Просмотр содержимого документа
«Материал по теме "Фонетический уровень следования традициям авангарда в поэтических текстах Дмитрия Строцева" (11 класс)»
Фонетический уровень следования традициям авангарда в поэтических текстах Дмитрия Строцева Фонетика русского языка является одним из средств создания речевой выразительности. Звуковые повторы, отражение особенностей произношения в графике могут выступать как источник создания комического эффекта.
Приемом, основанным на нарушении правильности речи, является метаплазм. Метаплазм — это собирательный термин, обозначающий всевозможные преобразования отдельных букв и слогов слова вопреки обычным нормам речи или письма в силу необходимости или с целью достичь большего изящества.
В поэзии Д.Ю. Строцева наблюдаются некоторые из фонетических приёмов. На рубеже фонетики, графики и словообразования находится интересный прием, на котором построено одно из стихотворений:
лета — ре к а мешки гладкие в летние воды летят
сладкая тля на лис с т е бли тра в ы водок гадких утят
Дымное маре в о круг ни д у ш и стый сияет цветок
Дышит во с н е ударяет ве с л о во уносит поток
(«Ло Бимину, китайцу»)
Здесь применена фонетическая и графическая контаминация, причем общая часть обозначается разрядкой, т. е. соседние слова стянуты в целое, но не образуют одного слова. Такой же приём демонстрируется в следующем стихотворении без указанного названия, но уже с разделением всех слов на буквы:
т ы р а с т ё ш ь п е р е д о м н о й т ы у ж е ш и р е в з г л я д а и с л у х а и в д о х а п о л н е е
в е щ и п л е н н ы е с п я т н а б е г у т о л ь к о т и х о е и м я т в о ё п л а м е н е е т
(«Т ы р а с т ё ш ь»)
Звукоподражательная поэзия слова также характерна для творчества Строцева, с помощью неё можно донести звук во всём его красоте, создать определённое настроение, необходимое для восприятия читателем:
катенька тенькает
дяденька тренькает
на балалаечке
бьет барабан: т а р а б а м
(«Алексею Захаренкову»)
я проснулся в походном лесу
шли деревья себе на войну
эй! — деревьям я строго сказал
а они мне ответили: НУ
(«Михаилу Кочеткову»)
Ещё одним приёмом следования фонетическому уровню служит разделение слов на слоги. В данном случае этот приём используется автором для акцентирования внимания на конкретных словах, с помощью которых читатель понимает суть всего произведения:
в твоём раю
озноб и зной
ожог воды ко-ло-дез-ной
в твоём раю
дрожит миус
как мышь как муж камыш
жуёт коза
как цап ка-цап-ка
(«В твоём раю»)
и пылит небылица пружинная
и катит ка-ра-ка-ти-ца-мель-ни-ца
кувыркается воль-ни-ца-мыль-ни-ца
и межа разъезжается жирная
(«Тяжело поднимающим олово»)
Выделенные слова являются в данном случае элементами фонетического уровня следования традициям авангарда в поэзии Дмитрия Строцева. В основном преобладают приёмы разделения слов на слоги и буквы. Это необходимо для глубокого и более осмысленного понимания текста, того, что автор хотел донести своему читателю.