Просмотр содержимого документа
«Математика – один из главных школьных предметов.»
Для родителей и учеников.
Математика – один из главных школьных предметов. Но спросите родителей и учеников, что они бы сразу сделали, если бы могли, и от большинства услышите: «Надо уменьшить нагрузку, в нашей семье гуманитарный склад ума, а математика – и недоступна, и никому не нужна».
Плоха не математика, а бессмысленная зубрёжка. Цель обучения – не заучивание невесть откуда взятых правил, а развитие интеллекта. На уроке математики всё должно быть ясно. Если есть какое – то непонимание – значит, нет никакого понимания. Миф о людях с нематематическим, гуманитарным складом ума придуман в оправдание тем, кто пропустил какое-то важное место (например, не понял, что такое процент или дробь) и все оставшиеся годы сидит на уроках, не понимая, что там творят.
Нормальный здоровый ребёнок может невероятно много (и быстро теряет изначальную гениальность, если взрослые, ленясь, не ценят и не развивают его ум, не желают или не умеют заставить его учиться). Всякому хочется радости творчества, самостоятельных (желательно – поддержанных родителями и учителями) размышлений. Математические задачи как раз дают возможность думать. Некоторые из них требуют не долгих вычислений, а ясного взгляда, сосредоточенности. Но учтите – есть и очень трудные задачи. Иной раз потребуются длительные напряжённые размышления для того, чтобы найти решение «в одну строчку». Вряд ли необходимо решать абсолютно все задачи подряд: напротив, некоторые трудные задачи лучше пропустить при первом чтении, чтобы поразмышлять над ними на досуге и вернуться к ним спустя несколько недель или месяцев.
В решении любой задачи есть крупица открытия. Задача может быть сколь угодно скромной, но если она заставила быть изобретательным и если Вы решили её самостоятельно, то радость победы – пусть даже о ней никто, кроме Вас, не знает,– должна быть ОГРОМНОЙ. Вспомните выскочившего из ванны Архимеда!
Если же задача не получилась и пришлось читать чужое решение (Без этого не обойтись. Математика развивается уже несколько тысячелетий, даже если Вы столь же талантливы и упорны, как ВЕЛИКИЕ предшественники, жизнь слишком коротка. Спасает нас только то, что, как сказал великий математик и физик Исаак Ньютон, мы стоим на плечах гигантов, можем использовать их достижения), обязательно возникнет вопрос: «Как можно было до этого догадаться?»
Ответ прост – нельзя научиться плавать, не войдя в воду. Нельзя дать волшебного ключика (да и нет никакого волшебного ключика, никаких сверхъестественных «математических способностей», никаких сверхбыстрых методик, позволяющих без труда овладеть наукой!). Просто какие-то задачи могли не получиться и могла возникнуть «идея»: «Не бросить ли эту противную (Поскольку многим людям свойственно винить других в своих ошибках и искать ложные пути вместо того, чтобы мужественно идти по прямой к цели) книгу и не взять ли что-нибудь попроще? А может быть, я самый глупый человек в мире, и именно я никогда не смогу научиться их решать?»
Нет, учиться надо не тому, что легче получается. Ценно высшее напряжение сил. Урок математики должен быть чем-то вроде «операции на мозге», создающей «новые извилины».