Мастер – класс по теме « Использование ресурсов «Дневника здоровья» в сохранении и укреплении здоровья младших школьников»
Автор: учитель начальных классов МБОУ « Шербакульский лицей» Новикова Н.В.
Цель: развивать умения учителей в формировании учащимися таких базовых ценностей, как сохранение и укрепление своего здоровья.
Задачи:
-Развить творческие способности учителей в работе с « Дневником здоровья» на основе требований ФГОС;
- показать, как может быть продолжена работа на основе ресурсов «Дневника здоровья» во внеурочной деятельности;
- показать фрагмент работы с учащимися и «Дневником здоровья».
Вступительное слово.
Содержание “ Дневника здоровья” может быть использовано для индивидуальной и коллективной работы, как в классе, так и самостоятельной работе дома. "Дневник здоровья" — это также форма общения семьи и школы.
В “Дневник здоровья” включены следующие основные темы:
понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии.
значение соблюдения режима дня и необходимости подвижного образа жизни, физических упражнений для укрепления здоровья.
особенности рационального питания детей; заболевания, связанные с неправильным питанием.
гигиенические навыки и их роль в профилактике заболевания зубов, желудочно-кишечного тракта.
вредные привычки у детей (курение, алкоголь, токсикомания, наркомания), и их связь с возникновением заболеваний человека.
правила безопасности жизнедеятельности. Первая помощь в экстренных случаях.
экстремальные ситуации, определение потенциальной опасности, необходимость точных действий детей в экстремальных случаях.
активизирует совместную деятельность учителя, ребёнка и родителей, направленную на сохранение и укрепление здоровья.
позволяет развить у младших школьников мотивационные основы сохранения и улучшения и своего физического и духовного здоровья.
материал “дневника здоровья” помогает привить навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.
Дети должны знать:
полезные и вредные для здоровья поступки;
полезные для здоровья занятия;
привычки, укрепляющие здоровье;
знать самого себя и свои возможности;
черты характера людей;
причины неуверенности в себе;
интересные и безопасные способы времяпрепровождения;
качества, достойные уважения;
важные для дружбы качества;
о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и последствия их употребления.
Дети должны уметь:
принимать решения в опасных ситуациях;
избегать неприятных чувств;
оценивать себя;
неагрессивно отстаивать свои позиции;
проявлять дружбу;
говорить «нет» в опасных ситуациях;
критически относится к употреблению табака, алкоголя.
Работа с “Дневником здоровья” поможет учителю решить задачи:
исследовать и оценить состояние здоровья учащихся;
формировать установку на здоровый образ жизни;
Сохранить и укрепить здоровье учащихся через приобщение к здоровому образу жизни;
научить учащихся воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность дарованную нам.
Работа с “Дневником здоровья” помогает:
усвоить учебный материал,
делает путешествие в страну здоровья интересным и увлекательным,
так же способствует развитию у школьников процессов самонаблюдения,
валеологического анализа и самоанализа для коррекции собственного образа жизни.
Учителю при этом отводится роль консультанта, а строителем своего здоровья на всех этапах остается сам ученик.
Приемы в работе с “Дневником здоровья”:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка сценок, спектаклей;
разучивание и исполнение песен, прослушивание песен и стихов;
выполнение подвижных игр и физических упражнений,
рисование и раскрашивание рисунков;
составление и решение кроссвордов;
составление режима дня;
составление меню;
заполнение анкет, тестов;
придумывание значков, загадок;
составление пословиц.
Ход мастер – класса:
Все присутствующие разделены на 6 рабочих групп.
-Прочитайте, пожалуйста, про себя стихотворение. В каждой группе своё.
- А сейчас прочитаем вслух. А члены всех групп внимательно послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: « Как связаны все прочитанные стихотворения?»
( Связаны одной темой: что может быть опасно для здоровья в доме)
- Молодцы! Внимательно прочитайте ключевые слова и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.
Опасности в нашем доме.
- Чему же мы должны научиться?
- как избежать несчастных случаев в доме, узнаем телефоны экстренных служб, выработаем основные правила безопасности.
(развитие умения определять тему занятия и ставить цели)
-Откройте «Дневник здоровья» на стр.8-9. Поработаем в группах. На столах каждой группы вы видите много материала, вот с ним вы и будете работать.
1 группа будет выполнять первое задание. ( Найти на иллюстрация необходимые приборы и распределить их на 4 группы: электроприборы; средства бытовой химии; медицинские средства; газовое оборудование)
2 группа будет работать со вторым задание: ( нарисовать другие объекты повышенной опасности и познакомить нас с ними)
3 группа выполняет третье задание: Разработать по три правила по предупреждению опасных ситуаций, связанных с использованием бытовых объектов повышенной опасности).
4 группа: разработать алгоритм действий при возникновении опасных ситуаций, связанных с использованием бытовых объектов повышенной опасности.
5 группа: найти в дополнительных источниках телефоны экстренных служб, заполнить таблицу.
6 группа: придумать и нарисовать запрещающие знаки.
-Работаем в течение 20 минут, затем защищаем работу своей группы, давая возможность другим группам записать информацию в дневник.
Данная работа направлена на развитие умения работать с дополнительным источником;
Развитие умений работать в группах;
Развитие умения доводить полученную самостоятельно информацию до других;
Умения самостоятельно добывать ответы на вопросы.
Защита работ каждой группы.
Итог.
- Какую цель мы ставили перед собой?
-Достигли ли мы её?
-Чему вы научились? Что узнали нового?
Рефлексия.
- На дереве знаний прикрепите плоды своих умений.( желтый – остались вопросы; красный- узнали все, что хотели).
Приложение.
Дома | окружают | опасности | нас |
Ключевые слова.
Электроприборы дома
Как действовать в опасных ситуациях
электроприборы | газ | Средства бытовой химии | Медицинские средства и приборы |
1.шаг | 1. шаг | 1. шаг | 1. шаг |
2. шаг | 2. шаг | 2. шаг | 2. шаг |
3. шаг | 3. шаг | 3. шаг | 3. шаг |
Телефоны и названия экстренных служб
название | название | название | название | название |
тел | тел | тел | тел | тел |
назначение | назначение | назначение | назначение | назначение |
Что выполняет каждая служба
Придумать и проиллюстрировать запрещающие знаки
Средства бытовой химии дома
Газовое оборудование дома
Медицинские средства и приборы дома
Другие объекты опасности дома
Но мама строго мне сказала:
– К плите чтоб руки не совала!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай,
Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать,
А к газу ты не подходи –
Сперва немного подрасти!
Если кнопки из коробки
Разлетелись – собери,
Если гвозди на дороге
Ты увидел – подбери!
Эти острые предметы
Не должны быть на полу.
Сам наступишь незаметно
Иль на гвоздь, иль на иглу.
Есть в квартире много скляночек,
Разных тюбиков и баночек.
В них хранятся средства разные,
Даже иногда опасные.
Кремы, пасты и таблеточки
В рот тащить не надо, деточки –
Отравленье обеспечено
И здоровье изувечено!
Не только огонь, но и пар обжигает,
Когда из кастрюли его выпускают.
Так будь осторожен с кипящей водой
И правила эти надёжно усвой:
С кастрюли ты крышку рывком не снимай,
А с краю тихонечко приподнимай
Все маленькие детки
Обязаны узнать:
Пилюли и таблетки
Тайком нельзя глотать!
Когда вы заболели,
Тогда врача зовут,
И взрослые в постельку
Таблетки принесут.
Ведь отравиться можно
И даже умереть!
Так будьте осторожней –
Зачем же вам болеть?
Ты, малыш, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в неё совать.
Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти.
Все дети должны обязательно знать:
Электроприборы нельзя выключать
Тогда, когда руки мокры от воды.
Такая халатность – шаг до беды!