СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на конкурсе "Учитель года".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот конспект поможет учителям лучше подготовится к мастер-классу. Я надеюсь, что мой опыт будет полезен другим учителям, так как провести мастер-класс на взрослых людях, да ещё и учителях очень сложно. Так как учителя не только химии, но и те кто просто не любит химию, а как их заинтересовать? В этом поможет мой опыт. В ходе проведения моего мастер класса, в мою работу включились не только учителя, присутствующие в аудитории, но и даже жюри.Что позволило мне занять первое место.Удачи всем!

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на конкурсе "Учитель года".»

Мастер-класс



Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии

Мы живём сегодня с информационном обществе, современный урок невозможно представить без ИКТ, и это вовсе не предполагает, что в классе должен быть проектор и компьютер. Само наличие технических средств не обеспечивает ни высокий информационный уровень урока, ни коммуникацию между его участниками. И то, и другое организует учитель, планируя  свой урок, отбирая информацию, определяя формы и методы, которые будут использованы на уроке. На уроке будут эффективно использованы ИКТ, если:  

- он будет информационно-насыщен, но информацию предоставляет не только учитель и учебник, а и: дополнительная литература, справочники, сообщения самих учеников, причём у ребят есть возможность отбора информации, выделения той, которая заинтересовала или должна быть выделена для понимания и усвоения темы урока;

-на уроке организовано коммуникативное взаимодействие всех участников урока – обязательно присутствует на том или ином этапе различная групповая работа, есть возможность обсудить, высказать своё мнение, выступить перед товарищами, есть возможность получить консультацию учителя, обязательно услышать от него слова одобрения.

      Конечно, технические средства многократно облегчают проведение урока с использованием ИКТ, предоставляя информацию в доступной и увлекательной форме, позволяя использовать интернет для поиска информации и ответа на возникающие вопросы. И здесь возникает вопрос  владения  учащимися программами. Очень часто наши дети используют компьютер только для игр и общения в социальных сетях, я начинаю работать с ребятами с 8 класса и ещё ни один восьмиклассник не пришёл ко мне с умением создавать даже   презентации, хорошо, хоть в ворде работают. Так что кроме химии мы ещё и учимся информатике. Вот этот вопрос меня интересует – с какими программами должны уметь работать восьмиклассники.

 

Я думаю, что мы сегодня с вами остановимся на использовании мультимедиаресурсов, которые можно использовать на уроках химии для реализации ИКТ.

 

В первую очередь, это, конечно, презентации, которые несложно составить с помощью программы Power Point.

 

Презентации позволяют нам в первую очередь увеличить наглядность изучаемого материала, разнообразить его за счёт использования не только рисунков и фотографий, но движущихся объектов – анимаций, флэш – роликов, видеофильмов. Это позволяет повысить уровень познавательного интереса, а, значит, способствует формированию мотиваций к изучению химии.

    

-Использование видеороликов – мы все знаем, что не все опыты можно продемонстрировать в наших условиях – то нет реактивов, то оборудования, то не позволяют условия техники безопасности. Например, такой опыт, как горение алюминия в броме, или восстановление оксида железа алюминием, которые практически невозможно провести в классе из-за требований техники безопасности. А вот взаимодействие   воды со щелочными металлами порой невозможно продемонстрировать из-за отсутствия этих металлов, тем более показать учащимся такие металлы, как цезий или такое вещество, как белый фосфор. В последние годы появилась ещё одна проблема. В школу приходят ученики с различными аллергическими заболеваниями, очень восприимчивые к различным запахам. Видеоопыты помогают решить эту проблему.

  Видеоролики можно смотреть как самостоятельные фильмы,  так и вставлять в презентацию.

  

Видеофильмы

 

Многие  неплохие старые фильмы оцифрованы и выложены в Интернете.

 Но иногда фильм длится достаточно долго или необходимо только посмотреть какой – либо его фрагмент, поэтому, используя специальные программы, тот же  Format Factory , например, можно вырезать кусочек фильма или отрезать ненужную часть.

 

Конечно, использование медиа-ресурсов не самоцель, урок не должен превращаться в пассивный просмотр фильма  или презентации. Каждый  просмотр обязательно сопровождается беседой, проверкой полученных знаний, даёт пищу к размышлению.

 

Безусловно, наиболее прочный след в памяти ученика оставляют те химические опыты, которые он осознанно провел своими руками и та информация, которую он добыл самостоятельно, поскольку в этом случае в процесс запоминания включаются все виды памяти и все формы мыслительной деятельности. Однако качественно выполненный видео-сюжет в совокупности со всеми необходимыми методическими приемами также хорошо запоминается.

Итак, я приветствую вас в нашей виртуальной лаборатории. Сегодня вас ждёт много интересного, нужного и необходимого для нашей жизни.

Просмотр видеоролика «Химия дома - Делаем универсальный pH индикатор из краснокочанной капусты».

Но самое главное, чтобы ученики знали, зачем им нужны те или иные знания, которые они могли бы применить в жизни. Возникает вопрос:

Где индикаторы находят свое применение?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, проведем учебный эксперимент

«Определение среды растворов моющих средств для посуды с помощью растительных индикаторов»

На уроках биологии дети изучают, что внешняя поверхность эпидермиса покрыта микроскопически тонким слоем – кислотной мантией.

В эпидермисе протекает множество биохимических процессов. В результате образуются кислоты – молочная, лимонная и другие. Плюс к этому: кожное сало и пот. Все это и составляет кислотную мантию кожи. Следовательно, нормальная кожа имеет кислую реакцию, рН кожи составляет в среднем 5,5.

При использовании моющих средств для посуды, имеющих щелочную среду, мы нарушаем нормальную кислотную среду кожи рук.

Для предохранения кожи рук от негативного воздействия, моющие средства для посуды должны иметь значение рН, соответствующее значению рН кислотной мантии эпидермиса.

С помощью приготовленного раствора природного индикатора, полученного из краснокочанной капусты, мы проверим, какую среду имеют различные моющие средства для посуды.

Этапы работы: (коллективно)

  1. Найдите на столах химические стаканы с растворами моющих средств «Pril» и «Fairy».

  2. Прилейте природный индикатор в эти растворы.

1) Взгляните на свои растворы моющих средств, они изменили свою окраску.

2) Посмотрите, какого цвета стал отвар краснокочанной капусты, и в каком растворе он приобрел такую окраску?

Запишите в исследовательской карте их цвет в растворах кислоты и щелочи.

На слайде 1: Таблица №1. Исследовательская карта (заполняется индивидуально)

Реакция среды растворов моющих средств для посуды.

Моющее

средство

для посуды

Растительный

индикатор

Окраска

индикатора

Среда

раствора

  1. 1.

    «Fairy»

    Отвар краснокочанной капусты



2.

«Pril»

Отвар краснокочанной капусты



Мы зафиксировали результаты наших исследований в исследовательской карте:

Таблица №1. Исследовательская карта (заполнена участниками мастер-класса)


Моющее

средство

для посуды

Растительный

индикатор

Окраска

индикатора

Среда

раствора

  1. 1.

    «Fairy»

    Отвар краснокочанной капусты

    Зеленая

    Щелочная

2.

«Pril»

Отвар краснокочанной капусты

Бледно-розовая

Слабокислая

Итоги любого исследования должны быть оформлены письменно (это может быть отчет), поскольку результат, не дошедший до читателя, считается несуществующим.

Составим отчет на основе нашего исследования, которое предполагает определение темы исследования, цель, задачи, объект, предмет, гипотезу, метод, результат исследования и вывод.

Таблица №3. Творческий отчет (составляется каждым индивидуально)

Этапы исследовательской работы

Творческий отчет на основе исследования

Тема

Определение среды растворов моющих средств для посуды с помощью растительных индикаторов

Объект и предмет


Цель


Задачи


Гипотеза


Метод


Результаты


Выводы


  1. Тему исследования мы уже знаем (Определение среды растворов моющих средств для посуды с помощью растительных индикаторов)

  2. Что явилось объектом исследования? (Моющие средства)

  3. Какие моющие средства? («Pril» и «Fairy» - это предмет исследования)

  4. Что наблюдали мы в ходе опыта с моющими средствами? Изменение цвета отвара краснокочанной капусты в их растворе - это будет главным в теме: оказывают ли они негативное влияние на эпидермис? (Цель)

  5. Как мы можем узнать «поведение» моющих средств при добавлении индикаторов? Через определение среды растворов. (Это - задача для достижения цели исследования.)

  6. Какая гипотеза вытекает из поставленных вопросов? (Моющие средства могут быть опасны для эпидермиса)

  7. Каким методом мы воспользовались? (Химическим экспериментом).

  8. Результат уже есть – он записан в исследовательской карте («Fairy» имеет щелочную среду, «Pril» - слабо-кислую)

  9. Какой вывод можно сделать на основе наблюдений? («Fairy» негативно влияет на эпидермис).


Творческий отчет (Должно получиться)

Этапы исследовательской работы

Творческий отчет на основе исследования

Тема

Определение среды растворов моющих средств для посуды с помощью растительных индикаторов

Объект и предмет

Моющие средства: «Pril» и «Fairy»

Цель

Оказывают ли моющие средства негативное влияние на эпидермис

Задачи

Определение среды растворов с помощью отвара краснокочанной капусты

Гипотеза

Моющие средства: «Pril» и «Fairy» могут быть опасны для эпидермиса

Метод

Химический эксперимент

Результаты

Отвар краснокочанной капусты изменяет свой цвет в растворе «Pril» на бледно-розовую, в растворе «Fairy» - на зелёную

Выводы

«Fairy» оказывает негативное влияние на эпидермис кожи человека.

Благодарю Вас, уважаемые коллеги. Вы - замечательные исследователи!


Видеоопыты могут применить в своей работе учителя физики; учителями истории, изобразительного искусства, МХК могут быть использованы виртуальные путешествия по музеям мира, историческим местам, учителя иностранных языков – посетить совместно с учащимися различные страны.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!