Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 минут.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
Задачи:
обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
повышение уровня математического развития;
углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
учить правильно применять математическую терминологию;
пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
Принципы программы:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Способы отслеживания результатов
• наблюдение за детьми в ходе работы
• проведение практических работ
• выполнение творческих работ
• участие в олимпиадах,
Содержание программы 2 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Исторические сведения о математике (3ч) Нумерация древних римлян. Упражнение в записи чисел римскими цифрами. Из истории учебника «Арифметика». Из истории счета и десятичной системы счисления. Из истории одной копейки. Русские счеты.
Числа и операции над ними (7ч) Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные с нумерацией. Приемы, упрощающие сложение и вычитание.
Составление и разгадывание математических ребусов (7ч) Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических ребусов. Приемы вычислений. Разгадывание магических квадратов.
Нестандартные и занимательные задачи (7ч) Простейшие математические софизмы. Задачи на сообразительность. Задачи – смекалки. Комбинаторные задачи. Задачи – маршруты. Задачи на переливание. Олимпиадные задачи.
Геометрия вокруг нас (5ч) Периметр и площадь составных фигур. Решение задач с геометрическим содержанием.
6.Математические развлечения (5ч) Праздник «Удача». По страницам «Книги рекордов Гиннесса». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Математический КВН.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
1. Формирование универсальных учебных действий
У учащихся будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.
Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Ученик получит возможность для формирования универсальных учебных действий:
Личностные результаты - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату,
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативные результаты - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.
2. Предметные результаты
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
№п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Исторические сведения о математике | 3 |
2 | Числа и операции над ними | 7 |
3 | Составление и разгадывание математических ребусов | 7 |
4 | Нестандартные и занимательные задачи | 7 |
5 | Геометрия вокруг нас | 5 |
6 | Математические развлечения | 5 |
Итого:34 часа
Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса
Обучающийся научится:
- понимать нумерацию древних римлян;
-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
-выделять простейшие математические софизмы;
- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
- понимать некоторые секреты математических фокусов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных фигур
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Календарно –тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Планируемые результаты | дата |
предметные | метапредметные | личностные | По плану | По факту |
I | Исторические сведения о математике | 3 | |
1 | Нумерация древних римлян. | 1 | Узнают нумерацию древних римлян | Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; | умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. | | |
2 | Из истории счета, десятичной системы и учебника «Арифметика» | 1 | Узнают историю счёта и историю учебника «Арифметика» | | |
3 | История одной копейки. Русские счеты. | 1 | Узнают историю копейки, познакомятся с русскими счётами | | | | |
II | Числа и операции над ними | 7 | |
4-6 | Интересные приемы устного счета. | 3 | выполнять интересные приёмы устного счёта. | Регулятивные умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. Коммуникативные результаты - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; | Договариваться и приходить к общему решению | | |
7-8 | Задачи, связанные с нумерацией. | 2 | решать задачи, связанные с нумерацией | | |
9-10 | Приемы, упрощающие сложение и вычитание | 2 | Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный; | | |
III | Составление и разгадывание математических ребусов | 7 | |
11 | Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. | 1 | Научатся решать выражения с пропущенными разрядами | Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, | Демонстрируют положительное отношение к школе. Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве. | | |
12-13 | Числовые головоломки | 2 | разгадывать числовые головоломки и математические ребусы; | | |
14-15 | Разгадывание и составление математических ребусов. | 2 | Составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы; | | |
16 | Приемы вычислений. | 1 | Научатся вычислять удобным способом | | |
17 | Разгадывание магических квадратов | 1 | Научатся разгадывать магические квадраты | | |
IV | Нестандартные и занимательные задачи | 7 | |
18 | Простейшие математические софизмы. | 1 | Узнают что такое математический софизм | Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Познавательные - операция установления взаимно-однозначного соответствия. Коммуникативные - умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. | В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | | |
19 | Задачи на сообразительность. | 1 | помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; | | |
20 | Задачи-смекалки. | 1 | способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах. | | |
21 | Комбинаторные задачи. | 1 | | |
22 | Задачи-маршруты. | 1 | | |
23 | Задачи на переливание. | 1 | Научатся решать задачи на переливание | | |
24 | Олимпиадные задачи. | 1 | Овладеют навыками решения задач повышенной сложности | | |
V | Геометрия вокруг нас | 5 | |
25-26 | Периметр и площадь составных фигур. | 2 | Научатся находить периметр и площадь составных фигур | Регулятивные результаты- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Познавательные результаты - действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале. Коммуникативные - уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. | Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве. | | |
27-29 | Решение задач с геометрическим содержанием. | 3 | Отработают навык решения задач с геометрическим содержанием | | |
VI | Математические развлечения | 5 | |
30 | Праздник «Удача». | 1 | формировать творческое мышление; | Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; Коммуникативные - уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. | Умение работать в группе по правилам, слушать собеседника и вести диалог | | |
31 | По страницам «Книги рекордов Гиннеса» | 1 | Развивать кругозор детей | | |
32 | Математические фокусы. Секреты математических фокусов. | 1 | Научатся решать задачи со спичками | | |
33 | Участие в математической олимпиаде | 1 | формировать творческое мышление; | | |
34 | Математический КВН. | 1 | формировать творческое мышление; | | |
Итого: | 34 | | |
|