СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математический вечер

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математический вечер»

Методика проведения математического вечера

Одной из форм математического вечера может быть поэтапная представление, связанное с историей математики или ее теоретическими вопросами и практическим применением. В качестве примера мы приводим сценарий математического вечера в девятом классе.

Цели:

1. Образовательная - расширение кругозора школьников.

2. Развивающая - привитие интереса к математике, развитие математического мышления, смекалки, умения мыслить нестандартно.

3. Воспитательная - воспитывать чувство сотрудничества, взаимовыручки, взаимоподдержки, ответственности за себя и своих товарищей.

План проведения вечера:

  1. Вступительное слово

  2. Интеллектуальная игра «Вечер истории»

  3. Игра со зрителями «Викторина»

  4. Конкурсы между командами:

Игра «Задания с подсказками»

  1. Развлекательная программа.

  2. Объявление результатов конкурсов. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

Ведущий 1  приветствует гостей и команды и объявляет план проведения вечера.

Мы очень надеемся, что вы будете очень заинтересованы и будете проводить время с пользой. Ваше активное участие является гарантией того, что наша встреча будет не только интересной, но и познавательной, запоминающейся.

И теперь мы перейдем к вам в первую игру, которая называется «Вечер истории». Позвольте нам с вами совершить небольшое увлекательное путешествие в Древнюю Грецию, посетить Европу в 15 веке, посетить Россию в 19 веке.

Итак, в игре участвуют 4 команды по 4 человек в каждой. У каждой команды выбран свой представитель - капитан.

Команда 6-в класса называется... (идет перечисление названия команд).

Вашему вниманию будут представлены небольшие сценки-иллюстрациии, с учетом некоторой информации, и будет задан вопрос. После короткой дискуссии в командах представитель команды отвечает на вопрос. Для правильного ответа команда получает 50 очков. Если команда терпит неудачу, ответ отправляется другой команде. На ход игры будет следить строгое жюри, которое подведет итоги.

1 Ведущий: Итак, Древняя Греция, VI век до нашей эры.

Сценка 1. «Фалес и Пифагор».

(Учащиеся в костюмах, соответствующих тому времени. Фалес беседует с юным Пифагором.)

Пифагор: Фалес, на родине ты не был уже 2. В какой же прекрасной стране ты находился?

Фалес: Страна действительно прекрасна, в которой я побывал. Я купец, и привез немало диковинных вещей. Но восхитили меня не они.

Пифагор: Фалес, а что же тебя могло восхитить?

Фалес: О! Меня восхитили гарпедонапты.

Пифагор: А что это такое, может звери какие?

Фалес: Нет, ни какие это не звери, а обычные люди. Землемеры-геометры.

Пифагор: чем же они восхитили тебя?

Фалес: Своими знаниями, Пифагор. Они так много умеют: измерять и находить площади и объемы, делить отрезок на две равные части при помощи циркуля, находить площадь круга. У них есть треугольник со сторонами 3,4 и 5 локтей. Стороны его это гипотенуза и катеты. (Уходят со сцены).

1 Ведущий: история утверждает, что зарождение геометрии в этой стране обязано климатическим условиям, необходимостью ежегодно делить земли заново.

После этой встречи молодой Пифагор отправился в эту удивительную страну, о которой рассказал Фалес, и 11 лет черпал там знания.

Вопрос: так о какой же стране идет речь?

Выберите верный вариант ответа:

  1. Египет 2. Вавилон. 3. Китай. 4. Индия.

(команды выбирают ответ, жюри присуждает баллы.)

1 Ведущий:

Геометрия в Греции стала математической наукой около 2500 лет назад, а зародилась она в Египте, на плодородных землях Нила. Чтобы собирать налоги с людей, царям приходилось измерять площади. Много знаний требовало и строительство. О серьезности геометрических знаний египтян говорит тот факт, что египетские пирамиды стоят уже 5000 лет.

Итак, команда … дала верный ответ и жюри присуждает ей 50 баллов.

Ведущий 1:

Ну, а теперь мы обратимся к Европе XV века.

Главный ведущий: В 17-18 веке центром научной мысли стала Европа: Франция, Германия, Польша. Итак, Германия, 17 век.

Сценка 2. «В школе». (Скамья, доска, ведро с розгами и разновозрастные ученики). Входит учитель.

Ученики: Здравствуйте, господин учитель!

Учитель: Здравствуйте. Прочтем молитву и начнем занятия. Сегодня я расскажу старшим ученикам о решении задач с помощью уравнений. А в это время младшие ученики должны выполнить 99 сложений - найти сумму всех целых чисел от 1 до 100. Приступайте. Теперь, старшие, вам задача. «Два лица имеют равные...» Что такое?

Один ученик: Готово, господин учитель!

Учитель: Что такое?

Ученик: Я вычислил сумму, господин учитель. Будет 5050.

Учитель: Ты, хвастунишка, не мог за такое короткое время выполнить 99 сложений. Откуда ты узнал ответ? (берется за розгу)

Ученик: Я все объясню, господин учитель! Чисел от 1 до 100 ровно 100. Если сложить 1 и 100, будет 101; 2 и 99, будет тоже 101; 3 и 98, также 101 и т.д. Таких сумм будет 50. Следовательно, 101 помножить на 50 будет 5050.

3 Ведущий: Математические вычисления заменяли этому ребенку обычные детские игры. Он делил единицу на все простые числа подряд и заметил, что десятичные знаки рано или поздно начинают повторяться.

Вопрос: Как звали это юное дарование?

Выберите правильный вариант ответа:

1. Карл Гаусс . 2. Франсуа Виет. 3. Рене Декарт. 4. Паскаль.

(команды дают ответ).

3 Ведущий: Немецкий ученый Карл Фридрих Гаусс рано проявил свои математические способности. В 19 лет он решил задачу о построении правильного 7- и 9-угольника, над которой бились 2 тысячи лет самые разные ученые всего мира. Он доказал один из основных законов теории чисел, основные теоремы алгебры, внес большой вклад в астрономию.

Главный ведущий: Многие из вас знают меру длины - милю. (1000 двойных шагов) Её использовали в Риме. В России была своя мера длины - верста. У каждого народа были свои меры длин. Более того, у каждого человека был свой «аршин». Итак, Россия, 19 век.

Сценка 3. «На ярмарке». (Маленький приказчик и высокая покупательница. На прилавке - разные ткани).

Приказчик: Подходи! Покупай ткани! На юбку, на кофту, на сарафан. Ткани из Европы, из Англии. Китайский шёлк. Чего изволите?

Покупательница: Отмерь-ка, уважаемый, мне 4 локтя шёлка. (приказчик отмеряет, покупательница перемеривает на свой локоть). Я просила 4 локтя, а здесь только 3. (затевается спор, затем возникает ссора).

Появляется ученый: Я разрешу ваш спор. Вот вам «метр» из палаты «Мер и весов» Измеряйте ткань с его помощью и когда каждый не будет мерить «на свой аршин 2, не будет и недоразумений.

4 Ведущий: Такие, и, возможно, очень разные истории, часто случались с продавцами, пока не была введена единая метрическая система мер СИ. Вместо килограммов вместо локтей и дюймов - сантиметров. Вместо миль и миль - километров. В России система СИ была введена в 1899 году и очень давно «не укоренилась». Великий русский ученый боролся за внедрение метрической системы в России, и его работа увенчалась успехом.

Вопрос: Кто этот учёный? Выберите правильный ответ:

1. Ломоносов. 2. Менделеев. 3. Лобачевский (1792-1856). 4. Павлов.

(Команды дают ответ).

Историческая справка:

Лобачевский родился 20 ноября 1792 года в Нижнем Новгороде в семье бедного уездного землемера. 26 марта 1814 года Лобачевский получил звание адъюнкта физико-математических наук. Далее карьера развивалась быстро: в 1816 году Лобачевский стал экстраординарным профессором, в 1820 году – деканом физико-математического отделения, а в 1822 году – ординарным профессором Казанского университета.

4 Ведущий: Метрическая система мер впервые была введена во Франции в 1795 году. Передовые русские ученые сразу оценили её по достоинству. В 1823 году великий русский ученый Лобачевский принял метр за основную единицу длины в своей геометрии.

Ведущий 1: Мы продолжаем нашу игру. Ещё несколько вопросов для вас и немного новой информации.

1 вопрос: В честь, какой женщины - математика назван один из распространенных в настоящее время цветов, привезенных когда-то из Индии.

1.Лилия. 2. Гортензия. 3. Незабудка.

Верный ответ- гортензия. Именем известной француженки Гортензии Лепо'т, жившей в 18 веке (1723-1788), назван цветок, гортензия, привезенный из Индии ею.

2 вопрос: Какой гениальный математик, живший в 19 веке (1811-1832), был убит на дуэли в 21 год? В 15 лет он безумно увлекся математикой. В 18 лет опубликовал свой первый научный труд.

Варианты ответов:

1. Франсуа Виет. 2. Рене Декарт. 3. Эварист Галуа.

3 вопрос: Ее знакомство с математикой произошло в раннем детстве. Стены ее комнаты из-за отсутствия обоев были наклеены листами лекций профессора Остроградского. И девушка часами сидела и изучала формулы и математические расчеты. Возможно, именно это повлияло на то, что в будущем она стала проявлять большие способности к математике и физике. Но так как в те времена (и это был 19-й век). В России путь к науке для женщин был закрыт, ей пришлось выйти замуж за фиктивно и уехать за границу, чтобы продолжить учиться там.

Вопрос: О какой известнейшей русской женщине-математике идет речь? Варианты ответов:

1. Софья Ковалевская. 2. Софи Лорен. 3. Надежда Крупская.

4 вопрос: Он посвятил всю свою жизнь и талант служению России и математике. Более 30 лет он был членом Петербургской академии наук. Он был главой первой русской математической школы. Он внес большой вклад в механику, физику, астрономию и другие области знаний, знал историю, биологию, медицину, химию.

Вопрос: О каком ученом идет речь? Варианты ответов:

1. Королев. 2. Циолковский. 3. Леонард Эйлер.

Историческая справка:

Леонард Эйлер родился в швейцарском Базеле в семье небогатого пастора Пауля Эйлера. Его мать Маргарита происходила из образованной базельской семьи. В 1720 году (на тот момент Эйлеру было 13 лет) он поступил в Базельский университет. В конце 1726 г. Эйлер был приглашен на работу в Петербургскую Академию наук. Здесь Эйлер читал лекции студентам академического университета, участвовал в различных технических экспертизах.

5 вопрос: Кто был основоположником современных принципов бухгалтерии?

Варианты ответов:

    1. Лука Пачоли. 2. Леонард Эйлер. 3. Иоганн Карл Фридрих Гаусс.

6 вопрос: Кто с 235 г. до н.э. заведовал Александрийской библиотекой, родился он в городе Кирены, образование получил вначале в Александрии под руководством своего земляка – Каллихамаха, а затем заинтересовался трудами Платона. О ком идет речь?

Варианты ответов:

1. Королев. 2. Лука Пачоли. 3. Эратосфен

Жюри быстро подводит итоги первого конкурса.

А теперь следующая игра со зрителями «Викторина».

    1. Инструмент для вычерчивания кругов?

Вашему внимаю предоставляются варианты ответов:

1. Транспортир. 2. Циркуль. 3. Линейка

2. Кто считается основателем геометрии, которую мы изучаем в школе?

Вашему внимаю предоставляются варианты ответов:

1. Евклид 2. Пифагор. 3. Архимед.

3. Число, на которое мы делим?

Вашему внимаю предоставляются варианты ответов:

1. Частное. 2. Множитель. 3. Делитель

4. Как называется утверждение, которое не нужно доказывать?

Вашему внимаю предоставляются варианты ответов:

1. Определение. 2. Аксиома 3. Правило

5. Кому принадлежит открытие формулы с²= а²+b²?

Вашему внимаю предоставляются варианты ответов:

1. Пифагор. 2. Фалес. 3. Платон

6. Как называется величина, которая получается при делении на ноль?

Вашему внимаю предоставляются варианты ответов:

    1. Частное. 2. Произведение. 3. Площадь.

Никак! Та как на ноль делить нельзя.

7. Самая большая сторона прямоугольного треугольника?

Вашему внимаю предоставляются варианты ответов:

1. Боковая. 2. Гипотенуза 3. Катет

8. Какое понятие в переводе с греческого означает «воздушный», «несущий»?

Вашему внимаю предоставляются варианты ответов:

1. Перпендикуляр. 2. Вектор 3. Хорда

9. Как называется результат умножения?

Вашему внимаю предоставляются варианты ответов:

1. Произведение. 2. Сумма. 3. Разность.

10. У какой геометрической фигуры стороны равны и диагонали равны?

Вашему внимаю предоставляются варианты ответов:

1. Квадрат. 2. Ромб. 3. Прямоугольник

Ведущий: Подведем итоги игры со зрителями. (награждаются победители).

А теперь у нас сюрприз! Победитель может подарить команде свои баллы!

Ведущий 1: А теперь следующая игра. Конкурс «Задания с подсказки».

Условия конкурса: в каждом вопросе речь идет о каком-либо объекте, имеющем отношение к математике. Команды по очереди называют свои версии, но после каждой подсказки количество баллов уменьшается на 10. За ответ с первой попытки 50 баллов.

1. Единица измерения? (дюйм).

Подсказка 1: первоначально её определяли как длину трех ячменных зернышек (40 б.)

Подсказка 2: означает правую фалангу большого пальца руки (30 б.)

Подсказка 3: одна из основных английских мер длины (20 б.)

Подсказка 4: равна 25,4 мм (10 б)

Подсказка 5: имя одной из героинь сказок Андерсена произошло от этой меры длины (5 б.)

2. Геометрический термин, связанный с построением (радиус)

Подсказка 1: в древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет. В переводе с латинского означает «спица колеса» (40 б.)

Подсказка 2: он соединяет точку окружности с её центром (30 б.)

Подсказка 3: он равен половине диаметра (20 б.)

Жюри подводит итоги этого конкурса

Главный ведущий: В то время пока жюри подводит итоги, я расскажу вам «О созвездиях Кассиопеи, Цеферия, Андромеды и Персея.

В ту пору, когда волшибство и магия правили миром и Боги обитали на горе Олимп, в далекой Эфиопии правил царь Цефей. У него была красавица жена по имени Кассиопея и дочь Андромеда. Жизнь текла своим чередом: жаркое солнце давало тепло, Нил орошал поля, Красное море снабжало людей рыбой. И все было хорошо в государстве Цефея, за исключением одного – хвастовства Кассиопеи.

Однажды царица заявила, что она прекрасней всех морских нимф – жительниц моря. Обидевшись, завистливые нимфы пожаловались богу моря Посейдону, который послал к берегам Эфиопии страшное чудовище. Чтобы откупиться от страшного чудовища, Цефею нужно было отдать свою любимую дочь Андромеду на съедение. Он приковал ее к прибрежной скале, и каждую минуту Андромеда ждала, что чудовище проглотит ее.

Но непобедимый Персей вступил в смертельный бой с чудовищем. Ему удалось победить его лишь после того, как он направил на него взгляд Медузы Горгоны, от которого все живое превращалось в камень. После чего Персей освободил Андромеду от туп и привел к Цефею.

Главных героев этого мифа древние греки поместили на небо. Так и появились созвездия Северного полушария: Цефей, Кассиопея, Андромеда, Персей. (Приложение 3)

В конце – заключительное слово ведущего.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!