СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для работы по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материал для работы по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"»

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман о Добре и Зле

Писатель должен быть стойким,

как бы ни было ему трудно.

Без этого литературы не существует.

М..А.Булгаков


  1. Ответственность человека за то, по каким законам развивается его жизнь, личность и толпа.


Иешуа

Мастер

Пилат

Иван Николаевич Понырев

1. До конца верен себе, верен моральному закону, «доброй воле», идее добра.

2. Несет в себе идею абсолютного нравственного совершенства, истины, добра.


1. Не пишет, как все, т.е. подлаживаясь под господствующие нормы. Он вне МАССОЛИТа - равнодушной толпы, занимающейся псевдотворчеством, заботящейся лишь о своем благополучии.

2. Только полная отдача истине, желание писателя нести правду сердца и ума.

3. Вынужден замолчать в эпоху тоталитаризма.

4. Мастер лишен света (за малодушие), истинного знания. Он может его постичь только творческим проницанием.



1. Имея безграничную власть, проявляя удивительную храбрость на поле боя, струсил, боясь немилости Тиберия. Он служитель и пленник идеи власти.

2. Намекал Иешуа на то, что «покриви» тот душой – и жизнь его будет спасена.

3. Получил «нежеланное» бессмертие как форму наказания, бессмертие вечной вины.

4. Вынужден постоянно оправдывать себя, содеянное зло, подавляя чувство вины.


1. Преуспевающий поэт Бездомный, легко принявший «социальный заказ». Свиреп, болен «шпиономанией».

2. Проявляет рабскую готовность, не рассуждая, сдать… куда следует.

3. Проходит «очищение» (сцена купания, кражи одежды», явления в ресторане Грибоедова, клиника для душевнобольных) – рушит культ Берлиоза.

4. Изгоняет из своей жизни псевдотворчество, зло мнимой значительности.

5. «Обретает» себя, сознание Родины.


2. Противостояние Добра и Зла.


Там, где нет Бога, нет и дьявола. Значит, и бояться человеку некого. Отсюда полная уверенность людей власти в безнаказанности, врожденная патологическая аморальность. Воланд обретает полноту власти только там, где очень многого нет, где последовательно истребляются честь, вера, совесть, подлинная культура. Люди сами открывают ему умы, души и двери. Без согласия людей, без их злой воли дьявол бессилен творить зло. Живой глобус Земли людей, живые шахматы – символ неотвратимости и переплетенности людских судеб.


И

Ибо природа человека - его свобода, воля, подчиненная нравственным законам.

ммануил Кант считал, что верить в Бога означает не размышлять о его бытие, а просто быть добрым: «Мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере». Кант сформулировал три максимы:

  1. Думать самому

  2. Мысленно ставить себя на место другого

  3. Всегда мыслить в согласии с собой.



ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ МАСТЕРОМ И ИЕШУА? В ЧЕМ ИХ ОТЛИЧИЕ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!