СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для литературных аргументов к тезисам сочинений по направлению "Разговор с собой" (итоговое сочинение - 2021)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для литературных аргументов по направлению "Разговор с собой". Итоговое сочинение - 2021.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для литературных аргументов к тезисам сочинений по направлению "Разговор с собой" (итоговое сочинение - 2021)»

Аргументы к итоговому сочинению по направлению «Разговор с собой»



Введение

Человек часто вступает в разговор с самим собой. Он задает себе различные вопросы личного и философского характера, полемизирует и ищет смысл собственной жизни и жизни общественной. Оказываясь в какой-нибудь сложной ситуации, человек вступает в конфликт с самим собой. Борьба против самого себя может завершиться благополучно, когда человек разрешает внутренний конфликт, а может закончиться трагично, когда человек теряет смысл своей жизни.

Проблемы внутренних переживаний, поиска смысла жизни, самосовершенствования и многие другие проблемы, связанные с познанием человеком самого себя, отображались во многих произведениях русских и зарубежных писателей, поэтов и драматургов.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Романович Раскольников ведет разговор с самим собой на протяжении всего повествования.

Столкнувшись с бедностью и невозможностью реализовать себя в обществе, увидев трагичические судьбы окружающих его людей, Родион Раскольников начинает задумываться об общественной несправедливости. Автор романа показывает, что обилие социальных, бытовых, личных проблем, тягостная внешняя атмосфера толкают героя на создание безумной теории. Внутренний разговор с собой приводит Раскольникова к идее деления людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Центральный персонаж идет на убийство не из-за того, что он жестокий человек, мечтающий лишить жизни другого человека, а из-за того, что он хочет проверить собственную теорию. Родион Раскольников идет совершать преступление не сразу, он долго думает о необходимости и возможности совершения этого преступления. Ф.М. Достоевский демонстрирует внутреннюю борьбу Раскольникова-гуманиста и Раскольникова-теоретика.

Размышлениям и переживаниям Родиона Раскольникова уделяется в повествовании центральное место. В первой части романа повествуется о совершенном Раскольниковым преступлении, в последней части романа и в эпилоге показывается, что герой признается в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры и несет наказание на каторге. Но главное наказание героя – это не суд и не каторга, а внутренние сомнения и терзания. Целых четыре части романа Ф.М. Достоевский посвящает внутренним рассуждениям и страданиям Родиона Раскольникова, совершившего преступление.

Главный герой, пока еще придерживаясь своей теории, в результате многочисленных дум и размышлений приходит к выводу, что он убил не «старушонку», а самого себя, ведь он оказался не «право имеющим», к которым себя причислял, а «тварью дрожащей», которая не имела никакого права на убийство. Раскольников понял, что совершенное им преступление поставило его в один ряд с Лужиным и Свидригайловым, которых он презирал. Достоевский показывает постепенное осознание Раскольниковым ошибочности своей теории. Внешнее совершение жестокого преступления вступило в конфликт с внутренним миром Раскольникова, с его душой, не лишённой человеческих чувств и переживаний. Осознание неверности своей теории становится для главного героя настоящим наказанием. Автор показывает, что важнее официального наказания на каторге становится наказание моральное, когда Раскольников приходит к осознанию своей неправоты и греховности самостоятельно, разговаривая с самим собой, определяя причины и последствия своего преступления.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Центральный персонаж романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов на протяжении всего повествования ищет себя и свое предназначение. Особое внимание в произведении уделяется внутренним монологам Григория Мелехова, которые помогают увидеть его попытки найти смысл жизни.

Когда приходит время, Григорий Мелехов отправляется на службу. Вскоре начинается Первая мировая война. Главный герой совершает героические подвиги, за что получает Георгиевский крест и офицерское звание.

Получив ранение и оказавшись в больнице, Григорий Мелехов знакомится с Гаранжой, слова которого оказывают огромное влияние на взгляды главного героя и заставляют пересмотреть свою позицию относительно справедливости царской власти. Новые мысли заставляют Григория Мелехова во время Гражданской войны перейти на сторону большевиков.

Но позже Григорий Мелехов разочаровывается в большевиках, не принимает жестокости и самоуправства командиров, переходит на сторону белых и уже там командует дивизией. Затем он опять возвращается к красным, так как уезжать за границу не хочет, а другого выхода для себя не видит.

Переходящий от «красным» к «белым» и от «белых» к «красным», главный герой тяготится своим положением и неопределённостью позиции в это трудное время Гражданской войны: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби…». Внутренние терзания преследуют Григория Мелехова все время; переход с одной стороны на другую говорит о том, что главный герой вступает в конфликт с самим собой.

М.А. Шолохов показывает, что Григорий Мелехов мечется не по той причине, что он хочет иметь выгоду от принадлежности к определенной стороне, а потому, что он не понимает, на чьей стороне находится правда. «Кто прав?» – вопрос, который задает себе Григорий Мелехов на протяжении всего повествования. Григорий Мелехов признается в том, что не может определиться с позицией из-за того, что он не может разобраться в смысле происходящих событий, не принимает их жестокости.

Уставший от военной переменчивой жизни, Григорий Мелехов хочет жить спокойной семейной жизнью. М.А. Шолохов показывает, что после многочисленных поисков своего места в общественных событиях Григорий Мелехов приходит к выводу о бессмысленности войны в любом ее проявлении, о том, что счастье человека заключено в малом – в мире, семье, крестьянском труде.

И.А. Гончаров «Обломов»

В романе И.А. Гончарова «Обломов» выделяется не только внешний конфликт, связанный с взаимоотношениями между Обломовым и обществом, но и внутренний конфликт, который определён внутренними сомнениями , раздумьями и метаниями главного героя – Ильи Ильича Обломова.

В главе «Сон Обломова» показано, что первоначально Обломов-ребенок был довольно любознательным и неравнодушным к окружающему его миру, однако родительское воспитание и окружающая атмосфера любящей тишину и покой Обломовки способствовали развитию Обломова как пассивного и бездеятельного человека.

Мечтательный и стремящийся к внутреннему чувству свободы, Обломов не может жить в обществе. Его не интересуют ни служба, ни светские мероприятия, ни любовь к представительницам светского общества. Илья Ильич Обломов видит пошлость современного ему общества, ничтожность и пустоту того существования, которое ведут окружающие его люди, поэтому Обломов сознательно отказывается от жизни в таком обществе. И выражением этого отказа становится то, что Обломов не выходит из дома и постоянно лежит на диване.

И.А. Гончаров показывает внутренние противоречия главного героя. Обломов не является отрицательным персонажем, потому что он добрый, открытый, ранимый, душевный человек. Не зря к нему тянется прагматичный и деятельный Андрей Штольц. А Ольга Ильинская называет его человеком «с голубиной душой». Все отрицательные черты, которые можно назвать общим словом «обломовщина», сливаются воедино с положительными чертами, образуя противоречивую личность, спорящую с самой собой. Автор романа показывает, что Обломов постоянно ведёт внутренний разговор с собой, неслучайно в повествовании делается акцент на тот вопрос, который Обломов задает самому себе: «Отчего же это я такой?». Обломов, будучи «лишним человеком», пытается понять, почему он отличается от окружающих его людей.

Любовь к Ольге Ильинской меняет Обломова, у него начинают проявляться те скрытые качества, которые были подавлены в детском возрасте. Главный герой сначала отказывается от привычного ему образа жизни, но вскоре возвращается к нему. Испытание любовью помогает Обломову разрешить внутренний конфликт. Он выбирает тихую и спокойную жизнь, лишенную потрясений. Спутницей жизни становится не активная Ольга Ильинская, которая стремилась изменить Обломова, а Агафья Пшеницына, которая приняла Обломова таким, какой он есть. Обломов, отвечая на вопрос «Что значит быть собой?», отказывается от той жизни, которая ему не нравится, и начинает жить так, как ему уютно, привычно и удобно.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» показано, как главный герой находится в поисках самого себя. Форма повествования от первого лица, которую можно назвать своеобразной исповедью, помогает увидеть особенности внутреннего мира Мцыри, его чувства и переживания в разные моменты жизни.

Родившийся в ауле и проживший 6 лет среди вольнолюбивых горцев Мцыри оказывается в монастыре. Сначала он пытается привыкнуть к новой жизни, даже готовится принять монашеский обет. Но неожиданно он приходит к осознанию того , что спокойная и тихая жизнь в монастыре не для него. Он тоскует по родине и свободе. Монастырь, в котором ему пришлось жить, Мцыри называет тюрьмой, а самого себя – «в тюрьме воспитанным цветком». М.Ю. Лермонтов показывает, что Мцыри, находясь в монастыре, не мог иметь как внешнюю, так и внутреннюю свободу, о чем он искренне мечтал. В поэме показано, что жизнь в монастыре, которая предназначена для любящих тишину и спокойствие людей, угнетала Мцыри.
Он решается на смелый поступок: сбежать из монастыря и отправиться на поиски своей родины. Те немногие дни, которые Мцыри провел на свободе, принесли ему настоящее счастье. Все испытания, через которые Мцыри проходит на воле, закаляют его характер. Он наконец-то обретает то единение с природой, которого ему так не хватало в монастыре. М.Ю. Лермонтов показывает, что Мцыри находит самого себя и смысл своей жизни в свободной, никем и ничем не ограниченной жизни. Несмотря на то, что волю Мцыри обрел ненадолго, эти три дня свободы стали для него самыми лучшими днями его короткой жизни. И он не готов их променять на долгую, но скучную жизнь в монастыре.

В поэме показано, что внутренний мир Мцыри полон красок и различных оттенков. Мцыри тоскует, печалится, томится, страдает; он полон решимости, стремится убежать на свободу, таит надежду на встречу с родными; герой радуется, опасается, переживает сладостные моменты своей жизни на природе; находится в отчаянии, оказавшись в монастыре. Но всё равно он счастлив, потому что познал свободу и радости вольной жизни среди природы и людей.

А.Н. Островский «Гроза»

В драме А.Н. Островского «Гроза» продемонстрирован внутренний конфликт главной героини – Катерины Кабановой.

Сначала внутренние переживания Катерины связаны с внешними обстоятельствами. Привыкшая к свободной жизни в родительском доме, Катерина чувствует себя неуютно в доме Кабановых и во всем городе Калинове с его «жестокими нравами». Воспоминания о жизни, когда Катерина была «точно птичка на воле», делают героиню еще более несчастной. Чувствуя себя несчастной и одинокой, Катерина пытается смириться со своей новой жизнью: она стремится полюбить своего мужа Тихона и найти общий язык с Кабанихой. Но эти попытки даются ей с трудом, так как ни муж, ни свекровь не делают шаги навстречу, а её положение в семье усложняется в связи с тем, что любое её слово или действие воспринимается негативно.

Внутренний конфликт Катерины усиливается, когда она влюбляется в Бориса. Героиня пытается противиться своим чувствам, потому что не хочет изменять своему законному мужу, считая измену грехом. В сцене с ключом показаны те терзания, которые происходили в душе Катерины. Героиня хочет выбросить данный Варварой ключ, чтобы не видеться с Борисом и не совершать грех, долго сомневается в том, какое решение будет правильным, но все же оставляет ключ себе, принимая решение увидеться с возлюбленным. Первая встреча с Борисом не освобождает Катерину отвнутренних переживаний, она все еще задумывается о правильности своего решения, но вновь выбирает любовь к Борису.

Те внутренние терзания, которые происходили за те десять дней, проведённых Катериной вместе Борисом, в драме не описываются, однако то, что эти терзания были в душе главной героини, подтверждается поведением Катерины после приезда Тихона. Конфликт с собой приводит Катерину к признанию: Тихон, его семья во главе с Кабанихой и фактически весь город Калинов узнают об измене Катерины.

Признание не спасает главную героиню от переживаний, их становится еще больше. Узнав об отказе Бориса уехать вместе, Катерина решает покончить жизнь самоубийством, потому что понимает, что та несвободная жизнь, которая ее ждет в жестокой семье мужа, в чуждом ей городе, не принесет ей никакого счастья и покоя. Самоубийство кажется Катерине единственным способом прекратить те душевные мучения, которые она испытывала на протяжении уже долгого времени. А.Н. Островский показывает, к чему может привести внутренний конфликт, порождённый конфликтом внешним - социальным.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» особое внимание уделяется внутреннему миру главного героя – Петра Андреевича Гринева. С этим образом тесно связана проблема совершенствования личности.

Жизнь Петра Гринева можно разделить на «до» и «после», а рубежным жизненным явлением становится служба. В начале повествования Петр Гринев показан как типичный недоросль, стремящийся к разгульному образу жизни. До шестнадцати лет Петр Гринев не задумывался о смысле жизни и собственном предназначении, он жил, плывя по течению. Зная, что его ждет служба, Петр Гринев мечтал о службе в Петербурге, где он бы смог вести праздный образ жизни, как это делали типичные представители дворянского общества. Такое отношение к службе и возможному образу жизни говорит о том, что до шестнадцатилетнего возраста Петр Гринев думал о том, что счастье человека заключается в веселье, праздности, лени и различных удовольствиях.

Отношение Петра Гринева к жизни меняется по пути на службу в Белогорскую крепость, куда главного героя отправляет отец, давший ему наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду». А.С. Пушкин показывает, как из беспечного молодого человека Петр Гринев превращается в способного взять на себя ответственность мужчину, защищающего честь Родины и честь своих близких. События пугачевского восстания, в которые оказался втянул Петр Гринев, помогают ему обратиться к собственному «я», понять свои сильные личностные качества. В повести показано, как каждый день Петр Гринев самосовершенствуется, постоянно вспоминая отцовский наказ. Защита Родины, которая оказалась в сложной ситуации из-за крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, и любовь к Маше Мироновой помогли Петру Гриневу понять собственное предназначение. Главный герой пришёл к мысли, что счастье заключается не в праздной жизни с получением удовольствий, как он думал раньше, а в любви и способности реализовать свои лучшие качества, исполняя служебный и гражданский долг. А.С. Пушкин показывает, что внешние события влияют на внутренний мир Петра Гринева, он взрослеет и становится опытнее и мудрее. В повести особое внимание уделяется внутренним изменениям центрального персонажа: между Петрушей Гриневым до службы и Петром Гриневым во время службы наблюдается колоссальная разница. В итоге главный герой обретает самого себя, теперь от Гринева-недоросля нет и следа. Перед нами честный, благородный, достойный, преданный, великодушный, смелый офицер, верно служащий Отечеству и защищающий страждущих.

И.А. Бунин «Чистый понедельник»

В рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» с образом главной героини, имя которой в повествовании не упоминается, связаны следующие проблемы: поиск смысла жизни, самопознание и самосовершенствование.

Будучи богатой девушкой, дочерью «просвещенного человека знатного купеческого рода», Она вела светский образ жизни. Однако, как показывает И.А. Бунин, светский образ жизни надоедает главной героине, она понимает, что такое существование не способно принести ей счастье. Внутренний мир героини не совпадает с миром внешним. Из-за неприязни к тому обществу, в котором она жила, девушка находилась во внутренней дисгармонии с самой собой. Автор с помощью высказываний героини ярко демонстрирует, что Она находилась в поисках собственного «я», в поисках смысла жизни: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?». На стремление к самопознанию всегда задумчивой героини указывает то, что несколько дней подряд Она не выходила из дома, проводя время за размышлениями и чтением книг. Указывается в повествовании также то, что героиня увлекалась историей, летописанием, русскими сказаниями. Все это подчеркивает, что Она долгое время искала свое предназначение.

Главная героиня рассказа после долгого времени нахождения в светском обществе, в котором ей было некомфортно, приходит к осознанию смысла своей жизни. Она уходит в монастырь на послушание, а затем на постриг. То, что рассказчик видит героиню спустя 2 года после ее решения жить в монастыре, говорит о том, что Она не пожалела о своем выборе, прекрасно ощущая себя в новых условиях и в новом качестве. Автор показывает, что главная героиня обретает внутреннюю гармонию, которой ей так не хватало. Меняя свою жизнь, Она самосовершенствуется.

И.А. Бунин показывает, что главная героиня приходит к кардинальной смене образа своей жизни, не поделившись своими размышлениями о том, что ей не нравится, и о том, что ей может принести удовольствие, даже с главным героем, с которым девушку связывала «странная любовь». Она приходит к решению о постриге не внезапно, не спонтанно, видно, что к этому решению она шла постепенно, обдумывая все наедине с собой. Главная героиня ни с кем не делилась своими размышлениями, она вела разговор с самой собой, и этот разговор остался для читателя настоящей тайной, так как повествование ведется от лица главного героя, который не мог знать о том, что обсуждала с собой эта искавшая себя девушка.

А.И. Куприн «Поединок»

В повести А.И. Куприна «Поединок» особое внимание уделяется внутреннему миру центрального персонажа Ромашова, который на протяжении всего повествования много рассуждает. Отличительной особенностью Ромашова является то, что он имеет привычку рассуждать о себе, своих мыслях и поступках в третьем лице.

Долгое время мечтающий об армейской службе Ромашов быстро разочаровывается в ней. За полтора года, которые Ромашов провел в армии, он увидел многочисленные несправедливости. А.И. Куприн показывает, что те девять лет, на протяжении которых Ромашов думал о том, что смысл его жизни заключен в армейской службе, прошли впустую: герой, совершив ошибку, так и не обрел смысл жизни.

Опротивевшая и надоевшая реальная служба, которая значительно отличалась от службы в мечтах Ромашова, заставляет главного героя задумываться над многими философскими вопросами. Ромашов не согласен с тем, что служба должна быть построена на применении физической силы с помощью различных издевательств, как это считали многие другие офицеры. Ромашов был против подавления человеческого «я» солдат, которые находились под командованием жестоких офицеров, он был уверен в том, что офицеры не имеют права избивать солдат.

В повести «Поединок» четко прослеживается мысль о том, что каждый человек является личностью. Эта мысль подчеркивается с помощью размышлений Ромашова о том, что такое «я». Главный герой убежден в том, что каждый человек, независимо от его социального положения, является личностью и индивидуальностью. Видя жестокость в армейской среде, Ромашов приходит к выводу о том, что армия убивает в человеке индивидуальность, что армия заставляет многих людей становиться равнодушными и даже жестокими. Главный герой задается вопросом: почему его собственное «я» должно подчиняться этим равнодушным и жестоким людям, окружающим его.

А.И. Куприн показывает, что бунт Ромашова против несправедливого и пустого общества первоначально носил только внутренний характер: главный герой только размышлял о несправедливости, редко выражая на людях свои мысли, непохожие на мысли большинства офицеров. Автор показывает, что Ромашов не имеет той силы, чтобы бунтовать против общества внешне, он бунтует только внутренне. И в большинстве случаев только внутренние размышления и терзания помогают читателю понять мировоззрение Ромашова, важное для понимания идейно-содержательного плана всей повести.


А.П. Чехов «Студент»

В рассказе А.П. Чехова «Студент» продемонстрирован внутренний конфликт, связанный с образом Ивана Великопольского.

После того как Иван Великопольский, будучи студентом духовной академии и сыном дьячка, находится на тяге в страстную пятницу, что по религиозным традициям считалось грехом, он пытается отвлечь себя от мысли о своей греховности. Он рассуждает о тех общественных несправедливостях, с которыми приходится сталкиваться представителям русского народа вне зависимости от временных рамок. Можно сказать, что Иван Великопольский вступает в конфликт с самим собой, потому что подсознательно он понимает, что совершил грех, отправившись на тягу в страстную пятницу, но пытается оправдать себя и обвинить в произошедшем все и всех, но не себя.

А.П. Чехов показывает, что Иван Великопольский, который в начале повествования выступает как носитель в большей степени отрицательных качеств, внутренне преображается - происходит совершенствование личности. Оказавшись в холодную ночь у костра во дворе двух вдов, Иван Великопольский греет руки и вспоминает евангельскую историю о тройном отречении апостола Петра от Иисуса. Рассказывая эту историю двум вдовам, Иван Великопольский фактически сравнивает себя с Петром, который также грел руки у костра, а затем совершил грех: бессознательно отрекся от своего учителя Иисуса. Евангельская история и сравнение себя с Петром помогает Ивану Великопольскому осознать свой грех, что стало первым шагом к очищению. Раскаявшись в собственном грехе, Иван Великопольский приходит к себе настоящему. Если отправление студента на тягу в неположенный для этого день было своеобразным отходом от Бога и веры, то осознание своей греховности становится возвращением к Богу и вере.

А.П. Чехов показывает, что один случай помогает Ивану Великопольскому найти самого себя и свой смысл жизни. Случай у костра заставляет Ивана Великопольского не бежать от себя, не пытаться оправдать свой поступок, а поразмышлять о смысле жизни. Неслучайно рассказ заканчивается словами о том, что жизнь главному герою казалась «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Теперь Иван Великопольский ищет причины всех произошедших событий не во внешних обстоятельствах, как это было в начале повествования, а в своем внутреннем мире.

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

В рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» большое место отведено внутреннему конфликту главного героя – мальчика Витьки.

Автор показывает, что на поступки Витьки влияют левонтьевские ребята. Желая показать себя , Витька на спор предлагает съесть всю землянику, которую он набрал по наказу бабушки. Съев землянику, Витька набивает туесок травой, а поверх нее накладывает небольшое количество ягод, чтобы казалось, будто туесок земляникой набит полностью. Чтобы Санька не рассказал бабушке Витьки о его поступке, герой крадет из дома калач.

В.П. Астафьев показывает, что Витька – на самом деле добрый человек, не стремящийся совершать безнравственные поступки. Поэтому, съедая всю землянику, воруя калач и обманывая собственную бабушку, Витька вступает в конфликт с самим собой. Преподанные левонтьевскими ребятами уроки воровства и обмана вызывают у Витьки внутреннее отторжение, он понимает, что совершенные им поступки неправильны и безнравственны. В отличие от левонтьевских ребят, которые вряд ли переживают после совершения безнравственных поступков, Витька не привык к обманным и бесчестным путям. Мальчик сделал то, что не хотел делать, и поэтому он испытывает угрызения совести. Всю ночь Витька не может заснуть, потому что думает о том, что совершил и как исправить эту ситуацию. Витька не может простить себе того, что обманул свою бабушку, отдав ей туесок с травой, который она отправилась продавать, и украв у нее калач. Совесть Витьки толкает его на размышления о том, что он является настоящим преступником.

Признавая свою вину и чувствуя угрызения совести, Витька принимает решение утром рассказать правду своей бабушке. Однако утром Витька не находит в себе силы сделать это. В.П. Астафьев вновь показывает читателям внутренние переживания героя, который осознал неправильность своих действий, однако не мог найти в себе силы хотя бы как-то исправить сложившуюся ситуацию.

В.П. Астафьев показывает, что с помощью угрызений совести, а также при помощи доброго поступка бабушки Витьки, которая не стала ругать мальчика и подарила ему пряник в виде коня с розовой гривой, Витька признал свои ошибки и сделал из произошедшей ситуации определенные выводы. Всё, что пережил и прочувствовал Витька, помогло ему задуматься над слабыми и сильными сторонами собственной личности.

Вывод

Таким образом, в художественных произведениях отечественных и зарубежных авторов подчеркивается необходимость самопознания, когда человек задумывается над собственным «я» и ищет пути нахождения собственного предназначения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!