СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математический теремок

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначена для обучающихся 2 класса. Содержит задания для углубленного изучения предмета.

Просмотр содержимого документа
«Математический теремок»


Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 минут.

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

  • развивать математический образ мышления

Задачи:

    • обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;

    • повышение уровня математического развития;

    • углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;

    • учить правильно применять математическую терминологию;

    • пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;

    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

    • повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.


Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.

    • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.



Основные виды деятельности учащихся:


  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы



Способы отслеживания результатов


• наблюдение за детьми в ходе работы

• проведение практических работ

• выполнение творческих работ

• участие в олимпиадах,




Содержание программы 2 класс

(34 часа, 1 час в неделю)



  1. Исторические сведения о математике (3ч) Нумерация древних римлян. Упражнение в записи чисел римскими цифрами. Из истории учебника «Арифметика». Из истории счета и десятичной системы счисления. Из истории одной копейки. Русские счеты.

  2. Числа и операции над ними (7ч) Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные с нумерацией. Приемы, упрощающие сложение и вычитание.

  3. Составление и разгадывание математических ребусов (7ч) Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических ребусов. Приемы вычислений. Разгадывание магических квадратов.

  4. Нестандартные и занимательные задачи (7ч) Простейшие математические софизмы. Задачи на сообразительность. Задачи – смекалки. Комбинаторные задачи. Задачи – маршруты. Задачи на переливание. Олимпиадные задачи.

  5. Геометрия вокруг нас (5ч) Периметр и площадь составных фигур. Решение задач с геометрическим содержанием.

6.Математические развлечения (5ч) Праздник «Удача». По страницам «Книги рекордов Гиннесса». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Математический КВН.



Планируемые результаты освоения обучающимися программы


1. Формирование универсальных учебных действий


У учащихся будут сформированы следующие УУД:

 Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;  умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.

Познавательные -  операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.

Коммуникативные -  потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.


Ученик получит возможность  для формирования универсальных учебных действий:

Личностные результаты - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату,

 умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта,  умение устанавливать аналогии на предметном материале.

Коммуникативные результаты - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к  процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.

 2. Предметные результаты

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.


  • Учебный план



п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Исторические сведения о математике

3

2

Числа и операции над ними

7

3

Составление и разгадывание математических ребусов

7

4

Нестандартные и занимательные задачи

7

5

Геометрия вокруг нас

5

6

Математические развлечения

5

Итого:34 часа



  • Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса

  • Обучающийся научится:

  • - понимать нумерацию древних римлян;

  • -некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

  • -выделять простейшие математические софизмы;

  • - пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;

  • - понимать некоторые секреты математических фокусов.

  • Обучающийся получит возможность научиться:

  • - использовать интересные приёмы устного счёта;

  • - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

  • -разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

  • -решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

  • - находить периметр и площадь составных фигур


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал































Календарно –тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Планируемые результаты

дата

предметные

метапредметные

личностные

По плану

По факту

I

Исторические сведения о математике

3





1

Нумерация древних римлян.

1

Узнают нумерацию древних римлян



Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; 

Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; Коммуникативные -  потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.




2

Из истории счета, десятичной системы и учебника «Арифметика»

1

Узнают историю счёта и историю учебника «Арифметика»









3

История одной копейки. Русские счеты.

1

Узнают историю копейки, познакомятся с русскими счётами








II

Числа и операции над ними

7


4-6

Интересные приемы устного счета.

3

выполнять интересные приёмы устного счёта.


Регулятивные  умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.

Коммуникативные результаты - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к  процессу сотрудничества; Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов;

Договариваться и приходить к общему решению



7-8

Задачи, связанные с нумерацией.

2

решать задачи, связанные с нумерацией



9-10

Приемы, упрощающие сложение и вычитание

2

Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный;



III

Составление и разгадывание математических ребусов

7


11

Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов.

1

Научатся решать выражения с пропущенными разрядами

Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату,

 умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные -  операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; Коммуникативные -  потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения,

Демонстрируют положительное отношение к школе.

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.




12-13

Числовые головоломки

2

разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;





14-15

Разгадывание и составление математических ребусов.

2

Составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы;




16

Приемы вычислений.

1

Научатся вычислять удобным способом



17

Разгадывание магических квадратов

1

Научатся разгадывать магические квадраты



IV

Нестандартные и занимательные задачи

7


18

Простейшие математические софизмы.

1

Узнают что такое математический софизм

Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату,

 умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.


Познавательные -   операция установления взаимно-однозначного соответствия.


Коммуникативные -

умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.





В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества

опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить




19

Задачи на сообразительность.

1

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;



20

Задачи-смекалки.

1

способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.



21

Комбинаторные задачи.

1



22

Задачи-маршруты.

1



23

Задачи на переливание.

1

Научатся решать задачи на переливание



24

Олимпиадные задачи.

1

Овладеют навыками решения задач повышенной сложности



V

Геометрия вокруг нас

5


25-26

Периметр и площадь составных фигур.

2

Научатся находить периметр и площадь составных фигур

Регулятивные результаты-

 умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные результаты - действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта,  умение устанавливать аналогии на предметном материале.


Коммуникативные -

уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.


Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.



27-29

Решение задач с геометрическим содержанием.

3

Отработают навык решения задач с геометрическим содержанием



VI

Математические развлечения

5


30

Праздник «Удача».

1

формировать творческое мышление;

Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;  умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; Коммуникативные -

уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.



Умение работать в группе по правилам, слушать собеседника и вести диалог



31

По страницам «Книги рекордов Гиннеса»

1

Развивать кругозор детей



32

Математические фокусы. Секреты математических фокусов.

1

Научатся решать задачи со спичками



33

Участие в математической олимпиаде

1

формировать творческое мышление;



34

Математический КВН.

1

формировать творческое мышление;



Итого:

34







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!