СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Открытые задачи в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

nопределить актуальность проблемы,

nраскрыть понятие «открытая задача»,

nнаучить отличать задачи открытого типа от традиционных закрытых задач,

nпоказать возможность применения открытых задач на  уроках и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Открытые задачи в начальной школе"»

Мастер-класс  Открытые задачи в начальной школе  Учитель начальных  классов МБОУ ПСОШ №3 Стёпкина Н. М.

Мастер-класс

Открытые задачи в начальной школе

Учитель начальных

классов

МБОУ ПСОШ №3

Стёпкина Н. М.

Цель мастер – класса: -создать условия для мотивации учителей к использованию в педагогической практике задач открытого типа для формирования метапредметных умений школьников.

Цель мастер – класса:

  • -создать условия для мотивации учителей к использованию в педагогической практике задач открытого типа для формирования метапредметных умений школьников.
Задачи: определить актуальность проблемы, раскрыть понятие «открытая задача», научить отличать задачи открытого типа от традиционных закрытых задач, показать возможность применения открытых задач на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи:

  • определить актуальность проблемы,
  • раскрыть понятие «открытая задача»,
  • научить отличать задачи открытого типа от традиционных закрытых задач,
  • показать возможность применения открытых задач на уроках и во внеурочной деятельности.
ОЖИДАНИЯ - ОПАСЕНИЯ От мастер – класса жду… Боюсь, что… Хотелось бы … Не хотелось бы… Надеюсь, что… Опасаюсь…

ОЖИДАНИЯ - ОПАСЕНИЯ

От мастер – класса жду…

Боюсь, что…

Хотелось бы …

Не хотелось бы…

Надеюсь, что…

Опасаюсь…

Факторы успеха От чего зависит успешность человека в жизни?

Факторы успеха

  • От чего зависит

успешность человека в жизни?

Есть только одно качество, абсолютно и безусловно необходимое для достижения значительных успехов: умение решать задачи. Конечно, речь идёт об открытых задачах- профессиональных, бытовых, психологических и многих других.
  • Есть только одно качество, абсолютно и безусловно необходимое для достижения значительных успехов: умение решать задачи. Конечно, речь идёт об открытых задачах- профессиональных, бытовых, психологических и многих других.
Наша жизнь – это не череда событий, а череда задач! Если ты относишься к миру, к жизненным ситуациям как к открытым задачам – твоя жизнь будет гораздо успешнее.

Наша жизнь – это не череда событий, а череда задач!

  • Если ты относишься к миру, к жизненным ситуациям как к открытым задачам – твоя жизнь будет гораздо успешнее.
Как известно, новые стандарты ориентируют школу не только на предметные, но также на метапредметные и личностные результаты, в том числе на обеспечение «роста творческого потенциала» учеников, их готовности к применению «универсальных учебных действий в жизненных ситуациях». Очевидно, что для достижения этих целей нам необходимы особые средства. КАКИЕ?
  • Как известно, новые стандарты ориентируют школу не только на предметные, но также на метапредметные и личностные результаты, в том числе на обеспечение «роста творческого потенциала» учеников, их готовности к применению «универсальных учебных действий в жизненных ситуациях». Очевидно, что для достижения этих целей нам необходимы особые средства. КАКИЕ?
Школа учит решать закрытые задачи Жизнь требует решения открытых задач

Школа учит решать

закрытые задачи

Жизнь требует решения

открытых задач

  Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать. академик Александр Львович Минц

Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать.

академик Александр Львович Минц

Расстояние между двумя машинами, едущими по шоссе, 200 км. Первая машина двигается со скоростью 60 км/ч вторая – 80 км/ч.  Чему будет равно расстояние между ними через 1 час?

Расстояние между двумя машинами, едущими по шоссе, 200 км.

Первая машина двигается со скоростью 60 км/ч вторая – 80 км/ч.

Чему будет равно расстояние между ними через 1 час?

200 - ( 60 + 80 ) = 60 200 км 60 км/ч 80 км/ч

200 - ( 60 + 80 ) = 60

200 км

60 км/ч

80 км/ч

( 200 – 80 ) + 60 = 180   200 км 80 60

( 200 – 80 ) + 60 = 180

200 км

80

60

200 км ( 200 – 60 ) + 80 = 220   80 60

200 км

( 200 – 60 ) + 80 = 220

80

60

200 + ( 60 + 80 ) = 340 200 км 60 80
  • 200 + ( 60 + 80 ) = 340

200 км

60

80

  Что в этой задаче необычного?

Что в этой задаче необычного?

Нет четко поставленного условия Нет известного заранее алгоритма решения Нет единственно правильного ответа
  • Нет четко поставленного условия
  • Нет известного заранее алгоритма решения
  • Нет единственно правильного ответа
Основные презумпции «классической задачи»: Данных достаточно, чтобы задачу решить. В условии нет лишних данных. У ученик достаточно «теоретических» знаний ( фактов и методов), чтобы задачу решить

Основные презумпции «классической задачи»:

  • Данных достаточно, чтобы задачу решить.
  • В условии нет лишних данных.
  • У ученик достаточно «теоретических» знаний ( фактов и методов), чтобы задачу решить
Формула закрытой задачи: Четкое условие Утвержденный способ решения Единственно правильный ответ

Формула закрытой задачи:

  • Четкое условие
  • Утвержденный способ решения
  • Единственно правильный ответ
Сравните закрытые и открытые задачи Закрытая задача вид задачи Открытая задачи условие пути решения ответ

Сравните закрытые и открытые задачи

Закрытая

задача

вид задачи

Открытая

задачи

условие

пути решения

ответ

Закрытая задача вид задачи четкое условие единственный Открытая задачи пути решения единственный правильный ответ размытое ответ разные набор возможных ответов

Закрытая

задача

вид задачи

четкое

условие

единственный

Открытая

задачи

пути решения

единственный правильный ответ

размытое

ответ

разные

набор возможных ответов

Открытые задачи в обучении математике  От «найдите ответ» К «задайте вопрос»

Открытые задачи в обучении математике

От «найдите ответ»

К «задайте вопрос»

Закрытые задачи  Открытые задачи  Найди признак, по которому можно разбить на две части числа: 35,44,45,531, 333,540,242  Подумай, можно ли разбить на две  части числа 35,44,45, 531, 333, 540, 242. Если да, то рассмотри возможные случаи Прочитай выражение 15 * 3 Предложи возможные варианты чтения выражения 15 * 3 Длина забора вокруг участка треугольной формы равна 275 м. Одна его сторона равна 8б м, другая - на 5 м больше первой. Найди длину его третьей стороны Длина забора вокруг участка треугольной формы равна 275 м.  Одна его сторона равна 8б м, другая - на 5 м больше первой. Какие вопросы можно поставить к данному условию? Дима с Сашей нашли в лесу 2б белых грибов и 3б подосиновиков. Из них 15 грибов мама  пожарила, а остальные засолила. Сколько грибов пошло на засолку? Дима с Сашей нашли в лесу 2б белых грибов и 3б подосиновиков. Из них 15грибов мама пожарила остальные засолила. Сколько грибов пошло на засолку? Какими способами можно решить задачу? Реши и выбери лучший вариант Найди значение выражения (БО: б) . 4 Какие задачи можно придумать к выражению  (БО : б) . 4? Выбери лучший вариант

Закрытые задачи

Открытые задачи

Найди признак, по которому можно разбить на две части числа: 35,44,45,531, 333,540,242

Подумай, можно ли разбить на две части числа 35,44,45, 531, 333, 540, 242. Если да, то рассмотри возможные случаи

Прочитай выражение 15 * 3

Предложи возможные варианты чтения выражения 15 * 3

Длина забора вокруг участка треугольной формы равна 275 м. Одна его сторона равна 8б м, другая - на 5 м больше первой. Найди длину его третьей стороны

Длина забора вокруг участка треугольной формы равна 275 м. Одна его сторона равна 8б м, другая - на 5 м больше первой. Какие вопросы можно поставить к данному условию?

Дима с Сашей нашли в лесу 2б белых грибов

и 3б подосиновиков. Из них 15 грибов мама пожарила, а остальные засолила. Сколько грибов пошло на засолку?

Дима с Сашей нашли в лесу 2б белых грибов и 3б подосиновиков. Из них 15грибов мама пожарила остальные засолила. Сколько грибов пошло на засолку? Какими способами можно решить задачу? Реши и выбери лучший вариант

Найди значение выражения (БО: б) . 4

Какие задачи можно придумать к выражению

(БО : б) . 4? Выбери лучший вариант

Урок окружающего мира. После изучения темы «Кто такие звери». Пример: решение одной интересной задачи: «зачем ежу яблоки?» «Маленький серый колючий ёжик кочует с румяным яблоком или грибом на спине по разным сказкам. Зачем ему яблоки и грибы?  Может, это запас на зиму: грызёт у себя в норке промёрзшие яблоки (а выбирает он самые кислые) и засохшие грибы. Однако продовольствие ежам зимой не нужно – они спят, спят сладким сном с ноября по апрель, как медведи, барсуки, лягушки и змеи. К тому же ежи насекомоядные. В естественной среде обитания рацион ежей составляют жуки, червяки и улитки. Зачем тогда ёжик несёт яблоко? у этой задачи много вариантов возможных ответов .

Урок окружающего мира.

После изучения темы «Кто такие звери».

Пример: решение одной интересной задачи: «зачем ежу яблоки?» «Маленький серый колючий ёжик кочует с румяным яблоком или грибом на спине по разным сказкам. Зачем ему яблоки и грибы?

Может, это запас на зиму: грызёт у себя в норке промёрзшие яблоки (а выбирает он самые кислые) и засохшие грибы. Однако продовольствие ежам зимой не нужно – они спят, спят сладким сном с ноября по апрель, как медведи, барсуки, лягушки и змеи. К тому же ежи насекомоядные. В естественной среде обитания рацион ежей составляют жуки, червяки и улитки. Зачем тогда ёжик несёт яблоко? у этой задачи много вариантов возможных ответов .

чему учатся дети при таком подходе? •  Умению толково задавать вопросы? – Да. •  Работать совместно, коллективно, слышать друг друга? – Да. •  Не останавливаться на первой пришедшей в голову мысли? Продолжать искать вторую, третью и  т. д. гипотезы? – Да. •  Уверенности в том, что загадки природы в принципе разрешимы? – Да. •  Уверенности в том, что они сами могут докопаться до истины? – Да! •  Умению самостоятельно выражать свои мысли? – Да. •  Новым знаниям? – Да. •  Умению искать информацию в окружающем мире? – Да.

чему учатся дети при таком подходе?

•  Умению толково задавать вопросы? – Да.

•  Работать совместно, коллективно, слышать друг друга? – Да.

•  Не останавливаться на первой пришедшей в голову мысли? Продолжать искать вторую, третью и  т. д. гипотезы? – Да.

•  Уверенности в том, что загадки природы в принципе разрешимы? – Да.

•  Уверенности в том, что они сами могут докопаться до истины? – Да!

•  Умению самостоятельно выражать свои мысли? – Да.

•  Новым знаниям? – Да.

•  Умению искать информацию в окружающем мире? – Да.

Урок математики . После изучения темы «Равенство и неравенство» Задание в учебнике: 7 … 10 - 1 Задание:»Вместо точек вставь нужный знак, чтобы неравенство стало верным» Задача «закрытая» Изменяем условие и вопрос. 7 … Задание: «Назовите все цифры, при подстановке  которых, вместо точек получится верное неравенство. Как это сделать?  («открытая» задача, предполагающая многовариантность ответов, методов) При первом знакомстве с заданием данного типа необходимо показать детям возможные пути  решения данной проблемы через подводящий диалог с применением деятельностного подхода:   а) Метод проб и ошибок.  б) Метод рассуждения

Урок математики .

После изучения темы «Равенство и неравенство»

Задание в учебнике:

7 10 - 1

Задание:»Вместо точек вставь нужный знак, чтобы неравенство стало верным»

Задача «закрытая» Изменяем условие и вопрос.

7 …

Задание: «Назовите все цифры, при подстановке которых, вместо точек получится верное неравенство. Как это сделать?

(«открытая» задача, предполагающая многовариантность ответов, методов)

При первом знакомстве с заданием данного типа необходимо показать детям возможные пути

решения данной проблемы через подводящий диалог с применением деятельностного подхода: а) Метод проб и ошибок. б) Метод рассуждения

Урок русского языка Тема: Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]  Эвристическое задание на уроке: Нарисуй, на что похожа буква Ж.  Алгоритм выполнения данного задания:  1. Рассмотри внимательно букву Ж.  2. Представь на что или кого она похожа.  Нарисуй на что похожа буква Ж. Если затрудняешься нарисовать реальный предмет, то нарисуй вымышленный.

Урок русского языка

  • Тема: Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж] Эвристическое задание на уроке: Нарисуй, на что похожа буква Ж. Алгоритм выполнения данного задания: 1. Рассмотри внимательно букву Ж. 2. Представь на что или кого она похожа. Нарисуй на что похожа буква Ж. Если затрудняешься нарисовать реальный предмет, то нарисуй вымышленный.
отметим два достоинства открытых задач. Первое: они могут иметь воспитательное значение. Второе: открытую задачу можно использовать как пробуждающую интерес к какой-либо теме. От задачи легко перейти к расширенному поиску информации, обобщению, углублению в определённую тематику.
  • отметим два достоинства открытых задач. Первое: они могут иметь воспитательное значение. Второе: открытую задачу можно использовать как пробуждающую интерес к какой-либо теме. От задачи легко перейти к расширенному поиску информации, обобщению, углублению в определённую тематику.
Таким образом, сделаем вывод: открытые задачи, технология работы с ними на уроках – сильный инструмент формирования креативного мышления, социальных навыков, навыков работы с информацией – разве не это требуется человеку в современном мире, чтобы быть успешным и востребованным?
  • Таким образом, сделаем вывод: открытые задачи, технология работы с ними на уроках – сильный инструмент формирования креативного мышления, социальных навыков, навыков работы с информацией – разве не это требуется человеку в современном мире, чтобы быть успешным и востребованным?
А. А. Гин  Подборка сказочных задач. Эта книга -- сборник изобретательских задач для маленьких детей (возраст начальной школы).  Задачки развивают свойства сильного мышления: внимание, умение видеть скрытую информацию, умение выделить главное, раскрепощенность воображения

А. А. Гин

Подборка сказочных задач. Эта книга -- сборник изобретательских задач для маленьких детей (возраст начальной школы). Задачки развивают свойства сильного мышления: внимание, умение видеть скрытую информацию, умение выделить главное, раскрепощенность воображения

Литература Гин С. И.  Формирование креативности младших школьников в процессе обучения: Автореф.дис. … канд. пед. наук.- Минск, 2010.- 24 с. Нестеренко А.А. Дидактические модели реализации проблемно-ориентированного обучения: Автореф.дис. … канд. пед. наук.- М: АПКиППРО, 2006 – 26 с. Галиуллина Е.Н. Методическая подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению

Литература

  • Гин С. И.  Формирование креативности младших школьников в процессе обучения: Автореф.дис. … канд. пед. наук.- Минск, 2010.- 24 с.
  • Нестеренко А.А. Дидактические модели реализации проблемно-ориентированного обучения: Автореф.дис. … канд. пед. наук.- М: АПКиППРО, 2006 – 26 с.
  • Галиуллина Е.Н. Методическая подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению "открытых" задач: Автореф.дис. … канд. пед. наук. – М: МПГУ, 2006 – 23с.
«Не мыслям надо учить, а надо учить МЫСЛИТЬ»  И. Кант
  • «Не мыслям надо учить, а надо учить МЫСЛИТЬ»
  • И. Кант
Итоги мастер - класса Что нового вы узнали? Появилось ли у вас желание решать открытые задачи на своих уроках? Что вам понравилось? Что не понравилось?

Итоги мастер - класса

  • Что нового вы узнали?
  • Появилось ли у вас желание решать открытые задачи на своих уроках?
  • Что вам понравилось?
  • Что не понравилось?
Домашнее задание Составить открытую задачу для своего предмета

Домашнее задание

Составить открытую задачу для своего предмета


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!