СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал по промежуточной аттестации по обществознанию 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для контроля знаний учащихся по обществознанию за курс 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Материал по промежуточной аттестации по обществознанию 10 класс»

Пояснительная записка

к оценочным материалам в форме тестирования

по предмету Обществознание

для учащихся 10 класса МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа»

( промежуточная аттестация по итогам 2022-2023 учебного года)


Цель: контрольная работа проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний учащихся по предмету Обществознание, их практических умений и навыков, установления соответствия предметных учебных действий обучаемых требованиям ФГОС СОО

за курс 10 класса


  1. Назначение КИМ.

Назначение оценочного материала: проверить уровень предметных знаний и умений, освоенных обучающимися 10 класса за 2022 - 2023 учебный год


  1. Документы, определяющие содержание КИМ.

Содержание оценочного материала определяет Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (далее – ФГОС)


1) Работа составлена в соответствии с Ф ГОС СОО по  предмету Обществознание


2) Оценочный материал разработан на основе требований ФГОС СОО с учетом авторской концепции курса обществознания в 10 классе. Авторы учебника Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая; под ред. Л.Н.Боголюбова.



3. Подходы к отбору содержания

Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Перечень проверяемых элементов содержания составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни).

Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Он нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки выпускников по предмету в рамках стандартизированной проверки.


4. Связь КИМ контрольной работы сКИМ ЕГЭ

Эта связь проявляется в отборе контролируемого содержания и построении структуры вопросов.Содержание экзаменационной работы отражает интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных

областей обществознания.

Задания различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предусматривают, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.




5. Характеристика структуры КИМ.


Итоговое контрольное тестирование по обществоведению для учащихся 10 класса  представлено в трех вариантах. В каждом по 20 заданий.

Задания 1–12 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания.

Задания 13–19 базового и повышенного уровней, направлены напроверку сформированности умений: характеризовать с научных позицийосновные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), ихместо и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлятьпоиск социальной информации, представленной в различных знаковыхсистемах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательныхзадач по актуальным социальным проблемам.

.Задание 20 проверяет умение систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию. На одной и той жепозиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровнясложности, которые позволяют проверять одни и те же умения на различныхэлементах содержания.


  На выполнение работы учащимся отводится 40 минут.


6. Распределение заданий КИМ по содержанию и проверяемым умениям и способам деятельности

вопроса

Элемент содержания, проверяемый заданиями КР

Код контролируе-мого элемента

Требования к уровню подготовки

Код требования

1

Человек и общество

1.1 - 1.8

Знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека

- основные этапы и факторы социализации личности

- место и роль человека в системе общественных отношений

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

- основные социальные институты и процессы

- особенности социально-гуманитарного познания

1.1 - 1.6

1.8

2

Человек и общество

1.1 - 1.8

Знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека

- основные этапы и факторы социализации личности

- место и роль человека в системе общественных отношений

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

- основные социальные институты и процессы

- особенности социально-гуманитарного познания

1.1 - 1.6

1.8

3

Право

5.1 - 5.20

Знать и понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового

регулирования

1.7

4

Право

5.1 - 5.20

Знать и понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового

регулирования

1.7

5

Человек и общество

1.1 - 1.8

Знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека

- основные этапы и факторы социализации личности

- место и роль человека в системе общественных отношений

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

- основные социальные институты и процессы

- особенности социально-гуманитарного познания

1.1 - 1.6

1.8

6

Человек и общество

1.1 - 1.8

Знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека

- основные этапы и факторы социализации личности

- место и роль человека в системе общественных отношений

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

- основные социальные институты и процессы

- особенности социально-гуманитарного познания

1.1 - 1.6

1.8

7

Право

5.1 - 5.20

Знать и понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового

регулирования

1.7

8

Право

5.1 - 5.20

Знать и понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового

регулирования

1.7

9

Человек и общество

1.1 - 1.8

Знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека

- основные этапы и факторы социализации личности

- место и роль человека в системе общественных отношений

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

- основные социальные институты и процессы

- особенности социально-гуманитарного познания

1.1 - 1.6

1.8

10

Человек и общество

1.1 - 1.8

Знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека

- основные этапы и факторы социализации личности

- место и роль человека в системе общественных отношений

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

- основные социальные институты и процессы

- особенности социально-гуманитарного познания

1.1 - 1.6

1.8

11

Право

5.1 - 5.20

Знать и понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового

регулирования

1.7

12

Право

5.1 - 5.20

Знать и понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового

регулирования

1.7

13

Человек и общество

1.1 - 1.8

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной

системы

2.1

14

Человек и общество

1.1 - 1.8

Уметь осуществлять поиск социальной информации, пред-

ставленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных

оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,

публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупоря-

доченную социальную информацию; различать в нейфакты и мнения, аргументы и выводы

2.5

15

Человек и общество

1.1 - 1.8

применять социально-экономические и гуманитарные

знания в процессе решения познавательных задач по

актуальным социальным проблемам

2.9

16

Право

5.1 - 5.20

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной

системы

2.1

17

Право

5.1 - 5.20

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной

системы

2.1

18

Право

5.1 - 5.20

Уметьанализировать актуальную информацию о социальных

объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

2.2

19

Право

5.1 - 5.20

применять социально-экономические и гуманитарные

знания в процессе решения познавательных задач по

актуальным социальным проблемам

2.9

20

Человек и общество

1.1 - 1.8

Уметь осуществлять поиск социальной информации, пред-

ставленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных

оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,

публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупоря-

доченную социальную информацию; различать в нейфакты и мнения, аргументы и выводы

2.5



7. Критерии оценивания результатов выполнения  работы ( или кодификатор оценивания)


Задания 1 - 13 оцениваются 1 баллом.

Задания 14 - 20 оцениваются: – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, 2 ошибки – 0 баллов.


Максимальное количество баллов – 28 баллов.




Критерии оценки:

26 - 27 баллов  - «5»

20 - 25 баллов  - «4»

15-19 баллов  – «3»

0 – 14 баллов – «2»



зад

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

Политология

Политическое

Эмпирическое

2

Теоретическая

Индустриальное

Религия

3

Гражданская

Нормы морали

Духовная

4

Материальная

Дисциплинарная

Правоспособность

5

Структура деятельности

Мировоззрение

Знания

6

Глобальные проблемы

Структура деятельности

Структура деятельности

7

Источник права

Меры пресечения

Нематериальные блага

8

Юридическое лицо

Меры пресечения

Правонарушение

9

26

36

26

10

56

46

35

11

36

16

14

12

56

35

46

13п

1356

134

23

14

21221

12112

23314

15п

356

356

3456

16

245

246

24

17п

345

123

16

18

12313

21312

12112

19п

15

236

246

20п

798261

541279

257896


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка “5” ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.


Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.


Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Оценка “2” ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.


Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Годовая контрольная работа по обществознанию для учащихся 10 класса

Вариант № 1


1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ОБЪ­ЕК­ТЫ НАУКИ

 

НАУКА

ОБЪ­ЕКТ НАУКИ

...

За­ко­но­мер­но­сти вза­и­мо­от­но­ше­ний со­ци­аль­ных субъ­ек­тов по по­во­ду по­ли­ти­че­ской вла­сти

Пра­во­ве­де­ние

Си­сте­ма ос­нов­ных по­ня­тий юрис­пру­ден­ции и ос­нов­ные от­рас­ли рос­сий­ско­го права


2. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

 


3. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ВИД ОТ­ВЕТ­СТВЕН­НО­СТИ

ОСО­БЕН­НОСТЬ

Уго­лов­ная

На­ла­га­ет­ся за со­вер­ше­ние (а также под­го­тов­ку и по­ку­ше­ние) пре­ступ­ле­ния, преду­смот­рен­но­го нор­ма­ми уго­лов­но­го права

...

Ос­но­ва­на на прин­ци­пе воз­ме­ще­ния ущер­ба, при­чинённого пра­во­на­ру­ше­ни­ем; за­клю­ча­ет­ся в на­ло­же­нии судом на пра­во­на­ру­ши­те­ля уста­нов­лен­ных за­ко­ном обя­зан­но­стей иму­ще­ствен­но­го ха­рак­те­ра


4. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ГРУП­ПА ОТ­РАС­ЛЕЙ

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

... право

Ре­гу­ли­ру­ет опре­делённую сферу об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний

Про­цес­су­аль­ное право

Уста­нав­ли­ва­ет про­це­ду­ру при­ме­не­ния норм права

 

 

5.  Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

объ­ек­ты де­я­тель­но­сти

ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти

мо­ти­вы де­я­тель­но­сти

субъ­ек­ты де­я­тель­но­сти

струк­ту­ра де­я­тель­но­сти




6.  Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

де­мо­гра­фи­че­ские про­бле­мы

гло­баль­ные про­бле­мы

эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы

эко­но­ми­че­ские про­бле­мы

про­до­воль­ствен­ные про­бле­мы




7. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

су­деб­ный пре­це­дент

обыч­ное право

ис­точ­ни­ки права

нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт

меж­ду­на­род­ные пра­во­вые акты




8. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

ор­га­ни­за­ция

учре­жде­ние

юри­ди­че­ское лицо

про­из­вод­ствен­ный ко­опе­ра­тив

уни­тар­ное пред­при­я­тие




9. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную ди­на­ми­ку. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) про­гресс

2) струк­ту­ра

3) эво­лю­ция

4) ре­фор­ма

5) спад

6) стра­ти­фи­ка­ция


10. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «ис­кус­ство». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ар­хи­тек­ту­ра

2) жи­во­пись

3) театр

4) кино

5) мо­раль

6) ре­ли­гия

7) му­зы­ка




11. Ниже при­ведён ряд ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся прин­ци­па­ми толь­ко пра­во­во­го го­су­дар­ства. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) вер­хо­вен­ство права

2) не­зыб­ле­мость прав и сво­бод граж­дан

3) го­су­дар­ствен­ный кон­троль над об­ще­ством

4) раз­де­ле­ние вла­стей на три ветви

5) вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и лич­но­сти

6) су­ве­ре­ни­тет


12. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся при­ме­ра­ми прав ра­бот­ни­ка. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) за­клю­чить тру­до­вой до­го­вор

2) осу­ществ­лять функ­ции, обу­слов­лен­ные тру­до­вым до­го­во­ром

3) по­лу­чать за­ра­бот­ную плату свое­вре­мен­но и в пол­ном объёме

4) иметь пол­ную и до­сто­вер­ную ин­фор­ма­цию об усло­ви­ях труда

5) ис­пол­ни­тель­ность

6) бе­реж­ли­вость


13. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке при­зна­ки, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие эли­тар­ную куль­ту­ру. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) вы­со­кая со­дер­жа­тель­ная слож­ность

2) де­мо­кра­тизм

3) ори­ен­та­ция на узкий круг це­ни­те­лей

4) ши­ро­кая ре­клам­ная кам­па­ния

5) со­от­вет­ствие изыс­кан­ным вку­сам

6) без­гра­нич­ное са­мо­вы­ра­же­ние ав­то­ра



14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и от­рас­лью куль­ту­ры, про­из­ве­де­ния ко­то­рой он ха­рак­те­ри­зу­ет: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­ЗНАК

 

ОТ­РАСЛЬ КУЛЬ­ТУ­РЫ

А) об­раз­ность

Б) ло­ги­че­ская це­лост­ность

В) ху­до­же­ствен­ный язык

Г) чув­ствен­но-эмо­ци­о­наль­ное от­ра­же­ние мира

Д) обос­но­ван­ность

 

1) наука

2) ис­кус­ство

 

15. Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти школь­ни­ка. Какие от­ли­чи­тель­ные ха­рак­те­ри­сти­ки из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти ха­рак­те­ри­сти­ки ука­за­ны.)

1) на­це­лен­ность на по­лу­че­ние зна­ния, но­во­го для всего че­ло­ве­че­ства

2) на­це­лен­ность на раз­ви­тие соб­ствен­ных во­ле­вых ка­честв

3) на­це­лен­ность на при­об­ре­те­ние новых зна­ний

4) на­це­лен­ность на раз­ви­тие фи­зи­че­ских воз­мож­но­стей

5) на­це­лен­ность на овла­де­ние опре­де­лен­ны­ми уме­ни­я­ми

6) на­це­лен­ность на при­об­ще­ние к опыту че­ло­ве­че­ства

16. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к социально-экономическим пра­вам граждан, га­ран­ти­ро­ван­ным Кон­сти­ту­ци­ей РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) право на за­щи­ту чести и достоинства

2) право на отдых

3) право на выбор любой ре­ли­гии или атеизма

4) право на сво­бо­ду эко­но­ми­че­ской деятельности

5) право част­ной собственности

6) право из­би­рать и быть из­бран­ным в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной власти


17. Найдите в приведенном ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) работа на предприятии, в учреждениях

2) участие в выборах

3) защита Отечества

4) охрана памятников культуры

5) уплата налогов

6) участие в политических движениях


18. Установите соответствие между примерами и правами потребителя: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

A) гражданка не нашла на упаковке масла сведений о производителе товара

Б) гражданин приобрёл брюки, надел их один раз, а затем обнаружил, что несколько швов на брюках разошлись

B) гражданка начала использовать приобретённый фен, но аппарат сгорел у неё в руках, причинив ожоги

Г) гражданин обнаружил, что приобретённый им продукт представляет собой не растворимый кофе, как написано на этикетке, а кофейный напиток

Д) тушь для ресниц, приобретённая гражданкой, вызвала у неё сильную аллергию; экспертиза установила, что болезнь связана с использованием производителем некоторых запрещённых веществ

 

1) право на информацию о товаре

2) право на качественный товар

3) право на безопасность товара


19. Марине 13 лет. Най­ди­те в приведённом спис­ке права, от­ра­жа­ю­щие её пра­во­вой статус, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) быть за­слу­шан­ной в ходе су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства по опре­де­ле­нию места жи­тель­ства при раз­во­де родителей

2) вно­сить вкла­ды в кре­дит­ные учре­жде­ния и рас­по­ря­жать­ся ими

3) за­ре­ги­стри­ро­вать на своё имя юри­ди­че­ское лицо

4) рас­по­ря­жать­ся сво­и­ми заработком, сти­пен­ди­ей и иными доходами

5) со­вер­шать мел­кие бы­то­вые сделки

6) за­клю­чать тру­до­вой до­го­вор (работа курьера) с со­гла­сия родителей



20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) постиндустриальное общество

2) отношение

3) традиционное общество

4) эволюция

5) революция

6) подъем

7) прогресс

8) регресс

9) простая форма









































Годовая контрольная работа по обществознанию для учащихся 10 класса

Вариант № 2

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

СФЕРЫ ОБ­ЩЕ­СТВА

 

СФЕРЫ

УЧРЕ­ЖДЕ­НИЯ (ОР­ГА­НИ­ЗА­ЦИИ)

Эко­но­ми­че­ская

За­во­ды, фирмы, банки, рынки и др.

...

Го­су­дар­ство, пар­ла­мент, пра­ви­тель­ство, су­деб­ная си­сте­ма, пар­тии и др.

2. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

 



3. За­пи­ши­те тер­мин, про­пу­щен­ный в таб­ли­це.

 

ВИД СО­ЦИ­АЛЬ­НОЙ НОРМЫ

ПРИ­ЗНА­КИ

...

Несут оце­ноч­ную на­груз­ку, под­дер­жи­ва­ют­ся об­ще­ствен­ным мне­ни­ем

Нормы права

Чётко опи­сы­ва­ют гра­ни­цы доз­во­лен­но­го и на­ка­за­ния, в слу­чае их на­ру­ше­ния обес­пе­чи­ва­ют­ся силой го­су­дар­ства


4. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.


5. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

зна­ния

ми­ро­воз­зре­ние

цен­но­сти

уста­нов­ки

убеж­де­ния




6. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

объ­ек­ты де­я­тель­но­сти

ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти

мо­ти­вы де­я­тель­но­сти

цели де­я­тель­но­сти

струк­ту­ра де­я­тель­но­сти




7. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

меры пре­се­че­ния

лич­ное по­ру­чи­тель­ство

Залог

до­маш­ний арест

под­пис­ка о не­вы­ез­де и над­ле­жа­щем по­ве­де­нии




8. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

под­пис­ка о не­вы­ез­де

лич­ное по­ру­чи­тель­ство

меры пре­се­че­ния

до­маш­ний арест

Залог



9. Ниже при­ве­де­ны на­зва­ния по­треб­но­стей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся на­зва­ни­я­ми, под ко­то­ры­ми в раз­лич­ных клас­си­фи­ка­ци­ях пред­став­ле­ны при­род­ные по­треб­но­сти че­ло­ве­ка. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) био­ло­ги­че­ские

2) фи­зио­ло­ги­че­ские

3) со­ци­аль­ные

4) ор­га­ни­че­ские

5) есте­ствен­ные

6) эс­те­ти­че­ские


10. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «об­ще­ствен­ный про­гресс». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ре­фор­ма

2) эво­лю­ция

3) ре­во­лю­ция

4) за­стой

5) ска­чок

6) спад


11. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к ис­точ­ни­кам права. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) пра­во­вой ста­тус

2) кон­сти­ту­ция стра­ны

3) пра­во­вой обы­чай

4) по­ста­нов­ле­ния пра­ви­тель­ства

5) закон

6) по­ли­ти­че­ское уча­стие


12. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют лич­ные не­иму­ще­ствен­ные права. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) право на имя

2) право на честь и до­сто­ин­ство

3) право на­сле­до­ва­ния

4) право на жизнь

5) право част­ной соб­ствен­но­сти

6) право на не­при­кос­но­вен­ность част­ной жизни

13. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке черты, свой­ствен­ные на­род­ной куль­ту­ре. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ав­тор­ство часто не опре­де­ле­но

2) носит пре­иму­ще­ствен­но ком­мер­че­ский ха­рак­тер

3) не тре­бу­ет спе­ци­аль­ной под­го­тов­ки для сво­е­го вос­при­я­тия

4) по­яви­лась рань­ше дру­гих форм куль­ту­ры

5) рас­счи­та­на на узкий круг це­ни­те­лей




14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми раз­лич­ных об­ществ и их ти­па­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

 

ТИПЫ ОБ­ЩЕСТВ

A) гос­под­ство сель­ско­го на­ту­раль­но­го хо­зяй­ства

Б) до­ми­ни­ро­ва­ние ин­тен­сив­ных тех­но­ло­гий

B) гос­под­ство об­щин­ной соб­ствен­но­сти

Г) пре­об­ла­да­ние руч­ных ору­дий труда

Д) раз­ви­тие рас­ши­рен­но­го вос­про­из­вод­ства

 

1) тра­ди­ци­он­ное (аг­рар­ное)

2) ин­ду­стри­аль­ное


15. Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том «От­ли­чи­тель­ные черты ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства». Какие осо­бен­но­сти об­ществ из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти осо­бен­но­сти ука­за­ны.)

 

1) Эко­но­ми­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся гос­под­ством сель­ско­го хо­зяй­ства и при­ми­тив­но­го ре­мес­ла.

2) В по­ли­ти­че­ской сфере гос­под­ству­ют цер­ковь и армия.

3) Эко­но­ми­че­ской базой об­ще­ства яв­ля­ет­ся про­мыш­лен­ность.

4) Со­ци­аль­ная струк­ту­ра яв­ля­ет­ся со­слов­но кор­по­ра­тив­ной, ста­биль­ной.

5) Пре­об­ла­да­ет ин­тен­сив­ная тех­но­ло­гия.

6) В об­ще­ствен­ных от­но­ше­ни­ях гос­под­ству­ют право и закон.


16. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к по­ли­ти­че­ским пра­вам (свободам) граж­да­ни­на РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) за­щи­щать Отечество

2) из­би­рать и быть избранным

3) ис­по­ве­до­вать ин­ди­ви­ду­аль­но или сов­мест­но с дру­ги­ми любую ре­ли­гию или не ис­по­ве­до­вать никакой

4) про­во­дить ше­ствия и пикетирования

5) сво­бод­но ис­поль­зо­вать свои спо­соб­но­сти и иму­ще­ство для пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности

6) на­прав­лять ин­ди­ви­ду­аль­ные и кол­лек­тив­ные об­ра­ще­ния в го­су­дар­ствен­ные органы

17. Студент работает над рефератом «Требования к работнику как участнику трудовой деятельности». Какие требования из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти требования указаны).

 

1) квалификация, соответствующая характеру труда

2) соблюдение законов о труде

3) соблюдение правил внутреннего распорядка

4) обеспечение надлежащих условий труда

5) соответствующий уровень заработной платы

6) обеспечение социальных гарантий


18. Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОСТУПКИ

 

ВИДЫ ПРОСТУПКОВ

А) переход дороги в неположенном месте

Б) порча чужого имущества

В) прогул работы

Г) нарушение договора мены

Д) нарушение правил пожарной безопасности

 

1) гражданский

2) административный

3) дисциплинарный



19. В рай­он­ном суде рас­смат­ри­ва­ет­ся иск граж­дан­ки М. об уста­нов­ле­нии от­цов­ства граж­да­ни­на К. в от­но­ше­нии её не­со­вер­шен­но­лет­не­го сына. Най­ди­те в приведённом спис­ке термины, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны при ха­рак­те­ри­сти­ке су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства по этому делу, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) уго­лов­ный процесс

2) граж­дан­ский процесс

3) истец

4) подсудимый

5) потерпевший

6) ответчик


20. Прочитайте при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Выберите из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

 

«Люди, ко­то­рые сами не за­ни­ма­ют­ся наукой, до­воль­но часто полагают, что ___________ (А) все­гда дают аб­со­лют­но достоверные положения. Эти люди считают, что на­уч­ные работники де­ла­ют свои ___________ (Б) на ос­но­ве неоспоримых ___________ (В) и без­упреч­ных рассуждений и, следовательно, уве­рен­но шагают вперед, при­чем исключена воз­мож­ность ___________ (Г) или ___________ (Д) назад. Од­на­ко состояние со­вре­мен­ной науки, так же как и ___________ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело об­сто­ит совершенно не так».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что в спис­ке слов больше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

 

1) факты

2) ошибка

3) психика

4) выводы

5) науки

6) контакты

7) возврат

8) личность

9) история













Годовая контрольная работа по обществознанию для учащихся 10 класса

Вариант № 3

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.



2. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ФОРМЫ ОСВО­Е­НИЯ МИРА

 

ФОРМА

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

...

Осво­е­ние ми­ро­воз­зрен­че­ских уста­но­вок, ос­но­ван­ных на вере в сверхъ­есте­ствен­ное

Ис­кус­ство

Осво­е­ние и во­пло­ще­ние эс­те­ти­че­ских цен­но­стей



3. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ВИДЫ ПО­ТРЕБ­НО­СТЕЙ

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

Со­ци­аль­ные

Свя­за­ны с тем, что че­ло­век при­над­ле­жит к об­ще­ству, за­ни­ма­ет в нём опре­делённое место

...

По­треб­но­сти, свя­зан­ные с по­зна­ни­ем че­ло­ве­ком окру­жа­ю­ще­го мира и сво­е­го места в нём, по­зна­ни­ем смыс­ла сво­е­го су­ще­ство­ва­ния


4. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ПРИ­ЗНА­КИ ПРА­ВО­СУБЪ­ЕК­ТИВ­НО­СТИ

 

ПРИ­ЗНАК

СУЩ­НОСТЬ

Дее­спо­соб­ность

Спо­соб­ность сво­и­ми дей­стви­я­ми при­об­ре­тать и осу­ществ­лять граж­дан­ские права

...

При­знан­ная за­ко­ном спо­соб­ность иметь граж­дан­ские права и нести обя­зан­но­сти


5. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

зна­ния

тео­рии

ле­ген­ды

мифы

ги­по­те­зы




6. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

цель де­я­тель­но­сти

мотив де­я­тель­но­сти

сред­ства де­я­тель­но­сти

струк­ту­ра де­я­тель­но­сти

ре­зуль­тат де­я­тель­но­сти




7. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

Жизнь

лич­ная не­при­кос­но­вен­ность

де­ло­вая ре­пу­та­ция

не­ма­те­ри­аль­ные блага

сво­бо­да пе­ре­дви­же­ния




8. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

пре­ступ­ле­ние

дис­ци­пли­нар­ный про­сту­пок

ад­ми­ни­стра­тив­ный про­сту­пок

граж­дан­ский про­сту­пок

пра­во­на­ру­ше­ние



9. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «био­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти че­ло­ве­ка». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) вос­про­из­вод­ство рода

2) са­мо­ре­а­ли­за­ция

3) пи­та­ние

4) ды­ха­ние

5) дви­же­ние

6) об­ще­ние

7) отдых



10. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к выс­шим мо­раль­ным цен­но­стям. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) добро

2) смысл жизни

3) день­ги

4) сво­бо­да

5) соб­ствен­ность

6) сча­стье


11. Ниже при­ведён пе­ре­чень прав и обя­зан­но­стей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся толь­ко к пра­вам ра­бот­ни­ка. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) бе­реж­ли­вость

2) по­лу­чать

за­ра­бот­ную плату свое­вре­мен­но и в пол­ном объёме

3) тру­дить­ся в усло­ви­ях

от­ве­ча­ю­щих тре­бо­ва­ни­ям без­опас­но­сти и ги­ги­е­ны

4) доб­ро­со­вест­ность

5) иметь пол­ную до­сто­вер­ную

ин­фор­ма­цию об усло­ви­ях труда

6) за­клю­чать тру­до­вой до­го­вор

12. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к участ­ни­кам уго­лов­но­го су­до­про­из­вод­ства со сто­ро­ны об­ви­не­ния.

1) сле­до­ва­тель

2) по­тер­пев­ший

3) про­ку­рор

4) ад­во­кат

5) до­зна­ва­тель

6) об­ви­ня­е­мый

Най­ди­те два тер­ми­на «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


13. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке черты, при­су­щие ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) при­о­ри­тет кол­лек­ти­вист­ских цен­но­стей

2) рост чис­лен­но­сти ра­бо­че­го клас­са

3) вы­со­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность

4) ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий

5) гло­ба­ли­за­ция эко­но­ми­ки и фи­нан­сов




14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между глав­ны­ми со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми и сфе­ра­ми жизни об­ще­ства: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ГЛАВ­НЫЕ СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ИН­СТИ­ТУ­ТЫ

 

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБ­ЩЕ­СТВА

А) го­су­дар­ство

Б) ре­ли­гия

В) об­ра­зо­ва­ние

Г) про­из­вод­ство

Д) семья

 

1) эко­но­ми­ка

2) по­ли­ти­ка

3) ду­хов­ная куль­ту­ра

4) со­ци­аль­ные от­но­ше­ния


15. Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том «Осо­бен­но­сти со­вре­мен­ной науки». Какие осо­бен­но­сти из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти осо­бен­но­сти ука­за­ны.)

 

1) Ее раз­ви­тие пока не может опе­ре­дить раз­ви­тие ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства.

2) Ее вли­я­ние на раз­ви­тие всего об­ще­ства ста­но­вит­ся менее вы­ра­жен­ным.

3) Ма­те­ри­аль­ное про­из­вод­ство про­дол­жа­ет из­ме­нять­ся с ло­ги­кой ее раз­ви­тия.

4) В связи с ее ис­сле­до­ва­ни­я­ми воз­ни­ка­ют новые мо­де­ли об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия.

5) Все более оче­вид­ной ста­но­вит­ся ее со­ци­аль­ная функ­ция.

6) Остро стоит во­прос со­ци­аль­ной от­вет­ствен­но­сти уче­ных.


16. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к кон­сти­ту­ци­он­ным обя­зан­но­стям граж­дан РФ?

За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны кон­сти­ту­ци­он­ные обязанности.

 

1) ука­за­ние своей национальности

2) со­хра­не­ние ис­то­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го наследия

3) уча­стие в вы­бо­рах ор­га­нов власти

4) упла­та налогов

5) сво­бод­ное рас­по­ря­же­ние сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми к труду

6) поль­зо­ва­ние род­ным языком


17. Найдите в приведенном ниже списке примеры гражданского правонарушения и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) невыполнение издательством условий договора с автором романа

2) захват заложников в здании школы

3) курение студентами в здании университета

4) нарушение правил пожарной безопасности

5) сброс отходов производства в реку

6) невыплата кредита банку


18. Установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и стороной, которую они представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

 

СТОРОНА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

A) прокурор

Б) адвокат

B) следователь

Г) потерпевший

Д) обвиняемый

 

1)обвинение

2) защита


19. Фирма «Цветик-семицветик» со­глас­но сво­е­му Уста­ву имеет ос­нов­ной целью де­я­тель­но­сти опто­вую про­да­жу сре­зан­ных и горш­ко­вых цве­тов для по­лу­че­ния прибыли. Ка­пи­тал фирмы разделён на доли, вла­де­ние ко­то­ры­ми под­твер­жда­ет­ся цен­ны­ми бумагами. Най­ди­те в приведённом спис­ке термины, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны при ха­рак­те­ри­сти­ке дан­ной фирмы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) унитарное предприятие

2) ком­мер­че­ская организация

3) хозяйственное товарищество

4) ак­ци­о­нер­ное общество

5) благотворительный фонд

6) юридическое лицо


20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Информационные и коммуникативные технологии стали наиболее динамичным компонентом ___________ (А) — как материального, так и духовного, радикально меняющим многие принципы социальности и регуляции ___________ (Б). Масштабы и темпы информационной ___________ (В) превышают все известные до сих пор в истории сдвиги... Происходит перераспределение расходов на материальное производство в пользу ___________ (Г), образования, социального обеспечения, здравоохранения и рекреации. Ведущая роль в производстве все в большей степени принадлежит не производственным корпорациям и бизнесменам, а корпорациям исследования и развития, экспериментальным лабораториям, научным центрам и ___________ (Д). Вместе с тем повышается степень самостоятельности каждого работника, располагающего своей ___________ (Е) изнаниями как существенным вкладом в процесс производства».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

1) монотеизм

2) производство

3) потребление

4) сфера

5) общество

6) квалификация

7) революция

8) наука

9) университет



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!