СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Матерь человеческая" - гимн русской женщине. Анализ произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал - анализ литературного произведения В.Закруткина "Матерь человеческая". Он может быть использован как региональный компонент на уроке литературы, так и во внеурочной работе, а также в качестве аргумента при написании итогового сочинения в 11 классе и при сдаче ЕГЭ (написание сочинения).

Просмотр содержимого документа
«"Матерь человеческая" - гимн русской женщине. Анализ произведения.»



Департамент по делам казачества

и кадетских учебных заведений


Государственное бюджетное образовательное

Учреждение Ростовской области

«Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус»


346421 г. Новочеркасск, Ростовской области, проспект Баклановский, 89; тел./факс (86352) 6-08-71,

тел./факс (86352) 6-59-16, тел./факс (86352) 6-62-99, тел. (факс) 26-08-62





Виталий Закруткин.

«Матерь Человеческая» - гимн русской женщине.












Выполнила: учитель

русского языка и литературы

Масикова Галина Васильевна





г. Новочеркасск

2018 год



Виталий Закруткин.

«Матерь человеческая» - гимн русской женщине.

Большая часть произведений о Великой Отечественной войне поднимает и развивает темы героические. Таков уж сам военный материал, что здесь всё сталкивает нас с борьбой, напряжением, неожиданными ситуациями. Преодоление трудностей, направленное, прежде всего, на преодоление мощного врага, являлось главным испытанием для людей фронта и тыла. Поэтому преодоление – центральный мотив сюжетов во многих произведениях военной прозы.

И это резко подчёркнуто в повести донского писателя Виталия Закруткина «Матерь Человеческая». Повесть выдержана в патетических тонах. Автор заранее, до знакомства читателя с героиней, предпосылает все основные оценки её: «Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелёгкая её жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для неё великим испытанием, - всё это было мне известно, и я не забыл её». Таково начало. Осмотрительно ли сразу выдал автор сюжет и оценки? Может быть, стоило подождать, пока из сюжета, из действий возникает образ героини? Здесь это оправдано, ибо история жизни Марии далеко не исчерпывается общими словами. Они необходимы, как первая нота, как настрой, для повествования.

Поколениям, пришедшим после войны и приходящим сегодня в жизнь, судьба неизвестной колхозницы в бескрайней русской степи поведает о том, чем собственно был немецкий фашизм и каков он, фашизм, в действительности. Расскажет о том, что фашизм есть самая страшная деградация человека, потому что он не только губит всё прекрасное, что есть вокруг, но губит и опустошает, прежде всего, самого человека.

Эта книга – поэма о человеке. Обыкновенная женщина Мария несёт в себе неистребимую волю к жизни и прежде всего как самое естественное проявление человека – жажду работать, творить, быть в любых обстоятельствах Человеком.

Эта книга – прославление самой жизни в её глубочайшем понимании.

Колхозница Мария, жительница степного хутора, попала в исключительные обстоятельства. По степям немецко-фашистская армия прокатилась к Сталинграду. И на голову Марии обрушилось такое, что и вообразить невозможно. Каратели повесили мужа и сына Марии, многих расстреляли, остальных хуторян угнали. Чудом Мария осталась жива, но осталась одна в опустошённой округе.

Одна? Нет, в ней ещё раньше зародилась новая жизнь. Но сейчас от этого становилось не легче, а тяжелее.

Одна. Во всей округе одна. Как быть? Что делать?

Перед нами проходит история женщины, заброшенной в степном море. Долгие месяцы – от сентября до мая, осень и зима. Долгое одиночество. Роды. История, в самом деле, исключительная. Однако, исключительно у Марии не только страдание. Нас захватывает её умение создавать жизнь, бороться за жизнь. Мария устраивает под жильё погреб, поддерживает огонь, шьёт из старых вещей одежду, доит коров, находит в поле и запасает пищу, хоронит погибших…

Автор детально выписывает подробности быта и труда одинокой женщины: «Снова работала Мария до темноты, и опять ныли от смертной усталости её руки и ноги. Но она, как всегда, подоила коров, собак покормила, потом при слабом огоньке жирника до полуночи приводила в порядок подземное своё жильё. Она привыкла делать это каждый вечер, и с каждым вечером у неё прибавлялся какой-нибудь предмет, и тёмный погреб стал всё более походить на жилую комнатушку-келью. Из нескольких найденных в окопах патронных ящиков она соорудила стол. Подсушенную на ветре шкуру убитого немецкого коня постелила на земляном полу. Пригодились и доски, унесённые из немецких блиндажей. Мария сбила из них нары. Нарвала и положила по углам пучки полыни, чтобы вывести блох у Дружка и Дамки. Собак она ночью держала с собой, боясь, что в случае появления немцев они выдадут её своим лаем. И обе собаки тихонько рычали и посматривали на Марию, как будто спрашивали у неё: надо ждать тихо, или можно залаять?»

Так изо дня в день. Детальное описание чёрной, тяжёлой работы не самоцель – оно подчинено раскрытию души, сознания Марии.

Разве можно забыть эпизод, когда Мария, наткнувшись на раненого немецкого солдата, одного из тех, кто убивал и совершал казни, хочет исполнить акт мести. А затем достаточно одного-единственного слова из уст немецкого побледневшего полумальчишки, чтобы женщина из мстительницы превратилась в спасительницу. Этим магическим словом оказалось слово «мама». И если мы говорим, что Закруткин создал гимн женщине, так, прежде всего – это гимн материнству.

Символичен финал повести: Мария находит в степи детей. Они эвакуированы из Ленинграда. Эшелон попал под бомбёжку. Из 17 мальчиков и девочек, убежавших в поле, остались в живых семеро. После долгих блужданий они встретились с Марией, и она стала им матерью.

Здесь же весной родился её сын.

Мария уже не одна, вокруг неё дети, вокруг неё жизнь. А вот и яблоня зацвела: «Ни смерть, ни огонь, ни раны изуродованной войной земли не смогли остановить жизнь».

Образ Марии, матери человеческой, прекрасной мадонны русской, познавшей все страдания земные в лихие военные годы, прошедшей через все круги ада и сохранившей в душе огонь любви, жалости и милосердия, вырастает в характер национальный и общечеловеческий, в символ бессмертной матери, рождающей среди жестокого мира веру в жизнь. Образ вырастает в символ хранительницы незатухающего очага надежды – ведь без неё, этой надежды, невозможно перешагнуть провалы и ямы, смертельно разделяющие людей в ХХ веке.

Художник, сумевший создать глобальный и очень земной образ русской женщины, многострадальной и вечной матери, вызывает к себе уважение не только потому, что отдал сдержанную, разрывающую душу нежность простой трудолюбивой женщине, на чьих плечах держится мир. Но и потому, что уловил в трагических конфликтах истории, железным колесом прошедших в сороковых годах по нашей земле, таинство неиссякаемой народной нравственности, где праведный судья и исцелитель была женщина.

Глубочайшая гуманистическая идея повести «Матерь Человеческая» подчиняет себе все местные задачи, диктует выбор деталей. В этом произведении выстроенный ряд таких деталей начинает жить более высокой, чем в обыденной действительности, жизнью.

«Матерь Человеческая» - вся из таких подробностей, часто по-жестокому натуралистических, страшных. Но они все важны, из них строится каркас, композиция произведения.

Мария не только борется за своё существование в невероятных условиях, созданных войной. Она думает и работает за всех погибших – за свою третью бригаду колхоза имени Ленина. Только русская женщина может быть способна на такое, может так рассуждать: «Допустим, отсижусь я тут, как волчица в норе, и дитя рожу, и раздобрею на даровых колхозных харчах, и, скажем, дождусь того дня, когда придут наши. Вот придут они и спросят: как ты тут жила, передовая колхозница-доярка, жена казнённого врагом колхозника коммуниста Ивана, мать славного, погибшего вместе с отцом пионера Васятки? О себе только думала, а о людях забыла?..».

Всё, что делает Мария, приобретает в повести глубокий, поистине вселенский, символический смысл. Здесь всё – правда, каждая деталь. К Марии тянется всё живое, что ещё осталось в округе: коровы, собаки, лошади, куры, овцы, голуби. Мария становится матерью семерых детей, рожает своего Васятку. Поистине рафаэлевский образ – Матерь Человеческая!

Насколько трагичнее и выше эта простая русская женщина той выдуманной людьми богоматери, с которой сравнивает живую Марию писатель. «Смерть сына – тяжкое, неизбывное горе для матери. Но разве нет на свете матерей человеческих, испытавших более страшные удары судьбы, чем те, которые ниспосланы были тебе? Кто же измерит их горе? Кто исчислит все их утраты? Кто им воздаст за их неустанный труд, за любовь к людям и милосердие, за материнское терпение, за пролитые ими слёзы, за всё, что пережили они и свершили во имя жизни на любимой ими нелёгкой земле?»

Это звучит как гимн женщине, Матери, вынесшей все муки и страдания и возродившей жизнь на сожжённой земле.

«Матерь Человеческая» - в самом этом названии повести раскрывается её высокий гуманистический смысл. Воспетой христианством богоматери, бессильной перед злом, которое несут людям, планете современные вандалы, противопоставлена простая крестьянка. Мария не была «смелой и сильной духом», говорит автор, подчёркивая её «обыкновенность». Но в этой «обыкновенности» таится сила, оказавшаяся способной противостоять разрушению и гибели, сила, рождённая жизнью.

Это не только история о трудной судьбе одной женщины, это книга обо всей войне, о страданиях многих людей в Великой Отечественной войне.

Своей прозой Виталий Закруткин убеждает, что тема войны не исчерпана, что она жива, как жива память о войне. Во второй мировой войне погибло более двадцати миллионов наших людей. Миллионы других были ранены, ещё миллионам война принесла смерть близких, невосполнимые утраты, несказанные страдания. Каждый вынес и выстрадал войну по-своему, но все эти человеческие судьбы объединились в общей борьбе, в общем гневе и боли.

И не случайно последним словом повествования «Матерь Человеческая» есть слово «любовь».

Несмотря на всё горе и зло, ненависть и кровь, смерть и насилие, страдание и терпение, пережитые героиней, всё же осталось в ней место для любви. Любовь Марии неисчерпаема и постоянна. И каждый раз она в конкретных проявлениях – в любви к людям, к мужу, к сыну, к обездоленным незнакомым детям, к родной земле, природе, животным. Образ Марии словно бы говорит нам, что человек не может раскрыться иначе, утвердить своё существование, кроме как в любви и через любовь.

Такие книги, как «Матерь Человеческая», вызывают человеческие слёзы, и слёзы эти вызваны самой жизнью, огнём жизни, её вечным огнём. Самый истинный огонь жизни – в дорогих материнских руках.

Образ простой сельской женщины вырастает до символа матери человеческой, с её страданием и жертвенностью, с её безграничной любовью к людям, добротой.

Небольшая повесть Виталия Закруткина звучит гимном матери, как известному началу жизни, её великой, неистребимой силе. В этом – глубоко оптимистический, жизнеутверждающий пафос повести. Вот почему она занимает значительное место в современной литературе.



Использованная литература:

  1. Закруткин В. Матерь человеческая. Повесть. Изд-во «Советская Россия». М. 1972

  2. Виталий Закруткин в книгах и в жизни. Слово о писателе. Ростовское книжное издательство. 1978



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!