СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для проведения лекции по дисциплине МДК 02.03 «Маркетинг» на тему: «Маркетинговые конкурентные стратегии»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значительное место в подготовке специалистов с высшим образованием принадлежит лекциям. Лекция - четкий, системное изложение отдельной научной проблемы или темы. Цель лекции заключается в помощи студентам овладеть методами сам самостоятельный работы с учебниками, пособиями, первоисточниками. Лекция - один из важнейших факторов в организации учебной деятельности студентов.

Лекция на тему : «Маркетинговые конкурентные стратегии»

рассматривает  следующие   вопросы:

1.Сущность и задачи конкурентных стратегий

2.Типы стратегий конкурентной борьбы

3.Характеристика конкурентных стратегий

Просмотр содержимого документа
«Материалы для проведения лекции по дисциплине МДК 02.03 «Маркетинг» на тему: «Маркетинговые конкурентные стратегии»»

4


Тема: Маркетинговые конкурентные стратегии


Рассматриваемые вопросы

1.Сущность и задачи конкурентных стратегий

2.Типы стратегий конкурентной борьбы

3.Характеристика конкурентных стратегий



Используемые источники

http://powerbranding.ru/competition/kak-konkurirovat/.Конкурентная борьба: современные методы, стратегии , виды

http://www.e-reading.club/bookreader.php/97485/Mihaleva_-_Marketing__konspekt_lekciii.html#label60 Маркетинг. Конспект лекций. Михалева Е.П

http://www.elitarium.ru/konkurentnoe-preimushhestvo-strategija-konkurenty-rynok-tovar-prodvizhenie/Конкурентные преимущества и наступательные стратегии.Леонид Григорьевич Зайцев, профессор Всероссийской Академии внешней торговли МВЭС РФ, кандидат экономических наук.




1.Сущность и задачи конкурентных стратегий


Конкурентная стратегия - это комплексный план действий компании на рынке относительно фирм-конкурентов.


Маркетинговый смысл конкурентных стратегий заключается в том, что они способствуют увеличению или удержанию предприятием своего положения на рынке относительно конкурентов.

Можно процитировать высказывание гуру маркетинга Майкла Портера: "Конкурентная стратегия состоит в том, чтобы отличаться о других. Это означает осознанный выбор иного комплекса мероприятий по предоставлению уникальной ценности. Сущность стратегии заключена в составляющих ее мероприятиях: в решении осуществлять их по-другому или в решении осуществлять другие мероприятия, нежели у конкурентов. В противном случае стратегия вырождается в неконкурентоспособный маркетинговый слоган" [Майкл Портер].


Задача конкурентных стратегий – установить конкурентное преимущество предприятия или его продукции и определить пути сохранения превосходства.

Конкурентное преимущество – те характеристики рыночной деятельности предприятия, которые создают определенное превосходство над конкурентами, что достигается с помощью конкурентных стратегий, способствующих удержанию предприятием определенной доли рынка.

Для решения этой задачи используются нижеприведенные стратегии.

1. Согласно общей конкурентной матрице М. Портера, конкурентное преимущество предприятия на рынке может быть обеспечено тремя путями (рис. 1).

Рис. 1.Общая конкурентная матрица


Продуктовое лидерство основано на дифференциации товара. Особое внимание уделяется реализации марочной продукции, дизайну, сервису и гарантийному обслуживанию. При этом рост цены должен быть приемлемым для покупателя и превышающим рост издержек. Так формируется «рыночная сила» товара. При использовании этой стратегии основную роль играет маркетинг.

Ценовое лидерство обеспечивается в случае реальной возможности предприятия снижать затраты на производство продукции. Особое внимание уделяется стабильности инвестиций, стандартизации, строгому управлению издержками. Снижение издержек базируется на использовании «кривой опыта» (затраты на производство единицы продукции падают на 20% всякий раз, когда скорость производства удваивается). При использовании этой стратегии основную роль играет производство.

Лидерство в нише связано с фокусированием продуктового или ценового преимущества на узком сегменте рынка. Данный сегмент не должен привлекать особого внимания более сильных конкурентов, такое лидерство чаще всего используется предприятиями малого бизнеса.

2. Конкурентное преимущество можно достичь на основе анализа конкурентных сил, используя модель конкурентных сил,предложенную М. Портером (рис. 2).

Рис. 2 Модель конкурентных сил


Конкуренция среди действующих компаний направлена на достижение ими более выгодного положения на рынке, учитывая ассортимент, упаковку, цену, рекламу и т.д.

Стратегические действия по предотвращению угрозы со стороны новых конкурентов предполагают создание для них различных препятствий: сокращение издержек по мере роста объемов производства, дифференциацию продукции, стимулирование посредников, использование патентов.

Угрозе появления товаров-конкурентов можно противопоставить постоянный поиск и реализацию идей товаров «рыночной новизны», использование новых технологий, расширение НИОКР, сервиса и т.д.

Угроза со стороны потребителей проявляется в их возможности влиять на уровень конкуренции через изменение требований к продукции, цене, торговому обслуживанию.

Возможности поставщиков повлиять на уровень конкуренции выражаются в поднятии ими цен или снижении качества поставляемых материалов.



2.Типы стратегий конкурентной борьбы

Типы стратегий конкурентной борьбы

Описание стратегий

Наступательные стратегии

Действия, направленные на активное противостояние основному конкуренту с целью захвата доли рынка. Выбрав такой способ ведения конкурентной борьбы, компания фокусируется на противостоянии определенной группе конкурентов и предпринимает любые действия для привлечения покупателей конкурентов к своему товару.

Пассивные стратегии

Действия, направленные на мирное существование на рынке и увеличение прибыльности компании при незначительном росте доли рынка. Выбрав такой тип конкурентной борьбы, компания начинает искать способы мирного существования с крупными конкурентами и ориентируется на небольшие свободные ниши на рынке.



Выделяют шесть основных типов наступательных стратегий:

  • действия, направленные на то, чтобы противостоять сильным сторонам конкурента или превзойти их;

  • действия, направленные на использование слабостей конкурента;

  • одновременное наступление на нескольких фронтах;

  • захват незанятых пространств;

  • партизанская война;

  • упреждающие удары.



3. Возможные стратегии по достижению и удержанию конкурентного преимущества предприятия на рынке представлены в матрице конкурентных преимуществ (табл. 3).


Таблица 3- Матрица конкурентных преимуществ


Вид выбираемой стратегии зависит от положения предприятия на рынке и от характера его действий.

Лидер рынка занимает доминирующее положение, располагая значительными стратегическими возможностями.

Преследователи лидера на рынке не занимают доминирующего положения в настоящее время, но желают по мере накопления конкурентных преимуществ занять место, близкое к лидеру, и по возможности обогнать его.

Избегающие прямой конкуренции предприятия согласны со своим положением на рынке и мирно существуют с лидером.

Предприятия, занимая определенное положение на рынке, могут выбрать упреждающую или пассивную стратегию для обеспечения своих конкурентных преимуществ



3.Характеристика конкурентных стратегий

"Захват рынка" — расширение глобального спроса на продукцию предприятия путем использования продуктового или ценового лидерства, поиска новых потребителей, увеличения интенсивности потребления и др.
"Защита рынка" — воздействие на "своих" потребителей с целью удержать их в сфере деятельности предприятия, например с помощью рекламы, сервиса, стимулирования и др.
"Блокировка рынка" — стремление не допускать, чтобы преследователидобивались преимуществ на отдельных маркетинговых направлениях: товар, распределение, цена и т.д.
"Перехват" - реакция на нововведения преследователей для снижения возможной эффективности.
"Атака в лоб" (или фронтальная атака) — использование преследователем достигнутого над лидером превосходства (продуктового или ценового) для установления  конкурентного преимущества.
"Прорыв" (или фланговая атака) использование какой-либо одной слабой стороны лидера, нахождение бреши.
"Окружение" — постепенное накопление преимуществ перед лидером путем определения его слабых мест, обход конкурента с разных сторон.
"Следование по курсу" — минимизация риска ответных действий лидера, например в ценовой политике.
"Сосредоточение сил на выгодных участках" — выбор сегментов рынка, не привлекающих внимание более сильных конкурентов.
"Обход" — избежание конкуренции путем выпуска не соперничающих товаров, сервиса, использование непривлекательных для конкурентов каналов сбыта и др.
"Сохранение позиций" — поддержание постоянства в рыночной деятельности, не вызывающей внимания конкурентов (статус-кво).


Вопросы для контроля знаний студентов


1.Что представляет собой конкурентная стратегия?

2.В чем сущность конкурентного преимущества?

3.Какие направления в достижении конкурентного преимущества выделил М.Портер?

4.В чем заключается модель конкурентных сил М.Портера?

5.В чем сущность наступательных конкурентных стратегий?

6.В чес сущность пассивных конкурентных стратегий?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!