Вступительное слово
на мастер-клаcсе
учителя математики МБОУ СОШ с. Панино Добровского района Липецкой области Баландиной Л.Н.
Если в недавнем прошлом социальный заказ нацеливал учителя на то, что главное в образовании обучение, передача информации, то сегодня главное в образовании - развитие.
Создатели новой концепции школьного образования говорят:
«В традиционной системе обучения не приходится говорить о развитии учащегося, так как ученик получает готовую информацию, воспринимает, понимает, запоминает ее, затем воспроизводит, то есть наблюдается репродуктивная деятельность. Такое обучение не оказывает существенного влияния на психологическое развитие и на развитие его специальных способностей. Новизна в методах обучения проявляется, прежде всего в том, что основной аспект ставится не на запоминание и воспроизведение школьниками учебной информации, а на глубокое понимание, сознательное и активное усвоение, на формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять эту информацию в рамках и за рамками школьной программы.»
Перед учителем всегда стояла триединая задача: обучение, воспитание и развитие.
Я считаю, что обучение по сути невозможно без развития и воспитания.(Слайд 1)
Вхождение страны в мировое сообщество требует, не отказываясь от лучших традиций отечественной школы, усилить ее личностную и практическую направленность, повысить развивающий и творческий характер обучения. Все это является основанием для использования на уроках практических материалов, усиления диалогического характера учебного процесса, обеспечения условий для свободного высказывания школьниками взглядов. (Слайд 2)
В методике преподавания любого предмета есть три ключевых вопроса: что преподавать, как преподавать, зачем преподавать?
Мы говорим: «Урок — основная форма организации обучения». При этом мы четко знаем, что нужно дать на уроке: перед нами программа и учебник. Зачем это нужно? Это вопрос, на который нужно дать ответ, прежде всего нашим ученикам. Но о том, как преподнести учащимся материал, не мудрствуя лукаво, скажу мы не всегда задумываемся. Записали в начале урока тему на доске, объяснили ее, затем перешли к задачам и т. д. Все идет как будто бы гладко. Только ребятам почему-то не интересно, да и результаты не радуют. (Слайд 3)
Но если к каждому уроку подходить как к поэтическому творению и трудиться над планами с вдохновением и наслаждением, то это один из приятнейших моментов преподавательской работы. Ведь план — это мечта, которая очень скоро, завтра же, будет или реализована, или загублена. Потому и бывает так счастлив учитель после хорошего урока. Потому он и горько расстраивается после урока неудачного, что с мечтой нелегко расстаться.
Как же возникает хороший урок? У разных учителей конечно, могут быть различные ответы на этот вопрос. Изложу свою точку зрения.
Урок, во-первых, должен быть продуман во всех деталях, чтобы они логично следовали одна из другой, а учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на занятии. (Слайд4)
Во-вторых, полезно придерживаться принципа «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Все, что учитель говорит, желательно воплощать в какие-то зримые образы. А это совсем не легко. Нельзя ограничиваться тем пониманием наглядности, которое часто сводится к простой иллюстративности. Иллюстративность статична, а наглядность должна быть динамичной, чтобы показать невидимое: ход рассуждений, связь между понятиями.(Слайд5)
В-третьих, учащихся необходимо тщательно готовить к осознанию темы урока, а не писать заранее ее на доске. Целесообразность изучения темы должна осознаваться постепенно по ходу занятия, а не навязываться извне. (Слайд6)
В-четвертых, на уроке должно быть интересно. Но без эмоций, без переживаний ум не напрягается. Интерес возникает там, где учителю удается заразить ребят своей эмоциональностью.(Слайд7)
Что заставило меня обратиться к поисково-исследовательской деятельности?
Китайская притча: Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму. (Слайд 8)
Если проанализировать работу детей на уроке, то выявляется следующая тенденция: ученики не задают вопрос “почему?” - Учитель, объясняя материал, уже сам дает готовый ответ на поставленный вопрос или решение задачи (алгоритм). – Потребность мыслительной деятельности у учащихся сведена до минимума.
Эврика! – Надо искусственно создать ситуацию и вовлекать ученика в процесс поиска открытий новых знаний. (Слайд 9)
Существуют разные способы мотивации процесса обучения. Одним из способов и является поисково-исследовательская деятельность. (Слайд10)
Практическая работа. (Работа в парах)
Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся.
Оживляет урок и использование материала из истории математики. Можно это делать учителю, можно давать задание детям. Не надо тратить на это много времени, но 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают интерес и находят в детских душах живой отклик.
С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро «диагностировать» овладение учебным материалом большого количества учащихся.
Руководствуясь принципами личностно – ориентированного обучения, учитываю способности и интересы учащихся, стараюсь развить творческие способности и в конечном итоге научить каждого. При этом важно определить «зону актуального развития» ученика и умело осуществить его перевод в «зону ближайшего развития». Моя педагогическая задача – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью; помочь ему найти своё индивидуальное место в жизни. Поэтому на всех занятиях уделяю внимание созданию атмосферы доброжелательности и комфортности, уважительного отношения к личности воспитанника. Создаются условия, когда каждый имеет собственный взгляд на проблему, высказывает свои гипотезы, не боясь ошибиться. Поощряю в детях нестандартность мыслей, стремление знать больше, серьёзное отношение к учебному труду. В своей работе я использую проблемные ситуации в исследовательской деятельности учащихся, так как это позволяет формировать у учащихся представление о характере и логике научного поиска, его трудностях и закономерностях. Они также дают возможность формировать опыт соответствующей деятельности, что будет способствовать развитию интуиции, воображения, умения нестандартно мыслить на основе системы научных знаний.
Приведу для примера описание урока по теме «: Косинус и синус острого угла прямоугольного треугольника», которая считается одной из самых трудных.
Урок № 46 по геометрии в 8 классе.
Тема урока: Косинус и синус острого угла прямоугольного треугольника
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с понятием косинуса, синуса острого угла прямоугольного треугольника.
2. Развивать интерес учащихся к предмету через, использование исторического и познавательного материала;
3. Развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся.
Используемое оборудование:
1. ПК, проектор, экран.
2. Презентация
3. Ручки, карандаши, линейки, стиральные резинки
4. Модели прямоугольных треугольников из цветной бумаги,
лист – исследовательская работа, тест для этапа рефлексии и карточки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод: поисково-исследовательский.
Форма: исследовательская работа.
Ход урока:
Организационный момент.
Продолжаем изучение прямоугольного треугольника. К имеющимся знаниям о его свойствах, сегодня мы добавим ещё очень важные и интересные знания о математических закономерностях, присущих этой фигуре.
Актуализация опорных знаний.
Подготовка к восприятию нового материала.
1) Устная работа по вопросам (Слайд 2)
Какой треугольник называется прямоугольным? (А как можно проверить?)
Как называются стороны прямоугольного треугольника? (А где находятся катеты и где гипотенуза?)( Слайд 3)
Назовите прямоугольные треугольники на рисунке, их катеты и гипотенузу.
Прямоугольный треугольник занимал почетное место в Вавилонской геометрии. Стороны прямоугольного треугольника: гипотенуза и катеты.
Термин «гипотенуза» происходит от греческого слова «ипонейноуза», обозначающее «тянущаяся над чем-либо», «стягивающая». Слово берет начало от образа древнегреческих арф, на которых струны натягиваются на концах двух взаимно-перпендикулярных подставок. Термин «катет» происходит от греческого слова «катетос», которое означает начало «отвес», «перпендикуляр».
Евклид говорил: «Катеты – это стороны, заключающие прямой угол».
2) Учитель вводит понятие прилежащего катета и противолежащего катета ΔАВС. (Слайд 4)
Назовите противолежащий и прилежащий катеты ΔMNK, ΔEFS.( Слайды 5,6,7)
3) Задание 1. (Завязка, загадка, удивление)
Работа с моделями прямоугольных треугольников разных размеров из цветной бумаги.
Работа в парах.
А) Измерьте катеты и гипотенузу с точностью до 0,1 (до1мм)
Б) Найдите отношения катетов к гипотенузе (на МК) cos α = 0,79 sin α =0,63 α = 39°
Записать какие числа получились. Удивительно, у всех числа одинаковые, хотя длины сторон у всех разные. Хотите узнать почему? Проведём небольшое исследование.
3. Изучение нового материала.
Задание 2. Исследовательская работа. Работа с чертежами.
А)Учитель: «Не хотели бы вы, ребята, сами начертить прямоугольные треугольники, но такие, чтобы у каждого из вас был совершенно оригинальный рисунок?» О, конечно, они хотят это сделать. Насмотрелись на чертежи на слайдах, теперь заманчиво поработать самим, тем более что размеры треугольника, его расположение в тетради учитель разрешает выбирать произвольно. (Нужно только предупредить ребят, что чертежи не должны быть слишком велики, будут еще построения на этом же листе.)
И вот рисунки готовы.
Б) Теперь обозначим один из острых углов через α, выделим одним цветом прилежащий катет, а другим — гипотенузу.
В) Далее учитель просит измерить с точностью до 0,1 гипотенузу и катет, прилежащий к углу а, а затем найти отношение этого катета к гипотенузе и записать его в тетради.
Учитель. Давайте несколько увеличим наши рисунки. Продолжим катет, прилежащий углу а, в конце получившегося отрезка проведем перпендикуляр к нему до пересечения с продолжением гипотенузы. (Такие же действия учитель и сам проделывает на доске.) Во вновь построенном треугольнике измерим катет, прилежащий углу а, и гипотенузу. А теперь найдем отношение их длин с точностью до 0,1.
Ученики. Как странно, у нас снова получается то же число, что и раньше.
Учитель. Вот так число! Просто какое-то волшебное число! Давайте проверим его «на волшебство»: снова продолжим катет, проведем перпендикуляр и т. д. Затем опять найдем отношение катета, прилежащего к углу а, к гипотенузе.
Ученики (догадываясь). А зачем же нам делать лишнюю работу? Мы и так скажем, что у каждого снова получится то же самое отношение, какое у него было в первый раз.
Учитель. Значит, у каждого из вас, сколько бы вы ни повторяли аналогичные построения, получается одно и то же число. Пусть некоторые из вас назовут мне свое число.
Ученики (поочередно называют свои результаты): 0,5, 0,7, 0,6, 0,5, 0,8, 0,5 и т. д.
Учитель записывает их на доске.
Учитель (еще раз подчеркивая главный вывод). Посмотрите, ребята! Треугольники у всех расположены по-разному, длины сторон разные, а отношения у многих получились одинаковыми. От чего же зависит наше волшебное число?
Ученики. Только от величины угла.
Учитель (пытается снова удивить учеников) Я могу по этим числам сказать какие углы у ваших треугольников, не делая ни каких измерений. Хотите проверьте меня с помощью транспортира. (Таблица Брадиса)
Учитель. Вы видели, что число это действительно необыкновенное, чудесное, заколдованное. Ему и название дано особое, чтобы в любой точке планеты каждый, кто услышит это слово, понимал: речь идет о числе, выражающем отношение катета прилежащего угла к гипотенузе. А называется это число КОСИНУС. Давайте вместе произнесем это слово. Но запомните, что раз косинус зависит только от градусной меры угла, то без названия самого угла обозначение косинуса теряет смысл. Итак, обозначим cos α.
Учитель. Если такую же работу провести по отношению к противолежащему катету и гипотенузе, то мы увидим что это отношение также есть число, которое зависит только от величины угла. Ему дали название СИНУС. Обозначение sin α (Слайд 8)
Теперь запишите тему урока: «Косинус и синус острого угла прямоугольного треугольника».
Кто может дать определение этому понятию?
Ученики. Это отношение прилежащего катета к гипотенузе.
Учитель. Сказано не точно. Косинус без указания угла не определяется, мы об этом только что говорили. Да и угол не какой-нибудь бродяга без места Жительства. Где он живет, т. е. где он расположен, и как он выглядит (прямой? тупой? острый?) — всё должно быть точно описано в определении.
Ученики (исправляя друг друга, в конце концов вырабатывают нужное определение). Косинусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.
Учитель. Дайте по аналогии определение Синуса острого угла прямоугольного треугольника.
Ученики. Синусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к гипотенузе.
Записи в тетради в виде схемы. Работа по Слайду 9.
Учитель. Вернёмся к моделям и посмотрим. Почему же у всех получилось одинаковое число?
Ученики (догадываясь). У моделей треугольников одинаковые углы. А как это проверить?
Надо «сложить» из них такую же фигуру, какая у нас уже есть на доске. Мы совместим равные углы так, чтобы один прилежащий катет шел по другому прилежащему катету. Тогда то же самое произойдет и с гипотенузами...
cos α = 0,79 sin α =0,63 α = 39° (Слайд10)
Учитель. Какие значения принимает косинус острого угла?
Ученик. Всегда меньше единицы, потому что катет всегда меньше гипотенузы.
Учитель. Если значения косинуса и синуса острого угла зависит только от его величины,
можно составить таблицу этих значений. Рассказать о таблице Брадиса.
Учитель. Итак, синус и косинус это числа, существующие в природе, они выражают математические закономерности, которыми обладают прямоугольные треугольники. Эти числа мы можем вычислить сами или воспользоваться таблицей №8 Брадиса.
4. Закрепление изученного материала.
Тест на отработку определений в двух вариантах.
Задачи на карточках в 4 вариантах
Рефлексия.
Проверить тест №1, №4 (а, б), №5 (1в. –в, г; 2в.- б, д.), №6 1в.- б; 2в.- в
Проверить ответы Задачи на карточках во всех вариантах №1 0,6; 0,8 №2 12/13;5/13
5. «История развития тригонометрии»
презентация учащихся 10 класса
Рассказать о том, где пользуется этими числами (строительство, конструирование
техники, астрономия, космические полёты, создание космических кораблей и т.д.)
6. Домашнее задание
Но главное значение урока даже не в этом. А в том, что теперь учащиеся не только поняли, но и глубоко почувствовали, что косинус — это число. Сколько мы знаем взрослых людей, которые, закончив школу, этого момента как-то не уловили. Учителя им про то твердили-твердили, а оно как-то все прошло «по касательной» и после экзамена кануло в лету. Почему же не сложилось настоящего понимания, того, которое остается с человеком всю жизнь? — Потому, что не были задействованы чувства школьников. Заметьте, сколько раз учитель на описанном уроке выделял голосом то или иное слово, сколько раз он поражался, восхищался, заставляя учеников восхищаться вслед за ним. Он даже лукавил иногда, скрывая от учащихся какой-то факт, чтобы ярче выделить его в другом месте уроке.
8