Структурные заимствования фольклорных черт в песенной поэзии Александра Васильевича Баля
Данный тип заимствования касается случаев, когда в песенной поэзии текст моделируется по принципу определённого фольклорного произведения. К примеру, в произведении «Обычное дело» А. Баля используется структура народной героической песни Киевского периода. Главный герой сравнивается с вельможей, руководящим войском, готовым к войне. Для фольклорных произведений характерно описание какого-то сражения, но здесь автор использует этот приём для описания какой-то бытовой ситуации:
Вельможе спросонья захочется крови -
Послушное войско приладит штыки.
И к носу сойдутся смолёные брови
И в брани сойдутся полки.
(«А. Баль (он же автор дальнейших песен, которые будут приведены в пример) «Обычное дело»[14;16])
Такое заимствование придаёт произведению автора особую яркость, красочность, выразительность. Использование описания прошлых лет в современной бытовой ситуации подчёркивает колорит произведения, придаёт важную особенность.[17] Примером для заимствования может служить народная песня «Куликово поле», из которой могла быть взята структура песни А. Баля.
Также при структурном заимствовании в сюжете произведения могут наблюдаться описания ситуаций, характерных для жанров фольклора. К примеру, в быличках человек вступает в контакт с нечистой силой, нечистая сила действует, человек переживает последствия контакта с нечистой силой. В следующем произведении нечистой силой является антропоморфное явление – нищета.
Уж не Вы ли постучались в ворота,
Уж не Вы ль не миновали мой порог,
Ваша Нечисть, госпожа Нищета,
Ваша Ветреность, Пустой кошелёк?
(«Госпожа Нищета»)
В данном случае нищету можно рассматривать как представителя нечистой силы. Появление и действия нечистой силы в быличке связаны с нарушением какой-либо нормы народной этики; как и в быличке, в тексте Баля и это – своеобразное наказание за неправильно прожитую, греховную жизнь героя. Мотив испытания главного героя трудностями в произведении характерен и для произведений устного народного творчества (к примеру, народная сказка «Мужик и Смерть-кума»), а сама жанровая структура заимствуется из фольклора и используется в песенной поэзии.
Мотивные заимствования фольклорных черт в песенной поэзии Александра Васильевича Баля
В данном случае предполагается использование в песенной поэзии Баля отдельных мотивов фольклора. Мотив дороги является одним из наиболее распространённых в фольклорных произведениях, а у Александра Васильевича Баля этот мотив присутствует в некоторых произведениях.
Хватит дуться, разлюбезная муза!
Хватит корчить из себя недотрогу –
Уговаривай остатки арбуза,
И скорее в путь на нашу дорогу.
(«Муза»)
Мотив дороги и решения трудной задачи являются основными в русской народной сказке или былине (в фольклоре подобными произведениями потенциально могли быть «Освобождение княжны Забавы» или «Буря-богатырь Иван коровий сын»). Эти мотивы Александр Баль использует в своём произведении для раскрытия идеи произведения – поиска вдохновения.
Этот же мотив присутствует в другом произведении А.В. Баля:
Быть накануне, на пороге,
На перепутье и в пути,
Быть там, откуда все дороги
Однажды начали идти
Я, как всегда, уйду за двери!
«Не восприми» - легко сказать,
Но как, страдая суеверьем
Всю жизнь, сегодня не страдать?
(«Соединяя двуязычье»)
В этом произведении раскрывается основная идея произведения – поиска смысла жизни. Мотив путешествия и испытания героя в произведении А. Баля трансформируется в запрет морального характера – нарушение его героем становится основой нравственного конфликта и предпосылкой для моральных выводов.