Методическая разработка игры
«Математический КВН» для 6 классов
Учитель: Возняк Светлана Владимировна
г. Симферополь
Цели игры:
· Способствовать развитию познавательных процессов у учащихся, наблюдательность, сообразительность, творческое мышление;
. Развитие логического мышления, внимания, памяти, наблюдательность,
· Закрепить навыки, полученные на уроках математики;
· Привить навыки самостоятельного решения задач, научить учащихся делать умозаключения, выводы;
. Воспитание интереса к математике, формирование навыков общения, умения работать в коллективе.
Одной из форм внеклассной работы является игра «Математический КВН».
Чтобы провести такое мероприятие заранее пишется сценарий, выбираются ведущий, члены команды, капитаны команд и члены жюри. Остальные ребята становятся болельщиками. На игру приглашаются родители и учителя, некоторые из них становятся членами жюри.
Подготовительный этап состоял в том, что члены команд должны были выбрать себе название и девиз . Заранее в виде домашнего задания нужно было поготовить инсце-нировку стихотворения.
План мероприятия | Время |
1. Вступительное слово ведущего. Представление команд, жюри, счетной комиссии | 3 мин |
2. Приветствие команд | 3 мин |
3. Разминка | 6 мин |
4. Кто быстрее | 5 мин |
5. Конкурс капитанов | 10 мин |
6. Сражение болельщиков | 10 мин ( во время конкурса капитанов) |
7. Инсценировка стихотворения | 15-20 мин |
8. Конкурс «Пословицы о числах» | 5 мин |
9. Игра «Заполни клетку» | 3 мин |
10. Подведение итогов | 2 мин |
11. Финал | 2 мин |
всего | 45 - 50 мин |
1. Вступительное слово ведущего:
Если б я родился музыкантом,
Я б стремился перебороть шумы мира с помощью стройных звуков.
Если б я родился архитектором,
Я б строил людям не квартиры, а домашние очаги,
Я одарил бы их светом, цветом и тишиной.
Но поскольку я поэт
Я хотел бы также четко и ясно говорить на языке слов,
как математики говорят на языке чисел.
Этим стихотворением венгерского поэта Лайогиа Конишака мы начинаем сегодняшний математический КВН.
Ведущий представляет команды, капитанов команд и членов жюри.
Болельщики делятся на 2 группы, поддерживающие 2 команды.
Позвольте огласить правила математического КВНа:
- активно принимать участие в КВНе
- свою поддержку выражать аплодисментами
- нельзя кричать, выкрикивать, шуметь
- нельзя подсказывать
Проводится жеребьевка кому первому начинать конкурсы.
2. Приветствие команд
Команды составлены из 7 учащихся.
Команды приветствуют друг друга.
Первая команда носит название «Архимедик».
Ее девиз: «Стоя на 1 месте, новых горизонтов не построишь».
Вторая команда – «Нолики».
Ее девиз: « Напрасно думают, что ноль играет маленькую роль».
3. Разминка
Вопросы задаются поочередно каждой команде, команде дается минута на раздумье.
Вопросы 1 команде:
1. Какие часы показывают верное время 2 раза в сутки? ( которые стоят)
2. Поезд длиной в 1 км идет со скоростью 60 км/ч. Сколько ему понадобится времени, чтобы пройти тоннель длиной в 1 км? ( 2 мин)
3. В семье 5 сыновей. Каждый имеет 1 сестру. Сколько всего детей в семье?
( 6 чел.)
Вопросы 2 команде:
1. Если в 12 часов ночи идет дождь, то может ли через 72 часа солнечная погода? (не, это будет 12 часов ночи).
2. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? ( 15 км/ч)
3. Во сколько раз лестница на 7 этаж длиннее лестницы на 2 этаж этого дома? ( в 6 раз)
4. Конкурс «Кто быстрее?»
По предложенным схемам все члены команды дают письменные ответы и объясняют как нашли ответы. Побеждает тот, кто первым дал правильные ответы.
1 команде:
2 команде:
Рациональный способ решения:
А) 648 ∙ 500=648 : 2 ∙ 1000 = 324000
Б) 426 ∙ 50 = 426 : 2 ∙ 100 = 21300
5. Конкурс капитанов
Капитанам предлагаются вопросы. Через 10 минут капитаны сдают свои решения. Побеждает тот, кто больше привел решений в № 1 и дал правильный ответ в № 2.
Вопросы 1 капитану
1. С помощью четырех «четверок» записать натуральные числа от 1 до 99.
( = 1; + = 2; = 3; 4+(4-4) = 4; = 5; + 4 = 6;
4 + 4 - = 7; ∙ 4 = 8; 4 + 4 + = 9)
2. Какой цифрой заканчивается произведение:
11 ∙ 13 ∙ 15 ∙ … ∙ 27 ∙ 29 ?
( на 5)
Вопросы 2 капитану
1. Записать с помощью пяти двоек возможные записи чисел 7, 11 и 15.
( 2 + 2 +2 + = 7; 2 ∙ 2 ∙ 2 - = 7; 2 ∙ 2 + 2 + = 7;
+2 + 2 = 15; - 2 – 2 =7 ; + 2 – 2 = 11)
2. Написать подряд все числа от 1 до 99. Сколько раз написана цифра 5 ?
( 20 раз)
6. Сражение болельщиков
Сражение болельщиков проводится, когда думают капитаны команд.
Оно заключается в том, что команды должны ответить на вопросы-шутки. За быстрый и правильный ответ команда игроков получает балл.
Вопросы:
1. У чего нельзя найти ни конца, ни начала ? ( у кольца, у круга)
2. Сколько концов у 5 палок? У 5,5 палок? (10; 12)
3. Кто может назвать 5 дней подряд , не называя ни числа, ни названия дней?
( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
4. Самолет из Симферополя в Москву летит за 1 час 20 мин, а обратно за 80 мин.
Почему такая разница?
( 80 мин = 1 ч 20 мин)
5. В саду растет 6 яблонь и 4 груши. Посадили еще 2 груши. Сколько стало яблонь?
( 6 яблонь)
6. В семье 5 братьев. У каждого брата по сестре. Сколько всего детей в семье? ( 6 чел)
7. Часы с боем отбивают один удар за 1 с. Сколько времени потребуется часам, чтобы они отбили 12 ч ? ( 11 с)
8. Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик.
Сколько всего машин шло в этот поселок?
(Не менее одной (мотоцикл двигался в поселок))
9. Тройка лошадей бежит со скоростью равной 15 км/ч. С какой скоростью бежит каждая лошадь? (15 км/ч)
10. На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве? ( ни одной)
7. Инсценировка стихотворения «Треугольник и квадрат» Евг. Паина
Каждая команда показывает свою инсценировку стихотворения. Оцениваются костюмы и артистизм.
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься , брат?»
Тот кричит ему : «Смотри:
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре».
Неизвестно, кто нужней!
Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: « Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился - был квадратным,
А проснешься без углов!»
Но наутро старший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
8. Конкурс «Пословицы о числах»
Команды по очереди называют пословицы, в которых говорится о числах.
К примеру:
1. Одним махом семерых убивают.
2. Один с сошкой, семеро с ложкой
3. семь бед – один ответ
4. Лук от семи недуг
5. Сам не дерусь, семерых не боюсь
6. Семеро одного не ждут
7. Семь раз отмерь, один раз отрежь
8. Один ум хорошо, а два лучше
9. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
И т.д.
Побеждает та команда, которая назовет больше пословиц.
9. Игра « Заполни клетку»
По принципу: чья команда заполнит быстрее математическую цепочку.
Можно заполнять по очереди, можно все вместе.
Математические цепочки в приложении.
10. Подведение итогов.
Жюри подсчитывает очки, заработанные командами, и объявляет победителя.
Таблица для подсчета баллов
задание | Количество баллов | 1 команда | 2 команда |
Приветствие | mах 5 баллов | | |
Разминка | 1 вопрос – 1 балл | | |
Кто быстрее | Mах 3 балла | | |
Конкурс капитанов | Мах 5 баллов | | |
Сражение болельщиков | 1 вопрос – 1 балл | | |
Инсценировка стиха | Мах 5 баллов | | |
Конкурс «Пословицы о числах» | 1 пословица – 1 балл | | |
Заполни клетку | Мах 3 балла | | |
| Общее количество баллов: | | |
11. Финал
Команда-победитель получает приз.
Отмечаются активные участники игры, болельщики.
Приложение:
Список используемой литературы и сайтов:
Математическая смекалка. -М.: "Наука", Б.Кордемский, 1991
И.В. Аверьянова, Н.Н. Лапшина «Предметные недели и праздники», 2008
http://veselajashkola.ru/klass/zadachi/zanimatelnye-zadachi-shkolnikov/