Материалы, подтверждающие
реализацию практики:
«Развитие познавательной активности обучающихся через вовлечение их в проектно – исследовательскую деятельность»
Содержание
I. Создание педагогическим работником условий для приобретения воспитанниками и обучающимися позитивного социального опыта. 3
II. Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования в проекте современных образовательных, в том числе информационных технологий. 17
III. Результативность апробации проекта в профессиональном сообществе. 21
IV. Непрерывность профессионального развития педагога 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
I. Создание педагогическим работником условий для приобретения воспитанниками и обучающимися позитивного социального опыта.
Национальный проект «Образование» дал мощный импульс преобразованиям в российской школе. Основная цель современного образования - это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, самоопределения, выбора профессии для свободной адаптации в современной жизни.
Компетентность является «ключевым» термином образования сегодня. Компетентностный подход – одно из условий формирования конкурентоспособной, всесторонне развитой личности обучающихся. Один из видов классификации образовательных компетенций, делит их на три уровня: предметные, общепредметные и метапредметные (ключевые), относящиеся к общему содержанию образования. Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.
Методы исследовательской деятельности являются базовыми в технологиях развивающего, проблемного, разноуровнего и коллективного способов обучения, исследовательских и проектных технологий, технологии развития критического мышления.
Наиболее удачной формой для раскрытия интеллектуальных качеств личности является метод проектов.
Проектно - исследовательская деятельность – это планируемая деятельность, направленная на получение новой информации, которая может послужить основой при получении новых результатов. Участвуя в различных формах исследовательской деятельности (работа в библиотеках, архивах, поход, оформление экспозиций музея, встречи), обучаемые приобретают умения и навыки интеллектуальной работы, учатся целеустремленности, настойчивости, ответственности.
Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а во ФГОС основной школы она обозначена как одна из центральных педагогических проблем.
Одним из условий повышения эффективности учебного процесса является организация проектно - исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Основным направлением моей педагогической деятельности является создание благоприятной среды для развития исследовательской деятельности учащихся. Такая форма работы развивает инициативу учащихся, формирует самостоятельную личность, позволяет проявить лидерские качества и дает возможность самосовершенствоваться каждому ребенку.
Актуальность проекта обусловлена существованием противоречий: между низким уровнем развития исследовательских навыков школьников основной школы и требованиями ФГОС II поколения к результатам образования (формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или меж предметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» (ФГОС ООО, п. 18.2.1); между возрастающим объемом информации, который предлагается учащимся в курсе учебных предметов и недостаточным включением личности учащихся в познавательный процесс. Из этих противоречий вытекает проблема - как повысить познавательную активность школьников основной школы средствами проектно-исследовательской деятельности.
Гипотеза – если активно использовать проектно – исследовательскую деятельность в основной школе, то возрастет познавательная активность учащихся, а собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка; позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний и повысить качество учебно-воспитательного процесса школьников основной школы.
Цель проекта - создание благоприятных условий для развития познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи проекта.
1. Изучить особенности организации образовательного процесса, которые позволят стимулировать познавательный интерес к предмету через проектно-исследовательскую деятельность.
2. Отобрать и апробировать через проектно-исследовательскую деятельность приемы и методы развития познавательной активности учащихся.
3. Принять участие в школьных, городских и областных конкурсах проектов и исследовательских работ школьников.
4.Обобщить и распространить опыт работы в среде педагогической общественности.
Участники проекта: учащиеся 5 - 9 класс, их родители; руководитель и активисты школьного музея.
Учебные предметы: история и обществознание, курс внеурочной деятельности «Край Самарский».
Ожидаемые результаты.
Рост учебной мотивации.
Рост качества знаний по истории и обществознанию.
Развитие познавательных УУД: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы решения проблемы, сформулировать выводы.
Развитие коммуникативных УУД: умение грамотно оформить выполненную работу, ясно изложить и представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Создание социально-значимых проектов.
Риски проекта:
1. Неготовность детей, родителей к деятельности в условиях проекта.
2. Отсутствие мотивации у детей и родителей.
3. Низкая просвещенность родителей.
Этапы реализации проекта. Таблица 1.
№ п/п | Название этапа | Сроки реализации |
1 | Этап организации и планирования. | Октябрь 2012- май 2013 |
2 | Практический | Октябрь 2014 - май 2016 |
3 | Заключительный. Этап подведения итогов. | Октябрь 2016 – май 2017 |
Этап организации и планирования. Октябрь 2012- май 2013.
На этапе организации и планирования педагогом-психологом школы была проведена диагностика мотивации к обучению, развития познавательных способностей пятиклассников.
В октябре 2012 - диагностика мотивации 5-х классов к обучению по предметам история (таблица 2) и обществознание (таблица 3) по тесту - опроснику Л.Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника»
Таблица 2. Диагностика мотивации к обучению учащихся 5-х классов. История.
Класс | Внешняя мотивация | Внутренняя мотивация |
5А (28 ч) | 16 | 12 |
5Б (22 ч) | 15 | 7 |
Всего: 50 ч. | 31 | 19 |
Таблица 3. Диагностика уровня внутренней мотивации к обучению учащихся 5-х классов. Обществознание.
Класс | Внешняя мотивация | Внутренняя мотивация |
5А (28 ч) | 17 | 11 |
5Б (22 ч) | 12 | 10 |
Всего: 50 ч. | 29 | 21 |
По данным таблицы мы видим, что внутренняя мотивация (интерес к результату и процессу деятельности, саморазвитие, воля к учению, стремление к получению новых знаний) у школьников ниже уровня развития внешней мотивации (похвала, награда, сила давления родителей, стремление не отставать от сверстников). Это подтверждает мысль о том, что необходимо проводить работу над повышением уровня внутренней мотивации школьников.
В ноябре 2012 года была проведена диагностика уровня познавательной активности по Г.И. Щукиной (таблица 4).
Таблица 4. Диагностика уровня познавательной активности учащихся 5-х классов по Г.И. Щукиной. История.
Класс | Нулевой | Низкий | Средний | Высокий |
5а (28 ч) | 0 | 15 | 10 | 3 |
5б (22 ч) | 1 | 13 | 6 | 2 |
Всего 50 ч | 1 | 28 | 16 | 5 |
Мы видим, что среди пятиклассников преобладает средний уровень развития познавательной активности, который характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?», следовательно, необходима работа по повышению уровня познавательной активности учеников.
В декабре 2012 был проведен мониторинг сформированности познавательных процессов (таблица 5).
Таблица 5. Сформированность познавательных процессов
| Высокий уровень | Хороший уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Внимание | 0 | 14 | 21 | 15 |
Воображение | 5 | 12 | 23 | 10 |
Мышление | 5 | 10 | 25 | 10 |
Анализ данных таблицы показывает, что внимание, воображение и мышление у большинства пятиклассников имеет средний уровень сформированности.
На одном из первых уроков «Обществознания» в соответствии с требованиями ФГОС и рабочей программы предмета, я раздала ученикам задания по подготовке проектов. Один из них, «Моя родословная», ребята должны были подготовить и презентовать в конце первого полугодия (декабрь 2012 г), другой - «Война в судьбе семьи» – в мае 2013 г. Это были малые семейные проекты и проводились они с целью выявить детей, заинтересованных в такой деятельности, потенциальных исследователей и родителей, которые неравнодушны к результатам учебной деятельности своих детей и активны в родительской общественности.
В декабре на Часе интересного общения (ЧИО) было организовано коллективное творческое дело (КТД) – презентация и защита первого малого проекта «Моя родословная», на КТД были приглашены родители ребят, школьный библиотекарь, руководитель школьного музея и ребята старшеклассники.
| | |
Защита проекта «Моя родословная» декабрь 2012 г. |
В мае во время проведения ЧИО прошло еще одно КТД по защите проекта «Война в судьбе моей семьи». Здесь активность родителей была выше. На саму защиту пришли три бабушки и две мамы. Ребята чувствовали себя увереннее.
На первом этапе была организована работа с родителями по нескольким направлениям (таблица 6).
Таблица 6. Основные направления работы с родителями.
№ п/п/ | Название направления работы с родителями | Содержание направления работы с родителями |
1 | Информационное | Доведение до сведения родителей содержательной линии семейных проектов |
2 | Аналитическое | Анкетирование, опросы, тестирование |
3 | Познавательное | Проведение родительских собраний нетрадиционной формы, организация встреч с интересными людьми, экскурсии |
После презентации первых проектов, в беседе с родителями выяснилось, что родители, принявшие участие в работе, наладили более тесный контакт не только со своими детьми, но и с родителями класса. Они получили возможность узнать о том, чем занимается их ребенок в школе и во внеурочное время, а также проявить свои творческие способности.
По итогам первого этапа можно сделать следующие выводы.
1. Итоги диагностики и мониторинга показали необходимость работы по развитию внутренней учебной мотивации школьников; развитию навыков познавательной деятельности.
2. Среди пятиклассников была выделена группа ребят, те, кто впоследствии стали активными участниками проектно-исследовательской работы.
3. В работе пятиклассникам помогали старшеклассники из 8,9 – х классов, те, кто уже имеет опыт создания проектов и исследовательских работ, их совместная деятельность привела к созданию команды познавательного общения (КПО) «Исследователь». Схема 1.
Схема 1. Организация ученического самоуправления в КПО «Исследователь»
4. Выполнение заданий по подготовке и защите малых проектов позволило понять, кто из родителей будет сотрудничать дальше, кому это интересно.
Сложилась схема роли родителей в проектной и исследовательской деятельности. Схема 2.
Схема 2. Модель взаимодействия с семьями обучающихся.
Мотивационная | Информационная | Поддержка | Техническая | Организационная |
Родители |
Показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта. | Родители выступают источником информации, помощником в ее поиске | Фото и видео съемка, составление презентации, монтаж материалов | Сопровождение учащихся в музей, библиотеку на экскурсию и т.п. |
Учитель | Ученик |
| | |
Родители с ребятами на шествии «Бессмертный полк» | Родители на презентации проекта перед ветеранами микрорайона школы | Встреча в НКЦ «Возрождение» |
5. Сложился алгоритм организации проектной и исследовательской деятельности в команде. Схема 3.
1 этап. УЧИТЕЛЬ – ученик – родитель (погружение в проект учителя);
2 этап. учитель – УЧЕНИК – родитель (принятие темы проекта учеником);
3 этап. учитель- ученик – РОДИТЕЛЬ (вовлечение в исследование родителей)
4 этап. УЧИТЕЛЬ – ученик – родитель (обобщение с учителем исследовательской деятельности, цель – прийти к умозаключению);
5 этап. учитель – УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ (обогащение житейским опытом, научным кругозором, повышение самооценки семьи)
Схема 3.
Этапы включения в деятельность.
На основании всех этих выводов необходимо было спланировать дальнейшую работу по решению задач и достижения цели данного проекта.
Таблица 7. Планирование работы по реализации проекта
№ п/п | Наименование деятельности. | Дата проведения | Участники |
| |
1 | Знакомство с проектно – исследовательской деятельностью. | Октябрь 2012 | Учащиеся 5-х классов и их родители |
Работа по развитию способов мыслительной деятельности |
2 | Тема учебного проекта. | Ноябрь – декабрь 2012 | Учащиеся 5-х классов и их родители. Старшеклассники. |
3 | Этапы работы над учебным проектом. Составление индивидуального плана. |
4 | Проблема как основа проектной деятельность. |
5 | К вопросу определения проблематики исследования. |
6 | Учимся задавать вопросы. |
7 | Учимся выдвигать гипотезы |
8 | Источники информации |
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности |
8 | Выдвижение гипотезы проектной работы. | Декабрь – май 2012-2013 | Учащиеся 5-х классов и их родители. Старшеклассники. |
9 | Цели и задачи исследования |
10 | Методы исследования. Мыслительные операции |
11 | Сбор материала для исследования |
12 | Анализ и синтез. Суждения. Умозаключения. Выводы |
13 | Обобщение полученных данных. |
Самостоятельные малые проекты |
14 | Планирование работы | Декабрь – май 2012-2013 | Учащиеся 5-х классов и их родители. Старшеклассники. Школьный библиотекарь. Руководитель и актив школьного музея |
15 | Обучение Анкетированию, социальному опросу, интервьюированию |
16-17 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
18-19 | Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление теоретического материала. |
Работа по развитию ораторского искусства и мастерства публичного выступления. |
20 | Особенности ораторского искусства. Личность оратора. | Октябрь 2012- май 2013 | Учащиеся 5-х классов и их родители. |
21-22 | Подготовка речи. Ее структура и композиция. |
23-24 | Техника речи. Постановка голоса. Дыхание. |
25 | Постановка на публике. Выразительные средства речи. |
26-27 | Отработка индивидуальной речи. |
28-31 | Экскурсии в соответствии с темами выбранных исследовательских проектов. | Учащиеся 6-х классов и их родители. |
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся | |
32-34 | Подготовка к защите. Предзащита проектов. | Май 2013 | Учащиеся 5-х классов и их родители. Старшеклассники. |
Практический этап. Октябрь 2013 – май 2016 гг.
Ребята написали много интересных социально-значимых проектов. Тема каждого из них появлялась по-разному. Схема 4.
Схема 4. Шкатулка идей тем проектно-исследовательских работ.
Прослушивание музыки и стихов в НКЦ «Возрождение» | Экспонаты школьного музея – подлинные письма военных лет | Экскурсия по г. Тольятти | Встречи с детьми войны разных национальностей в музее школы |
| | | |
Проектно -исследовательские работы |
«Прекрасно пробуждает доброе» | «Жил такой парень». | «Тольятти. Проезд Дорофеева» | «Дети войны». |
Информационные карты проектно—исследовательских работ |
[Приложение 1] | [Приложение 2] | [Приложение 3] | [Приложение 4] |
В ходе создания проектно-исследовательских работ ребята
встречались с представителями Совета ветеранов Автозаводского района;
были на встрече с председателем Городской Думы Д.Б. Микель;
участвовали в мероприятиях центра немецкой культуры «Возрождение», центров встреч украинцев «Днепро» и белорусов «Неман»;
посетили семьи тех людей, о которых писали проекты;
побывали на концертах Детской школы искусств № 1 им. Балакирева;
были на экскурсии в Зольном, Ширяево;
познакомились с экспозициями школьных музеев школ № 1, № 23 города Тольятти;
виртуально общались с представителями центра немецкой культуры Похвистнево, с родственника Фрицлер Э.Ф, которые проживают в Германии;
прошло много встреч с интересными людьми нашего города;
активно работали в школьной библиотеке, школьном музее и в сети Интернет.
Участники КПО «Исследователь» занимались волонтерской деятельностью:
| |
посещали ветеранов микрорайона школы, помогали им, поздравляли с праздниками, дарили подарки; |
| |
участвовали в субботниках и воскресниках, посвященных памятным датам; |
| |
|
занимались оформлением периодически изменяющихся экспозиций школьного музея, съемных выставок |
II. Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования в проекте современных образовательных, в том числе информационных технологий.
Организованная в системе проектно - исследовательская деятельность привела к расширению информационного пространства. В работе над развитием познавательных способностей средствами проектно-исследовательской деятельности использовались различные приемы, методы и формы организации этой деятельности. Схема 1.
Схема 1. Педагогические технологии, используемые в реализации проекта.
Схема 2. Приемы, средства и методы поисково-исследовательской деятельности
Учитель в период реализации проекта закончила курсы повышения квалификации по программе «Инновационные технологии применения мультимедиа в образовании», обучалась в онлайн школе Цифрового века, получила сертификат по ИКТ компетентности в Академии интеллектуального развития [Приложение 5]
Таблица 1. Курсы повышения квалификации педагога. [Приложение 6]
№ п/п | Тема курсов | Объем часов | Документ |
1 | ФГОС: основного общего образования: проектирование образовательного процесса по истории и обществознанию | 120 часов | Удостоверение |
2 | Модульные курсы программы развития профессионально-личностных компетенций педагога | 54 часа | Сертификат |
3 | Модульные курсы программы развития профессионально-личностных компетенций педагога | 24 часа | Сертификат |
4 | Модульные курсы программы развития профессионально-личностных компетенций педагога | 36 часов | Сертификат |
По итогам данного проекта была разработана и получила внешнюю рецензию «Рабочая программа по обществознанию для 10 класса». В нее были включены задания по проектной и исследовательской деятельности с целью закрепления навыков проектно-исследовательской работы учащихся, полученных в основной школе. Также был разработан краеведческий курс внеурочной деятельности «Край Самарский», утвержденный в образовательном учреждении, с заданиями по проектной и исследовательской деятельности учащихся. [Приложение 7]
III. Результативность апробации проекта в профессиональном сообществе.
Результаты участия в конкурсах (таблица 1).
Таблица 1. Достижения, обучающихся в мероприятиях разного уровня.
[Приложение 8]
Сроки | Название | Название конкурса | Уровень Результат |
Октябрь 2013- май 2014 | «Жил такой парень» | Городской конкурс «Солдаты Отчизны»; | 1 место |
«Прекрасное пробуждает доброе» | Городская поисково-исследовательская экспедиция: «Моя малая родина – Тольятти»; Всероссийский конкурс «Человек в истории. Россия – XX век» | 1 место Поощрительная грамота |
Октябрь 2014 – май 2015 | «Проезд Дорофеева» | Городская поисково-исследовательская экспедиция: «Моя малая родина – Тольятти»; Городской конкурс «Солдаты Отчизны»; | 1 место 1 место |
Октябрь 2015 – май 2016 | «Тольятти многонациональный. Дети войны» | Городская поисково-исследовательская экспедиция: «Наш Тольятти - моя малая родина»; Городская научно-практическая конференция «Дружба народов глазами ребенка» Всероссийский конкурс «Человек в истории. Россия – XX век» | 1 место Победители Поощрительная грамота |
Октябрь 2016- май 2017 | Та заводская проходная, что в люди вывела меня» | III Открытый городской конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Чтения имени В.Н. Полякова» | Победитель |
«Секреты старого дома» | Городская поисково-исследовательская экспедиция: «Наш Тольятти - моя малая родина»; | 2 место |
На последнем этапе реализации проекта школьным педагогом-психологом были проведены диагностические исследования:
в мае 2017 диагностика мотивации обучения учащихся 9-х классов по истории и обществознанию (таблица 2, таблица 3).
Таблица 2. Диагностика мотивации обучения учащихся 9-х классов. История.
Класс | Внешняя мотивация | Внутренняя мотивация |
9 А (26 ч) | 10 | 16 |
9 Б (19 ч) | 9 | 10 |
Всего: 45 ч. | 19 | 26 |
Таблица 3. Диагностика уровня внутренней мотивации к обучению учащихся 9-х классов. Обществознание.
Класс | Внешняя мотивация | Внутренняя мотивация |
9 А (26ч) | 12 | 14 |
9 Б (19 ч) | 8 | 11 |
Всего: 45 ч. | 20 | 25 |
Мы видим, что внутренняя мотивация к обучению у выпускников основной школы стала выше по сравнению с уровнем мотивации пятого классом: по истории на 19,7 %, по обществознанию – на 13,6 %, т.е задача повышения уровня мотивации обучения с помощью внедрения проектно-исследовательской деятельности, поставленная в начале реализации проекта, решена.
В апреле 2017 года была проведена диагностика познавательной активности учеников 9-х классов (таблица 4).
Таблица 4. Сводная таблица диагностики уровня познавательной активности обучающихся по годам обучения.
Класс | Год обучения | Нулевой | Низкий | Средний | Высокий |
5 класс (50 ч) | 2012-2013 | 1 | 28 | 16 | 5 |
6 класс (53 ч) | 2013-2014 | 3 | 17 | 25 | 8 |
7 класс (56 ч) | 2014-2015 | 3 | 15 | 27 | 11 |
8 класс (54 ч) | 2015-2016 | 2 | 14 | 23 | 15 |
9 класс (45ч) | 2016-2017 | 0 | 6 | 21 | 18 |
По данным таблицы и диаграммы наблюдается снижение количества учащихся с нулевым и низким уровнем познавательной активности и увеличивается количество учащихся, которые имеют высокий уровень познавательной активности.
Таблица 5. Сравнение уровня познавательного интереса учащихся 7-9 классов (%).
№ п/п | Линия сравнения | 7 класс 2014-2015 | 8 класс 2015-2016 | 9 класс 2016-2017 |
1. | Проявляет интерес ситуативно | 34 | 31 | 29 |
2. | Учится по необходимости | 20 | 22 | 28 |
3. | Интересуется предметом | 25 | 29 | 23 |
4. | Проявляет повышенный познавательный интерес | 21 | 18 | 20 |
Таблица 6. Оценка познавательной активности учащихся 5, 9 класс. (%)
№ п/п | Параметры познавательной активности | До участия в исследовательской деятельности | После участия в исследовательской деятельности |
1. | Уровень усвоения учебного материала | 48 | 89 |
2. | Самооценка | 45 | 78 |
3. | Степень руководства учителя деятельностью учащихся | 77 | 53 |
4. | Организованность | 62 | 88 |
Показатели таблицы 4,5 и таблицы 6 подтверждают гипотезу проекта о том, что, если активно использовать проектно – исследовательскую деятельность в основной школе, то
возрастет познавательная активность учащихся;
исследовательская практика расширит кругозор ребёнка;
у учащихся появится механизм самостоятельного получения новых знаний;
станет выше качество учебно-воспитательного процесса школьников основной школы.
Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний, учащихся по предметам история и обществознание (таблица 7, таблица 8).
Таблица 7. Динамика успеваемости и качества знаний по истории.
2012-2013 5 класс | 2013-2014 6 класс | 2014-2015 7 класс | 2015-2016 8 класс | 2016-2017 9 класс |
Успеваемость, % | Качество, % | Успеваемость, % | Качество, % | Успеваемость, % | Качество, % | Успеваемость, % | Качество, % | Успеваемость, % | Качество, % |
100 | 51,2 | 100 | 53,7 | 100 | 55,7 | 97,9 | 56,7 | 100 | 53,7 |
Мы видим рост качества знаний по истории на 2,5 %
Таблица 8. Динамика успеваемости и качества знаний по обществознанию.
2012-2013 5 класс | 2013-2014 6 класс | 2014-2015 7 класс | 2015-2016 8 класс | 2016-2017 9 класс |
Успеваемость, % | Качество, % | Успеваемость, % | Качество, % | Успеваемость, % | Качество, % | Успеваемость, % | Качество, % | Успеваемость, % | Качество, % |
100 | 66,8 | 100 | 69,5 | 100 | 65,5 | 99 | 70,6 | 100 | 70,7 |
Наблюдается рост качества знаний по обществознанию на 3,9%.
Выросло количество участников проектно-исследовательской деятельности. (таблица 9)
Таблица 9. Таблица участия школьников в конкурсах разного уровня.
Название конкурсов Годы обучения | Наш Тольятти-моя малая родина | Человек в истории | Другие конкурсы |
2014-2015 | 4 | 4 | 13 |
2015-2016 | 6 | 4 | 17 |
2016-2017 | 8 | 6 | 20 |
Таблица 10. Таблица участия родителей в конкурсах разного уровня.
Название конкурсов Годы обучения | Наш Тольятти-моя малая родина | Человек в истории | Другие конкурсы |
2014-2015 | 4 | 2 | 9 |
2015-2016 | 2 | 6 | 11 |
2016-2017 | 7 | 6 | 15 |
В ходе реализации проекта была сформирована цепочка факторов формирования познавательной активности. Схема 8.
Схема 1. Факторы формирования познавательной активности.
Мотивы | | Познавательный интерес | | Познавательная активность | | Познавательная деятельность |
Были отобраны и апробированы методы, приемы и средства развития познавательной активности учащихся (таблица 11).
Методы | Приемы | Средства |
Частично-поисковый Исследовательский Проблемного изложения материала Реализации творческих задач Проектный | Создание проблемной ситуации Уроки нестандартных форм Экскурсии | Индивидуальная, групповая, самостоятельная работа. Участие в конкурсах Использование ИКТ Средства Здоровьесберегающих технологий |
Результаты проекта:
1. Школьники научились: подходить к материалу с позиции исследователя; искать, находить и пользоваться нужной литературой, статистическими данными, анкетами (при необходимости могут самостоятельно составить), ресурсами Интернет для добывания необходимых знаний.
Участники проекта стали более уверенными в себе; они толерантны при диалоге с оппонентами; обладают навыками культуры коммуникации.
Школьники отработали умение: выделять и оценивать ведущие идеи исследования; определять области практического применения полученных знаний; обобщать, описывать и литературно оформлять полученные в ходе исследования результаты; по окончании исследовательской работы формулировать выводы; грамотно излагать результаты поисков и своих наблюдений.
В ходе реализации проекта удалось закрепить навыки работы школьников с компьютерными программами: Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Paint.
Участникам представилась возможность выступить публично, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, заинтересовать аудиторию, убедить в пользе и весомости своих идей.
IV. Непрерывность профессионального развития педагога.
Обобщение и трансляция опыта работы в среде педагогической общественности (таблица1). [Приложение 9]
Таблица 1.
Название мероприятия | Роль учителя | Результат |
1. Очное участие в мероприятиях по обобщению и распространению идей воспитательного проекта |
1.1.Конкурсы профессионального мастерства |
Городской конкурс «Лучший учитель истории и обществознания г.о. Тольятти» | Участник | Победитель |
Окружной этап конкурса «Классный руководитель» | Участник | Победитель |
Окружной этап Всероссийского конкурса организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека» | Участник | 3 место |
1.2.Научно-практические конференции, семинары, мастер-классы |
Межведомственная конференция «Духовно-нравственное воспитание как основа формирования ценностных ориентиров подрастающего поколения | Выступающий | Программа семинара |
Городская научно -практическая Конференции «Служение Отечеству: патриотизм, милосердие и жертвенность» | Выступающий | Благодарственное письмо |
Педагогический фестиваль «Под крылом Синей птицы» в рамках Всероссийского слета победителей конкурса «Учитель года России» | Выступающий | Сертификат |
Семинар «Особенности УМК по истории и обществознанию издательства Дрофа» в контексте ФГОС» | Участник | Сертификат |
2. Участие в заочных мероприятиях по обобщению и распространению идей воспитательного процесса |
Международный конкурс «История в биографиях» | Участник | Сертификат участника |
Всероссийский педагогический конкурс «Гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения» | Участник | Диплом 1 степени |
Публикация статьи по обобщению опыта в научно-педагогическом журнале «Академия педагогических знаний» | Обобщение опыта | Сертификат |
3. Наличие регулярно обновляемого Интернет-ресурса |
Публикация на личном сайте учителя https://infourok.ru/user/pashkova-olga-borisovna | Трансляция опыта | Свидетельство Сертификат |
Публикация на личном сайте учителя https://multiurok.ru/id80087142/ | Трансляция опыта | Сертификат; Свидетельство |
Публикации на личном сайте учителя https://www.prodlenka.org/profile/notifications | Трансляция опыта | Свидетельства |
Работа с персональными сайтами дает ряд преимуществ:
можно делиться с коллегами собственными наработками по теме данного проекта;
возможность интерактивной связи через сайт с родителями и учащимися, что позволяет давать консультации и советы по вопросам проектов;
отслеживание на сайте количества просмотров и скачиваний материалов позволяет понять насколько продуктивен тот или иной материал, там размещенный;
показывает компетентность учителя.
Выводы:
Исследования показали, что действительно проектно – исследовательская работа – это эффективный метод учебной деятельности, который является одним из средств развития познавательной активности учащихся основной школы. Удалось повысить качество учебно-воспитательного процесса школьников, степень самостоятельности, инициативности учащихся; способствовать развитию социальных навыков учащихся в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско - творческой деятельности.
Гипотеза подтвердилась.
Задачи дальнейшей деятельности.
Продолжить работу: по реализации проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе; по вовлечению родителей в совместную творческую деятельность с ребёнком.