СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы, подтверждающие реализацию педагогической практики "Развитие познавательной активности обучающихся через вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а во ФГОС основной школы она обозначена как одна из центральных педагогических проблем.

Одним из условий повышения эффективности учебного процесса является организация проектно - исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.    

            Основным направлением моей педагогической деятельности является создание благоприятной среды для развития исследовательской деятельности учащихся. Такая форма работы развивает инициативу учащихся, формирует самостоятельную личность, позволяет проявить лидерские качества и дает возможность самосовершенствоваться каждому ребенку.

Просмотр содержимого документа
«Материалы, подтверждающие реализацию педагогической практики "Развитие познавательной активности обучающихся через вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность"»






Материалы, подтверждающие

реализацию практики:

«Развитие познавательной активности обучающихся через вовлечение их в проектно – исследовательскую деятельность»











Содержание



I. Создание педагогическим работником условий для приобретения воспитанниками и обучающимися позитивного социального опыта. 3

II. Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования в проекте современных образовательных, в том числе информационных технологий. 17


III. Результативность апробации проекта в профессиональном сообществе. 21


IV. Непрерывность профессионального развития педагога 29


ПРИЛОЖЕНИЯ 32










I. Создание педагогическим работником условий для приобретения воспитанниками и обучающимися позитивного социального опыта.

Национальный проект «Образование» дал мощный импульс преобразованиям в российской школе. Основная цель современного образования - это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, самоопределения, выбора профессии для свободной адаптации в современной жизни.

Компетентность является «ключевым» термином образования сегодня. Компетентностный подход – одно из условий формирования конкурентоспособной, всесторонне развитой личности обучающихся. Один из видов классификации образовательных компетенций, делит их на три уровня: предметные, общепредметные и метапредметные (ключевые), относящиеся к общему содержанию образования. Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.

Методы исследовательской деятельности являются базовыми в технологиях развивающего, проблемного, разноуровнего и коллективного способов обучения, исследовательских и проектных технологий, технологии развития критического мышления.

Наиболее удачной формой для раскрытия интеллектуальных качеств личности является метод проектов.

Проектно - исследовательская деятельность – это планируемая деятельность, направленная на получение новой информации, которая может послужить основой при получении новых результатов. Участвуя в различных формах исследовательской деятельности (работа в библиотеках, архивах, поход, оформление экспозиций музея, встречи), обучаемые приобретают умения и навыки интеллектуальной работы, учатся целеустремленности, настойчивости, ответственности.

Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а во ФГОС основной школы она обозначена как одна из центральных педагогических проблем.

Одним из условий повышения эффективности учебного процесса является организация проектно - исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Основным направлением моей педагогической деятельности является создание благоприятной среды для развития исследовательской деятельности учащихся. Такая форма работы развивает инициативу учащихся, формирует самостоятельную личность, позволяет проявить лидерские качества и дает возможность самосовершенствоваться каждому ребенку.

Актуальность проекта обусловлена существованием противоречий: между низким уровнем развития исследовательских навыков школьников основной школы и требованиями ФГОС II поколения к результатам образования (формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или меж предметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» (ФГОС ООО, п. 18.2.1); между возрастающим объемом информации, который предлагается учащимся в курсе учебных предметов и недостаточным включением личности учащихся в познавательный процесс. Из этих противоречий вытекает проблема - как повысить познавательную активность школьников основной школы средствами проектно-исследовательской деятельности.

Гипотеза – если активно использовать проектно – исследовательскую деятельность в основной школе, то возрастет познавательная активность учащихся, а собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка; позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний и повысить качество учебно-воспитательного процесса школьников основной школы.

Цель проекта - создание благоприятных условий для развития познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи проекта.

1. Изучить особенности организации образовательного процесса, которые позволят стимулировать познавательный интерес к предмету через проектно-исследовательскую деятельность.

2. Отобрать и апробировать через проектно-исследовательскую деятельность приемы и методы развития познавательной активности учащихся.

3. Принять участие в школьных, городских и областных конкурсах проектов и исследовательских работ школьников.

4.Обобщить и распространить опыт работы в среде педагогической общественности.

Участники проекта: учащиеся 5 - 9 класс, их родители; руководитель и активисты школьного музея.

Учебные предметы: история и обществознание, курс внеурочной деятельности «Край Самарский».

Ожидаемые результаты.

  1. Рост учебной мотивации.

  2. Рост качества знаний по истории и обществознанию.

  3. Развитие познавательных УУД: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы решения проблемы, сформулировать выводы.

  4. Развитие коммуникативных УУД: умение грамотно оформить выполненную работу, ясно изложить и представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

  5. Создание социально-значимых проектов.

Риски проекта:

1. Неготовность детей, родителей к деятельности в условиях проекта.

2. Отсутствие мотивации у детей и родителей.

3. Низкая просвещенность родителей.

Этапы реализации проекта. Таблица 1.

п/п

Название этапа

Сроки реализации

1

Этап организации и планирования.

Октябрь 2012- май 2013

2

Практический

Октябрь 2014 - май 2016

3

Заключительный. Этап подведения итогов.

Октябрь 2016 – май 2017

Этап организации и планирования. Октябрь 2012- май 2013.

На этапе организации и планирования педагогом-психологом школы была проведена диагностика мотивации к обучению, развития познавательных способностей пятиклассников.

В октябре 2012 - диагностика мотивации 5-х классов к обучению по предметам история (таблица 2) и обществознание (таблица 3) по тесту - опроснику Л.Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника»

Таблица 2. Диагностика мотивации к обучению учащихся 5-х классов. История.

Класс

Внешняя мотивация

Внутренняя мотивация

5А (28 ч)

16

12

5Б (22 ч)

15

7

Всего: 50 ч.

31

19


Таблица 3. Диагностика уровня внутренней мотивации к обучению учащихся 5-х классов. Обществознание.

Класс

Внешняя мотивация

Внутренняя мотивация

5А (28 ч)

17

11

5Б (22 ч)

12

10

Всего: 50 ч.

29

21

По данным таблицы мы видим, что внутренняя мотивация (интерес к результату и процессу деятельности, саморазвитие, воля к учению, стремление к получению новых знаний) у школьников ниже уровня развития внешней мотивации (похвала, награда, сила давления родителей, стремление не отставать от сверстников). Это подтверждает мысль о том, что необходимо проводить работу над повышением уровня внутренней мотивации школьников.

В ноябре 2012 года была проведена диагностика уровня познавательной активности по Г.И. Щукиной (таблица 4).

Таблица 4. Диагностика уровня познавательной активности учащихся 5-х классов по Г.И. Щукиной. История.

Класс


Нулевой


Низкий


Средний


Высокий


5а (28 ч)

0

15

10

3

5б (22 ч)

1

13

6

2

Всего 50 ч

1

28

16

5

Мы видим, что среди пятиклассников преобладает средний уровень развития познавательной активности, который характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?», следовательно, необходима работа по повышению уровня познавательной активности учеников.

В декабре 2012 был проведен мониторинг сформированности познавательных процессов (таблица 5).

Таблица 5. Сформированность познавательных процессов



Высокий уровень

Хороший уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Внимание

0

14

21

15

Воображение

5

12

23

10

Мышление

5

10

25

10


Анализ данных таблицы показывает, что внимание, воображение и мышление у большинства пятиклассников имеет средний уровень сформированности.

На одном из первых уроков «Обществознания» в соответствии с требованиями ФГОС и рабочей программы предмета, я раздала ученикам задания по подготовке проектов. Один из них, «Моя родословная», ребята должны были подготовить и презентовать в конце первого полугодия (декабрь 2012 г), другой - «Война в судьбе семьи» – в мае 2013 г. Это были малые семейные проекты и проводились они с целью выявить детей, заинтересованных в такой деятельности, потенциальных исследователей и родителей, которые неравнодушны к результатам учебной деятельности своих детей и активны в родительской общественности.

В декабре на Часе интересного общения (ЧИО) было организовано коллективное творческое дело (КТД) – презентация и защита первого малого проекта «Моя родословная», на КТД были приглашены родители ребят, школьный библиотекарь, руководитель школьного музея и ребята старшеклассники.

Защита проекта «Моя родословная» декабрь 2012 г.

В мае во время проведения ЧИО прошло еще одно КТД по защите проекта «Война в судьбе моей семьи». Здесь активность родителей была выше. На саму защиту пришли три бабушки и две мамы. Ребята чувствовали себя увереннее.

На первом этапе была организована работа с родителями по нескольким направлениям (таблица 6).

Таблица 6. Основные направления работы с родителями.

№ п/п/

Название направления работы с родителями

Содержание направления работы с родителями

1

Информационное

Доведение до сведения родителей содержательной линии семейных проектов

2

Аналитическое

Анкетирование, опросы, тестирование

3

Познавательное

Проведение родительских собраний нетрадиционной формы, организация встреч с интересными людьми, экскурсии

После презентации первых проектов, в беседе с родителями выяснилось, что родители, принявшие участие в работе, наладили более тесный контакт не только со своими детьми, но и с родителями класса. Они получили возможность узнать о том, чем занимается их ребенок в школе и во внеурочное время, а также проявить свои творческие способности.

По итогам первого этапа можно сделать следующие выводы.

1. Итоги диагностики и мониторинга показали необходимость работы по развитию внутренней учебной мотивации школьников; развитию навыков познавательной деятельности.

2. Среди пятиклассников была выделена группа ребят, те, кто впоследствии стали активными участниками проектно-исследовательской работы.

3. В работе пятиклассникам помогали старшеклассники из 8,9 – х классов, те, кто уже имеет опыт создания проектов и исследовательских работ, их совместная деятельность привела к созданию команды познавательного общения (КПО) «Исследователь». Схема 1.

Схема 1. Организация ученического самоуправления в КПО «Исследователь»

4. Выполнение заданий по подготовке и защите малых проектов позволило понять, кто из родителей будет сотрудничать дальше, кому это интересно.

Сложилась схема роли родителей в проектной и исследовательской деятельности. Схема 2.

Схема 2. Модель взаимодействия с семьями обучающихся.

Мотивационная

Информационная

Поддержка

Техническая

Организационная




Родители





Показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта. 

Родители  

выступают источником информации, помощником в ее поиске

Фото и видео съемка, составление презентации, монтаж материалов

Сопровождение учащихся в музей, библиотеку на экскурсию и т.п.


Учитель


Ученик


Родители с ребятами на шествии «Бессмертный полк»

Родители на презентации проекта перед ветеранами микрорайона школы

Встреча в НКЦ «Возрождение»

5. Сложился алгоритм организации проектной и исследовательской деятельности в команде. Схема 3.

1 этап. УЧИТЕЛЬ – ученик – родитель (погружение в проект учителя);

2 этап. учитель – УЧЕНИК – родитель (принятие темы проекта учеником);

3 этап. учитель- ученик – РОДИТЕЛЬ (вовлечение в исследование родителей)

4 этап. УЧИТЕЛЬ – ученик – родитель (обобщение с учителем исследовательской деятельности, цель – прийти к умозаключению);

5 этап. учитель – УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ (обогащение житейским опытом, научным кругозором, повышение самооценки семьи)





Схема 3. Этапы включения в деятельность.






На основании всех этих выводов необходимо было спланировать дальнейшую работу по решению задач и достижения цели данного проекта.


Таблица 7. Планирование работы по реализации проекта

№ п/п

Наименование деятельности.

Дата проведения

Участники



1

Знакомство с проектно – исследовательской деятельностью.

Октябрь 2012

Учащиеся 5-х классов и их родители

Работа по развитию способов мыслительной деятельности

2

Тема учебного проекта.

Ноябрь – декабрь 2012

Учащиеся 5-х классов и их родители. Старшеклассники.

3

Этапы работы над учебным проектом. Составление индивидуального плана.

4

Проблема как основа проектной деятельность.

5

К вопросу определения проблематики исследования.

6

Учимся задавать вопросы.

7

Учимся выдвигать гипотезы

8

Источники информации

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

8

Выдвижение гипотезы проектной работы.

Декабрь – май 2012-2013

Учащиеся 5-х классов и их родители. Старшеклассники.


9

Цели и задачи исследования

10

Методы исследования. Мыслительные операции

11

Сбор материала для исследования

12

Анализ и синтез. Суждения. Умозаключения. Выводы

13

Обобщение полученных данных.

Самостоятельные малые проекты

14

Планирование работы

Декабрь – май 2012-2013

Учащиеся 5-х классов и их родители. Старшеклассники.

Школьный библиотекарь. Руководитель и актив школьного музея

15

Обучение Анкетированию, социальному опросу, интервьюированию

16-17

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

18-19

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление теоретического материала.

Работа по развитию ораторского искусства и мастерства публичного выступления.

20

Особенности ораторского искусства. Личность оратора.

Октябрь 2012- май 2013

Учащиеся 5-х классов и их родители.

21-22

Подготовка речи. Ее структура и композиция.

23-24

Техника речи. Постановка голоса. Дыхание.

25

Постановка на публике. Выразительные средства речи.

26-27

Отработка индивидуальной речи.

28-31

Экскурсии в соответствии с темами выбранных исследовательских проектов.

Учащиеся 6-х классов и их родители.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся


32-34

Подготовка к защите. Предзащита проектов.

Май 2013

Учащиеся 5-х классов и их родители. Старшеклассники.


Практический этап. Октябрь 2013 – май 2016 гг.

Ребята написали много интересных социально-значимых проектов. Тема каждого из них появлялась по-разному. Схема 4.

Схема 4. Шкатулка идей тем проектно-исследовательских работ.

Прослушивание музыки и стихов в НКЦ «Возрождение»

Экспонаты школьного музея – подлинные письма военных лет

Экскурсия по г. Тольятти

Встречи с детьми войны разных национальностей в музее школы









Проектно -исследовательские работы


«Прекрасно пробуждает доброе»

«Жил такой парень».

«Тольятти. Проезд Дорофеева»

«Дети войны».

Информационные карты проектно—исследовательских работ

[Приложение 1]

[Приложение 2]

[Приложение 3]

[Приложение 4]

В ходе создания проектно-исследовательских работ ребята

  • встречались с представителями Совета ветеранов Автозаводского района;

  • были на встрече с председателем Городской Думы Д.Б. Микель;

  • участвовали в мероприятиях центра немецкой культуры «Возрождение», центров встреч украинцев «Днепро» и белорусов «Неман»;

  • посетили семьи тех людей, о которых писали проекты;

  • побывали на концертах Детской школы искусств № 1 им. Балакирева;

  • были на экскурсии в Зольном, Ширяево;

  • познакомились с экспозициями школьных музеев школ № 1, № 23 города Тольятти;

  • виртуально общались с представителями центра немецкой культуры Похвистнево, с родственника Фрицлер Э.Ф, которые проживают в Германии;

  • прошло много встреч с интересными людьми нашего города;

  • активно работали в школьной библиотеке, школьном музее и в сети Интернет.

Участники КПО «Исследователь» занимались волонтерской деятельностью:

  • посещали ветеранов микрорайона школы, помогали им, поздравляли с праздниками, дарили подарки;

  • участвовали в субботниках и воскресниках, посвященных памятным датам;

  • были среди участников концерта для трудармейцев с. Зольное

  • занимались оформлением периодически изменяющихся экспозиций школьного музея, съемных выставок



II. Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования в проекте современных образовательных, в том числе информационных технологий.




Организованная в системе проектно - исследовательская деятельность привела к расширению информационного пространства. В работе над развитием познавательных способностей средствами проектно-исследовательской деятельности использовались различные приемы, методы и формы организации этой деятельности. Схема 1.

Схема 1. Педагогические технологии, используемые в реализации проекта.

Схема 2. Приемы, средства и методы поисково-исследовательской деятельности

Учитель в период реализации проекта закончила курсы повышения квалификации по программе «Инновационные технологии применения мультимедиа в образовании», обучалась в онлайн школе Цифрового века, получила сертификат по ИКТ компетентности в Академии интеллектуального развития [Приложение 5]

Таблица 1. Курсы повышения квалификации педагога. [Приложение 6]

№ п/п

Тема курсов

Объем часов

Документ

1

ФГОС: основного общего образования: проектирование образовательного процесса по истории и обществознанию

120 часов

Удостоверение


2

Модульные курсы программы развития профессионально-личностных компетенций педагога

54 часа

Сертификат

3

Модульные курсы программы развития профессионально-личностных компетенций педагога

24 часа

Сертификат

4

Модульные курсы программы развития профессионально-личностных компетенций педагога

36 часов

Сертификат

По итогам данного проекта была разработана и получила внешнюю рецензию «Рабочая программа по обществознанию для 10 класса». В нее были включены задания по проектной и исследовательской деятельности с целью закрепления навыков проектно-исследовательской работы учащихся, полученных в основной школе. Также был разработан краеведческий курс внеурочной деятельности «Край Самарский», утвержденный в образовательном учреждении, с заданиями по проектной и исследовательской деятельности учащихся. [Приложение 7]

III. Результативность апробации проекта в профессиональном сообществе.

Результаты участия в конкурсах (таблица 1).

Таблица 1. Достижения, обучающихся в мероприятиях разного уровня.

[Приложение 8]

Сроки

Название

Название конкурса

Уровень

Результат

Октябрь 2013- май 2014

«Жил такой парень»

Городской конкурс «Солдаты Отчизны»;


1 место


«Прекрасное пробуждает

доброе»


Городская поисково-исследовательская экспедиция: «Моя малая родина – Тольятти»;

Всероссийский конкурс «Человек в истории. Россия – XX век»

1 место





Поощрительная грамота

Октябрь 2014 – май 2015

«Проезд Дорофеева»

Городская поисково-исследовательская экспедиция: «Моя малая родина – Тольятти»;

Городской конкурс «Солдаты Отчизны»;

1 место





1 место

Октябрь 2015 – май 2016

«Тольятти многонациональный. Дети войны»

Городская поисково-исследовательская экспедиция: «Наш Тольятти - моя малая родина»;

Городская научно-практическая конференция «Дружба народов глазами ребенка»

Всероссийский конкурс «Человек в истории. Россия – XX век»

1 место





Победители




Поощрительная грамота

Октябрь 2016- май 2017

Та заводская проходная, что в люди вывела меня»

III Открытый городской конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Чтения имени В.Н. Полякова»

Победитель

«Секреты старого дома»

Городская поисково-исследовательская экспедиция: «Наш Тольятти - моя малая родина»;

2 место

На последнем этапе реализации проекта школьным педагогом-психологом были проведены диагностические исследования:

  • в мае 2017 диагностика мотивации обучения учащихся 9-х классов по истории и обществознанию (таблица 2, таблица 3).

Таблица 2. Диагностика мотивации обучения учащихся 9-х классов. История.

Класс

Внешняя мотивация

Внутренняя мотивация

9 А (26 ч)

10

16

9 Б (19 ч)

9

10

Всего: 45 ч.

19

26

Таблица 3. Диагностика уровня внутренней мотивации к обучению учащихся 9-х классов. Обществознание.

Класс

Внешняя мотивация

Внутренняя мотивация

9 А (26ч)

12

14

9 Б (19 ч)

8

11

Всего: 45 ч.

20

25


Мы видим, что внутренняя мотивация к обучению у выпускников основной школы стала выше по сравнению с уровнем мотивации пятого классом: по истории на 19,7 %, по обществознанию – на 13,6 %, т.е задача повышения уровня мотивации обучения с помощью внедрения проектно-исследовательской деятельности, поставленная в начале реализации проекта, решена.

В апреле 2017 года была проведена диагностика познавательной активности учеников 9-х классов (таблица 4).

Таблица 4. Сводная таблица диагностики уровня познавательной активности обучающихся по годам обучения.

Класс

Год обучения

Нулевой

Низкий

Средний

Высокий

5 класс (50 ч)

2012-2013

1

28

16

5

6 класс (53 ч)

2013-2014

3

17

25

8

7 класс (56 ч)

2014-2015

3

15

27

11

8 класс (54 ч)

2015-2016

2

14

23

15

9 класс (45ч)

2016-2017

0

6

21

18

По данным таблицы и диаграммы наблюдается снижение количества учащихся с нулевым и низким уровнем познавательной активности и увеличивается количество учащихся, которые имеют высокий уровень познавательной активности.

Таблица 5. Сравнение уровня познавательного интереса учащихся 7-9 классов (%).

п/п

Линия сравнения

7 класс

2014-2015

8 класс

2015-2016

9 класс

2016-2017

1.

Проявляет интерес ситуативно

34

31

29

2.

Учится по необходимости

20

22

28

3.

Интересуется предметом

25

29

23

4.

Проявляет повышенный познавательный интерес

21

18

20

Таблица 6. Оценка познавательной активности учащихся 5, 9 класс. (%)

п/п

Параметры познавательной активности

До участия в исследовательской деятельности

После участия в исследовательской деятельности

1.

Уровень усвоения учебного материала

48

89

2.

Самооценка

45

78

3.

Степень руководства учителя деятельностью учащихся

77

53

4.

Организованность

62

88

Показатели таблицы 4,5 и таблицы 6 подтверждают гипотезу проекта о том, что, если активно использовать проектно – исследовательскую деятельность в основной школе, то

  • возрастет познавательная активность учащихся;

  • исследовательская практика расширит кругозор ребёнка;

  • у учащихся появится механизм самостоятельного получения новых знаний;

  • станет выше качество учебно-воспитательного процесса школьников основной школы.

Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний, учащихся по предметам история и обществознание (таблица 7, таблица 8).

Таблица 7. Динамика успеваемости и качества знаний по истории.

2012-2013

5 класс

2013-2014

6 класс

2014-2015

7 класс

2015-2016

8 класс


2016-2017

9 класс

Успеваемость, %

Качество, %

Успеваемость, %

Качество, %

Успеваемость, %

Качество, %

Успеваемость, %

Качество, %

Успеваемость, %

Качество, %

100

51,2

100

53,7

100

55,7

97,9

56,7

100

53,7

Мы видим рост качества знаний по истории на 2,5 %

Таблица 8. Динамика успеваемости и качества знаний по обществознанию.

2012-2013

5 класс

2013-2014

6 класс

2014-2015

7 класс

2015-2016

8 класс


2016-2017

9 класс

Успеваемость, %

Качество, %

Успеваемость, %

Качество, %

Успеваемость, %

Качество, %

Успеваемость, %

Качество, %

Успеваемость, %

Качество, %

100

66,8

100

69,5

100

65,5

99

70,6

100

70,7

Наблюдается рост качества знаний по обществознанию на 3,9%.

Выросло количество участников проектно-исследовательской деятельности. (таблица 9)

Таблица 9. Таблица участия школьников в конкурсах разного уровня.

Название конкурсов

Годы обучения

Наш Тольятти-моя малая родина

Человек в истории

Другие конкурсы

2014-2015

4

4

13

2015-2016

6

4

17

2016-2017

8

6

20

Таблица 10. Таблица участия родителей в конкурсах разного уровня.

Название конкурсов

Годы обучения

Наш Тольятти-моя малая родина

Человек в истории

Другие конкурсы

2014-2015

4

2

9

2015-2016

2

6

11

2016-2017

7

6

15



В ходе реализации проекта была сформирована цепочка факторов формирования познавательной активности. Схема 8.

Схема 1. Факторы формирования познавательной активности.

Мотивы


Познавательный интерес


Познавательная активность


Познавательная деятельность


Были отобраны и апробированы методы, приемы и средства развития познавательной активности учащихся (таблица 11).

Методы

Приемы

Средства

Частично-поисковый

Исследовательский

Проблемного изложения материала

Реализации творческих задач

Проектный

Создание проблемной ситуации

Уроки нестандартных форм

Экскурсии

Индивидуальная, групповая, самостоятельная работа.

Участие в конкурсах

Использование ИКТ

Средства Здоровьесберегающих технологий

Результаты проекта:

1. Школьники научились: подходить к материалу с позиции исследователя; искать, находить и пользоваться нужной литерату­рой, статистическими данными, анкетами (при необходимости могут самостоятельно составить), ресурсами Ин­тернет для добывания необходимых знаний.

Участники проекта стали более уверенными в себе; они толерантны при диалоге с оппонентами; обладают навыками культуры коммуникации.

Школьники отработали умение: выделять и оценивать ведущие идеи исследования; определять области практического приме­нения полученных знаний; обобщать, описывать и литературно оформлять полученные в ходе исследования результаты; по окончании исследовательской работы формулировать выводы; грамотно излагать резуль­таты поисков и своих наблюдений.

В ходе реализации проекта удалось закрепить навыки работы школьников с компьютерными программами: Power Point, Microsoft Word, Mi­crosoft Excel, Microsoft Paint.

Участникам представилась возможность выступить публично, донести до слушате­лей свою точку зрения, обосновать ее, заинтересовать аудиторию, убедить в пользе и весомости своих идей.








IV. Непрерывность профессионального развития педагога.

Обобщение и трансляция опыта работы в среде педагогической общественности (таблица1). [Приложение 9]

Таблица 1.

Название мероприятия

Роль учителя

Результат

1. Очное участие в мероприятиях по обобщению и распространению идей воспитательного проекта

1.1.Конкурсы профессионального мастерства

Городской конкурс «Лучший учитель истории и обществознания г.о. Тольятти»

Участник

Победитель


Окружной этап конкурса «Классный руководитель»

Участник

Победитель


Окружной этап Всероссийского конкурса организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека»

Участник

3 место


1.2.Научно-практические конференции, семинары, мастер-классы

Межведомственная конференция «Духовно-нравственное воспитание как основа формирования ценностных ориентиров подрастающего поколения

Выступающий

Программа семинара

Городская научно -практическая Конференции

«Служение Отечеству: патриотизм, милосердие и жертвенность»

Выступающий

Благодарственное письмо


Педагогический фестиваль «Под крылом Синей птицы» в рамках Всероссийского слета победителей конкурса «Учитель года России»

Выступающий

Сертификат


Семинар «Особенности УМК по истории и обществознанию издательства Дрофа» в контексте ФГОС»

Участник

Сертификат


2. Участие в заочных мероприятиях по обобщению и распространению идей воспитательного процесса

Международный конкурс «История в биографиях»

Участник

Сертификат участника

Всероссийский педагогический конкурс «Гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения»

Участник

Диплом 1 степени


Публикация статьи по обобщению опыта в научно-педагогическом журнале «Академия педагогических знаний»

Обобщение опыта

Сертификат


3. Наличие регулярно обновляемого Интернет-ресурса

Публикация на личном сайте учителя https://infourok.ru/user/pashkova-olga-borisovna

Трансляция опыта

Свидетельство

Сертификат

Публикация на личном сайте учителя https://multiurok.ru/id80087142/

Трансляция опыта

Сертификат; Свидетельство

Публикации на личном сайте учителя https://www.prodlenka.org/profile/notifications

Трансляция опыта

Свидетельства


Работа с персональными сайтами дает ряд преимуществ:

можно делиться с коллегами собственными наработками по теме данного проекта;

возможность интерактивной связи через сайт с родителями и учащимися, что позволяет давать консультации и советы по вопросам проектов;

отслеживание на сайте количества просмотров и скачиваний материалов позволяет понять насколько продуктивен тот или иной материал, там размещенный;

показывает компетентность учителя.

Выводы:

Исследования показали, что действительно проектно – исследовательская работа – это эффективный метод учебной деятельности, который является одним из средств развития познавательной активности учащихся основной школы. Удалось повысить качество учебно-воспитательного процесса школьников, степень самостоятельности, инициативности учащихся; способствовать развитию социальных навыков учащихся в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско - творческой деятельности.

Гипотеза подтвердилась.

Задачи дальнейшей деятельности.

Продолжить работу: по реализации проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе; по вовлечению родителей в совместную творческую деятельность с ребёнком.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!