СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая игра "Крестики-нолики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания. Математическая игра "Крестики-нолики" - занимательнвя игра, где нужно проявить эрудицию, смекалку, стратегические уловки. 

Просмотр содержимого документа
«Математическая игра "Крестики-нолики"»

Математическая игра «Крестики-нолики»

Крестики – нолики – это занимательная игра. В математической игре «Крестики-нолики» поле имеет 9 квадратов, каждый из которых имеет определенное название, в этой игре их всего два: «Ба! Знакомые все лица!» и «Что бы это значило?». Чтобы угадать имя ученого или назвать математический термин, понятие, ведущий зачитывает подсказки. В данной игре максимальное количество подсказок 6-7. По данным подсказкам члены команды должны назвать верный ответ.

Несмотря на распространенное мнение, что крестики-нолики – это игра на удачу, это совсем не так, особенно в математической: нужно проявить и эрудицию и стратегические уловки. Игра была организована для учащихся 9 класса.

Игровое поле

Ба!

Знакомые все лица!

(1)

Что бы это значило?

(1)

Ба!

Знакомые все лица!

(2)

Что бы это значило?

(3)

Что бы это значило?

(4)

Что бы это значило?

(5)

Что бы это значило?

(2)

Ба!

Знакомые все лица!

(3)

Ба!

Знакомые все лица!

(4)



Порядок игры:

  1. Расчертите игровое поле из квадратов с размерами 3*3.

  2. В игре принимают участие две команды по 3-5 человек. Договоритесь, какая из них будет ходить крестиками или ноликами.

  3. Право первого хода получает команда, которая желает дать правильный ответ по минимальному количеству подсказок, т.е. проводится аукцион. Таким образом, право хода получает команда, которая желает дать ответ по наименьшему количеству подсказок.

  4. Если команда дает правильный ответ, то квадрат закрывается крестиком (ноликом). Право следующего хода остается за командой, точнее право начать очередной торг за подсказки.

  5. Если команда дает неверный ответ, то команда-соперница заслушивает остальные подсказки и закрывает квадрат крестиком (ноликом) только в том случае, если назван правильный ответ.

  6. Игра продолжается до тех пор пока команда не начертит три символа в ряд: по горизонтали, вертикали, диагонали (а можно отойди от этого правила, игра продолжается до тех пор, пока все квадраты не будут закрыты, подсчитывается количество крестиков, ноликов, объявляется победитель).


Ба! Знакомые все лица! (1)

Ученый, кто это?

Подсказки:

  1. Достоверных биографических сведений о нем мало. Известно, что жил он в VI веке до н.э.

  2. Набирался мудрости в Египте.

  3. Создал свой орден, для для членов которого составил подробный табу. Вот некоторые из них:

-.Воздерживайся от употребления бобов в пищу;

- Не поднимай то, что упало;

- Не откусывай от целой булки;

- Не прикасайся к белому петуху;

- Не ходи по большой дороге и др.

  1. Ему принадлежит и доказательство теоремы о сумме внутренних углов треугольника.

  2. Этому открытию сам ученый придавал такое огромное значение, что как сообщила писательница Памфила, он принес в жертву богам 100 быков.

За светлый луч с небес вознес благодаренье,

Мудрец богам не так, как было до тех пор,

Ведь целых сто быков послал он под топор,

Чтоб их сожгли, как жертвоприношенье…

  1. В средние века открытие этого ученого назвали «теоремой ослов», т.к. учеников, заучивших её наизусть и не способных понять, называли «ослами».

  2. Эта теорема – важнейшее утверждение геометрии и формулируется так:

Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах. Отсюда и пошло…пифагоровы штаны во все стороны равны.

Ответ: Пифагор.


Ба! Знакомые все лица! (2)

Ученый, кто это?

Подсказки:

  1. Древнегреческий философ и математик, открывший список семи мудрецов.

  2. Ему принадлежит открытие продолжительности года и разделение его на 365 дня.

  3. Первым назвал последний день месяца тридесятым, открыл для греков созвездие Малой Медведицы и звезду Полярную, по которой моряки ориентировались в море.

  4. Он впервые решил многие геометрические задачи: вычислил высоту египетской пирамиды Хеопса, не восходя на неё, а по длине отбрасываемой тени, используя подобие прямоугольных треугольников.

  5. Его геометрические знания были обширными. Он доказал: равенство вертикальных углов; второй признак равенства треугольников; теорему о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника.

  6. Противоречивы сведения, касающиеся его кончины. Принято считать, что бренный мир философ покинул в промежутке между 548 и 545 г. до н.э., и причиной тому стала остановка сердца, вызванная давкой и жарой на трибуне, с которой он наблюдал за состязанием атлетов во время одной из олимпиад.

  7. Современным школьникам этот ученый знаком по теореме планиметрии о наборе параллельных секущих к паре прямых: если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных между собой отрезков и через их концы провести параллельные прямые...

Ответ: Фалес Милетский.


Ба! Знакомые все лица! (3)

Ученый, кто это?

Подсказки:

  1. Это знаменитый французский математик, годы его жизни 1540-1603 г.г.

  2. Его звали «отцом алгебры» - за введение в эту науку буквенной символики, до этого самые сложные формулы приходилось излагать в словесной форме.

  3. Он настолько увлекался математикой, что иногда просиживал по трое суток без еды и сна.

  4. Во время войны с Францией испанцы при переписке пользовались шифром. Этот ученый не только разгадал его, но и нашел способ следить за всеми его изменениями. На протяжении двух лет испанская почта была известна королю Франции и испанцы терпели одно поражение за другим. Наконец, из тайных источников они узнали, что их щифр давно уже не является секретом для французов, и ключ к нему подобрал этот ученый.

  5. Испанская инквизиция присудила ученого «к сожжению на костре», провозгласив его колдуном и вероотступником. К счастью, Генрих IV не выдал его «священным палачам». Однако есть сведении, что ученый умер насильственной смертью.

  6. Эту теорему современные школьники используют при решении приведенных квадратных уравнений.

Ответ: Франсуа Виет








Ба! Знакомые все лица! (4)

Ученый, кто это?

Подсказки:

  1. Этого великого английского ученого математики считают математиком, физики – физиком, астрономы – астроном.

  2. Родился он в местечке Вулсторп, около города Грантема, расположенного в центре Британии, в семье небогатого фермера. Уже в детстве любил строить сложные механические игрушки, модели различных машин, солнечные и водяные часы, воздушных змеев.

  3. В 1661 году он поступает в Кембриджский университет, в престижный Тринити-колледж (нечто вроде факультета). Он был принят в качестве субсайзера – так называли студентов из бедных семей, которые помимо учебы выполняли обязанности слуг для преподавателей университета.

  4. Занятия математикой привели его к созданию раздела, который сейчас называется высшей математикой. Придуманные им математические понятия и методы позволили изучать движение различных тел и механизмов, определять площади и объемы произвольных тел, благодаря чему техника получила возможность быстро развиваться.

  5. Последние 25 лет жизни был президентом Лондонского королевского общества – английской Академии наук, где много сделал для развития науки.

  6. Огромный вклад ученый внес и в теоретическую физику. Общеизвестна история про яблоко, «вбившее» ему в голову идею гравитации.

Ответ: Исаак Ньютон


Что бы это значило? (1)

О какой фигуре идет речь?

Подсказки:

  1. За несколько тысячелетий геометры столь подробно изучили эту фигуру, что иногда говорят о «геометрии этой фигуры» как о самостоятельном разделе элементарной геометрии.

  2. Простейший из многоугольников, играет в геометрии особую роль.

  3. Элементы этой фигуры нельзя задать произвольно (неравенство треугольника! эту информацию напоминаем, если уже дан ответ).

  4. Центральное место в геометрии этой фигуры занимают свойства так называемых замечательных точек и линий.

  5. В Древней Греции изучение свойств этой фигуры ведется активно. Пифагор открывает свою теорему. Герон Александрийский находит площадь этой фигуры через его стороны.

  6. Эта фигура может быть прямоугольной, остроугольной, тупоугольной.

Ответ: треугольник.

Что бы это значило? (2)

О какой теореме идет речь?

  1. Эту теорему знали ещё древние греки.

  2. Её доказательство содержится во II книге «Начал» Евклида.

  3. Это теорема тригонометрии, выражающая зависимость между сторонами и углами треугольника.

  4. В Европе эту теорему популяризовал Франсуа Виет в XVI столетии. В начале XIX столетия её стали записывать в принятых по сей день алгебраических обозначениях.

  5. Если в треугольнике какой-либо угол прямой, то она переходит в теорему Пифагора.

  6. Она применяется чаще всего в двух случаях: 1) если нужно узнать длину одной из сторон при известных длинах двух других сторон и величине угла между ними; 2) если нужно узнать величины углов треугольника, длина сторон которого известны.

Ответ: теорема косинусов


Что бы это значило? (3)

О чем речь?

Подсказки:

  1. Это одно из основных геометрических понятий.

  2. Это понятие появилось в работах немецкого математика XIX в. Г. Грассмана и ирландского математика Г. Гамильтона.

  3. Затем оно было охотно воспринято многими математиками и физиками.

  4. ЭТО применяется в классической механике Ньютона, в теории относительности, квантовой механике, в математической экономике.

  5. ЭТО характеризуется числом и направлением.

  6. Основные операции, связанные с этим: сложение, вычитание, умножение.

  7. Отличительная особенность ЭТОГО: над этим ставят стрелку.

Ответ: вектор



Что бы это значило? (4)

О чем речь?

Подсказки:

  1. Впервые этот термин появился в 1692 г. у Г.В. Лейбница, в некотором более узком смысле.

  2. В Смысле, юлизком к современному, этот термин употребил швейцарский ученый И. Бернулли в 1698 г.

  3. Каждая область знаний: физика, биология, социология, лингвистика и т.д. – имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и, что особенно важно, взаимосвязь этих объектов.

  4. Этот термин в различных отделах математики имеет ряд полезных синонимов: соответствие, отображение, преобразование, оператор, функционал и др.

  5. Простой пример ЭТОГО. Авиапассажиры сидят в креслах салона пассажирского авиалайнера. Возникает естественное соответствие: каждому пассажиру сопоставляется то кресло, в котором он сидит.

  6. Можно ЭТО изобразить графически, указать область определения, область значений.

  7. ЭТО бывает линейной, квадратичной, степенной.

Ответ: функция



Что бы это значило? (4)

О чем речь?

Подсказки:

  1. Ни египтяне, ни вавилоняне, ни даже древние греки этих чисел не знали.

  2. Впервые с этими числами столкнулись китайские ученые (II век до н.э.) в связи с решением уравнений, называя их «фу» (черными).

  3. Долгое время эти числа считали ненастоящими, фиктивными, абсурдными. Даже Бхаскара – индийский математик, который пользовался этими числами, писал: «Люди не одобряют эти числа».

  4. В Европе к этим числам обращается итальянский математик Леонардо Фибоначи (VIII в.). Но в учении об этих числах значительно далее продвинулся М. Штифель (XVI в.). Он назвал их как «меньшие, чем ничто» и говорил, что «нуль находится между истинными и абсурдными числами».

  5. Индийские математики Брахмагурта (VII в.) и Бхаскара (VII в.) при помощи этих чисел выражали долг. Они составили правила действий с этими числами.

  6. Если мы говорим, сто температура воздуха 250 холода, то знаем, что температура выражается этим числом.

Ответ: отрицательные числа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!