СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал по теме "Фольклорные черты в песенной поэзии Александра Васильевича Баля" (11 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материал по теме "Фольклорные черты в песенной поэзии Александра Васильевича Баля" (11 класс)»

Структурные заимствования фольклорных черт в песенной поэзии Александра Васильевича Баля



Данный тип заимствования касается случаев, когда в песенной поэзии текст моделируется по принципу определённого фольклорного произведения. К примеру, в произведении «Обычное дело» А. Баля используется структура народной героической песни Киевского периода. Главный герой сравнивается с вельможей, руководящим войском, готовым к войне. Для фольклорных произведений характерно описание какого-то сражения, но здесь автор использует этот приём для описания какой-то бытовой ситуации:


Вельможе спросонья захочется крови -

Послушное войско приладит штыки.

И к носу сойдутся смолёные брови

И в брани сойдутся полки.

(«А. Баль (он же автор дальнейших песен, которые будут приведены в пример) «Обычное дело»[14;16])

Такое заимствование придаёт произведению автора особую яркость, красочность, выразительность. Использование описания прошлых лет в современной бытовой ситуации подчёркивает колорит произведения, придаёт важную особенность.[17] Примером для заимствования может служить народная песня «Куликово поле», из которой могла быть взята структура песни А. Баля.


Также при структурном заимствовании в сюжете произведения могут наблюдаться описания ситуаций, характерных для жанров фольклора. К примеру, в быличках человек вступает в контакт с нечистой силой, нечистая сила действует, человек переживает последствия контакта с нечистой силой. В следующем произведении нечистой силой является антропоморфное явление – нищета.


Уж не Вы ли постучались в ворота,

Уж не Вы ль не миновали мой порог,

Ваша Нечисть, госпожа Нищета,

Ваша Ветреность, Пустой кошелёк?

(«Госпожа Нищета»)

В данном случае нищету можно рассматривать как представителя нечистой силы. Появление и действия нечистой силы в быличке связаны с нарушением какой-либо нормы народной этики; как и в быличке, в тексте Баля и это – своеобразное наказание за неправильно прожитую, греховную жизнь героя. Мотив испытания главного героя трудностями в произведении характерен и для произведений устного народного творчества (к примеру, народная сказка «Мужик и Смерть-кума»), а сама жанровая структура заимствуется из фольклора и используется в песенной поэзии.



Мотивные заимствования фольклорных черт в песенной поэзии Александра Васильевича Баля



В данном случае предполагается использование в песенной поэзии Баля отдельных мотивов фольклора. Мотив дороги является одним из наиболее распространённых в фольклорных произведениях, а у Александра Васильевича Баля этот мотив присутствует в некоторых произведениях.

Хватит дуться, разлюбезная муза!

Хватит корчить из себя недотрогу –

Уговаривай остатки арбуза,

И скорее в путь на нашу дорогу.

(«Муза»)

Мотив дороги и решения трудной задачи являются основными в русской народной сказке или былине (в фольклоре подобными произведениями потенциально могли быть «Освобождение княжны Забавы» или «Буря-богатырь Иван коровий сын»). Эти мотивы Александр Баль использует в своём произведении для раскрытия идеи произведения – поиска вдохновения.

Этот же мотив присутствует в другом произведении А.В. Баля:

Быть накануне, на пороге,

На перепутье и в пути,

Быть там, откуда все дороги

Однажды начали идти

Я, как всегда, уйду за двери!

«Не восприми» - легко сказать,

Но как, страдая суеверьем

Всю жизнь, сегодня не страдать?



(«Соединяя двуязычье»)

В этом произведении раскрывается основная идея произведения – поиска смысла жизни. Мотив путешествия и испытания героя в произведении А. Баля трансформируется в запрет морального характера – нарушение его героем становится основой нравственного конфликта и предпосылкой для моральных выводов.




Скачать

© 2020 203 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!