СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая игра «Колесо истории математики» 8 класс Технологии: игровая, проблемное обучение

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Развивающие: развитие логического мышления, сообразительности, внимательности, кругозора,  формирование знаний истории математики;

Воспитательные:  формирование интеллектуальной культуры, коммуникативных навыков; развитие интереса к математике;

Образовательные: повторение действий с дробями, формирование навыков решения задач различными способами; действий со старинными мерами длины.

Технологии:  игровая, проблемное обучение

Оборудование:  плакаты с изображением древнего способа умножения чисел, старинных мер длины

 

Ведущий начинает игру с цитаты В. Лейбница:

 «Кто хочет ограничиться настоящим, не зная прошлого, тот никогда его не поймет»

Далее сообщаются правила игры и объявляется ее начало.

 

Просмотр содержимого документа
«Математическая игра «Колесо истории математики» 8 класс Технологии: игровая, проблемное обучение»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дарвагская СОШ №2»

МР «Табасаранский район»

















Математическая игра

«Колесо истории математики»

8 класс


Технологии:

игровая, проблемное обучение



 





Автор разработки

учитель математики

Исинов Эмирбек Исинович



  





Дарваг, 2019

Цели:

Развивающие: развитие логического мышления, сообразительности, внимательности, кругозора, формирование знаний истории математики;

Воспитательные: формирование интеллектуальной культуры, коммуникативных навыков; развитие интереса к математике;

Образовательные: повторение действий с дробями, формирование навыков решения задач различными способами; действий со старинными мерами длины.

Технологии: игровая, проблемное обучение

Оборудование: плакаты с изображением древнего способа умножения чисел, старинных мер длины


Ведущий начинает игру с цитаты В. Лейбница:

«Кто хочет ограничиться настоящим, не зная прошлого, тот никогда его не поймет»

Далее сообщаются правила игры и объявляется ее начало.


1 тур

«Математический калейдоскоп»

Участники игры делятся на команды.

Ведущий задает вопросы о происхождении математических терминов.

Команды с помощью логических рассуждений отвечают; за верные ответы получают баллы.

Вопросы тура

1. Слово «цифра» арабского происхождения («сифр»). Все знают современное значение этого слова. Но поначалу, в Древнем Вавилоне 2 тысячи лет назад, так называли одно конкретное число. Какое?

Ответ: 0

2. А название какого числа произошло от латинского «солюс»?

(в случае затруднений подсказка: слова «солист», «солнце»)

Ответ: 1

3. Все, вероятно, слышали выражение «тьма народу». Оно означает: много.

Но раньше «тьма» - название конкретного числа. Какого?

Ответ: 10000

4. Какие числа в Древней Индии называли «ломаными»?

Ответ: дроби

5. А какие числа индусы называли нереальными, «абсурдными», иногда их называли «долг». В Европе эти числа считались «ложными». О каких числах идет речь?

Ответ: отрицательные

6. В переводе с латинского это слово означает «на сто». Появилось в Древнем Риме.

Ответ: процент

7. А следующего термина в древности не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет. В переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?

Ответ: радиус

8. Какое слово в переводе с греческого слово означает «измерять землю»?

Ответ: геометрия

9.Какое понятие в древнегреческом языке выражалось словом «пятерить?

Ответ: считать

10. Каким общим словом в Англии называли первые 10 чисел?

пальцы

11. Это слово имеет латинское происхождение и означает «лен, шнур, веревка». Мы его употребляем часто. Назовите слово.

Ответ: линия

12 А какое число на Руси называли «легион»?

Ответ: 100000


Подводятся итоги 1 тура

2 тур

«Спешите видеть»

1.Ведущий сообщает о том, что в древности существовал способ умножения чисел с помощью пальцев. Показывает этот способ , ребята пробуют применять этот способ умножения.

2. Ведущий знакомит участников игры со способом умножения многозначных чисел В Древнем Египте через умножение на 2. Показывает пример умножения чисел (213 и 37)


213

1

426

2

852

4

1704

8

3408

16

6816

32



6816

+ 852

+ 213

7881

Ведущий предлагает командам попытаться объяснить этот способ и умножить этим способом другие числа.


3. Ведущий показывает плакат, на котором изображены названия старинных мер длины, и предлагает командам показать указанные меры длины.

«локоть», «пядь», «сажень», «косая сажень».

Затем «вершок», «аршин», «дюйм».

Старинные меры почти не используются, но часто вспоминаются в различных поговорках и пословицах.


Ведущий предлагает командам вспомнить эти пословицы и поговорки.

За ответы команды получают баллы.


Пословицы и поговорки, в которых встречаются названия старинных

мер длины:

1. Мерить на свой аршин.

2. Косая сажень в плечах.

3. Пять верст до небес и все лесом.

За семь верст киселя хлебать.

От слова до дела целая верста.

Его за версту видно.

4. Ни пяди не уступить.

Семи пядей во лбу.

5. Семимильный шаг.

6. От горшка два вершка.

и другие.

Команды вспоминают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.

За правильные ответы – баллы.


Ведущий рассказывает о появлении первых учебников, в частности, о об учебнике Магницкого. (1703г.) Автор учебника – Леонтий Магницкий (фамилию эту, от слова «магнит», дал ему Петр Первый за «остроумие в науках»). А задачник «Арифметика», созданный Магницким в 1703 году, был первым учебником математики на Руси, который Ломоносов назвал «вратами учености». Ведущий приглашает участников игры в путешествие по старинным учебникам в 3 туре.

3 тур

«Путешествие по страницам старинных учебников»

- Шла старушка в Москву и повстречала троих человек, каждый из них нес по мешку. Сколько существ направлялось в Москву?

Ответ: 1


- Длина бревна 5 аршин. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. За сколько минут бревно распилят?

Ответ: 4 минуты


- За аршина заплатили 3 алтына. Сколько стоит аршин?

Ответ: 5 алтын


- Есть мешок пшеницы. Как можно этим количеством наполнить два мешка, которые столь же велики?

Ответ: поставить мешок в мешок

- Приходит пастух с 20 быками. Счетчик скота спрашивает: «Сколько скота привел ты из многочисленного стада?» Ему сказано пастухом: «Я привел тебе от трети скота. Определи, сколь велико все стадо?»

Ответ: 90

Ребята решают задачи, сообщают ответы и за правильные получают баллы в копилку команды.


4 тур

«Темная лошадка»

В предлагаемом туре ведущий предлагает разгадать, о чем или о ком идет речь.

Вопрос 1

Название этого предмета произошло от римского слова, которое в переводе означает «камешек». О каком предмете идет речь?


Если команда без подсказки угадывает предмет, то получает 3 балла. В случае затруднения предлагаются подсказки, которые убавляют «стоимость» ответа на 1 балл каждая.

Подсказки

1. Этот предмет использует каждый школьник. Он одновременно помогает и мешает в учебе.

2. Римское слово: «калькулюс»


Ответ: калькулятор

Вопрос 2


Назовите ученого, который хотел быть юристом, и офицером, и философом, но стал математиком.

Подсказки:

1. Ученый жил в 17 веке во Франции, предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – координатную прямую.

2. Этот ученый изобрел координатную плоскость.


Ответ: Рене Декарт


Вопрос 3


А этому Великому математику и физику принадлежит фраза «Дайте мне точку опоры и я сдвину Землю». Кто он?

Подсказки: 1. Он жил в 3 веке до нашей эры в Древней Греции.

2. Придумал способ описания громадных чисел, нашел отношение длины окружности к ее диаметру – число .


Ответ: Архимед.

Вопрос 4


Назовите греческого математика, которого называют «отцом алгебры", так как он открыл способ решения уравнений, которым пользуются до сих пор.

Подсказка: Расшифруйте имя, выполнив действия:

Ф 2,7 (-10)

Н -4 4,2

И 6,2 (-5)

Е -2,5 0,4

Д -0,4 100

О -24,8 (-0,5)

Т 3,4 (-0,5)

А 50 0,01

Заполните таблицу, записав буквы согласно ответам каждого действия

-40

-31

12,4

-27

-0,5

-16,8

-1,7










В результате получится слово.


Ответ: Диофант


Ведущий сообщает об окончании 4 тура игры. Далее подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные участниками игры, и объявляется победитель.


Литература

1.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики»

Москва: 1989

2. Глейзер Г.И. «История математики в VII – VIII классах». Москва:1982.

3. Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков

«Математика. Учебник- собеседник» Москва: 1995

4. Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика 5-11 классы» Волгоград: 2006

5. Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. «Задания для обучения и развития учащихся» Москва: 2001




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!