СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для литературных аргументов к тезисам сочинений по направлению "Время перемен" (итоговое сочинение - 2021)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Матералы для литературных аргументов к тезисам сочинений по направлению "Время перемен". Подготовка к итоговому сочинению-2021.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для литературных аргументов к тезисам сочинений по направлению "Время перемен" (итоговое сочинение - 2021)»

Аргументы к итоговому сочинению по направлению «Время перемен»



Введение

Человек, как и весь окружающий его мир, не статичен. Каждый день по совершенно разным причинам внутри человека происходят незначительные или коренные изменения. И в окружающей человека действительности происходят перемены, которые не могут не оказать влияние на этого человека. Изменения, происходящие внутри человека и в окружающей его действительности, могут носить разный характер и давать позитивные или негативные результаты как для одного человека, так и для всего общества.

Проблемы социальных перемен и изменений, происходящих внутри человека, отображались во многих произведениях русских и зарубежных писателей, поэтов и драматургов.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» на примере конфликта представителя «отцов» Павла Петровича Кирсанова и представителя «детей» Евгения Базарова продемонстрирован конфликт между либеральными дворянами и революционными демократами.

Павел Петрович Кирсанов был типичным представителем дворянства. В споре с Базаровым он защищает аристократию. Базаров же, причисляющий себя к нигилистам, отрицает необходимость аристократии, она, по его мнению, уже давно изжила себя и только тормозит развитие страны. Автор показывает, что Базаров отрицает необходимость аристократии, а Кирсанов отрицает нигилизм, который, по его мнению, разрушает общественные традиции. Взгляды персонажей, представляющих разные поколения, совершенно противоположны. Это демонстрируется и на примере отношений Кирсанова и Базарова к природе, искусству и любви. Центральным конфликтом романа становится конфликт двух поколений с разными мировоззрениями.

Сам И.С. Тургенев говорил о том, что его произведение «направлено против дворянства как передового класса». Писатель отмечал, что поместил в повествование «хороших представителей дворянства», чтобы заставить читателя задуматься: «Если сливки плохи, то что же молоко?». Все это означает, что И.С. Тургенев выступал за общественные изменения. Литературоведы и многие современники писателя отмечали, что И.С. Тургенев был одним из первых, кто осознал неизбежность общественных перемен.

В романе «Отцы и дети» звучит мысль: «Преобразования необходимы». Автор показывает, что совершать эти преобразования должны люди нового поколения, представители «детей», коим является разночинец по происхождению Евгений Базаров. Однако нигилизм Базаров сталкивается с реальной действительностью, и мировоззрение Базарова рушится на глазах читателя. В романе происходит развенчивание нигилизма Базарова. Автор романа показывает несостоятельность взглядов не только Павла Петровича Кирсанова, но и Евгения Базарова. И.С. Тургенев уважает главного героя за стремление к изменениям в обществе, однако писатель, выступающий за постепенные преобразования, показывает свое неверие в то, что можно изменить общество революционным способом.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Центральным персонажем романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» является Григорий Пантелеевич Мелехов. Автор уделяет особое внимание внутреннему миру Григория Мелехова, его переживаниям и мыслям.

В романе-эпопее особую роль играют исторические события, на фоне которых проходит жизнь Григория Мелехова. В повествовании уделяется внимание следующим событиям: Первая мировая война, революционные события и Гражданская война. Все эти исторические события оказывают огромное влияние на народ в целом и на личность Григория Мелехова в частности.

Оказавшись на Первой мировой войне, Григорий Мелехов совершает подвиги, получает офицерское звание и Георгиевский крест. Вскоре, будучи в больнице и познакомившись с Гаранжой, Григорий Мелехов меняет свою позицию относительно царской власти. Когда начинается Гражданская война, Григорий Мелехов переходит на сторону большевиков. Однако вскоре он разочаровывается в «красных» и присоединяется к восстанию против большевиков. Затем Григорию Мелехову приходится вновь перейти на сторону «красных». Наконец, Григорий Мелехов оказывается в бегах, потому что «красные» преследуют его из-за того, что он воевал против большевиков и имел офицерский чин.

М.А. Шолохов ярко демонстрирует, что Григорий Мелехов – человек мыслящий, самостоятельный, волевой. Он оказался в круговороте сложнейших исторических событий, которые постоянно требовали от него выбора. В этом причина постоянных изменений в судьбе героя, его душевных метаний, сомнений. Григорий Мелехов отмечает: «Я говорю, что ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться». События, происходящие в стране, заставляют Григория Мелехова выбирать свой дальнейший путь, но он не может этого сделать, потому что находится в постоянных поисках самого себя. Его самого тяготит то, что он постоянно мечется от «красных» к «белым»: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби…»; «Душой болел, туда-сюда качался».
События Первой мировой войны и Гражданской войны заставляют Григория Мелехова менять свою позицию и переходить от одного явления к совершенно противоположному явлению. В конце романа главный герой приходит к следующему выводу: война – это бессмысленное явление, которое не может принести человеку пользу и счастье. И делает свой выбор в пользу мирной жизни, родного хутора, семьи.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» носит социально-политический характер, а многие исследователи отмечают, что в мировоззрении центрального персонажа Чацкого отображены идеи декабризма.

Чацкий, вернувшийся в Россию, начал обличать пороки современных ему соотечественников. Обличение Чацким общественных пороков связано не с его желанием самоутвердиться и показать собственное превосходство. Нет, обличение тесно связано с желанием Чацкого изменить жизнь своего народа к лучшему.

Обличая «фамусовское общество», Чацкий отмечал, что главными интересами и жизненными ценностями людей того времени были социальный статус и материальные средства. Главному герою не нравится, что окружающие люди готовы на все, чтобы быть успешным в карьере, чтобы получить высокое положение в обществе, чтобы обрести огромное количество денег. Чацкий – сторонник изменений в обществе. Он хочет, чтобы людей ценили за их внутренние качества, а не за внешние признаки. Чацкий выступает против старых общественных предрассудков.

В комедии «Горе от ума» показано не только то, что Чацкий как представитель «века нынешнего» выступал за необходимость общественных изменений, но и то, что представители «века минувшего» по-настоящему боялись перемен. Представители «фамусовского общества» даже не хотят слышать то, о чем говорит и к чему призывает Чацкий. А.С. Грибоедов, который соглашался с декабристами в необходимости общественных изменений, но считал, что у декабристов нет той силы, чтобы изменить общество, показывает, что представители «века минувшего» настроены решительно против изменений, потому что они их боятся: боятся потерять свою власть, боятся, что те принципы, по которым они жили всю свою жизнь, изменятся. «Фамусовскому обществу» проще назвать Чацкого сумасшедшим, чем признавать необходимость изменений. Представители «века минувшего» боятся изменений, потому что они понимают, что в новом обществе им уже не будет места, что в измененном обществе они станут никем.

А.С. Грибоедову удалось продемонстрировать в комедии два социальных явления того времени: стремление к переменам, свойственное Чацкому и некоторым внесценическим персонажам, и боязнь перемен, свойственную всему «фамусовскому обществу».

Л.Н. Толстой «После бала»

В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» показано, как одно событие, один случайный эпизод может изменить судьбу человека, его отношение к жизни, мечте, любви… Иван Васильевич рассказывает своим собеседникам об одном произошедшим с ним случае, «от чего переменяется и направляется вся жизнь человека».

В последний день масленицы Иван Васильевич находился на балу, где он танцевал с Варенькой – девушкой, в которую он был влюблен. На этом же балу был и отец Вареньки, к которому Иван Васильевич отнесся весьма положительно. После бала Иван Васильевич, которому не удавалось заснуть, отправился на улицу. Герой стал свидетелем того, что Петр Владиславич командует экзекуцией. Этот факт изменил отношение Ивана Васильевича к отцу Вареньки, а вскоре он отказался и от своей любви. Увидев страшные картины жестокой расправы над солдатом, которой управлял Петр Владиславлич, Иван Васильевич был потрясён: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Л.Н. Толстой показывает внутренние изменения Ивана Васильевича, которые произошли после этого случая. Будучи типичным представителем светского общества, Иван Васильевич меняет свое мировоззрение. Главный герой увидел, что за внешней красотой, лоском, благородством манер и великолепием светское общество скрывает пустоту, цинизм, равнодушие и жестокость. Как отмечает Иван Васильевич, после увиденного он не смог «поступить в военную службу, как хотел прежде». Он больше не мог благосклонно относиться к Петру Владиславичу и его дочери, как это было раньше.

Бал, который носит в повествовании символический характер, становится тем, что делит жизнь Ивана Васильевича на «до» и «после». То, что наблюдает Иван Васильевич после бала, коренным образом меняет его жизнь, его судьбу, мечты, привязанности и мировоззрение.

А.Н. Островский «Гроза»

В драме А.Н. Островского «Гроза» особое внимание уделяется внутреннему конфликту главной героини Катерины.

А.Н. Островский неслучайно вкладывает в уста своей героини рассуждения о ее прежней жизни. В драме показано, что внешние изменения, с которыми столкнулась Катерина, оказали огромное влияние на ее душу. Если раньше Катерина чувствовала себя счастливой, так как «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», то после замужества она чувствовала себя несчастной, так как в доме Кабановых ей не давали той свободы, к которой она привыкла и которую она так сильно ценила. Воспоминания о жизни в родительском доме, где ей «таково хорошо было», делают существование Катерины в доме Кабановых еще болезненней. С каждым днем Катерина чувствует себя более несчастной, одиночество и тирания Кабанихи до ужаса тяготят ее. Возможно, если бы Катерина родилась в Калинове и сразу же воспитывалась в соответствии с принципами «темного царства», то она бы реагировала на жизнь в Калинове не так болезненно, но Катерина воспитывалась свободной личностью, поэтому несвобода в доме Кабановых и в Калинове в целом не могла не сказаться на душевном состоянии Катерины.

Сначала Катерина пытается подчиниться тем принципам, по которым живет город Калинов. Неравнодушная к Борису, Катерина оказывается перед нравственным выбором: остаться верной мужу, которого она не любила, или отдаться любви человеку, в которого она была влюблена. Не сразу, душевно мучаясь, Катерина все же выбирает второй вариант, однако внутренний конфликт остается неразрешенным. Она тяготится тем, что полюбила, что нарушила правила, по которым живут купеческие семьи. Душевные терзания во время встреч с Борисом и после приезда Тихона приводят Катерину в тому, что она признается мужу и его семье в измене.

После признания Катерина еще больше тяготится «жестокими нравами» города Калинова. Она больше не хочет жить той несвободной жизнью, которой жила все это время, находясь в доме Кабановых. После отказа Бориса сбежать вместе с ней Катерина задумывается о самоубийстве, а вскоре и совершает его. Самоубийство главной герои становится своеобразным бунтом против несправедливого и жестокого «темного царства», в котором не было места свободе. А.Н. Островский показывает, что Катерина долгое время пыталась привыкнуть к своей новой жизни, однако внутренний конфликт между долгом и чувствами героини только усугублялся под влиянием жестокой, бездушной и подавляющей социальной среды. Это послужило причиной её ухода из жизни.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» особенно ярко продемонстрированы изменения, которые происходили в характере и в жизни главного героя – Петра Андреевича Гринёва.

Жизнь Петра Гринева меняется кардинальным образом, когда он в шестнадцать лет отправляется на службу. До шестнадцатилетнего возраста Петр Гринев был типичным недорослем: в двенадцать лет главный герой занимался с французом Бопре, который не дал ему никаких знаний. Петр Гринев отмечает, что его образование закончилось в тот момент, когда его учителя-бездельника выгнали из дома. Петр Гринев до отправления на службу представлен в повествовании как недоросль, гонявший голубей.

А.С. Пушкин показывает первоначальное отношение Петра Гринева к службе: он мечтал о том, что будет служить в Петербурге, где его будет ждать праздная и разгульная жизнь. Главный герой представлен как типичный дворянин, стремящийся к веселью и получению удовольствий.

Вопреки своим ожиданиям, Петр Гринев отправился на службу в Оренбург, потому что так захотел отец главного героя, человек с довольно строгим характером. По пути на службу Петр Гринев все еще ведет себя беспечно, проигрывая деньги Зурину.
Когда Петр Гринев оказывается на службе в Белогорской крепости под началом капитана Миронова, он начинает вести себя как настоящий мужчина. Он честно служит, а когда в стране начинается крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева, Петр Гринев остается верным офицерскому долгу, царю и Отечеству, рискуя собственной жизнью. Он поступает в соответствии с честью и достоинством, как учил его отец.

А.С. Пушкин показывает, что мировоззрение Петра Гринева меняется в результате нескольких факторов. Главный герой повзрослел, поэтому на многие вещи он стал смотреть по-другому. Во многом на становление характера центрального персонажа повлиял наказ его отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». Также на Петра Гринева повлияла служба, которая заставляла пересмотреть свои прежние приоритеты. Важно также то, что на личность Петра Гринева не могли не повлиять те важные события, которые происходили в стране. И каждый раз судьба ставила Петра перед выбором, который он делал, полагаясь на свои честь и благородство.

И.А. Гончаров «Обломов»

В романе И.А. Гончарова «Обломов» поднимается проблема «обломовщины». Это понятие обозначает не столько образ жизни центрального персонажа Ильи Ильича Обломова, сколько социальное явление, которое связано с распадом крепостнических устоев дореформенной России. Образ Обломова важен в идейно-смысловом содержании романа, так как он является олицетворением всего угасающего дворянства. Это бездеятельный общественный тип, который не может найти себе применение в жизни. С помощью образа Обломова И.А. Гончаров демонстрирует деградацию дворянства, которое не может и не хочет приспособиться к происходящим изменениям.

Любовь заставляет Обломова измениться физически и душевно. Чувства к Ольге Ильинской помогают главному герою обрести смысл жизни, помогают встать с дивана и снять свой засаленный халат. Однако перемены, произошедшие в жизни и в душе Обломова, недолгосрочны. Со временем он понимает, что новая жизнь, которую он обрел из-за желания быть рядом с Ольгой, ему не приносит никакого удовольствия. Он вновь возвращается к прежнему образу жизни и к его символам: халату и дивану.

Илья Ильич Обломов и Ольга Сергеевна Ильинская не могут быть вместе из-за разных взглядов на жизнь: если Обломов понимает пустоту существования общества, но ничего не делает для его изменения, то Ольга Ильинская выступает за общественные изменения. Неудивительно, что Ольга Ильинская выходит замуж за деятельного Андрея Штольца, ведь они смотрят одинаково. Многие исследователи и критики именно в Ольге Ильинской, а не в Андрее Штольце видели человека настоящего, способного предложить пути развития России, способного повести всю Россию за собой, освободив ее от «обломовщины».

И.А. Гончаров, демонстрируя образ жизни Обломова, выражает мысль о том, что дворянско-помещичья среда обречена на гибель. Неслучайно центральный персонаж погибает, а писатель устами Штольца прощается с «обломовщиной». Прощание с Обломовкой и «обломовщиной» выражает идею необходимости коренных общественных преобразований. То, что после смерти центрального персонажа повествование продолжается, указывает на авторскую позицию: гибель дворянско-помещичьей среды не станет причиной общественных потрясений, так как в обществе уже есть люди, готовые вести Россию по новому пути развития.

А.С. Пушкин «Медный всадник»

В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» показано, как на жизнь отдельного человека влияют изменения, происходящие в окружающем их обществе.

Центральным персонажем поэмы является Евгений. В начале повествования он представлен как ничем не примечательный человек, живущий и служащий в бедном районе Санкт-Петербурга. У Евгения была возлюбленная Параша. Главный герой имел самые скромные и обычные цели и мечты: жениться на Параше и получить «местечко». А.С. Пушкин показывает, что для Евгения целью в жизни является обретение семьи и возможности служить, чтобы достойно жить и содержать семью.

Жизнь Евгения в один момент кардинально меняется. Когда на Санкт-Петербург обрушивается наводнение, возлюбленная Евгения Параша погибает. В собственном мире «маленького человека», когда его возлюбленная еще была жива, Евгений был счастлив. Та совместная жизнь с Парашей, о которой мечтал Евгений, после наводнения не может стать реальностью, поэтому Евгений стал по-настоящему несчастным человеком. То, что было самым ценным в его жизни, то, что давало Евгению смысл жизни, было навсегда утрачено. Потеряв возлюбленную, Евгений лишился рассудка. Пусть жизнь Евгения до наводнения была повседневна и скучна, но он был счастлив в любви, в мечтах и надеждах на лучшее будущее. После наводнения же Евгений не жил, а существовал, он стал призраком. Оставшись в живых, но потеряв возлюбленную Евгений страдал, метался, тяготился жизнью. Она оказалась пустой и бессмысленной.

То, что произошло с Евгением, заставило его задуматься о государственной несправедливости. Находясь рядом со статуей Петра I, Евгений начинает обвинять царя, который построил город рядом с бушующей стихией, не задумываясь о судьбах простых людей. Произошедшее в жизни Евгения несчастье заставляет его задуматься над более глубокими и философскими явлениями, чем собственное существование. Евгений, на несколько минут ставший бунтарем, размышляет о том, что его жизнь была разрушена самодержавной властью.

Поэма Пушкина наводит на мысль о том, что случай может коренным образом изменить жизнь человека, его отношение к окружающим, мировоззрение.

А.П. Чехов «Вишневый сад»

В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» всё временное пространство и персонажи разделены на три категории: прошлое, настоящее и будущее.

Прошлое представлено образами Любови Андреевны Раневской, Леонида Андреевича Гаева и Фирса. Автор показывает, что эти герои боятся прощаться с прежними порядками, потому что они привыкли к ним. Раневская, Гаев и Фирс привыкли к тому образу жизни, которой они вели всю жизнь. Раневская и Гаев считают, что такая жизнь является прекрасной и идеальной, ведь фактически им ничего не приходилось делать, так как за них все делали слуги, они только получали различные удовольствия. Любовь Андреевна и ее брат Леонид Андреевич, а также верный им Фирс не могут смириться с теми изменениями, которые произошли в обществе, им тяжело приспособиться к новой жизни, они пытаются противостоять будущему, все еще живя по старым порядкам. Имение Раневской находится на грани продажи из-за долгов, однако она отказывается от предложения Лопахина сдать имение под дачи. Любовь Андреевна не хочет прощаться со своим вишневым садом, однако ей приходится это сделать, так как имение все же оказалось продано. А.П. Чехов сюжетно подчеркивает, что прошлое изжило себя. На это особо ярко указывает смерть представителя прошлого - Фирса, которая становится весьма символичной.

Происходят перемены: на смену дворянскому сословию в лице Раневской и Гаева приходит циничный, деловой, прагматичный Лопахин. Именно он покупает имение Раневской, которое планирует сдавать под дачи. А.П. Чехов не отрицает достоинств Лопахина, но подчеркивает и его недостатки. В пьесе «Вишневый сад», где показано зарождение капиталистического общества, выражается мысль о том, что время Лопахиных будет таким же трагичным, как и время Раневских и Гаевых.

Демонстрируя смену старого поколения новым, А.П. Чехов выступает за еще большие общественные преобразования, поэтому он вводит образы людей будущего - Аню и Петю Трофимова. Они довольно равнодушно отнеслись к продаже имения, автор показывает, что они понимали необходимость общественных перемен. А.П. Чехов показывает, что в отличие от представителей прошлого, для которых он был символом их семьи, молодости, прошлой жизни, в отличие от представителей настоящего, которые вырубают вишневый сад ради наживы, представители будущего планируют вновь посадить вишневый сад, символизирующий в пьесе всю Россию, только сделать это не чужими, а собственными руками.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Роман Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» становится своеобразной иллюстрацией конечного этапа развития техносферы.

В романе поднимается проблема технического прогресса, которая в свою очередь тесно связана с проблемой нравственной деградации человечества. Р. Брэдбери изображает, что люди настолько привыкли к тому, что за них все делает техника, что уже разучились думать. Общество представлено в романе как бездумное стадо, в котором нет места для индивидуальностей. Автор рисует тоталитарное общество, которое запрещает всякое проявление инакомыслия. Общество принимает к себе только людей-копий, которые имеют одинаковое, разрешенное властями мировоззрение. Властями разрешено только то, что не может угрожать самой власти. В романе показано, как уничтожаются книги, в которых может оказаться информация, противоречащая принципам государства, как преследуют людей, имеющих собственное мнение, отличающееся от мнения большинства. Читатель видит, что общество вместе с книгами уничтожает само себя. Р. Брэдбери в своем романе показывает, что общество стремится к прогрессу для того, чтобы жизнь человека была идеальной, однако измененная жизнь превращается в сущий кошмар, который вряд ли можно назвать настоящей жизнью.

Главный герой романа Гай Монтаг первоначально является типичным обывателем. Гай Монтаг работает в организации, сжигающей книги. В начале повествования показано, что центральный персонаж ничего не имеет против той жизни, которая была создана прогрессом. Но Р. Брэдбери показывает образ Гая Монтага как личность развивающуюся и внутренне изменяющуюся. После знакомства с Клариссой Маклеллан главный герой с каждым днем осознает ничтожность своего существования. В итоге Гай Монтаг отказывается от работы по уничтожению книг и оказывается среди бродяг, которые заучивают тексты произведений, чтобы иметь возможность передавать их содержание. Главный герой бунтует против деградирующего общества и выступает за изменение окружающей действительности.

Роман «451 градус по Фаренгейту» можно назвать романом-предупреждением, ведь Р. Брэдбери фактически предостерегает человечества от тех последствиях, которые может принести технический прогресс, если его поставить выше человеческой личности.

Вывод

Таким образом, общественные перемены и изменения в жизни и характере отдельного человека могут иметь разные причины и приводить к разным результатам. В некоторых случаях происходящие изменения способствуют развитию личности и общества, а в других – приводят к духовной и нравственной деградации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!