СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку краеведения "История моей школы"/Жамбылская область/

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждая школа имеет свою историю. Возможно, какой- то школе более ста лет, а какая- то была построена и   приняла учеников только в этом году. У первой школы богатая история , а у второй она только начинается.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку краеведения "История моей школы"/Жамбылская область/»

История моей школы.



Каждая школа имеет свою историю. Возможно, какой- то школе более ста лет, а какая- то была построена и приняла учеников только в этом году. У первой школы богатая история , а у второй она только начинается.

Почти в каждой школе имеются музеи или школьные летописи, архивные материалы.Постарайтесь ближе познакомиться с историей своей школы., а для этого нужно провести опрос выпускников школ, ветеранов учительского труда, директоров. Уверены, что очень много интересного узнаете. Ведь , сколько школ , столько интересных историй..

Вот некоторые истории школ нашей области.



История школы



Гимназия № 1 города Тараза

Школа была основана в 1952 году. Она была построена Джамбульским суперфосфатным заводом на окраине города,на территории быстрорастущего посёлка химиков. Сначала она так и называлась школой суперфосфатного завода. Затем ей было присвоено имя Сталина.

Открытие новой школы состоялось 1-го сентября 1952 г. торжественным митингом и традиционным разрезанием красной ленты.



Первым директором школы был назначен отставной майор Облвоенкомата Соколов Иван Антонович. Для работы  в школе он подобрал молодой,
высокообразованный, задорный, творчески мыслящий педагогический коллектив:

- завучи: Абдуллаев Б.А., Коньков В.С., Петрова М.Н;
- учителя: Ананьев Ф.Г. - математика, Демьяненко М.Ф. - физика, Трухина Л.Д. – химия, Новичкова Н.И. - географии, Полуничев И.А. - литература, Райтер М.И. – немецкий язык, Лапова А.Ф. – английский язык, Садвакасов Ш.С. - казахский язык, Лаврененко В.В. – физкультура, Голованчук В.Т. – военрук;
- учителя начальных классов: Дубцова Л.С., Саврасова Е.Г., Рыбинцова З.И., В. Щучкина, Батюшкова Р.С., Солдатова М.Р., Черкасова, Коннов И.Н., Воскресенская, Гладьев Н.П. 


Начались рабочие будни. И вот уже за партой сидят ученики одного из самых первых 1-го класса.
Урок ведёт Вера Фёдоровна Щучкина, на уроке присутствуют директор школы Соколов И. А. и завуч Трухина Л. Д.

Среди первых учеников школы были Маша Полихрониди (отвечает), Коля Любимов, Оля Дудник, Федя Василиади,Ильдар Абдуллин, Толя Захватов и др.

Из воспоминаний учителя начальных классов В. Ф. Щучкиной (1967 год): 
«В городе идут разговоры, что будут набирать учителей для укомплектования педагогического коллектива школы имени Сталина, которая была построена для детей рабочих суперфосфатного завода. Выбор пал на меня. Я была приглашена на работу директором новой школы - Соколовым И.А. переводом из школы Ушинского. Несмотря на трудности, возникшие странспортом, я с радостью перешла на работу в новую, большую, типовую школу.
Нам с Дубцовой Л.С. дали первые классы. Работать было интересно. Ведём детей в класс, в классе светло, приветливо, красиво, всё новое, всё блестит. У меня даже дух захватывало от такого величия.

...Быстро пролетели три года моей работы в школе, а на четвёртый - по состоянию здоровья - я была переведена в школу имени Н.К. Крупской. Но я всегда с теплом вспоминаю об этой школе, о её учителях и о своём большом друге – Любови Степановне Дубцовой.»

Из статьи в газете учительницы русского языка и литературы Раисы Исаковой:
«Пятьдесят лет тому назад школа помещалась в двухэтажном здании, расчитанным на 380 мест, а учящихся было 500. Занятия велись по классной системе, кабинетов было всего два – химии и физики. Не было спортивного зала и учебных мастерских. Позже шефы пристроили четыре классных комнаты и небольшой спортивный зал.»
Первый выпуск школы состоялся уже в 1953 году. Выпускников было 21 человек.

При директоре Соколове И. А. Состоялся ещё и второй выпуск школы. Весной 1954 г. Иван Антонович по состоянию здоровья не мог работать несколько месяцев (инсульт) и поэтому подал в отставку с должности директора школы, оставшись учителем истории.


Вторым директором школы с 1954 по 1956 год был Абдуллаев Б. А.


С 1956 - по 1964 гг. школу возглавляла Петрова Мария Николаевна. Школа была перегружена, занимались в три смены. В здании находилась вечерняя школа и химико-механический техникум.Директор школы вышла на ГорОО с предложением о пристройке классных комнат на 480 мест и спортзала. Были
построены учебные мастерские: слесарные, столярные, автодела. В школе были организованы первые кабинеты физики, химии, лингафонный и домоводства.



Школа занимала неоднократно первые места в соцсоревновании и получала переходящее Красное знамя. За получение больших урожаев на пришкольном участке школа была удостоена высокой чести - принять участие на ВДНХ СССР. Школа занимала призовые места за активное участие в смотре художественной cамодеятельности.
В 1960 году коллектив школы вышел с ходатайством в Министерство образования о присвоении ей имени К.Э. Циолковского. С 1961 года школе присвоено имя Константина Эдуардовича Циолковского.

Из материалов местных газет:



Школьники на новостройке



С начала учебного года школьники активно трудились на строительной площадке, где возводились двухквартирные дома. Ученики школы имени Сталина вместе со своими классными руководителями трудились на стройке: складывали кирпичи в штабеля, грузили их на машины, убирали строительный мусор. Замечательно трудились такие ребята, как Валера Шаповалов, Виталий Сухов, Валя Самарцева, Лида Малышева во главе с классным руководителем Бельченко Л.Г. Работой руководил прораб Е. Бобчинский.С. Григорьев, октябрь 1958г.


Детская самодеятельность



К назначенному времени, в одном из помещений на третьем этаже цеха, собрались десятки людей. Участники cамодеятельности - учащиеся школы имени Сталина - показали для рабочих небольшой спектакль "Синяя Шапочка" (постановка К.Д. Зуботыкина). Бурей аплодисментов встретили присутствовавшие на концерте такие номера, как норвежская народная песенка "Сумерки" в исполнении Тамары Верхоланцевой и Светланы Рыбинцевой, "Русская плясовая" в исполнении Кости Христаниди, "Танец маленьких лебедей" в исполнении Светланы Петровой, Нади Костаковой и Люды Рубановой.
С большим интересом просмотрели присутствующие концерт ребят. Коллектив детской самодеятельности подготовил разнообразную программу. Рабочие башенного цеха от души благодарили всех участников самодеятельности за хороший концерт и желали им новых творческих успехов.

А. Захаров, сентябрь 1959 г.



Забота о родном посёлке



Руководство завода обратилось к директору школы с просьбой помочь в благоустройстве химпосёлка. Школа ответила: "Поможем, посёлок - наш дом!"
Ученики школы с 1 по 10 классы выходили на субботники, убирали мусор, подметали дорожки, сажали саженцы. Руководил работами садовод завода Н. Шинкаренко. Неделю трудились ребята на посадке молодых саженцев. Вдоль улиц посадили живую изгородь - 7500 корней. Ровными рядами сажали яблони, груши, ясени, акации. Школьники решили всё лето ухаживать за саженцами. Хорошо трудились ребята 9 "Б" класса.

Н. Шинкаренко,  апрель 1958 г.




С 1965 по 1989г. директором школы была Маркина Татьяна Михайловна. За время её руководства школа полностью перешла на кабинетную систему. 

Были оформлены лучшие в городе кабинеты русского языка, математики, физики, химии. Школа была занесена на областную Доску Почёта, а в 1973 году в книгу Почёта ОблОНО и обкома профсоюзов. На протяжении 7 лет школа награждалась переходящим Красным знаменем и вымпелом Горкома партии и исполкома городского совета депутатов. В честьшестидесятилетия СССР коллективу школы было присуждено памятное Красное знамя обкома партии и областного совета народных депутатов.

Очень хорошо была налажена шефская работа. Школа считалась цехом завода. На заводских планёрках решались проблемные вопросы школы, и на проходной завода вывешивался экран успеваемости учащихся. За каждым цехом был закреплён определённый класс. При подведении итогов соцсоревнования между цехами завода учитывались успехи подшефного класса. Этот опыт работы с шефствующим предприятием по совместному воспитанию обобщался в области и республике.
В школе проводились соцсоревнования по классам, победители награждались поездками по городам - героям, а начальные классы награждались поездками на 3-5 дней в города Алма-Ата, Фрунзе, Ташкент.
В связи с ростом числа учащихся школы, остро встал вопрос о расширении учебной площади. Было построено здание для учащихся начальных классов на 320 мест. Однако контингент учащихся постоянно увеличивался, и было решено пристроить ещё одно крыло к основному зданию школы.
За высокую успеваемость и активную работу группа учащихся была приглашена на Кремлёвскую новогоднюю ёлку в Москву. Велась активная переписка с космонавтами СССР, которые
пригласили лучших учащихся посетить Звёздный городок. Шли соревнования за право на эту поездку. В 1974 году делегация школьников посетила Звёздный городок.

Школа занимала призовые места по спортивным соревнованиям и по техническому творчеству детей. 
К тридцатилетию Победы был создан музей трудовой и боевой славы. При его открытии присутствовали ветераны, жители посёлка. Музей занимал призовые места среди школьных музеев по Казахстану и Советскому Союзу.
Директором школы было предложено начать работу по внедрению и освоению коммунарской методики воспитательной работы А.С. Макаренко и академика И.П. Иванова.

 

  С 1965 по 1989 гг. директором школы была

Маркина Татьяна Михайловна



 

 

 

 

 

  С 1989 по 2001 гг. школу возглавляла

Землянская Светлана Эдуардовна



 

 Визитка

 Год основания: 1 сентября 1952 г.

Место нахождения (адрес): почтовый индекс 080020,Республика Казахстан, Жамбылская область, г. Тараз, ул. Кыдыргали Жалаири, д. 5.



Телефон (8 726 2) 34-20-71

Электронный адрес: [email protected]

Директор школы:

Исеева Наталья Ивановна

Организационно-правовая форма: государственное учреждение;

Вид: коммунальное государственное учреждение;

Тип: школа-гимназия, общеобразовательное учебное заведение.

Цель школы: Создание условий для получения качественного образования, посредством индивидуализации образовательного процесса и внедрения инновационных здоровьесберегающих технологий.

Тема работы: Повышение качества знаний в условиях инновационной образовательной среды.

Приоритетные направления школы:

  1. Повышение качества образовательных услуг,

  2. Развитие творческих способностей учащихся, посрдетсвом применения инновационных методик и технологий обучения;

  3. Воспитание казахстанского патриотизма, свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, чувством личной ответственности;

  4. Расширение социальной базы поддержки деятельности школы;

  5. Совместная работа с родительской общественностью.

          







История гимназии №24 города Тараза


В 1934 году в районе железнодорожной станции была открыта маленькая школа, в которой училось 150 мальчиков.

В 1936-1938 гг. город Аулие-Ата стал носить имя Мирзояна, бывшего, в то время первым секретарем ЦК ВКП (б) Казахстана.

Детей железнодорожников и строителей нужно было учить и маленькая школа № 36 не вмещала всех желающих. И тогда в 1936 г. на обширном пустыре по дороге с вокзала выросло новое двухэтажное здание с просторными классами, большими окнами. Именно сюда и были переведены учащиеся и учителя школы 36. Первым ее директором стал Константин Андреевич Полетаев. С этого времени история школы и история родного города идут вместе рука об руку.

В 1937 г. Новая школа впервые выпустила своих десятиклассников.

С 1938 года меняется название города. Он получил имя великого казахского акына Джамбула Джабаева - Джамбул.

В суровые дни Великой Отечественной войны десятки тысяч жителей Жамбылской области ушли на фронт, многие из них добровольцами. В рядах сражавшихся были в наши выпускники. Над многими из них уже не властно время – они навсегда в нашей памяти и в нашем сердце: герой Советского Союза- Семенюк Анатолий, Тихонов Борис, Токарев Георгий, Сенкевич Андрей, Сенкевич Константин, Рыбалко Василий, Пивоваров Владимир, Сумин Г, Грбон Г, Руденко Г., Авербах Александр, Тутлис Лев, Шкатов Леонид, Пулагин Василий, Пыльцин Юрий и еще многие –многие другие. Каждый из них внес свой вклад в дело общей победы. На войну ушел и директор школы Тутлис Лев Григорьевич. Несмотря на это, пока шли бои, школьная жизнь продолжала идти своим чередом: за парты садились новые ученики, а учителя продолжали свою нелегкую работу. Жители Джамбула добровольно собрали на боевую технику 20 миллионов рублей на танковые колонны, 4,4 миллионы на постройку боевых самолетов. Для воинов, сражавшихся с фашистами, только в 1942 году отправили 13 вагонов подарков.

С 1942 по 1944 гг. директором нашего учебного заведения был Александр Петрович Щетинюк. Школа как могла, помогала фронту: открылись сапожные и плотницкие мастерские, работало подсобное хозяйство, а учащиеся 6-го класса оказывали помощь колхозам и совхозам по сбору урожая. С 1944 по 1945 гг. директором школы был назначен учитель физики К. П. Друзь, которого ласково прозвали КПД. В послевоенные годы в школе были подобраны хорошие педагогические кадры. Учащиеся часто занимали первые места на обще дорожных олимпиадах по физике, математике, истории, биологии.

С 1954 г. в школе было введено совместное обучение мальчиков и девочек. Она была переименована в среднюю школу № 320 им. Мирзояна станции Джамбул Алма-Атинской железной дороги .

Рос город, строились новые городское районы и кварталы, облагораживались улицы, появлялись промышленные предприятия: фабрики "ПОШ", "Кожобувь", завод металлоконструкций, была открыта вторая очередь суперфосфатного завода. Расширялась и строилась школа. Силами старшеклассников и учителей были построены теплицы и гараж, разбит плодовый сад. Директором учебного заведения с середины 50-х до 1964 г. был участник Великой Отечественной войны Петр Григорьевич Жданов.

Со второй половины 60-х гг. возникла идея создания памятника бывшим выпускникам погибшим в годы войны. Активно велась поисковая работа. Каждый класс брал шефство над ветеранами, одинокими пенсионерами, проживающими в районе школы. Инициатором всех этих дел был участник войны, учитель истории, а с 1964 г. Директор школы – Иосиф Григорьевич Скородок. Открытие памятника состоялось летом 1971 г. Деньги на него учащиеся заработали сами, собирая макулатуру и металлолом. Врезается в память надпись: «За Родину, за коммунизм, жизнь отдавшим в Великой Отечественной войне».

В 1967 году город и область за достигнутые успехи награждаются высшей наградой Родины – орденом Ленина. В областном центре уже проживают представители более 90 национальностей и около 250000 жителей. Растет и хорошеет наша школа. В 70-е годы были построены спортивный зал, дополнительные кабинеты, тир и географическая площадка. В эти годы школа становится не только одной из лучших в городе, но и на всей Алма – Атинской железной дороге. Надо отдать дань тем, кто добился этого: директора Н. П. Спорышева, Р. Г. Стрельникова, учителя Фомина Л.А, Чикурова К.П, Лазарева Л.П, Понасенко Е.К, Милюкова В.А, Вербицкий А.Я, Чурилова З.А,Третьякова Н.А.,Лобкова Г.Ф, Трюхан Н.М,Обручева Э.А

В 1994 году отделом учебным заведений Алма-Атинской железной дороги нам присвоен статус школы гимназии и сертификат о том, что учебно-воспитательный процесс соответствует требованиям Госстандарта. В этом большая заслуга директора учебного заведения Тамары Григорьевны Коротковой.

В 1997 году областному центру снова возвращено имя Тараз. Современный город, так же как и наша школа, молод и юн. На смену старому поколению приходит новое, энергичное. Давно позабыты диковинные восточные товары и базары старого города, а также войны, грабежи и пожары, некогда разрушившие древний Тараз, но радиально-кольцевая планировка города, сложившаяся в древности, сохранилась и сегодня. Как и 2000 лет назад быстро несет свои воды голубой Талас, любого волнуют все те же вопросы: «Что такое добро и зло?», «Куда идет мир?», «Как жить дальше»?. Как и многие годы приходят на помощь новому молодому поколению учителя нашей страны.

В 1996 году гимназия получает первый грант Фонда Сорос-Казахстан – «Развитие лицеев и гимназий».

С 1999 года школа становится пилотной школой по программе «Введение в Гражданское образование» и учащиеся гимназии принимают активное участие в Республиканских олимпиадах по гражданскому образованию и лагерях демократии. Учителя граждановедения Жирнова Л.В и Житина Т.М занимают 1 места в областной олимпиаде учителей. С 2002 года школа включается также в проект правового обучения по программе «Street Low- Казахстан» и на базе школы проходят апробацию учебные пособия по этой программе. А также в мае 2004 года прошел обучающий городской семинар учителей истории и права, который получил высокую оценку представителей КазГЮА и учительства города. 

В 2002 году школа получает второй грант Фонда «Сорос-Казахстан»- по программе «Уполномоченное образование и также становится пилотной школой по апробации данного курса. Учителями школы был дан обучающий городской семинар для директоров школ. А также были выпущены учебное пособие и рабочая тетрадь для проведения уроков- тренингов.

В 2004 году школа сотрудничает с Американско-киргизско-казахской ассоциацией «Береке» и получает грант на приобретение современного кабинета химии, что позволяет открыть в гимназии химико-биологический профиль обучения.

В 2005 году школа была включена в проект по международному гуманитарному праву совместно с Международным Комитетом Красного Креста. Летом 2006 года учащиеся школы Нурмухамбетов Ильнур и Кислова Маргатрита, а также в 2007 году Жуматаев Ельнур побывали в Республиканских лагерях «Международного гуманитарного права» , где были награждены за активное участие почетными грамотами и сертификатами.

В 2007 году школа  принимает участие и занимает 3 призовое место в городском конкурсе "Лучшая школа года".

За последние пять лет значительно повысился рейтинг гимназии в городских, областных и республиканских олимпиадах и конкурсах научных проектов.

Научным обществом учащихся «Парус» за время работы было подготовлено 54 проекта из которых 2 проекта призеры Республиканского конкурса, 24 призера областного конкурса научных проектов, 2 призера Республиканского тура конкурса научных проектов - Короткова Маргарита (3 место), Салыков Жуманияз (3 место). Кабулова Зухра заняла 3 место в Международной конференции "Открываем мир науки" в городе Астана в 2008 году.

2012 год - пилотная школа города по апробации системы воспитательной работы.

Верно заметил Ч. Айтматов «Народ, у которого нет истории подобен ребенку без отца и матери, всему учится с самого начала. Мало того, народ, потерявший свою историческую память, словно гибкая лоза, куда его согнешь, туда и пойдет». Так и человек, незнающий своей малой истории – истории своей семьи, своей родной школы, улицы, города, никогда не сможет понять нестоящего, оценить достижения современности, почувствовать гордость за свою Родину!»





А таких школ с богатой историей очень много, причем каждая школа имеет свой путь развития , свою историю , своих знаменитых учеников . Это нужно передавать из поколения в поколение. Ведь , когда вас родители ведут в первый класс, они выбирают школу с богатыми традициями и опытом работы, а вы , в свою очередь, должны продолжить традиции и внести свой вклад в историю школы.

Историю школы можно просто знать по рассказам старших.учеников, выпускников школы, ветеранов труда данной школы.,а можно познакомиться с историей по материалам школьного музея. А если такового нет, то это дело ваших рук. Оставьте значимый след для будущих поколений учащихся вашей школы.

В одной из школ составлена краткая история этого образовательного учреждения и вклеена каждому ученику в дневник, чтобы он гордился достижениями предыдущих поколений и что-то сделал сам для своей школы.





Задания:

1.Просмотрите по ссылке сайт гимназии № 24 города Тараза

.

http://school24.moy.su/index/0-22





2. Узнайте адреса выпускников своей школы. Посетите их , попросите поделиться воспоминаниями о школе.

3.Создайте на сайте школы раздел «История школы»

4.Оформите краткую историю школы в виде лэпбука и познакомьте с ней всех учащихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!