СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку обществознания 6 класс повторительно-обобщающий урок "Нравственные основы жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготовлен для повторительно-обобщающего урока. 

Просмотр содержимого документа
«Задание 5 по группам»

Задание № 5. Вам выдан свод житейских законов и правил и притча, после знакомства с этим материалом вы должны ответить на несколько вопросов.

Дополнительный материал для первой группы

Что посеешь, то и пожнешь

Издавна существуют мудрые пословицы: «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь», «Добро всегда добром возвращается, а зло — наказанием». Если вы поступаете плохо и некрасиво, то через некоторое время и другие по отношению к вам будут вести себя точно так же. Если же вы хотите, чтобы люди были добры к вам, то и вы сами должны делать добро другим.

В жизни существует очень важный закон воздаяния (закон бумеранга), он не всегда проявляется сразу, но обязательно через какое-то время человеку возвращается все сделанное им ранее добро или зло. Обычно человек, поступая плохо, не знает и не ведает, что творит, не думает, что совершенное им когда-нибудь сполна к нему вернется, и он не избежит наказания.



Притча

Как Кактус свое получил

Растут в Мексике на улицах огромные колючие кактусы высотой в два человеческих роста. Это у нас вдоль улицы деревья сажают, а там и кактусы сойдут за дерево. Но один Кактус с большим оранжевым цветком на самой макушке, трудно было назвать колючим. Скорее, он был кусачим, потому что все кактусы кололись непреднамеренно, а когда нарочно, то это все равно, что укусить. Так вот, вокруг своего красивого цветка Кактус всегда держал наготове тысячи длинных и острых иголок. Нет, он не охранял этот цветок и не хотел его красотой мир порадовать. Цветок Кактусу нужен был лишь для того, чтобы его красотой кого-нибудь приманить, а потом неожиданно больно уколоть.

Только кто-нибудь приблизится к самому цветку, чтобы вдохнуть в себя его великолепный аромат, как тут же Кактус ему больно сделает. Много раз бабочки и мотыльки прокалывали крылышки, птицы до крови кололись, а Кактус радовался тому, как ловко заманивает он всех своим красивым цветком. Никого он не боялся — на целом свете не было никого, кто бы мог проучить злого Кактуса. Уж очень хорошо его иголки охраняли, ни с какой стороны даже и близко не подобраться. Обнаглел Кактус и стал верить, что зло можно всегда безнаказанно творить.

И вот как-то раз увидел Кактус, что люди рядом с ним вкопали в землю странное дерево, ровное и совсем без веток. Сверху к нему белый круглый цветок прикрутили, а вдоль ствола, от цветка до самой земли, веревку черную прикрепили. Не понравился Кактусу его новый высокий сосед. Только вечер наступает и на улице темнеет, как цветок у дерева зажигается и улицу освещает. Мотыльки, комары и мошки на его свет собираются, а на оранжевый цветок Кактуса никто и внимания не обращает.

Разозлился Кактус на нового соседа и решил его что есть силы своими колючими лапами схватить. Но до дерева нужно было еще дотянуться, и тогда Кактус кое-что придумал: стал расти не вверх, а в сторону ровного дерева. Через месяц смог Кактус накинуться на дерево, что есть силы обхватил его своими колючими лапами.

— Ага, будешь знать, как со мной связываться и мешать мне мотыльков колоть, — злорадствовал Кактус.

Но дерево почему-то молчало, и тогда Кактус решил его не отпускать до тех пор, пока оно не заплачет. Наступил вечер. И как только белый цветок дерева засветился, Кактуса стало вовсю трясти. Отовсюду треск слышался, искры электрические с иголок сыпались, и даже едким дымом от Кактуса запахло. Всю ночь до самого рассвета трясся Кактус рядом с деревом. А наутро, когда цветок на дереве потух, Кактус совсем другим сделался: тихим, спокойным и некусачим. Да и от дерева, которое было обыкновенным уличным электрическим фонарем, стал подальше держаться.

Многому научился Кактус за эту ночь. На горьком опыте понял он, что значит больно и плохо другим делать. Жаль, что не слышал он раньше поговорку: «На каждую силу еще большая сила найдется».



Вопросы для первой группы

— О каком законе нравственности вы узнали?

— Для чего необходим закон воздаяния?

— Что помогло злому Кактусу стать лучше? Почему?

— Из-за каких своих качеств Кактус получил по заслугам?

— Можно ли сказать, что зло Кактуса к нему же и возвратилось в виде наказания?

— Справедлив ли закон воздаяния?



Задание № 5. Вам выдан свод житейских законов и правил и притча, после знакомства с этим материалом вы должны ответить на несколько вопросов.

Дополнительный материал для второй группы

Старайся видеть хорошее в других

Существуют выражения «злой глаз» и «добрый глаз». Люди обладающие «добрым глазом», т. е. добрым взглядом на окружающий мир, стараются по-доброму смотреть на других, больше замечать красивое и хорошее вокруг себя и не обращать внимание на плохое. Но есть люди со злым взглядом на окружающее. Они с удовольствием высматривают все плохое и отрицательное. Человек со «злым глазом» часто недоброжелателен и эгоистичен, он старается найти в других недостатки и все нехорошее, чтобы потом дразнить (критиковать) и ругать (осуждать). При этом человек хорошо видит и замечает в других то, что свойственно ему самому, т. е. всех судит по себе. Добрый человек думает, что вокруг него много добрых, а злому кажется, что вокруг него много злых, жадный думает, что кругом много жадин и т. д. Поэтому нужно стараться видеть достоинства, положительные качества в других людях, замечать все красивое в людях.

Непредсказуемый Страус

Страус не только самая большая, но и самая непредсказуемая птица на свете. Никто в Африке не мог понять, какой он на самом деле, ведь Страус то добрый и ласковый, то вдруг неожиданно становится злым и драчливым. А Страус был таким разным из-за того, что у него были совершенно разные глаза. Левый глаз всегда видел в других одно только плохое, а правый — все доброе и хорошее. Везло тем, кто подходил к Страусу с правой стороны, тогда, глядя на все добрым правым глазом, Страус вел себя дружелюбно и доброжелательно. А вот с левой стороны лучше было совсем не приближаться. Страус сразу же делался нетерпимым, насмешливым, злым и грубым.

Как-то раз пошел Страус на реку попить воды. Идет по дороге и видит справа от себя своим добрым правым глазом Сурка, который землю копает, нору себе новую делает.

— Какой ты молодец, Сурок, хорошее дело делаешь, — поздоровавшись, сказал Страус. — Скоро долгие дожди начнутся, а ты к этому времени как раз успеешь новым домом для своей семьи обзавестись. Может быть, помочь тебе чем-нибудь?

— Спасибо, Страус, я сам постараюсь справиться, — ответил Сурок.

Идет Страус дальше и добрым глазом заметил Антилопу. Подошел он к ней, поздоровался и спросил, где она сегодня воду пила.

— Я на озеро ходила пить, там сегодня вода чище, чем в реке.

Вежливо поблагодарил Страус Антилопу, подумал и решил вместо реки отправиться к озеру. Подошел он к озеру и правым хорошим глазом увидел Слона. Слон тоже его заметил, подошел и говорит:

— Будь осторожен, Страус, сегодня возле берега под водой Крокодил голодный лежит и поджидает свою жертву. Если хочешь, то я тебе воды сам принесу и между камнями налью.

Вежливо поблагодарил Страус Слона и согласился с его предложением. Напившись воды, которую принес Слон, Страус уже повернулся, чтобы идти обратно, и тут увидел Слона своим левым злым глазом. Слон в это время еще воды нес. И вдруг вместо благодарности услышал:

— Эй, большеухий, не нужна мне противная вода из твоего хобота, я и так без тебя обойдусь, сам могу напиться. Что мне этот Крокодил — я его ногой лягну и убежать успею.

Удивился Слон. Только что Страус был вежливым и доброжелательным, а теперь вдруг грубым и дерзким стал.

Страус подошел к воде, чтобы показать Слону, как без его помощи обойтись можно. Только он голову наклонил, как из воды выскочил Крокодил, схватил Страуса и стал тянуть его в озеро. Еле-еле Страус вырвался, оставив в крокодильей пасти половину своих перьев.

Домой Страус возвращался по той же самой дороге. Увидел он Антилопу, но только уже другим, злым глазом.

— Лучше бы ты молчала, — сердито стал кричать он на Антилопу. — Из-за тебя я половины перьев лишился и чуть было на обед Крокодилу не достался. Это ты меня подговорила на озеро идти.

Удивилась Антилопа тому, что Страус так быстро изменился, и отвечает:

— Я тебя не подговаривала идти на озеро. Я только сказала, где вода чище, а уж куда идти, ты сам выбирал.

Вскоре Страус заметил того самого Сурка, который нору себе копал. Только теперь увидел его левым глазом. Подбежал Страус к Сурку и ни с того ни с сего сильно рассердился:

— Копают тут всякие землю под ногами, а когда придется убегать от врагов, споткнешься, упадешь и в чьих-нибудь зубах окажешься.

Отогнал он от норы Сурка и стал ее закапывать.

Ничего не может понять Сурок. Что это со Страусом случилось? Утром он его за работу хвалил, предлагал помочь, а теперь, наоборот, ругает его и нору закапывает.

Долго Страус был то добрым, то злым. Но вот однажды его левый глаз покраснел, распух и перестал видеть. Заметили звери, что Страус сильно подобрел и стал дружелюбным, а понять ничего не могут. С тех самых пор у Страуса появилось много друзей, ведь на всех он по-доброму теперь смотрит, в каждом хорошее видит, а плохого не замечает.

Вопросы для второй группы

— Получал ли пользу Страус от своего злого глаза, помогал ли злой глаз ему в жизни?

— Много ли друзей у того, кто в других замечает только плохое?

— Каким Страус стал после того, как перестал видеть своим левым глазом? (Добрее, доброжелательнее, дружелюбнее.)

— Почему злой глаз страуса заболел и перестал видеть? (Рано или поздно зло будет наказано.)

— Вы хотите, чтобы другие люди в вас замечали только плохие качества или видели побольше хорошего?

— Будет ли добрый и дружелюбный человек искать в другом что-нибудь плохое?



Задание № 5. Вам выдан свод житейских законов и правил и притча, после знакомства с этим материалом вы должны ответить на несколько вопросов.

Дополнительный материал для третьей группы

Доброжелательность настоящая и избирательная

Доброжелательность — редкое качество в человеке. Даже плохой человек может желать добра своим знакомым и близким. Однако, как говорится в Бибилии «И если любите любящих вас, какая вам за-это благодарность?» Быть доброжелательным к людям чужим, неприятным, плохим очень трудно. Желать добра только тем, кто нравится, или тому, кто вас любит, — это только половина доброжелательности. Вы же не хотите наполовину радоваться, наполовину дружить и любить, наполовину быть смелым. Настоящая доброжелательность также не должна быть наполовину. Именно полноценная доброжелательность побеждает злость. Даже чтобы успокоить лающую и кидающуюся на вас собаку, не нужно палок и камней, а нужно дружелюбно позвать ее...

Как доброжелательность и дружелюбие злость и силу побеждали

Ранним утром, два брата отправились в страну счастья, о которой когда-то давно им рассказывал отец. Страна эта была далеко-предалеко, в той стороне, где каждое утро встает солнце. Она была спрятана среди высоких снежных гор, добраться до нее, преодолев все препятствия на пути, мог только тот, в ком много доброжелательности и дружелюбия. Братья пошли навстречу солнцу, навстречу неизвестному, но интересному будущему. А чтобы в долгой дороге было веселее, взяли они с собой книгу, гармошку и увлекательную игру.

Никто не понимал, зачем столь трудный и долгий путь странствий выбрали для себя братья. Убеждали их соседи, что жить удобнее под крышей дома, что кушать лучше за столом, а спать приятнее в мягкой постели. Но хорошо наесться и побольше выспаться им не хотелось, а хотелось найти красоту и счастье, скрытые за манящими и неизведанными далями.

Долго шли братья по лесным тропам, ночевали под пушистыми елками, воду пили из чистых родников, ели по дороге лесные ягоды и жарили на костре грибы. Все было хорошо, пока не зашли они в темный лес. Там им повстречался страшный Леший. На его голове росли зеленые листья, руки и ноги были толстыми скрюченными ветками, а вместо тела был старый трухлявый пень.

— Что вы делаете в моих владениях? — сердито зашумел Леший. — Знаете ли вы, что все, кто без спроса заходит в мой лес, больше из него никогда не выходят?

Братья вспомнили слова отца о доброжелательности и дружелюбии, извинились, достали свою книгу и предложили Лешему послушать интересные и увлекательные сказки. Леший жил одиноко в своем лесу, ни разу ни одной книги не видел и не знал, что такое сказка.

— Поймать этих двух людей я всегда успею, лучше я сначала послушаю, что это за сказки такие, — подумал Леший. — Давайте читайте, — крикнул он братьям, — пока я еще не успел рассердиться.

Братья стали по очереди читать книгу, а Леший так увлекся сказками, что даже не заметил, как кончилась книга. Злости его как не бывало. Улыбнулся он братьям и разрешил им, своим новым знакомым, отныне в любое время ходить по его лесу.

Отправились они дальше, на пути оказалось огромное болото, через которое можно было пройти по одной-единственной извилистой тропинке. Осторожно ступая, братья пошли по ней: справа и слева булькала и колыхалась болотная трясина, готовая в любой момент засосать оступившегося. Вдруг братья увидели мерзкую болотную Кикимору. Она была вся покрыта пиявками, на голове у нее сидели лягушки, вместо носа торчала коряга, и пахла она просто отвратительно.

— Почему без спроса ходите по моему болоту? — зашипела Кикимора. — Сейчас столкну вас в болото, и засосет вас моя трясина.

Опять вспомнили братья мудрые слова отца о том, что многие препятствия можно одолеть лишь доброжелательностью и дружелюбием, улыбнулись Кикиморе, достали гармошку и предложили ей музыку послушать. Один из братьев на гармошке заиграл, а другой стал песни да частушки веселые петь. Развеселилась Кикимора болотная, плясать стала и забыла про то, что хотела столкнуть братьев в трясину.

— Не знала я, что люди такие веселые и дружелюбные бывают, что такие песни красивые петь могут, — сказала Кикимора. — Теперь вы всегда желанные гости на моем болоте, ходите по тропинке сколько угодно.

Попрощались братья с Кикиморой и дальше пошли.

Долго шли они по лугам и долинам, пока перед ними не оказалось огромное озеро, у которого не было видно берегов. Решили братья сделать из бревен плот с веслами, чтобы переплыть на нем на другой берег. Целый день работали без отдыха, а вечером отправились в плавание. Полночи они плыли по озеру, а луна освещала им путь. Вдруг раздался громкий всплеск и из воды вынурнул страшный зеленый Водяной. На голове у него росли водоросли, весь он был покрыт зеленой тиной, а вместо ног у него был огромный рыбий хвост.

— Как посмели вы разбудить меня шумом своих весел? — грозно заговорил Водяной. — Да знаете, что я с вами сделаю! Вот сейчас переверну плот и утоплю вас в моем озере.

И опять вспомнили братья мудрые слова отца о том, что доброжелательность и дружелюбие настоящие чудеса творят, извинились за шум ночной и предложили Водяному сыграть в интересную игру.

— Утопить я их всегда успею, — подумал Водяной. — Да вот только поиграть тогда мне не с кем будет.

Игра понравилась Водяному, он даже не заметил, как наступило утро.

— Отныне плавайте по моему озеру, когда вам захочется, — сказал он братьям. — Теперь я вас буду считать своими добрыми друзьями.

Попрощались братья с Водяным и вскоре добрались до другого берега. Рассеялся утренний туман, и перед их глазами предстали величественные снежные горы. Где-то за ними была страна счастья, и братья продолжили путь.

Вопросы для третьей группы

— Чем можно победить злость?

— Если бы вместо демонстрации доброжелательности и дружелюбия братья стали драться и защищаться от Лешего, Кикиморы и Водяного, смогли бы они добраться до страны радости и счастья?

— Можно ли победить злость силой, палкой и кулаком?

— Правильно поступили братья, что отправились в дальний путь за поиском радости и счастья или им лучше было бы сидеть дома?


Просмотр содержимого презентации
«Нравственные основы жизни»

Просмотр видео. Духовные притчи. Наклонности. — Как вы поняли смысл этой притчи? — Как вы думаете, почему человек ведет себя правильно? Нравственные основы жизни Повторительно-обобщающий урок

Просмотр видео.

Духовные притчи. Наклонности.

— Как вы поняли смысл этой притчи?

— Как вы думаете, почему человек ведет себя правильно?

Нравственные основы жизни

Повторительно-обобщающий урок

Задание № 1. Из букв составьте понятие, напишите его определение. 1 вариант   2 вариант бродо    тевтвннрсьноас   олпарив    лоз омрьал    арстх евлеилбоокчюе   уизмгамн

Задание № 1. Из букв составьте понятие, напишите его определение.

1 вариант 2 вариант

бродо тевтвннрсьноас

олпарив лоз

омрьал арстх

евлеилбоокчюе уизмгамн

Задание № 2. Отметьте ВЕРНОЕ утверждение. 1.Золотое правило нравственности требует от нас хорошего отношения только к тем людям, которые этого достойны. 2.Доброта начинается с заботы о близких. 3.Добрыми бывают не слова, а дела. 4.Чувство страха знакомо только людям. 5.Страх является врожденной защитной реакцией живого организма. 6.Смелость – это врожденное качество человека. 7.Смелому человеку незнаком страх. 8.Гуманизм – это ценное человеческое качество. 9.Гуманный человек способен на любую жестокость. 10.Отношение к старым людям - показатель доброты и человечности.

Задание № 2. Отметьте ВЕРНОЕ утверждение.

1.Золотое правило нравственности требует от нас хорошего отношения только к тем людям, которые этого достойны.

2.Доброта начинается с заботы о близких.

3.Добрыми бывают не слова, а дела.

4.Чувство страха знакомо только людям.

5.Страх является врожденной защитной реакцией живого организма.

6.Смелость – это врожденное качество человека.

7.Смелому человеку незнаком страх.

8.Гуманизм – это ценное человеческое качество.

9.Гуманный человек способен на любую жестокость.

10.Отношение к старым людям - показатель доброты и человечности.

Задание № 3. Собери пословицу и объясни значение. Добро помни, а Пожнешь Что посеешь, то и Зло забывай За добро Добра не делает никому Худо тому, кто Добром плати

Задание № 3. Собери пословицу и объясни значение.

Добро помни, а

Пожнешь

Что посеешь, то и

Зло забывай

За добро

Добра не делает никому

Худо тому, кто

Добром плати

Задание № 4. Послушайте рассказ, ответьте на вопросы.

Задание № 4. Послушайте рассказ, ответьте на вопросы.

  • Как вы думаете, какова будет реакция людей в очереди на просьбу старушки?
  • Как бы вы поступили, услышав подобную просьбу?
  • Как вы оцените поведение людей в очереди?
  • Чем продиктован поступок молодого человека, предложившего помочь старушке взять билет?
  • Предположите, как будут вести себя люди в очереди после случившегося.  
  • Какой урок преподнес молодой человек людям?
Задание № 5. В приложении.

Задание № 5. В приложении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!