СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мастерская «Слово» /Сочинение-повествование по данному началу/ 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок как учебный материал осваивается в нетрадиционной форме урока, что способствует повышению познавательного интереса учащихся не только к данной теме, но и к предмету.  Работа на уроке выстроена в логической последовательности:  слово — словосочетание — предложение — текст — публичное представление сочинения, т.к. создание текста — это самое главное на уроках развития речи.

Просмотр содержимого документа
«Плютова Н.В.приложения»

Раздаточный материал. Все виды приложений рассчитаны на каждого ребенка.


Приложение 1

Мастерская « »


Правила:

1) делайте так, как считаете нужным;

2) мы не торопимся отвечать на вопросы;

3) слушайте всё, что говорят товарищи при ответе на вопросы задания;

4) все способны писать!



Напишите:

Самое нежное слово______________________________

Самое радостное слово___________________________

Самое ранящее вас слово_________________________

Самое трудное слово_____________________________

Слово, помогающее вам жить____________________



Найдите соответствия понятия и образа на основе сходства по смыслу:


понятие


образ

1) слаженность в работе

а) Вселенная

2) целеустремленность

б) яркая новогодняя игрушка

3) безграничность познаний

в) полет самолета по заданному курсу

4) хрупкость человеческой души

г) большой муравейник



Выберите слово и запишите к нему несколько ассоциаций:

Вечер

земля

молодость

море

судьба

долина

девушка

река

день

солнце

память

мир

детство

ночь

учитель

гроза

глупость

сентябрь

тайга

море

судьба

долина

девушка

город

цветы

горе

заря

утро

тайна


























































Приложение 2

Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.


Полезно слушать слова других.


Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.

Конфуций


Слова уст человеческих – глубокие воды источник мудрости - струящийся поток.

Притчи Соломона (гл. 18, ст. 4)


Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично.

Притчи Соломона (гл. 25, ст. 11)


От слов и ум к высотам устремляется

И возвышает человека.

Аристофан


Слово – величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость.

Горгий


Слово – тень дела.

Демокрит


Душе израненной доброе слово – лекарство.


Нет ничего сильнее слова.

Менандр


Все наши дела, мысли и слова следуют за нами – творите же добро!


Молчание лучше слов.


Всё определяется словом, коренится в слове, вышло из слова. Кто лжёт в слове, тот лжёт во всём.

Древний Восток. Индия






















































Приложение 3



  1. Был третий час. Надо было пользоваться последними минутами.


  1. Странный случай, по-видимому, подтвердил мои подозрения.


  1. Когда на другой день утром я стал подходить к знакомому домику, меня поразило одно обстоятельство…

















Приложение 4.

Сегодня на уроке я понял(а), что _____________________________________________



Просмотр содержимого документа
«Плютова Н.В.рек-рус-7кл.»

Рекомендации к уроку развития речи по теме «Мастерская «Слово»

/Сочинение-повествование по данному началу/.


Пояснительная записка.


Данный урок – урок развития речи по теме «Сочинение-повествование по данному началу»

Предмет: русский язык

Класс: 7

Продолжительность занятия: 50 минут

Необходимое оборудование и материалы для занятия: мультимедийное оборудование, магнитная доска, раздаточный материал лежит на каждом ученическом столе.


Цель: написание сочинения по данному началу.


Задачи:

обучающая: учить работать со словом: слышать его, вдумываться в его смысл; видеть образы, стоящие за этим словом;

развивающая: развивать образное мышление, монологическую речь;

воспитательная: воспитывать уважительное отношение к слову; приобщить детей к художественному слову классиков русской литературы.



Ход урока.


I. Стадия вызова.

На данном этапе важно пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу и помочь учащимся самим определить тему урока. При введении в тему, учитель использует проблемную ситуацию или эмоционально-насыщенный текст для пробуждения познавательного интереса. На данном этапе важно пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу и помочь учащимся самим определить тему урока.


1.Читаю афоризм (слайд 1)

Древнегреческий мыслитель Горгий говорил: «… видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость».

- Как вы думаете, о чем говорит древнегреческий мыслитель в своем высказывании? Выслушиваем все предположения детей. (Слово).

Скажите, ребята, как слово может вызвать радость, отвратить печаль? Выслушиваем мнения детей. Затем учитель предлагает детям и помогает им сформулировать тему урока (слайд 2).

Тема нашего урока «Мастерская «Слово». Запишите тему урока в своих рабочих листах (голубой лист, см. приложение 1).


Как вы знаете, в любой мастерской что-то изготавливают, и мы сегодня в своей мастерской напишем небольшие сочинения.


В нашей мастерской есть правила:

1) делайте так, как считаете нужным;

2) мы не торопимся отвечать на вопросы, потому что мы думаем;

3) слушайте всё, что говорят товарищи при ответе на вопросы задания;

4) все способны писать!

Каждое правило напечатано на отдельном листе и крепится на магнитную доску, т.к. в течение урока учитель будет обращать внимание детей к этим правилам.


Цель урока: я сегодня предлагаю поработать со словом, думать над значением слова, вслушиваться в слова и попробуем написать свои тексты.


II.Стадия осмысления.

Активное восприятие информации. Слушая учителя и выполняя задания, учащиеся отбирают ту информацию, которая им необходима для удовлетворения своих познавательных запросов. Это обуславливает активность при восприятии материала, а затем накопленный материал способствует написанию необходимого текста.

Скажите, а какую роль играет слово в нашей речи?

Не случайно многие великие люди задумывались над ролью и значением слова в нашей речи. Посмотрите: перед вами лежат высказывания мудрых людей (желтые листы, см. приложение 2). Прочитайте их, найдите афоризм (меткое выражение), который вам понравился. Зачитайте его. Как вы его поняли? Прокомментируйте.


Итак, приступим к работе со словом.

  • Посмотрите в окно, если окно далеко, то мысленно представьте то, что вы увидели бы в нем. Запишите это словами в свои рабочие листы. Читаем вслух.

  • Запишите самое нежное слово. Читаем вслух.

  • А какое слово для вас самое трудное? Читаем вслух.

  • Запишите самое радостное для вас слово. Читаем вслух.

  • Самое ранящее вас слово, то, которое причиняет вам боль? Читаем

вслух.

  • Назовите слово, которое помогает вам жить. Читаем вслух.

Учитель отмечает, что дети думают, прежде чем записать слово, оказывается, не так-то просто подобрать нужное слово. Вспомним наше правило № 2.


Итак, мы увидели, какую силу имеет слово. Но слово в речи не живет само по себе, с каждым словом связаны определенные образы. (слайд 3). Я предлагаю вам выполнить задание, в котором нужно найти соответствие понятия и образа на основе сходства по смыслу (работают самостоятельно в рабочих листах). Читаем вслух, сверяемся с ответами на слайде и комментируем свои ответы.


А теперь усложним нашу задачу и попробуем сами подобрать ассоциации к словам (слайд 4). У вас на рабочем листе есть слова, выберите понравившееся вам слово и запишите к нему несколько ассоциаций. Например, слово ВЕЧЕР, какая картинка у вас возникает, когда вы произносите это слово? Озвучиваем. Дети обычно говорят: звезды, ночь, домашнее задание и т.д. Возьмите любое слово, которое имеется в рабочих листах, и проделайте аналогичную работу (работают самостоятельно в рабочих листах). Читаем вслух.


III.Закрепление полученных знаний. Написание сочинений.


Мы с вами увидели и услышали, что каждое слово наполнено определенным смыслом, а наиболее яркие смысловые оттенки слова проявляются в тексте. Давайте попробуем убедиться в этом. У вас на столе лежит карточка зеленого цвета (см. приложение 3), на ней написано 3 предложения. Выберите то, которое вам понравилось, показалось интересным. Прочитайте и скажите, скрыта ли в этом предложении какая-нибудь проблема? Прокомментируйте.


Я предлагаю вам написать текст, который бы начинался с того предложения, которое вы выбрали. Текст ваш может быть небольшим 10-15 предложений (т.е. вы должны развить мысль первого предложения, которое вы выбрали и написать сочинение-повествование). В свой текст вы можете включить слова, которые имеются в нашей копилке, т.е. в рабочих листах.

Пишут.


IV.Презентация творческих работ.

Перед классом стоит стул – авторское кресло.

Тексты готовы. Я приглашаю вас в авторское кресло. Авторское кресло – в нем сидит автор, который представит нам свой текст! Это его звездный час, сейчас все наше внимание на него. Сейчас только он прав! Я приглашаю желающих прочитать свой текст. Читаем вслух. После того как тексты по данному предложению прочитаны, учитель читает предложение из первоисточника.


-Сегодня вы услышали фрагменты из произведений Л.Н. Толстого «После бала» и И.С. Тургенева «Ася». В качестве домашнего задания я предлагаю вам прочитать эти произведения. И вы увидите, как мастерски используют писатели в своих произведениях слова, почувствуете их удивительную глубину и силу, откроете для себя целую панораму лексических средств выразительности речи.


V. Стадия размышления (рефлексия). Самостоятельное написание выводов по результатам урока является обобщением работы.

Последняя стадия урока – рефлексия неоконченное предложение - прием из технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Методика проведения приема заключается в том, что учитель предлагает учащимся дописать начатое предложение. В сознании учащихся должно остаться четкое представление о силе речевого воздействия и о назначении слова в жизни человека. Потом предложения зачитываются детьми по желанию.


-У вас на столе остались карточки розового цвета (см. приложение 4), там есть неоконченное предложение, допишите его. Читаем предложения вслух.


VI. Заключительное слово учителя.

- Работа нашей мастерской «Слово» подошла к концу: мы написали сочинения, прочитали их одноклассникам, получили заслуженные аплодисменты и оценки, но никогда не забывайте восточную мудрость: «Все наши дела, мысли и слова следуют за нами – творите же добро!»





Просмотр содержимого документа
«Плютова Н.В.сценарий»

Автор: Плютова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы


Образовательное учреждение – МКОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»


Предмет: русский язык


Класс: 7


Тема: «Мастерская «Слово» /Сочинение-повествование по данному началу/


Необходимое оборудование и материалы для занятия: мультимедийное оборудование, магнитная доска, раздаточный материал лежит на каждом ученическом столе.


Цель: написание сочинения по данному началу.


Задачи:

обучающая: учить работать со словом: слышать его, вдумываться в его смысл; видеть образы, стоящие за этим словом;

развивающая: развивать образное мышление, монологическую речь;

воспитательная: воспитывать уважительное отношение к слову; приобщить детей к художественному слову классиков русской литературы.


Учебно-методическое сопровождение: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. «Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений»


Время реализации урока: 50 минут


Тип урока: развитие речи


Метод обучения: написание сочинения-повествования по данному началу


Авторский медиаресурс:

Среда: программа для создания - текстовый редактор Microsoft Word

Вид медиаресурса: наглядная презентация учебного материала Microsoft PowerPoint

Структура медиаресурса:


3.Технологический сценарий занятия: покадровое представление медиапродукта (по щелчку) и последовательная взаимосвязь кадров. Медиаприложение: текст в редакторе Word.

№ п/п

Структурные элементы

№ слайда

1.

Стадия вызова. Активизация познавательной деятельности.

1,2

2.

Стадия погружения. Собирание материала к сочинению.

3,4

3.

Презентация творческих работ

5,6

4.

Домашнее задание

7









План занятия.


Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время

1.

Организационный момент. Стадия вызова.

Сообщение темы урока, цели, задач урока

Восприятие разъяснений учителя

5 мин.

2.

Собирание мате-риала к сочинению. Стадия погружения.

Работа с афоризмами, словами, словосочетаниями, демонстрация слайдов

Пишут, читают, комментируют


15 мин

3.

Закрепление полу-ченных знаний: написание сочинений

Работа с предложениями (выбрать предложение, найти в нем проблему)

Пишут сочине-ние по данному началу

15 мин

4.

Презентация творческих работ

демонстрация слайдов

Читают свои сочинения

10 мин

5.

Стадия рефлексии

Обобщение и анализ проделанной работы в форме «неоконченное предложение»

Пишут, читают

5 мин



Ход урока.


I.Стадия вызова. На данном этапе важно пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу и помочь учащимся самим определить тему урока.

1.Читаю афоризм (слайд 1)

Древнегреческий мыслитель Горгий говорил: «… видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость».

- Как вы думаете, о чем говорит древнегреческий мыслитель в своем высказывании? Выслушиваем все предположения детей. (Слово).

Скажите, ребята, как слово может вызвать радость, отвратить печаль? Выслушиваем мнения детей. Далее учитель предлагает детям и помогает им сформулировать тему урока (слайд 2).

Тема нашего урока «Мастерская «Слово». Запишите тему урока в своих рабочих листах (голубой лист, см. приложение 1).


Как вы знаете, в любой мастерской что-то изготавливают, и мы сегодня в своей мастерской напишем небольшие сочинения.

В нашей мастерской есть правила:

1) делайте так, как считаете нужным;

2) мы не торопимся отвечать на вопросы, потому что мы думаем;

3) слушайте всё, что говорят товарищи при ответе на вопросы задания;

4) все способны писать!

Каждое правило напечатано на отдельном листе и крепится на магнитную доску, т.к. в течение урока учитель будет обращать внимание детей к этим правилам.


Цель урока: я сегодня предлагаю поработать со словом, думать над значением слова, вслушиваться в слова и попробуем написать свои тексты.


II.Стадия погружения.

Скажите, а какую роль играет слово в нашей речи?

Не случайно многие великие люди задумывались над ролью и значением слова в нашей речи. Посмотрите: перед вами лежат высказывания мудрых людей (желтые листы, см. приложение 2). Прочитайте их, найдите афоризм (меткое выражение), который вам понравился. Зачитайте его. Как вы его поняли? Прокомментируйте. Слушаем высказывания детей.


Итак, приступим к работе со словом.

  • Посмотрите в окно, если окно далеко, то мысленно представьте то, что вы увидели бы в нем. Запишите это словами в свои рабочие листы. Читаем вслух.

  • Запишите самое нежное слово. Читаем вслух.

  • А какое слово для вас самое трудное? Читаем вслух.

  • Запишите самое радостное для вас слово. Читаем вслух.

  • Самое ранящее вас слово, то, которое причиняет вам боль? Читаем

вслух.

  • Назовите слово, которое помогает вам жить. Читаем вслух.

Учитель замечает, что дети думают, прежде чем записать слово, оказывается не так-то просто подобрать нужное слово.


Итак, мы увидели, какую силу имеет слово. Но слово в речи не живет само по себе, с каждым словом связаны определенные образы. (слайд 3). Я предлагаю вам выполнить задание, в котором нужно найти соответствие понятия и образа на основе сходства по смыслу (работают самостоятельно в рабочих листах). Читаем вслух, сверяемся с ответами на слайде и комментируем свои ответы.


А теперь усложним нашу задачу и попробуем сами подобрать ассоциации к словам (слайд 4). У вас на рабочем листе есть слова, выберите понравившееся вам слово и запишите к нему несколько ассоциаций. Например, слово ВЕЧЕР, какая картинка у вас возникает, когда вы произносите это слово? Озвучиваем. Дети обычно говорят: звезды, ночь, домашнее задание и т.д. Возьмите любое слово, которое имеется в рабочих листах, и проделайте аналогичную работу (работают самостоятельно в рабочих листах). Читаем вслух.


III. Закрепление полученных знаний. Написание сочинений.

Мы с вами увидели и услышали, что каждое слово наполнено определенным смыслом, а наиболее яркие смысловые оттенки слова проявляются в тексте. Давайте попробуем убедиться в этом. У вас на столе лежит карточка зеленого цвета (см. приложение 3), на ней написано 3 предложения. Выберите то, которое вам понравилось, показалось интересным. Прочитайте и скажите, скрыта ли в этом предложении какая-нибудь проблема? Прокомментируйте.


Я предлагаю вам написать текст, который бы начинался с того предложения, которое вы выбрали. Текст ваш может быть небольшим 10-15 предложений (т.е. вы должны развить мысль первого предложения, которое вы выбрали, и написать сочинение-повествование). В свой текст вы можете включить слова, которые имеются в нашей копилке, т.е. в рабочих листах.

Пишут.


IV.Презентация творческих работ.

Перед классом стоит стул – авторское кресло.

Тексты готовы. Я приглашаю вас в авторское кресло. Авторское кресло – в нем сидит автор, который представит нам свой текст! Это его звездный час, сейчас все наше внимание на него. Сейчас только он прав! Я приглашаю желающих прочитать свой текст, который начинается с предложения «Был третий час. Надо было пользоваться последними минутами». Читаем вслух. После того как тексты по данному предложению прочитаны, учитель читает предложение из первоисточника.

Я это предложение взяла из рассказа Л.Н. Толстого «После бала» (слайд 5). Послушайте, какой текст с этим предложением создал классик:

«Был третий час. Надо было пользоваться последними минутами. Я еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли вдоль залы.

-Так после ужина кадриль моя? – сказал я ей, отводя ее к ее месту.

-Разумеется, если меня не увезут, - сказала она, улыбаясь.

-Я не дам, - сказал я.

-Дайте же веер, - попросила она.

-Жалко отдавать, - сказал я, подавая ей белый дешевенький веер».


Я приглашаю желающих прочитать свой текст, который начинается с предложения «Странный случай, по-видимому, подтвердил мои подозрения». Читаем вслух.

А у И.С. Тургенева, художника слова, этот фрагмент текста из повести «Ася» звучит так (слайд 6):

«Странный случай, по-видимому, подтвердил мои подозрения. Однажды вечером, подходя к винограднику, где жили Гагины, я нашел калитку запертою. Не долго думавши добрался я до одного обрушенного места в ограде, уже прежде замеченного мною, и перескочил через нее. Недалеко от этого места, в стороне от дорожки, находилась небольшая беседка из акаций; я поравнялся с нею и уже было прошел мимо…»


Я приглашаю желающих прочитать свой текст, который начинается с предложения «Когда на другой день утром я стал подходить к знакомому домику, меня поразило одно обстоятельство»

Это предложение я взяла тоже из повести И.С. Тургенева «Ася», прослушайте текст и вы узнаете, какую проблему спрятал писатель в этом предложении:

«Когда на другой день утром я стал подходить к знакомому домику, меня поразило одно обстоятельство: все окна в нем были растворены и дверь тоже была раскрыта; какие-то бумажки валялись перед порогом; служанка с метлой показалась за дверью.

Я приблизился к ней…

-Уехали! – брякнула она, прежде чем я успел спросить ее: дома ли Гагин?

-Уехали?.. – повторил я. – Как уехали? Куда?»


-Сегодня вы услышали фрагменты из произведений Л.Н. Толстого «После бала» и И.С. Тургенева «Ася». В качестве домашнего задания я предлагаю вам прочитать эти произведения. И вы увидите, как мастерски используют писатели в своих произведениях слова, почувствуете их удивительную глубину и силу, откроете для себя целую панораму лексических средств выразительности речи.


V.Рефлексия. У вас на столе остались карточки розового цвета (см. приложение 4), там есть неоконченное предложение, допишите его. Читаем предложения вслух.


Работа нашей мастерской «Слово» подошла к концу: мы написали сочинения, прочитали их одноклассникам, получили заслуженные аплодисменты и оценки, но никогда не забывайте восточную мудрость: «Все наши дела, мысли и слова следуют за нами – творите же добро!»


Домашнее задание. (слайд 7)

Прочитайте рассказы

  • Л.Н. Толстой «После бала»

  • И.С. Тургенев «Ася»



Список использованной литературы:


  • А.П. Кондрашов, И.И. Комарова «Великие мысли великих людей»

  • Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»

  • И.С. Тургенев. Повесть «Ася»


Просмотр содержимого документа
«рабочий лист»

ФИ______________________________ 7 б класс



Мастерская « »


Правила:

1) делайте так, как считаете нужным;

2) мы не торопимся отвечать на вопросы;

3) слушайте всё, что говорят товарищи при ответе на вопросы задания;

4) все способны писать!



Напишите:

Самое нежное слово______________________________

Самое радостное слово___________________________

Самое ранящее вас слово_________________________

Самое трудное слово_____________________________

Слово, помогающее вам жить____________________



Найдите соответствия понятия и образа на основе сходства по смыслу:


понятие


образ

1) слаженность в работе

а) Вселенная

2) целеустремленность

б) яркая новогодняя игрушка

3) безграничность познаний

в) полет самолета по заданному курсу

4) хрупкость человеческой души

г) большой муравейник




Выберите слово и запишите к нему несколько ассоциаций:



Вечер

земля

молодость

море

судьба

долина

девушка

река

день

солнце



память

мир

детство

ночь

учитель

гроза

глупость

сентябрь

тайга



море

судьба

долина

девушка

город

цветы

горе

заря

утро

тайна




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!