Самоанализ урока немецкого языка Кравец Оксаны Владимировны.
Урок по теме «Продукты питания и напитки. Что ты любишь?» проводился во 2 классе в. В группе обучается 7 учащихся, из которых один учащийся обучается по программе 7 вида.
В данной группе я работаю по УМК «Немецкий язык. 2 класс» авторов Н. Гез, Н. Гальскова. УМК входит в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ для работы по новому ФГОС.
Цели моего урока:
Образовательная: учащиеся смогут понимать на слух и употреблять в устной и письменной речи лексику по теме «Продукты питания и напитки. Что ты любишь?»
Воспитательная цель: прививать детям навыки этикета за столом, культуру питания немцев.
Задачи урока:
-познакомить учащихся с лексикой по заявленной теме;
-с помощью игровой технологии организовать запоминание и активизацию лексики;
-создать на уроке ситуации, вынуждающие учащихся употреблять только что изученную лексику в мини-диалогах, узнавать её на слух, употреблять в простейших письменных заданиях.
Для учащихся данного возраста характерно восприятие информации через наглядные средства. Именно поэтому на уроке я использовала большое количество наглядного материала (картинки, игрушки) для лучшего овладения материалом.
В процессе всех этапов урока происходило совершенствование универсальных учебных действий всех видов речевой деятельности учащихся.
На данном уроке совершенствовались следующие УУД:
Из личностного блока:
действия смыслообразования;
мотивация учебной деятельности;
Из регулятивных УУД:
действия целеполагания;
контроля;
коррекции;
оценки;
Из познавательных УУД:
умение строить речевое высказывание;
умение действовать по образцу;
умение извлекать информацию из текста.
Из коммуникативных УУД:
Перечисленные УУД совершенствовались в следующих видах речевой деятельности:
Личностные действия – ведущие, поскольку обеспечивают ценностно-смысловую, нравственную и социальную ориентацию учащихся. Поэтому я старалась построить урок так, чтобы повысить мотивацию к изучению немецкого языка. По моему мнению, этому способствовало использование музыкальных фрагментов, игровые карты теме «Продукты питания и напитки. Что ты любишь?», игрушки, заданий на учебных станциях и разнообразных заданий, развивающих логику, внимание и образность мышления учащихся.
Действия смыслообразования: в личностном блоке первое – освоение личностного смысла учения, желание продолжать учёбу.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной речью как новым способом общения.
Действия целеполагания – постановка учебной (коммуникативной, познавательной) задачи на основе соотнесения того, что уже известно ученику, и того, что ещё неизвестно и предстоит освоить.
Действие целеполагания на этом уроке формировалось через выполнение следующих заданий. В начале урока я организовала этап вхождения в тему. Целями этого этапа были - введение в ситуацию, установление связи нового материала с имеющимися у учащихся знаниями, представлениями, опытом; актуализация этих знаний, представлений и опыта для облегчения понимания нового материала; снятие языковых трудностей для восприятия нового, развитие антиципации, предвосхищение смысла нового материала. Для реализации этого этапа урока я применила метод работы с пазлами, что помогло мне развить антиципацию учащихся. Учащимся не была сообщена тема урока, они должны были, правильно сложив пазлы, догадаться, о чём пойдёт речь на уроке. Успешно был использован метод кластера (ассоциограммы), когда в центре находилось главное слово (в данной ассоциограмме «das Essen» («Еда»), а вокруг учащиеся выкладывали слова, обозначающие продукты питания. Среди слов по теме «Продукты» мною были предложены и слова по другим темам, чтобы учащиеся могли отличить их от продуктов и не использовать в ассоциограмме (т. е. задание было усложнено). Кроме того, я разыграла игровую ситуацию «Посылка с продуктами от бабушки кукле Максу», где был использован приём неожиданности и новизны. Таким образом, учащиеся, сложив пазл, определили тему урока, цели учебной деятельности и смогли активизировать свои знания по теме.
Действия контроля – сличение результатов своих речевых действий и деятельности в целом с заданным образцом - эталоном с целью выявления отклонения от образца, т.е. умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; адекватное восприятие и понимание оценки педагогов и сверстников. Развитие действий контроля мною было организовано во время групповой работы учащихся на учебных станциях по рабочим листам, во время карточных игр и игр с мячом.
Действия коррекции связаны с внесением необходимых корректив в свои действия при говорении, письме, чтении в случае расхождения заданного эталона – образца общения и реального речевого действия и его результата, т.е. умение видеть ошибку и исправлять её как с помощью, так и без помощи взрослого. Эти действия учащиеся осуществляли при выполнении заданий устных заданий – составить диалог.
Действия оценки, самооценки – осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на немецком языке. Осознание качества и уровня усвоения материала. По окончании урока учащиеся выставляли оценку себе, оценивали свои успехи, отмечали, какое настроение у них было в начале и конце урока. Этот этап урока, рефлексию, я организовала также в игровой форме, использовав рисунок Чудо-дерева, на которое учащиеся прикрепляли листочки в виде яблочек со своими оценками и шкалой настроения.
Действия саморегуляции – умение сосредоточиться на выполнение речевых действий, умение проявить волевое усилие и настойчивость для достижения целей и т.д. Эти действия развивались через выполнение заданий, когда нужно было действовать самостоятельно – в рабочих листах, следуя образцу – составить слова, вычеркнуть лишние слова в лексических рядах, когда учащиеся совершенствовали свои умения взаимодействовать в группах.
Познавательные УУД:
Знаково-символические действия включали в себя действия моделирования. В качестве модели при построении речевого высказывания по теме «Продукты питания и напитки. Что ты любишь?» выступали речевые образцы “-Was magst du essen?, -Ich mag … essen” (-Что ты любишь есть?, -Я люблю есть …», написанные на доске, в речевой разминке (“Vor dem Essen hande waschen nicht vergessen!”).
Действия, связанные с осознанием и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на немецком языке. На уроке учащиеся в парах составляли диалог, используя речевые опоры, дополняя предложения или составляя из разрозненных слов осмысленные предложения;
Действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению немецким языком, контролем, оценкой процесса и результатов иноязычной деятельности совершенствовались на протяжении всего урока и в конце урока, а также выбором учащимися своего настроения и отношения к уроку в начале и конце.
Действия по извлечению необходимой информации из прочитанного текста совершенствовались при проверке понятого содержания, когда учащиеся сначала выделили ключевые слова в тексте, а затем отвечали на вопросы к тексту.
Из логических действий на данном уроке в ходе выполнения определённых заданий мне удалось усовершенствовать умения учащихся в:
синтезе (составление слов из отдельных букв, вычёркивание лишних слов в логических рядах);
Коммуникативные действия:
Учение выступает как сотрудничество обучаемых и учителя. На уроке дети активно участвовали в постановке целей и задач. На первый план мною выдвинута значимость совершенствования таких коммуникативных УУД, как:
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем;
Постановка вопросов разного рода;
Управление поведением партнёра по иноязычному общению: взаимоконтроль, коррекция и оценка его речевых действий.
На уроке это можно было увидеть при организации работы в группах, в совместной работе с учителем. В процессе урока учащиеся постоянно поощрялись высказывать свою точку зрения, отвечая на вопрос «А как вы думаете, ребята?», воспитывалось умение слушать собеседника.
Моя деятельность заключалась в необходимой помощи учащимся, наблюдении со стороны во время самостоятельной работы на учебных станциях, предлагала им необходимые речевые опоры, направлении к правильному решению учебных задач, чтобы каждый из них почувствовал успешность своей работы на уроке.
С моей точки зрения, все поставленные цели урока были достигнуты.
Учитель немецкого языка МБОУ СОШ №2 Кравец О. В.