в диалоге.

2'

2 . Этап актуализации знаний, умений.

создание ситуации успеха, организация учебного диалога по уточнению основных умений, освоение которых необходимо при контроле данной темы.

самоконтроль, самооценка до начала работы оценка своих возможностей

3'

 

3. Этап самостоятельной работы.

Цель этапа: выполнение проверочной работы

Действия учителя: организация индивидуальной деятельности учащихся

Действия учащихся: самостоятельное выполнение проверочной работы.

 

30'

4. Этап самоконтроля с самопроверкой

организация самопроверки, создание ситуации успеха; для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность для выявления причин ошибок и их исправления.

самопроверка с сопоставлением правильных ответов, выявление своих учебных достижений и затруднений.

5'

5. Этап рефлексии.

Справился ли с работой? Что удалось? Что не удалось? Какие ошибки допущены, в чем?

Какое задание было самым трудным? Почему?

Над какими умениями нужно еще поработать? Как?

Как бы вы оценили свою работу?

Доволен ли своей работой?

определение того, что необходимо было знать и уметь, чтобы выполнить работу без ошибок.

5'


 

Учебные пособия: Учебник «Биология. Общая биология. 10-11класс. Базовый уровень». Сивоглазов В.И.

Спецификация теста:

Педагогические цели тестирования – определение степени усвоения классом и каждым учеником материала раздела, выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях;

Содержание теста – Биология. Общая биология, 11 класс, 64 часа;

Исходные (нормативные) документы, определяющие содержание педагогического теста: рабочей программы по биологии, Ф К ГОС основного общего и среднего образования по биологии (базовый уровень) (приказ Минобразования России от 05. 03. 2004г.), кодификатор элементов содержания требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, 2013 год.

Учебники и учебные пособия, рекомендованные для подготовки к педагогическому тестированию: Учебник «Биология. Общая биология. 10-11класс. Базовый уровень». Сивоглазов В.И.

Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально ориентировочный тест;

Элементы содержания предмета, включенные в тест, соответствуют Ф К ГОС основного общего и среднего образования по биологии (базовый уровень) (приказ Минобразования России от 05. 03. 2004г.),;

Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень;

Соотношение заданий в варианте по разделам предмета, видам деятельности и уровням усвоения знаний 79 % тестовых заданий ориентированы на факультативные знания и по 6% - на классификационные, алгоритмические и причинно-следственные биологические знания;

Средний уровень трудности заданий – 50%

Структура теста – задания расположены согласно логике преподаваемой темы и ФК ГОС;

Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты;

Форма предъявления – бланковые тесты

Инструкции к испытуемым представлены в каждой группе заданий в тесте;

Количество вариантов в тесте – 2;

Количество заданий в варианте теста – 15;

Количество форм заданий в варианте теста – 2; Часть А – закрытые тестовые задания множественного выбора одного ответа из 4 предложенных. Часть В- задания на соответствия и выбора трёх правильных ответов из 6 предложенных. Часть С – задание открытого типа.

Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1)

Общее время выполнения теста – 30 минуты, планируемое время на выполнения задания части А-1 мин, части В - 2 мин, части С- 4 - 5 минуты.

Критерии отметки:

Правильное выполнение 90% -100% заданий теста – отметка «5»

Правильное выполнение 89% - 75% заданий теста – отметка «4»

Правильное выполнение 74% - 50% заданий теста – отметка «3»

Правильное выполнение 49% и менее заданий теста – отметка «2»

Элементы содержания, включенные в тест:

№ п/п

Элемент содержания

Уровень контролирова

ния

знаний

Время выполнения заданий

Ориентировочная трудность задания

Виды знаний

Часть А

А1

Среды обитания организмов

1

1

60%-90%

1

А2

Экологические факторы

1

1

60%-90%

1

А3

Экологические факторы

1

1

60%-90%

1

А4

Антропогенный фактор

1

1

60%-90%

1

А5

Экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль.

1

1

60%-90%

1

А6

Трофические уровни

1

1

60%-90%

1

А7

Экологическая пирамида

1

1

60%-90%

1

А8

Видовая и пространственная структура экосистемы

1

1

60%-90%

1

А9

Разнообразие экосистем

1

1

60%-90%

1

А 10

Биосфера- глобальная экосистема

1

1

60%-90%

1

Часть В

В1

Среды обитания организмов

1

2

50%-70%

1

В2

Основные отличия природных экосистем от агроэкосистем.

1

2

50%-70%

1

В3

Экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль.

2

2

50%-70%

2

Часть С

С1

Составление схем передачи вещества и энергии

2

4

50%-70%

3

С2

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека

3

5

30%-50%

4

 

ИТОГО

 

25 мин.

 

 

Примечание.

Уровни контролирования знаний:

1 - воспроизведение, цитирование.

2 - решение по образцу, реализация алгоритма

3 - творческий уровень применения знаний (перенос знаний, сравнение, классификация)

Виды контролируемых биологических знаний.

Фактуальные знания.

Классификационные знания.

Алгоритмические знания.

Причинно-следственные знания.

Сравнительные знания.

Системный анализ.

 

Вариант 1.

 

Выберите один верный ответ из четырех.

 

А1   Обтекаемая форма тела, слизистые покровы, осморегуляция характерны для животных, обитающих в…

1)       Водной среде.

2)      Наземно-воздушной среде

3)      Почвенной среде

4)      Организменной среде

 

А2   Все элементы окружающей среды, влияющие на организмы, называются:

1)      Абиотическими факторами.

2)      Экологическими факторами.

3)      Биотическими факторами

4)      Антропогенными факторами.

 

А3   Воздействия друг на друга организмов одного или разных видов, -

1)      Биотические факторы

2)      Антропогенные факторы

3)      Абиотические факторы

4)      Ограничивающие факторы

 

А4   К антропогенным факторам относится

1)      Разлив реки во время половодья.

2)      Поедание хищником жертвы

3)      Землетрясение.

4)      Осушение болот

 

А5   Производители органических веществ в экосистеме –

1)      Продуценты

2)      Консументы

3)      Редуценты

4)      Животные

 

А6   Прямые пищевые связи между организмами, при которых одни организмы поедают другие организмы, -

1)      Паразитизм

2)      Симбиоз

3)      Конкуренция

4)      Хищничество.

 

А7   Согласно правилу экологической пирамиды, сколько вещества и энергии  переходит на следующий трофический уровень:

1)      30%

2)      100%

3)      10%

4)      50%

 

А8   Ярусное размещение надземных частей растений в лесу – это приспособление к использованию

1)      Воды

2)      Солнечного света

3)      Углекислого газа

4)      Минеральных солей.

 

А9    Агроценозы в отличие от биогеоценозов

1)      Существуют без вмешательства человека

2)      Более устойчивы

3)      Созданы человеком

4)      Имеют замкнутый круговорот веществ.

 

А10  «Пленки жизни», по В.И. Вернадскому, являются:

1)      Водные бассейны

2)      Горные породы

3)      Границы раздела сред

4)      Воздушная среда.

 

 

В1 Какие особенности развились у китообразных в связи с водным образом жизни?

1)      рождение детёнышей и выкармливание их молоком

2)      дыхание атмосферным воздухом

3)      обтекаемая форма тела

4)      превращение передних конечностей в ласты

5)      разделение полости тела диафрагмой

6)      толстый слой подкожного жира

 

                                                                              I.            2,4,6

                                                                            II.            3,4,6

                                                                         III.            1,5,6

                                                                         IV.            1,2,3

 

В2  Агроценоз в отличие от биогеоцена характеризуется

1)      короткими цепями питания

2)      разветвленными цепями питания

3)      незамкнутым круговоротом веществ

4)      преобладанием монокультур

5)      замкнутым круговоротом веществ

6)      большим видовым разнообразием

 

I.            3,5,6

II.            3,4,6

III.            1,3,4

IV.            2,3,4

 

В3  Установите соответствие между живыми организмами и их ролью в экосистеме.

 

Растения и животные

Компоненты экосистемы

А)    прибрежная растительность

Б)     рыбы

В)     личинки земноводных

Г)     фитопланктон

Д)     растения дна

Е)     моллюски

1)      продуценты

2)      консументы

 I. 1- а,г,д   2- б,в,е

II. 1- б а,д   2-в, г,е

III.  1- а,б,в   2- г,д,е

IV.  1- а,в,г   2- б,д,е

В1 

 

Дайте  полный  развёрнутый  ответ

С1. Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.

С2. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как  будет происходить его самовосстановление.

 

Вариант 2.

 

Выберите один верный ответ из четырех.

А1   Опорный скелет, внутреннее оплодотворение характерно для животных, обитающих в ….

1)       Водной среде

2)      Наземно-воздушной среде

3)      Почвенной среде

4)      Организменной среде

 

А2   Факторы неорганической природы, влияющие на организмы, -

1)      Антропогенными факторами.

2)      Ограничивающие факторами.

3)      Абиотическими факторами

4)       Биотическими факторами

 

А3   Абиотический фактор - это

1)      Изменение температуры воздуха по сезонам года

2)      Осушение болот человеком

3)      Выручка человеком деревьев в лесу

4)      Поедание хищников жертвы

 

А4   Ука­жи­те при­мер ан­тро­по­ген­но­го фак­то­ра

1)      вы­мер­за­ние всхо­дов при ве­сен­них за­мо­роз­ках

2)      уплот­не­ние почвы ав­то­мо­биль­ным транс­пор­том

3)      по­вре­жде­ние куль­тур­ных рас­те­ний на­се­ко­мы­ми

4)      уни­что­же­ние вре­ди­те­лей сель­ско­го хо­зяй­ства пти­ца­ми
 

А5   К консументам относят

1)      Подорожник  

2)      Заяц

3)      Туберкулезная палочка

4)      Трутовик

 

А6   Тип межвидовых отношений, при котором оба организма получают взаимную пользу,

1)      Хищничество

2)      Конкуренция

3)      Симбиоз

4)      Паразитизм .

 

А7  Какая пирамида указывает на количество живого вещества на данном трофическом уровне.

1)      Пирамида чисел

2)      Пирамида продукции

3)      Пирамида энергии

4)      Пирамида биомасс

 

А8 Светолюбивыми растения являются

1)      Ель европейская

2)      Папоротник - орляк

3)      Майник двулистый

4)      Кукуруза

 

А9  Ос­нов­ным ис­точ­ни­ком энер­гии для аг­ро­э­ко­си­стем яв­ля­ют­ся

1) ми­не­раль­ные удоб­ре­ния
2) сол­неч­ные лучи
3) ор­га­ни­че­ские удоб­ре­ния
4) поч­вен­ные воды

 

 

А10  В.И. Вернадский назвал почву:

1)      Косным веществом

2)      Биокосным веществом

3)      Биологическим веществом

4)      Биогенное вещество.

 

В1  Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей-паразитов?

1)      обилие легко усвояемой пищи

2)      постоянство температуры, солевого и осмотического режимов

3)      отсутствие естественных врагов

4)      ограниченность пищевых ресурсов

5)      резкие колебания температуры и водно-солевого режима

6)      высокий процент содержания кислорода

 

I.            3,5,6

II.            3,4,6

III.            1,2,3

IV.            2,3,4

 

В2    В природной экосистеме, в отличие от искусственной,

1)      длинные цепи питания

2)      продуценты изымаются из круговорота

3)      небольшое число видов

4)      осуществляется саморегуляция

5)      замкнутый круговорот веществ

6)      используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной

 

I.            1,4,5

II.            3,5,6

III.            1,3,6

 IV.            4,5,6

 

В3 Установите соответствие между признаком организмов и функциональной группой, для которой он характерен.

 

Признак

Функциональная группа

А)    поглощают из окружающей среды углекислый газ

Б)     синтезируют органические вещества из неорганических

В)     в клетках содержат фотосинтетические пигменты

Г)     питаются готовыми органическими веществами

Д)     являются сапротрофами

Е)     разлагают органические вещества до минеральных

1)      продуценты

2)      редуценты

                                                                    I.            1- а,г,д   2- б,в,е

                                                                            II.            1- б а,д   2-в, г,е

                                                                         III.            1- а,б,в   2- г,д,е

                                                                         IV.            1- а,в,г   2- б,д,е

 

Дайте  полный  развёрнутый  ответ

С1. Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: пшеница, лиса, мышь, ёж. Определите консумента второго порядка в составленной цепи.

 

С2   К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб?

 

 

Ответа на тесты

1 вариант

Часть А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

1

1

1

4

1

4

3

А8

А9

А10

 

 

 

 

2

3

3

 

 

 

 


 

Часть В

В1

В2

В3

II

II

I


 

Часть С

С1. – перегной – комнатная муха – паук-крестовик – большая синица – ястреб. Консумент 3 порядка является – большая синица.

С2. – проходит процесс сукцессии. В начале появятся травы, затем кустарники, затем лиственные деревья, а после хвойные деревья.

2 вариант

Часть А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

2

3

1

2

2

3

4

А8

А9

А10

 

 

 

 

4

1

1

 

 

 

 


 

Часть В

В1

В2

В3

III

II

III


 

Часть С

С1- пшеница – мышь- ёж- лиса. Консумент второго порядка является ёж.

С2. Экосистема водоема будет нарушена. В водоёме увеличатся консументы первого порядка, продуценты со временем станет меньше и обитатели водоема начнут погибать.

Опубликовано 20.11.16 в 11:11 в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!