СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "проектирование уроков в рамках системно-деятельностного подхода"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация обучения русскому языку всегда сталкивалась с рядом проблем, преодолеть которые способна грамотная реализация на уроке системно-деятельностного подхода. В мастер-классе представлены этапы реализации урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс системно-деятелностный»

Мастер-класс по теме

«Проектирование уроков русского языка и литературы на основе системно – деятельностного подхода обучения»

Цель - демонстрация практических методов проектирования уроков на основе системно-деятельностного подхода при активном взаимодействии всех участников занятия.


Работа с детьми

Комментарии выступающего

Слайд



В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав «“четыре столпа”, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил по сути основные глобальные компетентности. Основой всего этого является системно-деятельностный подход.

Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного образования. Мотивация обучения русскому языку всегда сталкивалась с рядом проблем, преодолеть которые способна грамотная реализация на уроке системно-деятельностного подхода, что позволит вовлечь детей в активную учебную деятельность, развить интерес учеников к предмету, и обеспечить результативность обучения.





Системно-деятельностный подход на уроке русского языка направлен на:
• развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и 
творческих способностей учащихся путём исследовательской 
деятельности; 
• включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
• усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
• создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;
• выработку умений, влияющих на учебно-познавательную 
деятельность




При следовании принципам системно-деятельностного подхода повышается учебная и познавательная мотивация, улучшается психологический климат в классе, снижается уровень тревожности учащихся, повышается обучаемость и эффективность усвоения знаний.


Структура введения нового знания и особенно некоторых его этапов в рамках системно-деятельностного подхода имеют следующий вид (названия этапов условные)

Мотивационно-целевой

Процессуальный

Рефлексивно-оценочный




Сейчас будет продемонстрирован фрагмент урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением.


Мотивационно-целевой этап

Ребята, вы когда-нибудь летали на воздушном шаре? Сегодня мы с вами станем аэронавтами. Но, чтобы отправиться в полет, нам нужно собрать необходимые для этого принадлежности. Что возьмем с собой в полет? Пред вами группы слов, составьте предложения с одной группой.

Мотивационно-целевой этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется: ввод в затруднение через сложное для ученика учебное действия,  фиксация индивидуального затруднения и установление причин затруднения – тех конкретных знаний или способов деятельности, которых недостает для решения учебной задачи. Затруднение и будет целью


Какие это предложения по строению? Подберите слово, которое является общим для выбранных вами групп. Такое слово называется обобщающим. Какова тема нашего рока? Что нам известно по этой теме? Какую цель мы поставим? Давайте в составленные вами предложения вставим обобщающее слово перед однородными членами. Какие знаки препинания вы поставили в этих предложениях? Почему возникло затруднение? На какой вопрос м ещё н ответили на уроке? Какую цель поставим перед собой? Какими способами можно решить ту проблему?

В этом случае актуальной становится осознанная школьником необходимость и возможность дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, овладеть новым способом или открыть его. Установив, какой именно информации недостает, учащиеся в коммуникативной форме обдумывают, каким способом можно ее получить, т.е. проектируют будущие учебные действия: согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства –  алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а далее и с помощью исследовательских методов.


Процессуальный этап

Я предлагаю вам выбрать один из способов решить данную проблему и расставить знаки препинания в составленных вами предложениях.

В ходе работы школьники активно участвуют в анализе фактов и деталей самой ситуации, подбирают аргументы. Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. Школьники совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою (формируются коммуникативные УУД).



По схеме расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. Как в схеме вы нашли знак, обозначающий обобщающее слово?




Спишите предложение, найдите обобщающее слово, расставьте знаки препинания, составьте схему.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к дальнейшей самостоятельной учебной работе.




На столах у вас воздушные шары. Разместите их на кале в соответствии с выполненными вами заданиями самостоятельной работы. Поставьте себе оценку

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется изученное новое знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.





В условиях применения системно-деятельностного подхода отношение школьников всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».










Используемые ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/600714/

http://netnado.ru/urok-v-ramkah-sistemno-deyatelenostnogo-podhoda-p-uste-nera-20/page-1.html

http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2014/03/28/doklad-mekhanizmy-formirovaniya-universalnykh-uchebnykh

http://www.kreativ-didaktika.ru/bailainer-obuchenie/didakticheskii-tramplin/sistemno-dejatelnostnyi-podhod-v-realizacii-standartov-novogo-pokolenija.html

















Мастер-класс по теме

«Проектирование уроков русского языка и литературы на основе системно – деятельностного подхода обучения»



















Учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7

п. Новый Гиагинского района

Нагибиной Е. В.







Просмотр содержимого презентации
«Мастер-класс Системно-деятельн»

Проектирование уроков русского языка и литературы на основе системно – деятельностного подхода обучения Учителя МБОУ СОШ №7 Нагибиной Е. В.

Проектирование

уроков русского языка

и литературы на основе

системно – деятельностного подхода обучения

Учителя МБОУ СОШ №7

Нагибиной Е. В.

Цель - демонстрация практических методов проектирования уроков на основе системно-деятельностного подхода при активном взаимодействии всех участников занятия.

Цель - демонстрация практических методов проектирования уроков на основе системно-деятельностного подхода при активном взаимодействии всех участников занятия.

Четыре столпа, на которых основывается образование: научиться делать научиться познавать научиться жить вместе научиться быть Жак Делор

Четыре столпа, на которых основывается образование:

научиться делать

научиться познавать

научиться жить вместе

научиться быть

Жак Делор

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД АКТИВ-НОСТЬ РЕЗУЛЬТА ТИВНОСТЬ ИНТЕРЕС

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

ПОДХОД

АКТИВ-НОСТЬ

РЕЗУЛЬТА

ТИВНОСТЬ

ИНТЕРЕС

На развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей На выработку умений На включение каждого ученика в активную творческую деятельность Системно-деятельностный подход направлен На усиление практической направленности На создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества

На развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей

На выработку умений

На включение каждого ученика в активную творческую деятельность

Системно-деятельностный подход направлен

На усиление практической направленности

На создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества

Эффективность следования принципам системно-деятельностного подхода Повышается обучаемость Эффективность усвоения знаний Снижается уровень тревожности учащихся Улучшается психологический климат в классе Повышается учебная и познавательная мотивация

Эффективность следования принципам системно-деятельностного подхода

Повышается обучаемость

Эффективность усвоения знаний

Снижается уровень тревожности учащихся

Улучшается психологический климат в классе

Повышается учебная и познавательная мотивация

Этапы урока Мотивационно-целевой этап Процессуальный этап Рефлексивно-оценочный этап На данном этапе осуществляется разрешение возникшего противоречия через реализацию построенного проекта. В зависимости от сложности задания работа организуется в коллективной, парной или индивидуальной форме. Предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется ввод в затруднение через сложное для ученика учебное действия, фиксация затруднения и установление причин затруднения. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Этапы урока

Мотивационно-целевой этап

Процессуальный этап

Рефлексивно-оценочный этап

На данном этапе осуществляется разрешение возникшего противоречия через реализацию построенного проекта. В зависимости от сложности задания работа организуется в коллективной, парной или индивидуальной форме.

Предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется ввод в затруднение через сложное для ученика учебное действия, фиксация затруднения и установление причин затруднения.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Предложения

с обобщающим словом при однородных членах

Шапка, шарф, куртка Хлеб, масло, колбаса Вилка, стакан, тарелка одежда пища посуда

Шапка, шарф, куртка

Хлеб, масло,

колбаса

Вилка, стакан, тарелка

одежда

пища

посуда

По схеме расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах?

По схеме расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах?

Спишите предложение, найдите обобщающее слово, расставьте знаки препинания, составьте схему. Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.

Спишите предложение, найдите обобщающее слово, расставьте знаки препинания, составьте схему.

Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.

Сравните с эталоном Запах черемухи чувствовался всюду: в саду, в доме, на улице.

Сравните с эталоном

Запах черемухи чувствовался всюду: в саду, в доме, на улице.

составлять схемы предложений с обобщающим словом при однородных членах предложения Я умею расставлять знаки препинания находить обобщающее слово

составлять схемы предложений с обобщающим словом при однородных членах предложения

Я умею

расставлять знаки препинания

находить обобщающее слово

В условиях применения системно-деятельностного подхода отношение школьников всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

В условиях применения системно-деятельностного подхода отношение школьников всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами 

«ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Благодарю за внимание, дорогие коллеги, творческих Вам полетов!

Благодарю

за внимание,

дорогие коллеги,

творческих

Вам полетов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!