СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математические меры исчисления в фольклоре и художественной литературе как средства создания литоты и гиперболы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе проведено исследование использования математических мер исчисления ы фольклоре и художественной литературе как средсва создания литотыи гиперболы

Просмотр содержимого документа
«Математические меры исчисления в фольклоре и художественной литературе как средства создания литоты и гиперболы»

ХIV районная (заочная) научно-практическая конференция школьников

«Шаг в науку»



Рецензия


на исследовательскую работу ученика 5 «А» класса МАОУ «СОШ №5»

по теме «Математические исчисления как средства художественной выразительности»


В представленной работе логично изложена проблема исследования: как старинные математические меры исчисления используются в качестве создания таких языковых средств выразительности, как гипербола и литота.. Учащийся изучал историю происхождения мер исчисления, была проведена большая словарная работа, проанализированы заново уже изученные произведения, прочитаны произведения, которые ещё не изучались.

Существует множество приёмов для создания образности в художественных произведения, старинные математические исчисления также могут служить таким средством. Параллельно с этим анализировались характеры героев, авторская позиция и основная идея эпизодов. .

В ходе исследования ученик

- изучил литературу по данной проблеме;

- проанализировал эпизоды из художественных произведений

- провел анализ, обобщил и систематизировал результаты собранных данных о старинных мерах исчисления,

- составил «математическую модель» Конька – горбунка а также обобщающую таблицу изученных произведений;

-подготовил презентацию своего проекта и представил её на уроке литературы

- представила материал для статьи в школьной газете «Пятый элемент».

Представленные результаты свидетельствуют об эффективности данной работы. Задачи, выдвинутые целью исследования, решены, гипотеза доказана.

Работа ученика вызвала большой интерес среди сверстников, так как художественные произведения были проанализированы с необычной точки зрения.


Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №5» Тургумбаева Л. В.










Содержание стр.


Введение ____________________________________________________ 7

Основная часть:

  1. 1. Историческая справка о происхождении старинных математических исчислений________________________________________________ 8

    1. Роман – пародия. Д. Свифта_________________________________ 9

    2. «Сказка ложь, да в ней намек…»_____________________________ 10

    3. Романтический герой в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»________ 12

1.5..Комедия века Д. Фонвизина__________________________________ 12

Заключение ___________________________________________________ 13

Словарь терминов______________________________________________ 14

Приложения:

№1. «Математическая модель» Конька – горбунка___________________ 15

№2. Сводная таблица ___________________________________________ 16

№ 3. Великаны и лилипуты _______________________________________ 17




















Математические исчисления как средства художественной выразительности







Научная статья


Введение

Человек – мера всех вещей…


Поверил я алгеброй гармонию….

(«Моцарт и Сальери»)

Проблема исследования состоит в том, чтобы определить место старинных мер исчисления в художественных произведениях

Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания использования старинных мер исчисления для создания таких средств выразительности, как гипербола и литота.

Цель:

проанализировать использование математических мер исчисления как средств художественной выразительности в литературе

Задачи:

  1. Изучить различные старинные меры исчисления.

  2. Рассмотреть эпизоды из художественных произведений, в которых система мер и чисел выполняет роль средств художественной выразительности.

  3. Сравнить роль художественных средств в произведениях, а также создать «математическую модель» Конька – горбунка.

Методы исследования:

поиск достоверных источников информаций с помощью книг научного и научно- популярного содержания, словарей.

- использование компьютерных технологий для создания обобщающей таблицы;

- анализ эпизодов из художественных произведений;

- создание «математической модели» Конька - горбунка;

- обработка данных и подведение итогов.

Гипотеза исследования:

Если мною будет изучена, обобщена и систематизирована информация о старинных математических мерах исчисления и использование их в художественных произведениях, то будет доказано, что они служат средством для создания гиперболы и литоты.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью сопоставить различные художественные произведения и выявить особенности использования старинных математических мер исчисления для создания образности.

С очень – очень давних времён человеку приходилось все измерять, потому что нужно было изготовлять орудия труда, строит жилище, добывать пищу, отправляться куда – либо. При счёте человек вначале пользовался пальцами рук и ног, т.е шагом, шириной кисти руки, расстоянием от локтя до конца среднего пальца. Названия мер у разных народов свидетельствуют об их происхождении от различных частей человеческого тела. Например, слово «дюйм» означает на голлландском «большой палец». Дюйм равен примерно 2, 5 см. Всем известна героиня сказки, названная Дюймовочкой за свой крошечный рост.

Человек стремился познать не только глобальные размеры Вселенной, постичь её тайны, измерить и победить большие расстояния, но и проникнуть в микромир, туда, где сложно рассмотреть человеческим взглядом, услышать ухом, почувствовать обонянием. Народная фантазия помещала свих героев в сказочный мир насекомых, бабочек, травинок, песчинок. В литературе сознательное преуменьшение называется литотой. Маленькая героиня сказки Дюймовочка самоотверженно переносит трудные испытания, её горячее сердце жаждет добра и любви.

Основная часть

1.1. Историческая справка о происхождении старинных математических исчислений.

Древними мерами длины были пядь, локоть, сажень. Малая пядь равнялась расстоянию между концами вытянутого большого и указательного пальцев (примерно 19 см); большая пядь -расстоянию между раздвинутыми большим и мизинцем (примерно 23 см.). Сажень – расстояние от ступни до конца среднего пальца вытянутой руки. Это слово раньше писалось «сяжень», вероятно, в смысле достигаемой человеческой рукой высоты. Различали простую (152 см. или 4 локтя), маховую (примерно 176 см.) и косую (примерно 213 см.). Выражение «косая сажень в плечах» означало богатырское сложение, но она могла быть только у сказочного богатыря, так как обозначала расстояние от пальца вытянутой правой руки до вытянутого пальца левой ноги. Практика измерений и вычислений показала, что проще и удобнее пользоваться такими мерами, у которых отношение двух ближайших единиц были кратны десяти. Они были уточнены указом Петра I . Так верста обозначала меру длины, равную 500 саженям, т.е. 1, 06 км.».Только вёрсты полосаты попадаются одне»,-писал А. С. Пушкин. В словаре В. Даля можно найти массу значений этого слова.

Верста 1. Ряд, порядок, прямая линия.

  1. Ровня, дружок, пара, чета.

  2. Одной масти

  3. Верзила, болван

В пословицах и поговорках сохранились старые значения этого слова: «От млады версты возлюби ближних своих», - с юности, с молодого возраста; «верста дивная, Иван славный» - о сверстнике и товарище; «стар добре, да не ровня мне, не под версту» - поётся в народной песне. В современном языке есть выражения: «коломенская верста», «за семь вёрст киселя хлебать», «семь вёрст до небес!.

1.2. Роман – пародия.Д. Свифта

Автор иронических стихотворений, множества политических и религиозных памфлетов английский писатель Джонатан Свифт вошел в литературу прежде всего как создатель великой книги «Путешествия в некоторые отдалённые страны Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей». Литература 18 века была пронизана духом воспитания, и задача её состояла в «срывании масок».

Свифт начал эту книгу как пародию на враки и небылицы популярного жанра путешествия. Под видом простого скромного судового врача он окинул взглядом человечество и ужаснулся. В первых двух частях он высказал мысль о том, что в мире всё относительно, в том числе добро и зло. Главный герой Гулливер попадает сначала в Лиллипутию, где коэффициент подобия 12:1, а в Бробдингнеге Гулливер сам в 12 раз меньше его жителей. В романе о росте лилипутов говорится, что они были ростом не более 6 дюймов, а, значит, их рост равнялся примерно 15 см., а рост Гулливера соответствнно 180 см., рост великанов 216 см. Крошечные человечки по сути не отличаются от обычных людей: те же дворцовые перевороты, та же спесь, те же партийные распри. Гулливер тушит пожар в покоях императрицы, но она оскорблена способом тушения» и «в присутствии приближенных поклялась ему отомстить». Свифт под видом страны великанов описывает быт и нравы своей родины: устами короля великанов писатель выносит приговор Англии за последнее столетие. Выслушав восторженный рассказ Гулливера о достижениях цивилизации, король «объявил, что это куча заговоров, смут, революций.

1.3 «Сказка ложь, да в ней намёк..»

. Не менее загадочен и привлекателен образ другого персонажа: Конька – Горбунка из сказки П. Ершова, сюжет для которой он позаимствовал из русской народной сказки «Сивка – бурка». Перечитаем эпизод укрощения кобылицы Иваном – дураком:

Наконец она устала

«Ну, Иван, - ему сказала, -

Коль умел ты усидеть, так тебе и мной владеть.

Дай мне места для покою

Да ухаживай за мною

Сколько смыслишь. Да смотри:

По три утренни зари

Выпускай меня на волю

Погулять по чисту полю.

По исходе же трёх дней

Двух рожу тебе коней –

Да таких, каких поныне

Не бывало и в помине:

Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Двух коней, коль хошь, продай,

Но конька не отдавай

Ни за пояс, ни за шапку,

Ни за чёрную, слышь, бабку…

Литота рисует перед нами неказистый, непривлекательный образ, который отражает, как в зеркале, другого героя, Ивана-дурака. Они словно двойники из Зазеркалья: один из мира людей, другой – из мира животных. Если бы конёк существовал в реальном мире, он бы выглядел так (приложение №.1). Аршин был старой русской мерой (от персидского «арш» - локоть)и равнялся бы 71 см. Кстати, отсюда поговорка «мерить на свой аршин», «как аршин проглотил», «видеть на три аршина в землю». 16 вершков составляли один аршин. Один вершок равнялся…см. Аршинные уши Коньуа – горбунка в 5, 4 больше его роста и , скорее всего, напоминают крылья. Полуконёк – полуптица - вот такой мифологический герой.Но несмотря на непривлекательный внешний вид, оба героя очень привлекательны. Неудачниками их считают те, кто может обхитрить, обмануть, жадничать. Верный друг, помощник, умный и мудрый Конёк – горбунок, а рядом с ним Иван – дурак, незлопамятный, щедрый, добрый, честный. Получается так, что Иванова глупость оборачивается высшей человеческой мудростью: жить честно, не красть, быть верным своему долгу и слову. Искрящийся юмор, народный язык, живой, точный, пронизывает всю сказку. Автор с легкой иронией воссоздает образ Ивана – дурака:

Эка штука!

Во дворце я буду жить,

Буду в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

Весь конюшенный завод

Царь в приказ мне отдает.

То есть, я из огорода

Стану царский воевода…

Таким образом, «математическая литота» неожиданно приоткрыла грани богатого внутреннего мира.

Примечателен эпизод путешествия Конька – горбунка и Ивана – дурака. Первы два путешествия они совершают за 7 дней. Герои едут за Жар – птицей. Предположительно, что Жар – птица – это прообраз Солнца. Затем герои привозят Царь – девицу, но третье путешествие самое удивительно, ибо героям дан срок в три дня:

Ну –с, так едет наш Иван

За кольцом за океан.

Горбунок летит как ветер,

И в почин на один вечер

Вёрст100 тысяч отмахал

И нигде не отдыхал.

Если взять расстояние от Москвы до Владивостока и подсчитать скорость, то это явно гипербола. Если немного пофантазируем и представим, какое же расстояние герои преодолели, то получим удивительную картину:

  1. 1, 06 100000=106000 км.

  2. 106000 2=212000 (расстояние, которое преодолели герои за 2 дня)

Если длина экватора равняется примерно 400000 км, то

  1. 212000 40000=5,3 (т.е. столько раз герои могли бы облететь вокруг земного шара).


Таким образом, литота и гипербола позволили автору нарисовать мудрого Конька – горбунка, 2воспитателя» и «наставника» Ивана – дурака».

1.4.Романтический герой в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»

Гипербола и литота встречается не только в жанрах комедии и пародии, весёлого карнавала, но и в героическом эпосе. В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» есть следующий эпизод:

«У крыльца стояли осёдланные кони. Бульба вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжёл и толст..».

Если пуд= 16, 38 кг., то 20 пудовравняется примерно 327, 63 кг. Огромный вес, крайне редко встречающийся в реальной жизни.

Зачем автору понадобилась такая художественная деталь? Тарас Бульба – романтический персонаж, с сильными страстями, патриот своей Родины, верный товарищ. Последние страницы рисуют нам фигуру героическую, готовую принять смерть, но до последней минуты думающей о своих товарищах : «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу!». Могучий дух Тараса напоминает былинных богатыря Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича, Святогора. «А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало» схватившие его гайдуки. «Эх, старость, старость! – сказал он, и заплакал дебелый старый казак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и ногам».

Таким образом, данная деталь является гиперболой, что позволило автору создать яркий романтический, героический образ.

1.5. Комедия века Д. Фонвизина

В 16 веке основной мерой становится четверть, вмещавшая 6 пудов ржи. В первой поовине 19 века была установлена система мер сыпучих тел, жидкостей. С 18 века была общепринята русская система мер вес.а За единицу массы 1 кг. в настоящее время принимают массу эталона, который хранится в международном бюро мер и веса.

. Долгое время вес и массу не разграничивали, это произошло только в 1901 г. В комедии Д. Фонвизина есть очень любопытный эпизод .

Г-жа Простакова: Поди же, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учителя придут

Еремеевна: Он уже и так пять булочек скушал.

Г-жа Простакова: Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие!Изволь смотреть!

Еремеевна:Да в здравие, матушка! Я ведь это сказаладля Митрофана же Терентьича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова: Ах, мать божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан: Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин: Да, видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан:А я, дядюшка, вовсе не ужинал.

Простаков: Помнится, мой друг, ты что – то скушать изволил.

Митрофан: Да что!Свинины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню шесть.

Еремеевна: Ночью то и дело испить просил, квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Подсчитаем: подовый – это пирог примерно размером 20 на 10 см, который достигал 400 г., так что 6 подовых общим весом примерно 2, 5 кг. 16 – летний человек съел помимо этого ещё и 3 ломтика свинины, запивая это, скорее всего, литром кваса, при этом выкушал 5 булочек. Автор намеренно гиперболизировал данную ситуацию. Митрофан –раб своего желудка, чревоугодник. Просвещённый молодой человек не может поддаваться страстям.

Заключение

Богатая развитая система художественных приёмов постоянно пополняется, изменяется. Традиции многих писателей перерабатываются, заимствуются. Увлечение математикой помогла мне рассмотреть в художественных произведениях интересные грани: числа, системы мер, которые вплетены в ткань произведения.




  1. Словарь терминов

  2. Антитеза – контраст между словами, образами, персонажами, композиционными элементами. Антитеза является художественным приёмом, способным оказать глубокое эмоциональное воздействие на читателя.

  3. Афоризм – краткое изречение, содержащее в себе оригинальную мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

  4. Гипербола – литературный приём, основанный на художественном преувеличении тех или иных свойств изображаемого. Используется для усиления эмоционального воздействия на читателя., также для того, чтобы ярче выделить те или другие стороны изображаемого.

  5. Деталь – изобразительная или выразительная подробность.

  6. Ирония – разновидность комического, насмешливое или скептическое отношение к персонажу. Эмоциональный диапазон очень широк: от мягкой насмешки, граничащей с юмором, до злого и беспощадного смеха, граничащего с сатирой.

  7. Литота – художественный приём, противоположный гиперболе, заключающийся в намеренно неправдоподобном художественным преуменьшении изображаемого.

  8. Сарказм - один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии.

  9. «Математическая модель» Конька - горбунка

  10. Приложение 2

  11. Сводная таблица

    1. автор

    1. время написания

    1. название

    1. жанр

    1. троп

    1. основная мысль

    1. Г. Андерсен

    1. 1835 г.

    1. «Дюймовочка»

    1. сказка

    1. литота

    1. в мире добра больше, чем зла

    1. Д. Свифт

    1. 1726 г.

    1. «Путешествие в некоторые отдалённые страны Л.Гулливера

    1. роман - пародия

    1. литота

    2. гипербола

    3. ирония

    4. гротеск

    1. в мире всё относительно, в том числе добро и зло;

    2. «срывание масок»

    1. П. Ершов

    1. 1833 г.

    1. «Конёк – горбунок»

    1. сказка

    1. литота

    2. гипербола

    3. ирония

    1. торжество народной морали и человеческой мудрости над пороками

    1. Н. Гоголь

    1. 1835 г.

    1. «Тарас Бульба»

    1. повесть

    1. гипербола

    1. любовь к своему Отечеству – вот, что главное должно быть в человеке.

    1. Д. Фонвизин

    1. 1782 г.

    1. «Недоросль»

    1. комедия

    1. гипербола

    2. ирония

    3. сарказм

    1. главное назначение человека – стремление к самосовершенству через идеалы просвещения

  12. Приложение 3

  13. Карлики и великаны

  1. Макс Пихельштайнер . Э. Кестнер «Мальчик из спичечной коробки»

  2. Карик и Валя. Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»

  3. Маленький принц. А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц»

  4. Незнайка. Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»

  5. Нильс. С. Лагерлёф «Чудесные приключения Нильса с дикими гусями»

  6. Гулливер. Д. Свифт «Путешествие не в столь отдалённые страны

  1. Л. Гулливерра»

  1. Алиса. Л. Керролл «Приключение Алисы в стране чудес»

  2. Гарантийные человечки»: Холодилин, Новости дня, Пылесосин..

  1. Э. Успенский «Гарантийные человечки»

  1. Баранкин. В. Медведев «Баранкин, будь человеком»

  2. Гуррикап. А. Волков «Семь подземных человек»

  3. Арахна. А. Волков «Жёлтый туман»

  4. Капризка. В. Воробьёв «Капризка»

  5. Кузька. Т. Александрова «Кузька»

  6. Фантик. С. Миихалков «Праздник Непослушания»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!