СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс: "Использование инновационных технологий для достижения метапредметных и личностных результатов в изучении темы "Мораль и нравственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема существенно отличается от остальных многоплановостью. В рамках мастер-класса хотелось раскрыть значимость нравственного фактора в жизни и деятельности не только индивида, но и общества в целом, осветить роль морали в формировании и воспитаниии личности; показать какие инновационные технологии могут быть использованы для достижения метопредметных и личностных результатов в обучении обществознанию. Мастер-класс проводился в соавторстве с коллегой, учителем обществознания МБОУ "Сивеская гимназия", Чепиковой И.Н. 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс: "Использование инновационных технологий для достижения метапредметных и личностных результатов в изучении темы "Мораль и нравственность"»

Мастер – класс: « Использование инновационных технологий для достижения метапредметных и личностных результатов в обучении истории и обществознанию»



Тема: «Использование инновационных технологий для достижения метапредметных и личностных результатов в изучении темы Мораль и нравственность»



Девиз: «Учимся вместе»


Эпиграф: « Уча других, мы учимся сами»

Л.Н. Сенека




Задачи урока:

  1. Продолжить формирование ценностных ориентиров личности, в том числе таких высших моральных ценностей , как гражданственность и патриотизм.

  2. Сформировать у обучающихся знания о высших общечеловеческих духовных ценностях, моральном идеале, понятиях «мораль», «нравственность», моральных категориях «добро» и «зло».

  3. Способствовать развитию у обучающихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; действия нравственно-этической ориентации; работа с текстом; восприятие публицистического текста; умение участвовать в коллективном обсуждении.


Оборудование урока:

Интерактивная доска, мультимедиапроектор, схемы, учебник, рабочая тетрадь, презентации.

Дополнительные источники информации (словари, тексты)







Вступительное слово учителя: развитие, становление человеческого общества невозможно без правил, норм, регулирующих общественные отношения. Меняется общество, меняются правила, меняются требования общества к человеку, меняется сам человек… Добро и зло. Над этими вопросами люди размышляют с глубокой древности (проблема).


Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил: «Плохих – за то, что творят зло, хороших – за то, что позволяют им делать это».


Учитель:

- Как вы понимаете слова Диогена?

-Что такое мораль?

- Что такое нравственность?

-Что лежит в основе моральных норм?

- Каким образом мораль регулирует общественные отношения?

- И, наконец, какие моральные требования общество сегодня предъявляет человеку?


Обучаемые дают ответы на поставленные вопросы.


Учитель: - Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока.

- Подумайте и запишите, на какие вопросы нам необходимо ответить, изучая данную тему?


Обучаемые отвечают и записывают.



. Посмотрим, соответствуют ли ваши предложения данному плану.

И так тема нашего урока «Мораль и нравственность» (слайд).


План:

  1. Содержание понятий «мораль» и «нравственность»;

  2. Основные ценности и нормы морали;

  3. Моральные знания и практическое поведение личности;

  4. Нравственный портрет современника.



На данном этапе мы предлагаем обучающимся самостоятельно сформулировать тему и план урока. Данный педагогический прием позволяет формировать навык осознанного понимания проблемы, включить обучающихся в активную познавательную деятельность с самого начала урока, также развивает самостоятельность и инициативность. Формируютя метапредметные УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные).


 

Учитель: работаем по первому пункту плана. Для работы нам необходимо создать экспертную группу, деятельность которой позволит оценить эффективность работы групп по предложенным заданиям» (определяем экспертную группу, по 1 человеку от каждой группы). Каждая группа получает задание и выдвигает одного представителя для экспертной проверки по результатам работы групп.

 


Задание группам:

найдите в специальной и дополнительной литературе содержание понятий

мораль, нравственность, нравы и выпишите их в тетрадь.


1 группа дает определение понятию «мораль»

 

2 группа: дает определение понятию «нравственность»

 

3 группа: дает определение понятию  «нравы»



(Обучаемые работают с дополнительными источниками информации, словарями (время 5-7 мин.).

Работа с терминологическим  аппаратом, самостоятельный поиск обучаемыми содержания понятий темы, позволяет обогатить и закрепить понятийный аппарат. Большое значение в процессе обучения имеют методы и приемы групповой технологии, которые развивают способности ребенка к эффективной коммуникации, создают условия для овладения коммуникативной компетенцией, способствуют адаптации в социуме. Формируютя метапредметные УУД.



Учитель: теперь давайте посмотрим и оценим результаты ваших поисков в определении понятий.

Обучаемые озвучивают результаты работы групп и сдают их экспертам для проверки. Эксперты заносят результаты проверки в таблицу.



Учитель: Слова мораль и нравственность очень часто употребляют вместе, считая, что различий между этими словами нет, что это слова - синонимы.

- Почему эти слова употребляют вместе, причем в одной фразе? Спрашивая, например: «Как оценить этот поступок с точки зрения морали и нравственности»?


Обучаемые дают ответы на поставленные вопросы.

Учитель: ряд ученых считают, что эти понятия надо уметь различать.

- На основе текста учебника, найденных ранее определений понятий, заполните таблицу «Отличительные особенности морали и нравственности.



Технология продуктивного чтения позволяет отработать умения обучающихся находить информацию, кратко ее формулировать, анализировать и оформлять в табличной форме. На данном этапе работы формируются метапредметные УУД.


Учитель: проверим, все ли отличия морали от нравственности были названы, (показ слайда) сравним, и дополним.


Данная методика проверки результатов позволяет обучающимся лучше закрепить изучаемый материал, проверить свои возможности, актуализировать ранее полученные знания.

 .

Переходим ко второму пункту плана (слайд).

Учитель: под ценностями принято понимать все то, что людям особенно дорого, полезно, необходимо для жизни, к чему относятся с волнением, уважением, признанием и почтением. Это могут быть мысли, чувства, взгляды, интересы, принципы поведения. У каждого человека складываются свои ценности, составляющие неповторимый внутренний мир. За долгую историю человечество создавало различные ценности и идеалы. Из эпохи в эпоху передавались проверенные временем моральные нормы, ставшие общечеловеческими духовными ценностями.

- Что лежит в основе моральных норм

- Какие заповеди актуальны и сейчас?

- Назовите их.

- В какой форме созданы эти заповеди?

- Они достаточно категоричны

- На что конкретно указываю заповеди?


- Вспомните, как звучит золотое правило морали, сформулированное за 6 веков до нашей эры китайским мудрецом Конфуцием.

_ Как люди должны относится друг к другу?


Обучаемые отвечают на поставленные вопросы, называют золотое правило нравственности (слайд).


Учитель: - Определите, что сегодня может быть ценностным для человека?

-Давайте назовем виды ценностей и с помощью кластера, классифицируем существующие в обществе ценности.

Обучаемые заполняют схему самостоятельно, затем, представляют результаты работы группы экспертам на проверку.


Метод кластера – позволяет графически организовать материал, показывая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы (технология развивающего обучения) позволяет отработать навыки заполнения схемы, упорядочивания материала. На данном этапе, формируются метапредметные УУД и личностные УУД.



Учитель: Переходим к третьему пункту плана (слайд).

- Изучение темы мы начали с высказывания Диогена.

- Люди всегда осуждали злобность, подлость, предательство, жестокость, воровство, клевету, коварство, ложь. Но ценили доброту, мужество, честность, самообладание, скромность (слайд). В истории мысли существовал взгляд. Согласно которому одни люди всегда добрые, моральные, а другие – злые, аморальные?

-Как вы оцениваете такую позицию?

- Что подсказывает вам, жизненный опыт?


Обучаемые возвращаются к высказыванию Диогена. Отвечают на поставленные вопросы.


Учитель: человек нередко нарушает моральные нормы, хотя отлично их знает. В этом и состоит основное противоречие морали – между знанием и поступком.

- Как вы считаете, неужели вообще нет людей, которые не только знают моральные нормы, но и соблюдают их. Чтобы ответить на этот вопрос поработайте с текстом и ответьте на вопросы к нему.


Обучаемые читают текст, обсуждают его в группах, дают ответы на вопросы, затем, представляют результаты работы группы экспертам


Методика работы с текстом. Совместное чтение текста с сопутствующим групповым обсуждением, позволяет сформулировать общую позицию по изучаемому вопросу. Данный тип заданий широко используется в системе ОГЭ и ЕГЭ. Что позволяет обучающимся усвоить алгоритм выполнения подобных заданий. Формируются метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) УУД.




Учитель: каждой группе было дано опережающее задание найти примеры высоконравственных и аморальных поступков из истории, литературы и современной жизни.


Обучаемые представляют работу своей группы в небольших презентациях. Эксперты оценивают работу групп.



 

Самостоятельная работа выступает как средство формирования готовности обучаемых к самообразованию. В процессе выполнения задания осуществляется овладение и присвоение опыта самостоятельной познавательной деятельности, повышается интерес к предмету. На данном этапе активно формируются личностные, метапредметные, познавательные, коммуникативныеУУД.




Учитель: у человека всегда есть выбор, как ему поступить в той или иной ситуации?

- Почему тогда человек поступает, нарушая нормы морали? Выход – взять и превратить мораль в закон.

- Можно ли превратить мораль в государственные законы?

Да, но не разумно. Во-первых, нельзя подогнать под правовые нормы такие понятия, как « сострадание», «честь», «совесть». Во-вторых, даже если бы это удалось, все ли будут исполнять эти законы?

- Какой можно сделать вывод?


Обучаемые отвечают на поставленный вопрос.


Учитель обобщаетответы учащихся: нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали; гарантия только одна – она в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально (по- человечески).



Учитель: переходим к четвертому пункту плана (слайд).Давайте попробуем ответить на вопрос: - Какими качествами должен обладать современный человек?

Обучающиеся называют и записывают качества личности человека.


В это время на презентации кадр с «Портретом выпускника»

Учитель: через некоторое время вы станете выпускниками. Давайте посмотрим и сравним качества, названные вами с качествами выпускника, сформулированными в Государственном стандарте. Вот таким вас хочет видеть общество, хочет видеть государство (сравнение).


Учитель: а теперь вернемся к высказыванию Диогена (слайд).

-Что бы вы могли ему возразить?

- Надо ли любить людей?

Обучаемые дают ответ на вопрос. Учитель обобщает ответы.


Надо! И принимать их такими, какие они есть, в этом и есть золотое правило морали «Относись к людям так, как ты хотел, чтобы они относились к тебе. Гарантия соблюдения морали только одна – она в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально!

Учитель: Наша работа подходит к концу. Слово экспертам.

Эксперты дают оценку работы групп.



Применение рефлексивных методик является частью стратегий оценивания, применяемых в образовательном процессе. При этом оценка предполагает сравнение образовательного результата обучающегося с требованиями стандарта. На данном этапе формируются личностные УУД.

Оценка обучающимися своей работы или работы других учеников является необходимым методом оценивания личностных образовательных результатов. Применив этот метод, педагог может многое узнать о себе и уч-ся и качестве учебного процесса.


Учитель:пора ставить точку. Выразите свои эмоции и настроение с помощью смайлика.

- Напишите, что спасет мир от разрушения?

- Что движет человеком в его благих поступках?

- В чем гарантия соблюдения норм морали?



Обучаемые пишут на смайликах ответы на поставленные вопросы, озвучивают их. Учитель обобщает: человек, любовь, доброта.


Всем спасибо за работу!





 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!