Материалы к уроку развития речи по картине
И.И. Левитана «Золотая осень»
.
I. Слово о художнике.
1. Прочитайте друг другу текст по абзацам.
Исаак Ильич Левитан жил на рубеже веков (1860 – 1900). Это великий русский художник. Еще при жизни И.И. Левитан получил признание и заслужил глубокую любовь своих современников. «Левитан – это художник, который так ясно, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что противоречивых толкований его творчества мы почти не встречаем в литературе, – писал народный художник Б.В. Иогансон. «Всем известны его (Левитана) картины: «Март», «Березовая роща», «Ранняя весна», «Золотая осень» …
Учителем Левитана был великолепный художник Саврасов, который оставил завет ученику: самое важное – передать душу природы.
И.И. Левитану была близка среднерусская природа, чуждая живописной эффектности. Примером этого может служить картина «Весна – большая вода», лишний раз говорящая о том, что Левитан – глубоко национальный русский художник.
Высокая одаренность художника «тончайшим слухом» живописи позволяла ему передавать незабываемые красоты скромной русской природы.
2. Выпишите и устно прокомментируйте какую-нибудь цитату из текста. Чем заинтересовала вас данная цитата?
II. Анализ картины
1. Социализация
- Любите ли вы раннюю осень?
- Прочитайте отрывки из стихотворений об осени.
2. Диалог
- Рассмотрите картину И. И. Левитана «Золотая осень».
- Какое чувство вызывает картина? (Чувство восхищения осенней природой).
- Что изображено на картине? (на переднем плане, слева, вдали, справа) Ученики говорят о том, что видят.
- Почему картина называется «Золотая осень»? (Преобладают желтые, оранжевые, красные краски, по цвету напоминающие золото).
5. Словарная работа
Прочитайте слова и словосочетания, определите слова, не связанные с картиной Левитана.
Деревья в золотом убранстве; берег пруда; трава, как разноцветный ковёр; изящные березки, похожие на вспыхнувшие свечки, голубая вода узенькой речки, небольшое поле изумрудно-зеленой озими, вдали жёлтое озимое поле, город, речка быстро течет, уходит вдаль, однообразно унылый пейзаж, празднично торжественный пейзаж.
6. Допишите слова и словосочетания, связанные и не связанные с картиной Левитана. Небо …, солнце…, берёзки, …, правый берег…, впечатление от картины (Обмениваются своими записями с соседом по парте, а затем со всем классом)
7. Назовите композиционный центр картины (Неширокая речка, уходящая вдаль. Как вы догадались, что это речка, а не пруд?
8. Что еще художник изобразил на картине?
- Правый берег похож на левый? (Побуревшая трава, виднеется дубовая роща).
- Солнце светит? Воздух прозрачен? Как вы об этом догадались? (Освещены вершины деревьев, темные тени легли от березок на берег).
III. Формирование устной и письменной речи (монолог, диалог, интервью).
1. Фронтальная работа
Из прочитанных стихотворений об осени подберите эпиграф к картине «Золотая осень». Обоснуйте свое мнение.
В чём автор хочет убедить зрителя? Сформулируйте и запишите главную мысль картины.
(Изображение празднично-торжественного осеннего пейзажа. Автор восхищается красотой золотой осени).
2. Работа в группе
1 группа
Подготовьте письменный рассказ по картине.
Сначала индивидуальная работа каждого в группе.
Тип речи – описание (20-30 слов).
1. Общий вид
2. Признаки золотой осени (3-4 признака)
3. Эмоциональная оценка
Группа слушает высказывания. Два лучших высказывания предлагает всему классу или создаёт единый вариант.
(Общий вид: на картине И. Левитана изображена ранняя, золотая осень.
Признаки золотой осени: вспыхнули осенним золотом тоненькие березки, медленно движется синь – голубая вода узенькой речки, виднеется вдали небольшое поле изумрудно-зеленой озими. Воздух прозрачен.
Эмоциональная оценка: празднична, торжественна золотая пора ранней осени!)
2 группа
Ученики составляют вопросы по анализу картины, обсуждают в группе и лучшие (3-4 вопроса) задают учащимся. Для ответов выбирают двух учеников.
3 группа
Каждый составляет синквейн на тему «Золотая осень» на основе картины. Слушают друг друга, составляют один вариант.