Материал для работы со сложными словами.
1.Стихотворение.
Стихи весёлые читай,
А для чего они – смекай!
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал, как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало,
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД,
В паре ходят ПАР и ХОД.
(Е.Измайлов.)
2.Игра «Запоминай-ка!»
На доске записана рифмовка:
Ледокол, дроворуб,
Землемер, книголюб,
Водопад, сенокос,
Снегопад, паровоз,
Садовод, сталевар,
Самолёт, самовар,
Землекоп, птицевод,
Самосвал, пароход.
Нужно запомнить как можно больше сложных слов. Затем текст закрывается, и дети пишут слова по памяти определённое время. Игру можно проводить в парах. Слова выписываются в 2 столбика на доске. Один ученик отмечает корни и соединительные гласные в словах левого столбика, а другой – в словах правого столбика.
3.Игра «Самый внимательный».
На доске записаны простые и сложные слова, сходные по написанию:
Прохожий, пешеход, грузовик, самосвал, грузоподъёмник, погрузка, земляника, землемер, подъехал, подъёмный, огнетушитель, переезд, путешествие, самовар, вертолёт.
Класс делится на две команды. Одна из них выписывает только простые слова, другая – только сложные. В простых словах надо отметить основу и корень, в сложных – два корня, две основы, подчеркнуть соединительную гласную.
4. Игра «Замени одним словом!»
1.Любитель книг.
2.Машина, которая возит молоко.
3.Рабочий, который варит сталь.
4.Машина, которая сама летает.
5.Человек, который разводит птиц.
6.Машина,которая косит траву для сена.
7.Человек, который пасёт свиней.
8.Человек, который делает масло.
9.Человек, который разводит лес.
10.Машинка, которая измельчает мясо.
Нужно заменить словосочетание одним словом и записать сложное слово. По желанию дети читают записанные сложные слова. Победителем считается тот, кто записал все слова верно или больше всех.
Ответы: книголюб, молоковоз, сталевар, самолёт, птицевод, сенокосилка, свинопас, маслодел, лесовод, мясорубка.
5.Игра «Кто больше?»
На доске записаны сложные прилагательные. Их надо запомнить, записать по памяти. Выигрывает тот, кто запомнил и записал больше таких слов. Задание проверяется путём самопроверки после открытия записи на доске.
Старомодный, быстроходный, сенокосный, многозвёздный, многослойный, землеройный, тонконогий, круторогий, многоместный, редколесный, пешеходный, всенародный.
Лучше, если слова будут записаны на доске в столбик.
Спасибо за внимание! Желаю творческих находок и успехов!