18 ноября 2016 год.
Щепная птица стала побочным промыслом кораблестроения.
На ее изготовление идет корабельная сосна, причем только комлевая
ее часть (три метра от земли, где нет веток).
Архангельск и Воронеж оспаривают первенство "колыбели" русского флота.
Однако именно в Архангельске сошел со стапелей первый корабль "Святой Павел".
Он на шесть лет опередил первый воронежский корабль "Божье провидение".
Петр I решил не тратиться на обучение воронежцев в Голландии и
переселил к ним, в район Шипова леса, мастеров из Архангельска.
Они уже успели пройти Амстердамскую школу.
Первое, что делали переселенцы на новом
месте - вешали в избе оберег - птицу счастья.
Они-то и научили местных жителей
секретам изготовления чудо-птиц.
На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: “Что же ты хочешь?”
Тихо-тихо прошептал мальчик: “Хочу увидеть солнышко…”. А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.
Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.
Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.
Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: “Ну, вот и солнышко!”
С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её “святым духом”, хранительницей детей, символом семейного счастья.
Есть деревня в Пинежском районе
И скажу я, гордость не тая,
Чистая, широкая, красивая
Кушкопала милая моя!
Речка Пинега, на середине – остров,
«Волость» тут, на самом берегу,
«Едома» и «Кодерга» подальше,
Но дороги все туда ведут.
Детский садик любят ребятишки,
В школу с удовольствием бегут,
Почта, сельсовет и магазины.
Ну а в клубе «Ивушки» поют!
Производства всем здесь не хватает,
Но скажу я, гордость не тая,
Пусть она живёт и процветает,
Кушкопала «тихая моя».
Автор:Худякова Любовь Геннадьевна
Довольно значительная их часть сохранилась на побережье и островах Белого моря, в бассейнах рек Мезени. Пинеги, на Каргополье. Настоящая небольшая публикация на эту тему дополняет ранее вышедший материал.
Уникальным и безусловно самым интересным из сохранившихся крестов на Русском Севере является крест из деревни Кушкопалы Пинежского района, в настоящее время — экспонат Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», его можно увидеть на выставке обетных крестов «Священное дерево» в Георгиевской церкви.
Одной из первых этот крест зафиксировала экспедиция института «Спец-проектреставрация» (Москва) в 1967 году2. Ранее крест находился в специально построенном для него двухэтажном амбаре. Это один из самых высоких северных крестов, его высота — 6 м 10 см, с подземной частью — 8 м, выполнен из лиственницы. Размер вертикального бруса — 610x42x20,5 см (верх), 42×26 см (низ), верхнее большое перекрестие — 390×43,7×20,5 см. Верхнее малое перекрестие и нижняя наклонная перекладина утрачены.
Крест представляет прекрасный образец резьбы по дереву и крестьянской палеографии. Как это часто встречалось в перенесении текста молитвы на поверхность креста, резчик, иногда по причине неграмотности, допускал неточности и ошибки, что мы можем видеть в кушкопольском кресте.
Но это не сколько не умаляет эстетической и художественной ценности. Лицевая и особенно задняя сторона креста покрыты, как сплошным узором, вязью, текстом молитвы. На лицевой стороне, на центральной перекладине, вырезано: «Крест — хранитель всей вселенной, красота церковная». Эта надпись отражает сущность и несомненные архитектурные достоинства этого памятника.
Перед нами подлинное произведение деревянного зодчества и народной монументальной скульптуры. Наибольший интерес представляет задняя сторона креста, в центральной части которого, вырезан текст пасхальной молитвы:
Вероятно, здесь же содержится и датировка памятника, но в этой важной части резьба утрачена.
Думается, крест можно датировать серединой — второй половиной XIX века.
В основании креста вырезано древо жизни. На боковых гранях с одной стороны — стройное хвойное дерево, с другой стороны — лиственное, где сердцевидные листья образуют пышную крону.
Крест был перевезен в музей в 1978 году И. В. Даниловым, точнее, спасен им от неминуемой гибели К этому времени амбар, в котором находился крест, был разрушен, крест лежал на земле, сломанный у основания. По рассказам местных жителей, однажды в этом месте застрял грузовик и водитель, чтобы вытащить застрявшую машину, привязал ее к тогда еще стоявшему кресту. Крест рухнул, переломившись у основания.
Легендарна личность человека, который привез крест в музей. Данилов Иван Васильевич — один из создателей музея в Малых Корелах, много лет проработавший в нем главным хранителем, путешественник, создатель колокольных звонов и человек, признанный лучшим звонарем России, к сожалению, безвременно ушедший от нас навсегда.