СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Работа со смысловыми моделями, способствующая развитию навыка осмысленного восприятия текста".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа со смысловыми моделями, способствующая развитию навыка осмысленного восприятия текста.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Работа со смысловыми моделями, способствующая развитию навыка осмысленного восприятия текста".»

Работа со смысловыми моделями, способствующая развитию  навыка осмысленного восприятия текста.

Работа со смысловыми моделями, способствующая развитию навыка осмысленного восприятия текста.

Цель:  рассмотреть возможные способы организации деятельности обучающихся по развитию речевых универсальных учебных действий, востребованных при  написании сочинений, применить их на практике.

Цель: рассмотреть возможные способы организации деятельности обучающихся по развитию речевых универсальных учебных действий, востребованных при написании сочинений, применить их на практике.

Тамара Альбертовна ДОЛИНИНА,  заведующая кафедрой филологического образования,  Институт развития образования.    Смысловые модели — это «способы размножения идей». «…они являются логическими формами мышления».

Тамара Альбертовна ДОЛИНИНА, заведующая кафедрой филологического образования, Институт развития образования.

Смысловые модели — это «способы размножения идей». «…они являются логическими формами мышления».

1. Смысловые модели «целое — части», «свойства» используются в описательных текстах.  Умения:  отбирать только самые существенные детали, признаки, качества, выделяющие данный предмет среди похожих.

1. Смысловые модели «целое — части», «свойства» используются в описательных текстах.

Умения:

отбирать только самые существенные детали, признаки, качества, выделяющие данный предмет среди похожих.

Упражнение.  Составление описательных текстов на одну тему от имени разных рассказчиков.  Описание аквариума через восприятие: Рыбки; Кота, наблюдающего за ней; Пятилетнего  малыша; Хозяина аквариума, которому предстоит его чистить.

Упражнение. Составление описательных текстов на одну тему от имени разных рассказчиков.

Описание аквариума через восприятие:

  • Рыбки;
  • Кота, наблюдающего за ней;
  • Пятилетнего малыша;
  • Хозяина аквариума, которому предстоит его чистить.
 Эпиграфом к одному тексту предлагаем цитату из стихотворения Н. Некрасова: «Славная осень! Морозные ночи. Ясные, тихие дни». Эпиграфом к другому можно использовать слова А. Майкова: «Меня раздражает и солнца осеннего блеск, и лист, что с берёзы спадает».

Эпиграфом к одному тексту предлагаем цитату из стихотворения Н. Некрасова: «Славная осень! Морозные ночи. Ясные, тихие дни». Эпиграфом к другому можно использовать слова А. Майкова: «Меня раздражает и солнца осеннего блеск, и лист, что с берёзы спадает».

 2. Смысловая модель «сопоставление» предлагает выявить общее и отличное между предметами. Модель может  проявляться в двух видах: сравнение и противопоставление.  Умения:  правильно выбирать значимые детали сопоставления, создавать связные тексты, соответствующие определённой цели.

2. Смысловая модель «сопоставление» предлагает выявить общее и отличное между предметами. Модель может проявляться в двух видах: сравнение и противопоставление.

Умения:

правильно выбирать значимые детали сопоставления, создавать связные тексты, соответствующие определённой цели.

Упражнения: 1. Подобрать пословицы, построенные на сравнении или противопоставлении; 2. Написать тексты, в которых сопоставляются урок и перемена, Баба-Яга и Змей Горыныч.

Упражнения:

1. Подобрать пословицы, построенные на сравнении или противопоставлении;

2. Написать тексты, в которых сопоставляются урок и перемена, Баба-Яга и Змей Горыныч.

 Первый пример:  Лес, точно терем расписной,  Лиловый, золотой, багряный,  Учитель : модель «сравнения» включает в себя предмет сравнения (в  данном случае – лес – то, что сравнивается) и предмет, с чем сравнивается  (терем)  Второй пример:  «Они сошлись: вода и камень,  Стихи и проза, лед и пламень  Не так различны меж собой»  Учитель: Здесь мы видим примеры противопоставления (антитезы)

Первый пример:

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Учитель : модель «сравнения» включает в себя предмет сравнения (в данном случае – лес – то, что сравнивается) и предмет, с чем сравнивается (терем) Второй пример: «Они сошлись: вода и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не так различны меж собой» Учитель: Здесь мы видим примеры противопоставления (антитезы)

 3. Смысловая модель «обстоятельства» даёт возможность развивать содержание повествовательного текста,  уточнять конкретные особенности протекания действия, выражать позицию автора.  Умение:  от слов со значением действия задавать обстоятельственные вопросы (Где? Когда? Как? Каким образом?) и отвечать на них, подбирая наиболее точные слова.

3. Смысловая модель «обстоятельства» даёт возможность развивать содержание повествовательного текста, уточнять конкретные особенности протекания действия, выражать позицию автора.

Умение:

от слов со значением действия задавать обстоятельственные вопросы (Где? Когда? Как? Каким образом?) и отвечать на них, подбирая наиболее точные слова.

Упражнение:  Предлагается фрагмент сказки «Сивка-Бурка»: «На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти. Положил он пирог за пазуху, взял верёвку и пошёл. Пришёл в поле, сел на камень».   Определите какой характер будет у Иванушки (ленивым, ворчливым, предприимчивым, уважающим семейные традиции, рассеянным и т.п.)

Упражнение:

Предлагается фрагмент сказки «Сивка-Бурка»: «На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти. Положил он пирог за пазуху, взял верёвку и пошёл. Пришёл в поле, сел на камень».

Определите какой характер будет у Иванушки (ленивым, ворчливым, предприимчивым, уважающим семейные традиции, рассеянным и т.п.)

Примеры текстов: о ленивом Иванушке можно сказать: «…пошел, жалуясь на судьбу-злодейку, не дающую ему на тёплой печке полежать». Иванушка, который чтит своих родителей, будет  вести себя по-другому: «Положил он испечённый матушкой пирог за пазуху, попросил родительского благословения, взял верёвку и пошёл».

Примеры текстов:

  • о ленивом Иванушке можно сказать: «…пошел, жалуясь на судьбу-злодейку, не дающую ему на тёплой печке полежать».
  • Иванушка, который чтит своих родителей, будет вести себя по-другому: «Положил он испечённый матушкой пирог за пазуху, попросил родительского благословения, взял верёвку и пошёл».
4. Смысловая модель «имя» — это способ развития мысли через объяснение смысла слова (слов). Данная модель приемлема при подготовке к сочинению – рассуждению 15.3  Развивая умение давать определение, можно попросить сформулировать логические и метафорические определения одного слова, объяснить смысл близких по значению слов (героизм, самопожертвование, мужество,  отвага).

4. Смысловая модель «имя» — это способ развития мысли через объяснение смысла слова (слов). Данная модель приемлема при подготовке к сочинению – рассуждению 15.3

Развивая умение давать определение, можно попросить сформулировать логические и метафорические определения одного слова, объяснить смысл близких по значению слов (героизм, самопожертвование, мужество, отвага).

 Знакомство с данным топом целесообразнее было бы начать с наглядного  примера:  Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?  Далее учитель поясняет этот пример: предмет рассматривается как разновидность предметов того же рода. Здесь имя существительное  описывается при помощи родового понятия (часть речи) и названия его видовых признаков (например, прилагательное – тоже часть речи, но уже с другим грамматическим значением).

Знакомство с данным топом целесообразнее было бы начать с наглядного примера: Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Далее учитель поясняет этот пример: предмет рассматривается как разновидность предметов того же рода. Здесь имя существительное описывается при помощи родового понятия (часть речи) и названия его видовых признаков (например, прилагательное – тоже часть речи, но уже с другим грамматическим значением).

Упражнения: Задание 1 . Используя смысловую модель «имя» объясните такие понятия, как «любовь», «дружба», «счастье».  Задание 2 . Выберите из ниже представленного словесного ряда те слова, которые обозначают родовое понятие, и те слова, которые обозначают видовые  признаки.  А) бор, дубрава, роща, лес;  Б) гнев, радость, печаль, эмоции, страх, отвращение;  В) литература, искусство, музыка, живопись, архитектура.

Упражнения:

  • Задание 1 . Используя смысловую модель «имя» объясните такие понятия, как «любовь», «дружба», «счастье». Задание 2 . Выберите из ниже представленного словесного ряда те слова, которые обозначают родовое понятие, и те слова, которые обозначают видовые признаки. А) бор, дубрава, роща, лес; Б) гнев, радость, печаль, эмоции, страх, отвращение; В) литература, искусство, музыка, живопись, архитектура.
Упражнения:  «Честь»  Подберите синонимы к слову. Определите родовые признаки ( обобщённые, широкие понятия). Определите видовые отличия.

Упражнения:

«Честь»

  • Подберите синонимы к слову.
  • Определите родовые признаки ( обобщённые, широкие понятия).
  • Определите видовые отличия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!