СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для стенда "Учись учиться"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать для стенда в кабинете русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Материал для стенда "Учись учиться"»

К АК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ДИКТАНТУ ПО УЧЕБНИКУ


  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Объясните правописание выделенных и пропущенных букв в словах.

  3. Читая текст второй раз, обратите внимание на орфограммы, которые не выделены, но правописание которых может вызвать у вас затруднения. Объясните их правописание.

  4. Прочитайте текст ещё раз и объясните знаки препинания в известных вам случаях. Запомните и все остальные знаки препинания.

  5. Выполните дополнительное задание к тексту.


КАК ПИСАТЬ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ


  1. Прочитайте весь текст.

  2. Прочитайте 1-е предложение.

  3. Найдите известные вам орфограммы.

  4. Объясните условия выбора того или иного написания.

  5. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы, и подчеркните орфограммы.

  6. Проделайте такую же работу со всеми остальными предложениями.


КАК ПИСАТЬ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ


  1. Прочитайте весь текст.

  2. Прочитайте 1-е предложение.

  3. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

  4. Найдите известные вам орфограммы и подчеркните их.

  5. Объясните условия выбора того или иного написания и обозначьте их графически.

  6. Проделайте такую же работу со всеми остальными предложениями.


К АК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ


  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Выясните значение непонятных вам слов.

  3. Ответьте на вопросы учителя по тексту.

  4. Определите тему и основную мысль текста.

  5. Определите тип речи текста (повествование, описание, рассуждение).

  6. Разделите текст на смысловые части и составьте план.

  7. Определите стиль речи текста (разговорный, художественный, научный, публицистический, официально-деловой). Постарайтесь сохранить в своём изложении особенности языка, присущие данному стилю.

  8. Перечитайте текст.

  9. Закройте книгу и напишите черновик изложения.

  10. После проверки и внесения необходимых исправлений в черновик перепишите его набело.



КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН ТЕКСТА


  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Выясните значение непонятных вам слов.

  3. Определите тему и основную мысль текста.

  4. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.

  5. Напишите черновик плана.

  6. Проверьте по тексту, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную мысль текста. Если требуется, внесите изменения.

  7. Напишите окончательный вариант плана.






КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ


  1. Определите основную мысль сочинения.

  2. Соберите необходимый для написания сочинения материал.

  3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение), который будет основным в вашем сочинении.

  4. Подумайте об особенностях стиля вашего сочинения (художественный. разговорный, публицистический и др.).

  5. Составьте план сочинения.

  6. Напишите черновик сочинения. Строго следуя пунктам плана.

  7. После проверки и внесения необходимых исправлений в черновик перепишите его набело.


КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ ПО КАРТИНЕ


  1. Прежде чем писать сочинение по картине, прочитайте биографические сведения о её авторе.

  2. Внимательно рассмотрите картину. Постарайтесь понять настроение, переданное художником.

  3. Ответьте себе на вопрос: какие чувства вызывает у меня эта картина?

  4. Обратите внимание на название картины: зачастую оно говорит нам о том, что сам художник считал в своём произведении самым важным.

  5. Определите тему и основную мысль сочинения.

  6. Озаглавьте сочинение (имейте в виду, что название вашего сочинения и название картины могут не совпадать).

  7. Составьте план сочинения.

  8. Напишите черновик сочинения, строго следуя пунктам плана.

  9. После проверки и внесения необходимых исправлений в черновик перепишите его набело



КАК ПОДГОТОВИТЬ УЧЕБНОЕ СООБЩЕНИЕ


Учебное сообщение – небольшое выступление в научном стиле по предложенной заранее теме.


Основной тип речи в сообщении – это рассуждение.


Цель: не только показать свои знания и передать информацию, но и научить тех, кто нас слушает.


Подготовка к учебному сообщению


  1. Проанализируйте название сообщения.

  2. Вспомните, что уже знают по теме сообщения ваши одноклассники.

  3. Определите цель своего выступления.

  4. Подберите литературу по теме сообщения.

  5. Составьте план сообщения.


Структура учебного сообщения


  1. Вступление

Знакомство с темой, целью и планом сообщения

  1. Основная часть

Раскрытие основной мысли сообщения, передача новых знаний о предмете речи

  1. Заключение

Выделение главных моментов сообщения, формулировка выводов


ПОМНИТЕ:


  1. Не повторяйте важную информацию одними и теми же словами.

  2. Кратко и чётко формулируйте важные моменты сообщения.

  3. Важные по смыслу слова выделяйте логическим ударением.


С ОЧИНЕНИЕ О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ:

ОТЗЫВ ИЛИ РЕЦЕНЗИЯ?

Цель отзыва – поделиться впечатлением о прочитанном произведении литературы.

Цель рецензии – дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ОТЗЫВА И РЕЦЕНЗИИ

Критерии

Отзыв

Рецензия

Жанровые признаки

Развёрнутое личностное высказывание о удожественном произведении

Развёрнутая характеристика и оценка художественного произведения

Отнесённость жанра

Публицистика, эмоционально-оценочный тип текста

Жанр критики, оценочно-критический тип текста

Цель

Передать впечатление о художественном произведении

Дать аргументированное истолкование и оценку художественного произведения на основе его анализа в единстве формы и содержания; та же, что в отзыве

Особенности подхода

Автор отзыва знакомит со своим интеллектуально-эмоциональным восприятием произведения; система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях

Преобладает не эмоционально-субъективная, а объективная оценка произведения как художественного текста, поэтики автора, его позиции и средств выражения; самостоятельность мышления автора рецензии определяется индивидуальностью стиля, глубиной суждений, свободой ассоциаций, убедительностью аргументов

Композиция

Свободная (впечатления с обоснованием), рассуждение, аргументирующее высказанную оценку

Строгая (вступление, основная часть, заключение), истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения

Язык

Эмоционально-окрашенная лексика с использованием выразительных средств языка

Оценочная лексика с использованием профессионализмов и терминов (демонстрация филологической компетенции автора рецензии)


С ХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ


  1. Социокультурный, историко-культурный, историко-биографический, философский контекст.


  1. Интерпретация содержания произведения.


  1. Смысл названия стихотворения.

  2. Тематика, проблематика, смысловые мотивы.

  3. Художественное время и пространство.

  4. Идея, пафос (ведущий эмоциональный тон произведения), авторский идеал.

  5. Сюжетно-композиционные особенности.

  6. Образ лирического героя. Характер лирического переживания.

  7. Основные образы стихотворения и приёмы их создания.


  1. Анализ изобразительно-выразительных средств, определение их роли в раскрытии идейного содержания произведения, выявлении авторской позиции.


  1. Жанровое своеобразие.

  2. Своеобразие поэтической формы.

  3. Приёмы и средства выразительной и образной речи.

  4. Звуковая инструментовка (благозвучие и аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукоподражание и лр.).


  1. Личное впечатление от стихотворения.

Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? Что в стихотворении созвучно современности? Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!