СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Наследственные болезни человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вмире есть много болезней человека и среди них есть такие, с которыми человек до сих пор не могут справиться. Эти болезни называются наследственными.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Наследственные болезни человека"»

Мастер-класс «Наследственные болезни человека»

Цель:

  • развитие творческих и аналитических способностей учащихся;

  • формирование познавательной мотивации в процессе обучения;

  • получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;

  • умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;

  • умения рассуждать, делать выводы, принимать решения


Метод: составление интеллект – карт, метод шляп

Оборудование: интерактивная доска, словарики, фломастеры, ватман, кубик Блума.


ЭПИГРАФ: «Семя производит все тело. Здоровое тело производит здоровые части тела, больное - больные. Раз, как правило, у лысого рождается лысый, у голубоглазого – голубоглазый, у косого – косой, ничего не помешает рождению длинноголовых у длинноголовых»

ГИППОКРАТ.


Девиз нашего урока: « Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» (Шоу Б.)


Ход урока

Мотивация и постановка познавательной задачи

«Здравствуйте», «Будьте здоровы» – какие чудесные в русском языке слова приветствий и пожеланий. Неслучайно они присутствуют в нашем языке. Без хорошего здоровья в жизни так много проблем. А еще русские говорят: «Здоровье не купишь», тем самым подчеркивая его значение в жизни человека. Слово «болезнь» означает отсутствие здоровья.

Вспомните, какие болезни человека вам известны. (Учащиеся называют известные им болезни) Есть болезни, которые передаются от человека к человеку через воздух, воду, посуду и т.д.

Есть болезни, с которыми до сих пор человек не может справиться, хотя уже много знает о них. Самое страшное, что эти болезни передаются по наследству, так как затрагивают гены. Эти болезни называют наследственными. (СЛАЙД №1)

На уроке мы будем использовать метод интеллект-карта и метод шляп.


Метод шляп – это получение и осмысление информации, выбор путей решений и действий.

Метод интеллект-карт – творческое изображение полученной и осмысленной информации.

Белая шляпа (получение информации)

Генным (наследственным) заболеваниям подвержен каждый человек, но далеко не каждый задумывается, какой «сюрприз» приготовила ему собственная ДНК.

ДНК – это база данных о человеческом организме, включая черты характера, рост, цвет глаз и волос. В ДНК заключена вся информация о структуре и деятельности клеток, о признаках каждой клетки и организма в целом. Эта информация называется генетической. 

Каждая клетка тела человека содержит два ДНК-кода от родителей, в результате чего у потомка появляется своя уникальная ДНК, присущая только ему. 

Наследственность – это важнейшая особенность живых организмов, заключающаяся в способности передавать свои свойства и функции от родителей к детям. Эта передача осуществляется с помощью генов - единицы хранения, передачи и реализации наследственной информации. Ген представляет собой специфический участок молекулы ДНК, в структуре которого закодирован определенный полипептид (белок).

Существует понятие“генетического груза” популяций человека. Ежегодно в мире рождаются 5 млн. детей с тяжелыми врожденными дефектами развития.

Наследственные аномалии прослеживаются на протяжении многих поколений и даже веков. (СЛАЙД №2) К их числу, например, относится сращение костей пальцев, передававшееся у потомков знаменитого английского полководца Джона Тальбота на протяжении 14 поколений, или знаменитая челюсть у семейства Габсбургов. Не менее интересный пример- люди-альбиносы, лишенные пигмента меланина, живущие в джунглях Африки, способные вести только ночной образ жизни. Недаром их называют“Дети Луны”. Есть примеры и в истории России.

“Трех лет от роду, играя в парке, цесаревич Алексей упал и получил ранение, вызвавшее кровотечение. Вызвали придворного хирурга, который применил все известные медицине средства для того, чтобы остановить кровотечение, но они не дали результата, царица упала в обморок. Ей не нужно было слышать мнения специалистов, чтобы знать, что означает это кровотечение: это была ужасная гемофилия -наследственная болезнь мужского поколения ее рода в течение трех столетий. Здоровая кровь Романовых не могла победить больной крови Гессен- Дармштадтских, и невинный ребенок должен был страдать от той небрежности, которую проявил русский двор в выборе невесты Николая II”, - писал великий князь Александр Михайлович.

Нам в начале XXI века повезло больше, чем семье русского царя, так как в арсенале современной медицины существуют методы диагностики, профилактики и лечения многих наследственных патологий. И не воспользоваться ими сейчас - это уже настоящая небрежность, за которую человек будет расплачиваться всю жизнь.

СЛАЙД №3

Один из величайших авторитетов рода людского Л.Н. Толстой сказал в романе “Анна Каренина”, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, посмею все же не согласиться с ним до конца. Бесспорно, с социальной точки зрения это так. А с биологической? Исходя из многообразия наследственных признаков, счастье всех счастливых семей столь же разнообразно, отлично друг от друга, как и несчастье несчастных. Такова, увы, жизненная аксиома. С точки зрения генетики несчастливыми семьями считаются те, в которых есть дети с наследственными болезнями.

Сегодня на уроке мы с вами постараемся разобраться в причинах появления наследственных болезней и мерах их предупреждения.

(ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА)

Первое творческое изображение – это тема нашего урока, которую мы изобразим в центре.



Синяя шляпа (это вопросы, на которые мы должны найти ответ).



Как вы думаете, что нужно знать, чтобы предупредить появление наследственных заболеваний?

(Ответы учащихся)

СЛАЙД №4

Каковы причины этих несчастий?



  • (мутагены: физические, химические; Биологические факторы (вирусы оспы, ветряной оспы, эпидемического паротита, гриппа, кори, гепатита и др.)

близкородственные связи, употребление ГМП (геномодифицированных продуктов), образ жизни, предрасположенность к заболеваниям)

Второе творческое изображение на интеллект-карте (причины)


Конкурс «Эстафета понятий»

Ваша задача в этом конкурсе: поочередно правильно раскрыть содержание понятий, карточки с которыми находятся на столе.

(физические мутагены, химические мутагены, биологические мутагены,


Пророку Мухаммеду приписывается изречение: "Не женитесь на родне, чтобы не заиметь хилого потомства".

"Хорошие девушки остаются в семье, плохих девушек отдают чужакам" наиболее актуальная пословица.

Ну а теперь снова обратимся к истории, так как нужно всегда оперировать фактами, проверенными временем. 
   Всем известная личность- Григорий Орлов. Он помог Екатерине Второй взойти на Российский престол и имел тайные желания жениться на государыне, но не дотянул до ее притязаний, тем более, что он выполнил свою задачу и стал ей не нужен.   
   У него была двоюродная сестра Катенька Зиновьева. Григорий наезжал к своему дяде  в имение – проведать родственников. Там он заметил свою двоюродную сестру и залюбовался ее красотой.
   Первая встреча с кузеном Григорием Орловым состоялась, когда Катеньке было всего  13 лет, и уже тогда знаменитый царский фаворит, что называется, положил на юную красавицу глаз, и по многим воспоминаниям – не только глаз… Узнав, что Орлов, будучи пьян, совратил не только юную тринадцатилетнюю фрейлину, но и собственную кузину – Екатерина Вторая пришла в ярость.
   Но, не смотря ни на что, эти отношения продолжались.
   Когда Катеньке было 18 лет, в светских кругах прошел слух, что Екатерина Зиновьева  беременна от своего двоюродного брата князя Орлова, что Орлов собирается с Зиновьевой во Францию, чтобы там обвенчаться, так как в России церковь запрещала браки в такой степени родства. 
   Во Франции влюбленные обвенчались быстро, несмотря на то, что формально брак между двоюродными братьями и сестрами запрещался. Но в России этот скорый брак был так же скоро и расторгнут. 
   Дело о женитьбе и разводе разбиралось в Сенате, на заседании постановили: разлучить Григория Орлова с женою и заключить обоих в монастырь. Молодые были в таком шоке, что не знали, как поступить! Вдобавок,  к несчастью, их ребенок родился мертвым.

Красная шляпа. Наследственные заболевания (создание презентаций)

1 группа: синдром Дауна

2 группа: Прогерия

3 группа: б-нь Клайнфельтера

Решение задач,

ЗАДАЧА №1: Какое потомство может получиться в браке между мужчиной с нормальным зрением и женщиной с дальтонизмом

Задача №2. Императрица Александра Федоровна (Алиса), дочь Великого герцога Людвига IV вышла замуж за Николая II. У них родилось 3 дочери и сын Алексей. Все ли дети здоровы, если известно, что Александра Федоровна носительница гемофилии.

Р ♀ хнхh x ♂хнy

Александра Федоровна Николай II



Желтая Шляпа. Творчество. Различные идеи и предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Знакомство с кейсом «Мой модифицированный друг».

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

Один из сортов трансгенного картофеля «Ньюлиф», полученного компанией «Монсанто», был закуплен для производства крахмала компанией «ММ». Полученный модифицированный крахмал был продан затем молочному комбинату «Ленмол» для использования его в производстве новых йогуртов, однако в накладной умалчивалось о происхождении исходного материала. Молочный комбинат в этот момент готовился к выпуску по современной технологии новой серии йогуртов «Летняя сказка». День презентации был уже назначен. Ожидалось, что в этот день комбинат посетят городские чиновники во главес губернатором А. А. Сергиенко, иностранные гости и простые горожане, что будет способствовать формированию имиджа предприятия и продвижению новой продукции предприятия на внутреннем и внешних рынках, а также привлечению иностранных инвестиций. Поэтому проведения презентации являлось очень важным событием для предприятия.

За неделю до презентации один из рабочих «Ленмола» Уваров Константин Николаевич предложил своему директору провести экспертизу йогурта «Летняя сказка», чтобы представить сертификат качества новой продукции. Так как у Уварова были личные связи с сотрудниками института питания РАМедН (там работали два его друга детства), он пообещал проведение оценки в наикратчайшие сроки.

Директор с трепетом ждал результатов анализа. Конечно, как любому предпринимателю, ему не чужды были слова опасение, риск, сомнение, однако здесь он был уверен на 90% в успехе предстоящей кампании.

Каково же было его удивление, когда он прочитал в заключении о качестве йогурта «Летняя сказка» о том, что в этом йогурте обнаружен генетически модифицированный крахмал (генетически модифицированный компонент составлял 1,1%).

Директор был хорошо осведомлен о современных достижениях генной инженерии, проблемах биобезопасности и имеющейся законодательной базе в данной области, но также он прекрасно понимал, что такие результаты анализа его новой продукции могут негативно повлиять на дальнейшее продвижение не только этого продукта, но и всей продукции предприятия, так как ученые до сих еще не пришли к единому мнению относительно влияния генетически модифицированных компонентов на организм человека, общественное мнение явно склоняется не в пользу их использования в продуктах питания. Рабочий Уваров, несмотря на свои добрые отношения с учеными из Института питания, был некомпетентен в данном вопросе и искренне удивлялся озабоченности своего шефа.

Заметив это, директор принял окончательное решение: он попросил сотрудников института питания через Константина Николаевича о сохранении конфиденциальности (оба сотрудника, будучи нравственными людьми, негативно отнеслись к такого рода просьбе, но из-за уважения к другу согласились), а что касается этикеток, то решил ничего не менять в описании состава йогуртов серии «Летняя сказка» и оставить все на прежних местах.

Проанализируйте описанную ситуацию.

Выявите моменты, когда действующие лица преступают закон и моральные принципы. Аргументируйте свой ответ. Как бы Вы поступили на месте директора «Ленмола»? Какие бы внесли изменения в работу предприятия

В России и странах ЕС введена обязательная маркировка: при содержании в продуктах питания более 0,9% ГМ компонентов необходимо указывать их наличие.


Кубик Блума

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.


Рефлексия. Всегда полезно оглянуться на сделанное и оценить самого себя, выявить свои затруднения и найти пути их преодоления. Мысленно воспроизведите весь урок сначала. Вспомните свои ощущения: Все ли получилось? Что вызвало затруднения? Как вы можете это исправить?

Если бы Вы готовили этот урок сами, что бы Вы изменили?

Медицинская генетика еще не все знает. На пути от генов до признаков скрыто много неизвестного и неожиданного. Возможно, кто-то из вас сделает новые открытия на пути профилактики наследственных заболеваний человека. 

И в конце урока я хотела бы повторить высказывание Л.Н.Толстого: «Быть хорошо рождённым – право каждого человека». И самое главное вы должны помнить, что среди нас в нашем обществе есть такие люди, и мы должны толерантно (терпимо) относиться к ним, они тоже имеют право на жизнь. Ребята, мы иногда встречаемся с людьми, имеющими различные нарушения: физические или психические. Мне очень хочется надеяться, зная причины таких заболеваний, вы будете гуманнее, добрее и относиться к ним как к равным

Благодарю за работу. Спасибо за внимание













































Кубик Блума

Как ты считаешь, можно ли сделать жизнь людей с синдромом Дауна более полноценной?



Почему чаще всего погибают новорожденные, имеющие в гомозиготном состоянии ген, несущий заболевание?



Объясни на примере, как проявится в потомстве ген гемофилии, если женщина носитель гемофилии вступит в брак со здоровым мужчиной?



Придумай стих от имени человека с синдромом Дауна.



Предложи рекомендации для будущих родителей.

(свои пути решения проблемы наследственных заболеваний)

. 1. Исключение мутагенов

2. Планирование семьи

3. Добровольная диагностика

4. Коррекция наследственных болезней



Пестициды – химические вещества для уничтожения вредителей сельского хозяйства.

Гербициды – химические вещества для уничтожения сорной травы.

Инбридинг – близкородственный брак.

Радиация

Наркотики

Ионизирующее излучение

Алкоголь

Вирус гепатита



Вирус ветряной оспы



Пестициды Гербициды



Магнитное излучение





Пестициды – химические вещества для уничтожения вредителей сельского хозяйства.

Гербициды – химические вещества для уничтожения сорной травы.

Инбридинг – близкородственный брак.


 Полигенные болезни – имеющие в роду предрасположенность (болезни сердца, гипертония, сахарный диабет, шизофрения, онкозаболевания).

















Пестициды – химические вещества для уничтожения вредителей сельского хозяйства.

Гербициды – химические вещества для уничтожения сорной травы.

Инбридинг – близкородственный брак.


 Полигенные болезни – имеющие в роду предрасположенность (болезни сердца, гипертония, сахарный диабет, шизофрения, онкозаболевания).












Наследственные болезни



Наследственные болезни






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!