СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему: Решение текстовых задач.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по математике на тему: Решение текстовых задач. Презентация + конспект.

Просмотр содержимого документа
«Тема мастер-класс Решение задач»

Тема мастер-класс: Решение задач.

Цель: познакомить с этапами решения задач и научить решать задачи не только математические, а жизненные задачи.


Я выбрала данную тему для мастер-класса, потому что она одна из важных и трудных в математике. И как показывает опыт учащиеся затрудняются в решении задач.


Ход мастер-класса

1 слайд

Помашите рукой. Кто учился в школе? Помашите рукой. Кто любил математику?

Помашите рукой. Кто помнит, как звали учителя математики?

Я учитель математики – Устинова Т.А. Предлагаю вам вернуться в детство.

Закройте глаза и вспомните своего учителя математики и свои уроки математики.

Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)

Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.

2 слайд

Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков». Пока смотрите, подумайте и попытайтесь ответить на вопрос: А зачем в школе учат решать задачи?

Щелчок

Такой приём служит отличной мотивацией при изучении новой темы, например «Дроби» в 5 классе.

3 слайд

Так зачем же в школе учат решать задачи? (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)

Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.

Сегодня, мы с вами попытаемся решить жизненную задачу так, как мы в школе решаем с ребятами математические задачи.

Итак, задача:

4 слайд

Легко ли быть учеником?

Решать задачу будем 2 группами: мы с вами устно, а группа коллег (на сцене) оформит решение в письменном виде. (Даю задание участникам на сцене: оформить решение задачи «Легко ли быть учеником?» используя подручные материалы на листе ватмана).

5 слайд

Получив задачу, мы естественно, её внимательно читаем, анализируем условие. Первое, что мы можем заметить при чтении этой задачи, состоит в следующем: в ней имеются Щелчок определённые утверждения и требования, т.е. условие и вопрос. О чём же идёт речь в нашей задаче, вычленим элементарные условия:

Кто является объектом – ученик Щелчок (Какие ассоциации у вас возникают со словом ученик? –ребёнок, школа, уроки, учитель, учебники, портфель,,…)

Каково же требование или вопрос задачи? Что неизвестно в задаче? Легко или не легко быть учеником? Щелчок

Имеет ли данная задача смысл? (сможем ли мы ответить на вопрос?)

Раз задача имеет смысл, попытаемся её решить.

Что значит решить задачу? (ответы:…, найти решение,…)

Но, чтобы найти решение, нужно пройти все этапы решения задачи.

6 слайд

Итак, рассмотрим структуру решения задачи.

Щелчок I этап – анализ условия, напоминаю, что его мы уже выполнили

Он необходим, т.к. зачастую наши ученики не вникают в суть задачи и не понимают, что от них требуется.

Щелчок II этап – схематическая запись условия ( покажите мимикой ученика, идущего 1 раз в 1 класс, а сейчас выпускника школы, т.е. ученика 10-11 класса) Щелчок

Мимикой, конечно, мы на уроке ничего не показываем, но рисуем, например, окружности, треугольники – глазами или рукой в воздухе.

Щелчок III этап – поиск способа решения задачи

В поиске способа решения нам помогут: 7 слайд

  • Поговорки и пословицы про учёбу: (разгадывают)

  • Без муки нет и науки.

  • Корень ученья горек, да плод сладок.

  • Кто больше знает, тот меньше спит.

  • Без терпенья нет ученья.

  • Намучится – научится.

  • Идти в науку – терпеть муку

На каждом уроке стараюсь включать воспитательный момент, например связь с пословицами и поговорками или математическими высказываниями, которые мы комментируем и рассуждаем какое отношение они имеют к теме урока.

8 слайд

А сейчас вернёмся к условию задачи, объектом является ученик. Но деятельность ученика неразрывно связана со школой. Ваша задача придумать на каждую букву слово доказывающее, что учеником быть легко или наоборот трудно.

Ш – шпаргалка, шестидневка

К – комфорт, конфликты, каникулы, коллектив, контрольные

О – общение, отличник, одарённость, ответственность, олимпиады

Л – лень, любовь

А – атмосфера благоприятная или нет

Этот приём помогает расширить словарный запас моих учеников.

Третий этап решения задачи самый длинный и чтобы вы не устали, предлагаю сделать зарядку

  • Если вы считаете, что данное качество ученика облегчает ему учёбу - качаем головой вперёд и назад, если нет – качаем в стороны): - профилактика шейного остеохондроза 9 слайд

    • Творческий

    • Агрессивный

    • Ответственный

    • Невнимательный

    • Целеустремлённый

    • Мало читает

    • Коммуникабельный

10 слайд

Подобная физкульт. минутка на уроках особенно в 5-7 классах служит снятию утомляемости и обеспечивает переход к новому виду деятельности.

Итак, к какому же ответу мы с вами больше склоняемся: легко или нелегко быть учеником?

  • Что бы вы ещё добавили к аргументам, что учеником быть сложно?

Я думаю, что вы согласитесь со мной, что к аргументам можно отнести:

  • Конфликты в общении с одноклассниками, учителями, родителями

  • Проблемы в учёбе (низкая обучаемость, лень)

  • Усталость ( большой объём информации, д/з, посещение доп. секций, количество уроков)


11 слайд

IY этап – осуществление плана решения (мы не будем- нам его покажут наши коллеги позднее)

Вместо этого предлагаю: найти для каждой песни о школе соответствующую картинку:

      • Нагружать всё больше нас стали почему-то

      • Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь

      • Школьная пора и при всякой погоде пропадали пропадом мы во дворах

      • Когда уйдём со школьного двора под звуки не стареющего вальса

Такой приём на нахождение соответствий я использую на уроках, например, при проверке формул.

12 слайд

Y этап – проверка решения – посмотрим, а как же считают наши ученики (показываю ответы детей)

13 слайд

YI этап – формулирование ответа: в современном обществе быть учеником нелегко!

Щелчок

YII этап – исследование задачи:

  • Итак, задача имеет одно решение.

  • А способов решений сколько? несколько, много

      • Все ли данные в задаче использовали? (да)

      • Нельзя ли обобщить задачу? (например, легко ли быть ребёнком, Щелчок студентом, молодым, …)

  • Известна ли какая-нибудь родственная задача? С тем же неизвестным?

14 слайд Чтобы доказать, что родственные задачи существуют, предлагаю вспомнить фильмы или книги с сюжетом, доказывающим, что учеником быть нелегко, например,

    • Чучело, Анна Гавальда «35 кило надежды» Щелчок

Фильмы:

    • Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные.

    • Удивительные приключения Дениса Кораблёва

    • Алёша Птицын вырабатывает характер

    • Первоклассница

    • Большое космическое путешествие

Книги:

    • Ирина Полянская «Выбор»

    • Владимир Железников «Чучело-2»

    • Лия Симонова «Круг»

    • Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»

    • Тендряков «Ночь после выпуска»

    • Е. Мурашова «Класс коррекции»

Такой приём я использую, чтобы расширить кругозор учащихся, чаще всего они ищут родственные задачи дома, читая дополнительную литературу.

А сейчас посмотрим, что получилось у наших коллег. (Работающая на сцене группа показывает результат своей работы)

15 слайд Итак, используя этапы решения математической задачи, мы с вами сегодня решили не только задачу «Легко ли быть учеником», но и доказали, что в математике всё для жизни.

16 слайд А в заключении я вас попрошу продолжить 2 предложения, которые я использую на уроке на этапе рефлексии:

  • На мастер - классе побывали ….

  • Работа в мастер - классе мне….

В течении жизни мы решаем множество задач. И если каждую отдельно решённую задачу рассматривать, как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный, красивый букет.

17 слайд Пусть все задачи, которые встают перед вами будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов. И если в жизни вам встретиться сложная задача, проанализируйте этапы её решения и, надеюсь, вы найдёте ответ. А все приёмы, которые, я использовала сегодня при решении задачи, можно использовать на любом предмете при изучении любой темы.

Благодарю за работу.


Просмотр содержимого презентации
«презентация к мастер-классу»

В м атематик е - всё для жизни

В м атематик е - всё для жизни

В стране невыученных уроков

В стране невыученных уроков

В м атематик е - всё для жизни

В м атематик е - всё для жизни

Легко ли быть  учеником?

Легко ли быть

учеником?

Легко ли быть  учеником? Утверждение  (условие) Требования (вопрос)  Ученик  Легко ли  быть ?

Легко ли быть

учеником?

Утверждение

(условие)

Требования

(вопрос)

Ученик

Легко ли

быть ?

Легко ли быть  учеником? Структура  решения задачи: I этап – анализ  условия II этап – схематическая  запись условия III этап – поиск  способа  решения

Легко ли быть

учеником?

Структура решения задачи:

I этап – анализ условия

II этап – схематическая

запись условия

III этап – поиск

способа

решения

Легко ли быть  учеником? Пословицы об учении  Нет без науки и муки  Терпеть науку - идти в муку  Ученья корень сладок, да плод горек  Кто больше спит, тот меньше знает  Без ученья нет терпенья   Научится – намучится

Легко ли быть

учеником?

Пословицы об учении

  • Нет без науки и муки
  • Терпеть науку - идти в муку
  • Ученья корень сладок, да плод горек
  • Кто больше спит, тот меньше знает
  • Без ученья нет терпенья
  • Научится – намучится

Легко ли быть  учеником? Ш –  К –  О –  Л –  А  –  Добро пожаловать!

Легко ли быть

учеником?

Ш

К

О

Л

А

Добро пожаловать!

О блегчает учёбу –  киваем головой вперёд Усложняет –  качаем головой  в стороны Творческий Творческий  Мало читает Агрессивный Агрессивный Невнимательный Ответственный Ответственный Коммуникабельный Коммуникабельный Целеустремлённый

О блегчает учёбу киваем головой вперёд

Усложняет – качаем головой в стороны

Творческий

  • Творческий

Мало читает

Агрессивный

  • Агрессивный

Невнимательный

Ответственный

  • Ответственный

Коммуникабельный

  • Коммуникабельный

Целеустремлённый

  • Целеустремлённый
Легко ли быть  учеником? ? !

Легко ли быть

учеником?

?

!

IY этап – осуществление плана решения Легко ли быть   учеником? Ухудшается состояние здоровья Взаимопонимание  с  учителями и одноклассникам Интересно учиться Делаем открытия Нет учёта индивидуальных особенностей ученика Большое количество уроков Возможность самоутвердиться Открываем свой внутренний мир Большое количество общественных  дел Не интересно на уроках Мало свободного времени

IY этап – осуществление плана решения

Легко ли быть

учеником?

Ухудшается

состояние здоровья

Взаимопонимание

с учителями и

одноклассникам

Интересно учиться

Делаем открытия

Нет учёта

индивидуальных

особенностей ученика

Большое количество

уроков

Возможность

самоутвердиться

Открываем свой

внутренний мир

Большое количество

общественных

дел

Не интересно

на уроках

Мало свободного

времени

IY этап – осуществление плана решения Легко ли быть   учеником? 1 1 . Школьная пора, и при всякой погоде   пропадали пропадом мы во дворах… 2 2. Нагружать всё больше нас  стали почему-то… 3 3. Буквы разные писать   тонким пёрышком в тетрадь… 4 4. Когда уйдём со школьного двора   под звуки нестареющего вальса, …

IY этап – осуществление плана решения

Легко ли быть

учеником?

1

1 . Школьная пора, и при всякой погоде

пропадали пропадом мы во дворах…

2

2. Нагружать всё больше нас

стали почему-то…

3

3. Буквы разные писать

тонким пёрышком в тетрадь…

4

4. Когда уйдём со школьного двора

под звуки нестареющего вальса, …

Легко ли быть   учеником? Y этап – проверка решения Легко , но  трудности всё же бывают Трудно , т.к. не всегда меня понимают Трудно , т.к. мало  свободного времени Трудно , т.к.  задают много  на дом Легко , т.к. в школе я общаюсь с друзьями Легко , т.к. мне нравится учиться

Легко ли быть

учеником?

Y этап – проверка решения

Легко , но

трудности

всё же

бывают

Трудно , т.к. не всегда меня понимают

Трудно , т.к. мало

свободного времени

Трудно , т.к.

задают много

на дом

Легко , т.к.

в школе я общаюсь

с друзьями

Легко , т.к.

мне нравится учиться

Легко ли быть   учеником? YI этап – формулирование  ответа YII этап – исследование  задачи

Легко ли быть

учеником?

YI этап – формулирование

ответа

YII этап – исследование

задачи

Легко ли быть   учеником?

Легко ли быть

учеником?

Легко ли быть  учеником?

Легко ли быть

учеником?

На мастер - классе побывали …  Работа в мастер – классе мне …
  • На мастер - классе побывали …

  • Работа в мастер – классе мне …
Благодарю за работу!

Благодарю за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!