СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку развития речи по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к урокам развития устной и письменной речи по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку развития речи по картине И.И. Левитана «Золотая осень».»

Материалы к уроку развития речи по картине 

И.И. Левитана «Золотая осень»

. 

  I. Слово о художнике. 

1. Прочитайте друг другу текст по абзацам.  

Исаак Ильич Левитан жил на рубеже веков (1860 – 1900). Это великий русский художник. Еще при жизни И.И. Левитан получил признание и заслужил глубокую любовь своих современников. «Левитан – это художник, который так ясно, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что противоречивых толкований его творчества мы почти не встречаем в литературе, – писал народный художник Б.В. Иогансон. «Всем известны его (Левитана) картины: «Март», «Березовая роща», «Ранняя весна», «Золотая осень» … 

Учителем Левитана был великолепный художник Саврасов, который оставил завет ученику: самое важное – передать душу природы. 

И.И. Левитану была близка среднерусская природа, чуждая живописной эффектности. Примером этого может служить картина «Весна – большая вода», лишний раз говорящая о том, что Левитан –  глубоко национальный русский художник.

Высокая одаренность художника «тончайшим слухом» живописи позволяла ему передавать незабываемые красоты скромной русской природы.

2. Выпишите и устно прокомментируйте какую-нибудь цитату из текста. Чем заинтересовала вас данная цитата?

II. Анализ картины

1. Социализация

- Любите ли вы раннюю осень?

- Прочитайте отрывки из стихотворений об осени.

2. Диалог

- Рассмотрите картину И.  И. Левитана «Золотая осень».

- Какое чувство вызывает картина?  (Чувство восхищения осенней природой).

- Что изображено на картине? (на переднем плане, слева, вдали, справа) Ученики говорят о том, что видят.

- Почему картина называется «Золотая осень»?  (Преобладают желтые, оранжевые, красные краски, по цвету напоминающие золото).

5. Словарная работа 

Прочитайте слова и словосочетания, определите слова, не связанные с картиной Левитана.   

Деревья в золотом убранстве; берег пруда; трава, как разноцветный ковёр; изящные березки, похожие на вспыхнувшие свечки, голубая вода узенькой речки, небольшое поле изумрудно-зеленой озими, вдали жёлтое озимое поле, город, речка быстро течет, уходит вдаль, однообразно унылый пейзаж, празднично торжественный пейзаж. 

6.  Допишите слова и словосочетания, связанные и не связанные с картиной Левитана. Небо …, солнце…, берёзки, …, правый берег…, впечатление от картины (Обмениваются своими записями с соседом по парте, а затем со всем классом)

7. Назовите композиционный центр картины (Неширокая речка, уходящая вдаль. Как вы догадались, что это речка, а не пруд?

8. Что еще художник изобразил на картине?

- Правый берег похож на левый? (Побуревшая трава, виднеется дубовая роща).

- Солнце светит? Воздух прозрачен? Как вы об этом догадались? (Освещены вершины деревьев, темные тени легли от березок на берег).

III. Формирование устной и письменной речи (монолог, диалог, интервью).

 1. Фронтальная работа

Из прочитанных стихотворений об осени подберите эпиграф к картине «Золотая осень». Обоснуйте свое мнение.

В чём автор хочет убедить зрителя? Сформулируйте и запишите главную мысль картины.

 (Изображение празднично-торжественного осеннего пейзажа. Автор восхищается красотой золотой осени).

2. Работа в группе

1 группа 

 Подготовьте письменный рассказ по картине.

 Сначала индивидуальная работа каждого в группе.

 Тип речи – описание (20-30 слов).

1. Общий вид

2. Признаки золотой осени (3-4 признака)

3. Эмоциональная оценка

 Группа слушает высказывания. Два лучших высказывания предлагает всему классу или создаёт единый вариант. 

бщий вид: на картине И. Левитана изображена ранняя, золотая осень. 

 Признаки золотой осени: вспыхнули осенним золотом тоненькие березки, медленно движется синь – голубая вода узенькой речки, виднеется вдали небольшое поле изумрудно-зеленой озими. Воздух прозрачен.

Эмоциональная оценка: празднична, торжественна золотая пора ранней осени!)

2 группа

Ученики составляют вопросы по анализу картины, обсуждают в группе и лучшие (3-4 вопроса) задают   учащимся. Для ответов выбирают двух учеников.

3 группа

Каждый составляет синквейн на тему «Золотая осень» на основе картины. Слушают друг друга, составляют один вариант. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!