СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для учащихся 10 класса, профиль к уроку Человек и общество в философских учениях Древнего Востока .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для подготовки к уроку по теме Человек и общество в философских учениях Др.Востока

Просмотр содержимого документа
«Материал для учащихся 10 класса, профиль к уроку Человек и общество в философских учениях Древнего Востока .»

ТЕРМИНЫ:

Общественные науки – комплекс наук, изучающих общество и человека.

Предмет науки – те связи и зависимости, которые непосредственно изучает наука.

Социология – наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития.

Политология – комплекс дисциплин, всесторонне изучающих политику.

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включённостью в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Философский плюрализм – многообразие философских школ и направлений.

Умозрительная деятельность – вид деятельности, при которой философы опираются на особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики.

Философия (с древнегреческого – «любовь к мудрости») – наука о всеобщих законах природы, общества и мышления.

Миф (от греч. mythos – сказание, предание) – древнее сказание о происхождении мира, о богах и героях.

Мифология – способ понимания и представления действительности, характерный для ранних этапов развития общества.

Особенности мифологического сознания:

1.Восприятие человека как части сообщества, а сообщества как части природы. Наделение всего сущего человеческими качествами.

2.Восприятие не разделено на внешнее и сущее, на реальность и видимость.

3.Поиск причины события сводится к поиску целенаправленной воли.

4.Идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периоды и ритмы человеческой жизни и природы.

5.Восприятие мира как арены борьбы сил добра и зла.

Особенности философского знания.

1. Философы размышляют над «вечными вопросами»

2. Непрерывный мысленный диалог с предшественниками

3. Философия плюралистична (сосуществование различных философских систем в едином культурном и образовательном пространстве)

4. Использование специфических методов, особые способы аргументации

а) умозрительная деятельность;

б) особые способы аргументации (парадоксы, апории – неразрешимые проблемы)

5. Многие используемые понятия носят предельно обобщённый, абстрактный характер (бытие, познание и т.д.)

6. Философское знание многослойно: она может исследовать не только «должное» (вечные ценности), но и «сущее».

Мифы древних индийцев о происхождении человека

Мифы древних индийцев представляли творение мира и человека так.

Вначале не было ничего. Потом возникли воды. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо... Через год из Золотого Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина стала Небом, нижняя – Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, создал страны света и породил начало времени. Люди же появились из тела Пуру-ши – первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Из уст его возникли брахманы – жрецы, руки его стали кшатриями-воинами, из бедер его были созданы вайшью – земледельцы, а из ног родились шудры – низшее сословие. Из разума Пуру-ши возник месяц, из ока – солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания – ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.

Вывод: к идеям творения и развития добавилась идея жертвоприношения.

Это уже приближение к философскому осмыслению действительности. Так Солнце дарит тепло и свет, травоядное животное отдаёт свою жизнь хищнику, мать жертвует силы и здоровье своему ребёнку.


Священные тексты древних индийцев – «Веды» (1200 – 600 гг. до н.э.) к идеям творения и развития добавляют идею жертвоприношения.

«Веды» можно рассматривать как первое религиозно-философское произведение в истории человечества. В то же время в них ещё сильны проявления мифологического сознания. Для ведической литературы характерно совпадение понятий Природа и Общество. Человек рассматривается как часть природы, он вписан в окружающий мир.

На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны . Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов. Существует четыре Веды:

1.Ригведа — «Веда гимнов»

2.Яджурведа — «Веда жертвенных формул»

3.Самаведа — «Веда песнопений»

4.Атхарваведа — «Веда заклинаний»


Какое место должен занять человек в этом мире? Как он должен прожить жизнь? К чему должен стремиться?

Ответ на эти вопросы заключается в более позднем произведении религиозно-философской мысли древних индийцев – «Упанишадах».

Упаниша́ды (санскр. उपनिषद्, Upaniṣad IAST) — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути.

УПАНИШАДЫ (санскр. upa-ni-sad - сидеть около, т.е. у ног Учителя, получая наставления в духовных беседахс целью познания истины; отсюда - сокровенное знание, тайное учение, «разрушающие узы незнания» и «приближающие к Брахману».


Согласно «Упанишадам» весь окружающий мир делится на три «уровня»:

Мир богов – пространство, где процветает райская жизнь.

Мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражается в кастовой структуре Индии.

Брахманы – мудрецы, толкователи Вед

Кшатрии – воины и правители

Вайшьи – земледельцы и скотоводы

Шудры – слуги

Мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов.

Таким образом, мир людей занимает срединное положение во Вселенной, люди могут подняться до божественных высот или спуститься до адской жизни.

В Упанишадах мы находим сюжет, на котором строилась впоследствии вся индийская философия.

Всё мироздание – это брахман, т.е. идеальное, духовное или разумное мировое начало – Бог. Брахман – это весь мир. Человеческая душа – это атман, который является частицей брахмана. Поэтому должен находиться с ним в единстве. Но душа – атман – постоянно отпадает от брахмана и существует в каком-нибудь теле в физическом материальном мире: становится растением, животным или человеком. Пока живо физическое тело, атман живёт в нём, когда тело умирает, атман переселяется в другое тело, т.е. живёт вечно. Это вечное рождение вновь называется сансарой (колесом перерождений). В каком теле родится в очередной раз, решается законом кармы (воздаяния)

«Карма» - ключевое понятие индийской философии. Согласно закону кармы, тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с моральными нормами, родится в будущей жизни как представитель одной из высших каст общества. Тот же, чьи действия не были правильными, может в новой жизни стать неприкасаемым или даже животным, а то и придорожным камнем, принимающим на себя удары тысяч ног как расплату за грехи прошлой жизни. Иными словами, каждый получает то, что заслуживает.

Заветная мечта древнего индуса – это не родиться больше, умереть для того, чтобы родиться навечно, слиться с брахманом, и, перестав быть собой, стать всем. Это возвращение к брахману называется нирваной. Но как этого достичь? Надо отказаться от индивидуальности, конкретности и осознать, понять, почувствовать себя частицей целого – всего мира. Самый лучший способ – это избрать жизнь аскета-отшельника. Ещё один из способов освобождения души – йога.

Вопрос: Если всё предопределено, то какова роль человека в мире? Как он должен прожить жизнь?

Ответ: пассивно, созерцательно, не протестуя против неблагоприятной кармы, т.к. в своих бедах ты виновен сам.

Брахман – это весь мир.

Атман – человеческая душа.

Сансара (колесо перерождений) – это вечное рождение вновь.

Карма – воздаяние.

Закон кармы: сумма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений.

Реинкарнация – переселения душ живых существ после их смерти.

Нирвана – возвращение к брахману, освобождение от цепи перерождений.

Буддизм

V век до н.э. – возникновение буддизма.

Буддизм – это одна из мировых религий, которую нередко называют «атеистической» религией (религия без Бога). Основателем буддизма считают принца из североиндийского племени шакьев Сиддхартху Гаутаму. До 29 лет он вёл беззаботную жизнь принца и наследника, успел жениться, родил сына, но однажды, оказавшись за стенами дворца, повстречал старика, прокажённого, похоронную процессию и отшельника. Эти четыре встречи перевернули его жизнь, он понял, что в мире есть страдание, покинул дом и удалился к отшельникам-аскетам.

Среди отшельников он провёл 6 лет, обучаясь духовным наукам, но вскоре превзошёл своих учителей и приступил к собственным поискам освобождения от земных страданий. В результате он достиг Просветления (нирваны) и стал Буддой, т.е. Просветлённым.

Согласно буддизму достичь просветления и стать Буддой может каждый. Как это сделать?

Первооснова всего – Дхарма.

Дха́рма — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.

Дхармы находятся в постоянном движении. Душа есть случайная комбинация дхарм. После смерти тела она распадается, а составляющие её дхармы вместе с другими образуют новые сочетания, вселяются в новое тело. Если человек достиг Просветления, то он освобождается от цепи перерождений и становится Буддой. Когда же этого достигнут все, то движение дхарм прекратится и наступит всеобщее освобождение, которое есть ничто иное, как пустота, и это и есть Будда.

Вопрос: Как можно освободиться от цепи перерождений согласно учению о карме?

Что предлагает буддизм? Внутреннее самосовершенствование. Человек, стремящийся к нирване, должен постичь «четыре благородные истины».

Четыре благородные истины буддизма:

1. Жизнь – есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа.

2. Причина страданий – человеческие страсти. (Не только наслаждения, но и страсть к саморазрушению – аскетизм)

3. Цепь страданий (жизней) можно прервать, отказавшись от страстей.

4. Путь освобождения – «восьмеричный путь»: правильные вера (буддизм), намерения (умение ограничивать страсти), речь (правдивая, не несущая зло), жизнь, дела (не принося вреда живому), мысль (изгонять зло из мыслей), память (осознание, что всё зло от плоти), сосредоточение (умение медитировать, углубляться в себя в поисках истины).

Вопрос: Какова роль человека в мире? Должен ли он пытаться переустроить окружающий мир?

Ответ: Нет. Внутреннее самосовершенствование.

Таким образом, буддизм также как и «Веды», «Упанишады» провозглашают идею пассивной, созерцательной жизни, нет призыва к изменению действительности. В то же время в учении Будды впервые звучит идея равенства людей – равенства перед лицом освобождения! Будда говорит, что освободиться может любой! И это в обществе, в котором кастовые различия существуют до сих пор!

Вопрос: Что явилось центральной идеей древнеиндийской философии?

Вывод: Центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путём ухода от неё в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.

Древнеиндийским мудрецам вторят мудрецы даосской школы Китая.

Эпоха Чжаньго (период Сражающихся царств, 475-221 до н.э.) считается временем расцвета древнекитайской философии, творчества различных мыслителей, появления направлений и школ, которые определили ход китайской мысли на столетия вперед и характер дальневосточной цивилизации в целом. Это время жизни Конфуция, Мэн-цзы, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Мо-цзы и многих других философов, чьи имена широко известны не только в Китае, но и за его пределами.

Школа Дао, или даосизм

«Школа дао» (Пути) — даосизм, второе влиятельное учение в Китае, превратившееся со временем в национальную религию. Легендарным основателем даосизма считается мудрец Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.).

По мнению сторонников даосизма мир сам по себе находится в движении, пути – «дао». Человеку достаточно следовать установленному порядку, не пытаясь изменить его.

Недеяние (у-вэй 无为) – букв. «отсутствие действия», одна из важнейших даосских категорий. Означает отсутствие лишнего действия. Нужно делать только то, что необходимо.


В отличие от созерцательности даосизма конфуцианство было тесно связано с земными проблемами. Создатель этого учения – Конфуций (551 – 479гг. до н.э.) жил примерно в одно время с Буддой и Пифагором. Вообще Конфуций – это латинизированная форма от китайского Кун-Фу-цзы («учитель Кун»). Отец его был старше матери на 46 лет, умер, когда сыну было 3 года. В 16 лет он потерял мать. В молодости был управляющим складами и надсмотрщиком за стадами. На государственную службу попал впервые в 50 лет, но почти сразу в отставку. Затем 13 лет посещал властителей Китая, стремясь склонить их к принятию его учения, но безуспешно. Стал первым частным учителем в Китае.

Учение Конфуция известно благодаря его ученикам, которые записали его в сборник «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Идеал – Небо – древнее божество, средоточие высшего блага и гармонии.

Цель – создание Божественного порядка на земле.

Задание классу: охарактеризуйте основные идеи Конфуция по вопросам государственного устройства и вопросам отношений между людьми.

Конфуций. Изречения.

1.Учитель говорил: - Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

2.Учитель сказал: - Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.

3.Учитель сказал: - Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

4.Учитель сказал: - Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.

5.Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чём заключается управление государством. Конфуций ответил: - Да будет государем государь, слуга – слугой, отцом – отец и сыном – сын.

6.Кто-то спросил: - Что если за зло платить добром Учитель ответил: - А чем же за добро платить? Плати за зло по справедливости, а за добро плати добром.

7.Учитель сказал: - Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает не путь.

8.Учителя спросили: - Найдётся ли одно такое слово, которому можно было бы следовать всю жизнь? Учитель ответил: - Не таково ли сострадание? Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим.

9.Учитель сказал: - Вести сражаться необученных людей – значит их бросать.

Конфуцианство – философское учение, возникшее в Китае в VI – V вв. до н.э.

Главная идея конфуцианства – гармонизация отношений между людьми, а также между человеком и обществом (государством).

Подводя итог, подчеркнём, что в целом в древневосточной философии ещё не было представлений о человеке как личности. Высшей ценностью считался не человек, а некий безличный Абсолют (дух Вселенной, Небо и т.п.). Стремясь постичь человека, древневосточные мудрецы размышляли о нём в разных связях и отношениях: человек – природа (Веды, Упанишады, даосизм), человек – человеческое сознание (буддизм), человек – общество (конфуцианство). При этом наиболее характерной чертой древневосточных учений было стремление предостеречь человека от попыток вмешательства в сложившийся порядок вещей.

III Закрепление

1.Что означала идея реинкарнации, содержащаяся в древнеиндийской философии? Какими путями можно было преодолеть неблагоприятную карму?

2.Какие благородные истины провозгласил Будда?

3.Почему буддизм назвали «атеистической» религией?

4.В чём выражалась созерцательность даосизма?

5.Какие нормы социальной жизни утверждало конфуцианство?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!