Мастер-класс по теме:
«Диагностика музыкальных способностей учащихся»
Методические рекомендации для учителей музыки
Учитель музыки
Трофимова Г.Б.
МОУ Деденевская СОШ
Дмитровский район
Московская область
На уроках музыки учащиеся встречаются с классической и современной музыкой, с музыкой отечественных и зарубежных композиторов, а так же с музыкальным фольклором разных народов.
Способность школьников к эмоциональному, непосредственному и в то же время основанному на размышлении осмысленному восприятию музыкальный классики свидетельствует о степени их музыкального развития.
Многообразие музыкальных произведений окружает музыкальное сознание учащихся, вовлекая их постепенно в различные отношения с музыкой.
Классика – самый желанный руководитель психического развития детей. Музыка, выполняя множество жизненных задач, призвана решать, быть может, самую главную задачу – воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества.
Цель – подготовить школьника к позиции активного ценителя музыки.
Нет от природы неспособных к познанию музыки детей.
В центре каждого урока должны находиться:
- музыка
-учащиеся
-учитель
Учитель является глубоко заинтересованным посредником творческого взаимодействия школьников с музыкальным искусством.
Диагностируя сформированность музыкальных способностей у школьников, учитель может использовать такие методы, как наблюдение и тестирование. Наблюдение способствует выявлению прежде всего внешних педагогических факторов, а тестирование используется для определения и фиксации внутренних процессов, недоступных непосредственному наблюдению.
С помощью тестирования (диагностики) можно определить уровни:
развития чувства темпа и метроритма;
развития звуковысотного чувства;
развития чувства тембра;
развития динамического чувства;
эмоциональной отзывчивости на музыку.
1. Диагностика чувства темпа и метроритма
В качестве критериев развития данного компонента музыкальной способности мы рассматриваем:
- способность равномерного движения, то есть умение «отмерять» одинаковые временные отрезки музыки с помощью мышечно-двигательных реакций (крупной моторики или внеречевых действий – шага, бега, подскоков, двигательных реакций кисти пальцев рук или счета вслух);
- адекватная энергичность мышечной координации при заданной скорости метрической организации музыки (в различных темпах, их сочетаниях и постепенных ускорениях – замедлениях);
- слухомоторная способность обозначать последовательности и сочетание длительности звуков в единой темпометрической организации – собственно ритмическая способность.
Дидактическая игра-тест
«Шаги великана, Тома и гнома»
Цель: выявить уровень сформированности чувства метра.
Описание игры-теста.
Педагог. Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране «Тишиналии» все жители ходят, как часы (в руки ребенка даются часы-будильник, ход которых – «тик-так» - отчетливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг – на звук «так»), шаги его маленького друга – гнома подвижны, игривы (на звук часов «тик» - шаг и приставной шаг, на ход «так» - то же самое). Великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг – на следующий «тик-так»).
Критерии оценки.
3 балла – высокий уровень. Точное обозначение шагов «великана, Тома и гнома» на протяжении всех четырех «тактов» (такт равен 4 шагом, всего 16 приставных шагов).
2 балла – средний уровень. Воспроизведение шагов с двумя-тремя нарушениями метрической координации. Допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов (из 16).
1 балл – низкий уровень. Сбивчивое метрическое исполнение шагов – слабый уровень (от 9 до 12 несовпадений). Незавершенная дорожка при сбивчивом шаге.
Дидактическая игра-тест «Ладошки»
Цель: выявить уровень сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал: музыкальные произведения для пения – русская народная песня «Во поле береза стояла».
Описание игры-теста.
Педагог. Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.
Критерии оценки.
3 балла – высокий уровень. Безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов.
2 балла – средний уровень. Воспроизведение метра с одним-двумя нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом).
1 балл – слабый уровень. Адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов.
0 баллов – низкий уровень. Неровное, сбивчивое метрическое исполнение при помощи голоса.
2. Диагностика звуковысотного чувства
При определении звуковысотного чувства мы исходили из того, что сформированность звуковысотного чувства – это адекватное ощущение соотношения высоты звуков.
Игра-тест «Кот и котенок»
Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства.
Описание игры-теста.
Педагог. Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется, например, звук «до первой октавы), а так – котенок (исполняется более высокий звук, например «ля» первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котенок?
Критерии оценки.
3 балла – высокий уровень.
2 балла – средний уровень.
1 балл – низкий уровень.
3. Диагностика чувства тембра
Чувство тембра характеризуется способностью индивида идентифицировать источник звука.
Дидактическая игра-тест «Тембровые прятки»
Цель: выявить уровень развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал: музыкальные инструменты – фортепиано, баян, гитара, ксилофон, металлофон, кастаньеты, треугольник, бубен, барабан.
Описание игры-теста.
Педагог. Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные инструменты. Послушай и отгадай (назови или покажи инструмент), чей голос исполнял мелодию в первый раз, во второй, третий и так далее.
Критерии оценки.
3 балла – высокий уровень. Адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8-10 предъявленных фрагментов.
2 балла – средний уровень. Адекватное определение тембра первых семи исполняемых фрагментов.
1 балл – слабый уровень. Адекватное определение тембров первых трех фрагментов.
4. Диагностика динамического слуха
При определении уровня развития динамического слуха у школьников мы исходили из того, что чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.
Дидактическая игра-тест «Мы поедем в «Громко-тихо»
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального стимула.
Стимулирующий материал: барабан.
Описание игры-теста.
Педагог. Мы поиграем с тобой в «Громко-тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я – тихо и ты – тихо.
(Исполняется любой музыкальный фрагмент, адекватное исполнение контрастной динамики которого «форте»-«пиано» оценивается в 1 балл.)
А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет также исполнять ее на барабане.
(Исполняется музыкальный фрагмент. Адекватное динамическое исполнение первой фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и второй фразы «диминуэндо» - в 2 балла. Всего 4 балла.)
Критерии оценки.
4 балла – высокий уровень.
2-3 балла – средний уровень.
1 балл – низкий уровень.
5. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Игра-тест «Музыкальная палитра»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку.
Описание игры-теста
Педагог. Давай поиграем с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, что ты представляешь во время ее звучания?
1-й вариант задания: подбери слова, подходящие для твоего переживания музыки.
2-й вариант задания: какие образы-картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки?
3-й вариант задания: двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось увидеть себя во время звучания музыки.
Для тестирования необходимо предложить следующий ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, например из «Детского альбома» П.И. Чайковского:
«Утреннее размышление» - спокойно, умиротворенно;
«Сладкая греза» - нежно, ласково, мягко, чутко;
«Баба Яга» - тревожно, сердито, враждебно;
«Болезнь куклы» - жалобно, огорченно, скорбно;
«Игра в лошадки» - проворно, игриво, задорно.
Критерии оценки.
2 балла (за каждый музыкальный фрагмент) – если ребенок самостоятельно может выразить словами свои переживания.
1 балл (за каждый музыкальный фрагмент) – если ребенок испытывает затруднения, ему предлагается выбрать из пяти слов одно, наиболее подходящее для характеристики эмоционального содержания прозвучавшего фрагмента.
Надеюсь, что эти игры-тесты помогут учителям разнообразить методически уроки, внеклассные занятия, и обогатить свой опыт работы.