СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Интерактивное преподавание, способствующее диалогу"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  предназначена в помощь учителю, проводящему мастер-класс.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Интерактивное преподавание, способствующее диалогу"»

Мастер-класс

Разработала: учитель русского языка и литературы

Сапаргалиева АлмашЗаводбековна

Тема: Интерактивное преподавание, способствующее диалогу.


«Образование вне диалога превращается

в искусственную, мертвую систему»

М.М.Бахтин


Цель: раскрыть стратегии интерактивного преподавания, способствующие диалогу на уроках.

Задачи:

  1. Познакомить с основными способами организации учебного диалога;

  2. Показать возможности применения учебного диалога на уроках.


Ход занятия

  1. Вступительное слово.-2 мин

- Интерактивное преподавание ведет к повышению достижений учеников (Александер, 2000 г.). В своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Глава государства Н.А.Назарбаев сделал акцент на том, что необходимо развивать интерактивные формы обучения. Обратим внимание на его слова : «Использование интерактивных досок – это далеко не все интерактивное образование. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося, или обучающихся между собой. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают… » . Вот поэтому диалог на уроке занимает центральное место.

Для себя я выделила три уровня диалога:

- первый уровень «диалог с собственным Я»,как общение с самим собой, собственным разумом – это личностный уровень. (эссе, постановка темы и целей урока);

-На втором уровне диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) – это межличностный уровень. Это же , конечно, работа в парах, которую можно использовать на различных этапах урока, где учащиеся взаимодействуя друг с другом, глубже начинают понимать материал;

- Третий уровень диалога – мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек. Здесь в работе групп срабатывает принцип множественного интеллекта, когда как говориться в споре рождается истина.

Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы.

Чтобы прийти к диалогу учащихся на уроке надо научиться применять различные стратегии интерактивного обучения. Стратегии могут быть самыми разнообразными: составление кластеров, концептуальных таблиц, волонтерское движение, но везде должно присутствовать общение ребят друг с другом, ведь в диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. Умение вести диалог поможет моему ученику быть человеком уверенном в себе, уважающим мнение других и отстаивающим свое. И моя цель, как учителя, развивать эти умения, ежедневно, из урока в урок.

Девизом для своих учеников и для себя я выбрала слова Р. Киплинга: «У меня есть шесть верных слуг: Они научили меня всему, что я узнал: Их имена Что и Зачем, Когда и Как, Где и Кто».

  1. Применение интерактивных методов, способствующих развитию диалога.

  1. Позитивный настрой

Добрый день, уважаемые коллеги! После напряжённого трудового дня вам хочется немного расслабиться, восстановить свои силы. Т.к., по словам учёных, мысль материальна, предлагаю вам пожелать друг другу здоровья на разных языках: кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на этом же языке. Я начну на русском- Здравствуйте!- Нихао ! (Китай)- Гомар Джоба ! (Грузия)- Хэллоу! (Англия)- Бонжур! (Франция)- Здравей! (Болгария)- Здоровэньки булы! (Украина)- Норуон норгуй! (Якутия)- Джечь буречь (Удмуртия)- Добры дзень! (Белоруссия)

  1. Целеполагание

Что объединяет все эти картинки? Определите тему занятия. Определите цель занятия.

  1. Актуализация знаний. Стратегия «Лошади и жоккеи»-

Автор - А.Каменский.

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с

вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою

«лошадь»

Произошло деление на пары

  1. Стратегия «Кубик Блума»-

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:



Назови… признаки кумулятивной беседы

Почему… беседа дебаты

Объясни…

Предложи…

Придумай…

Поделись…



  1. Физминутка «Да – Нет – Не знаю»

Участники перебегают по кабинету к табличкам «да», «нет», «не знаю», отвечая на вопросы ведущего:

  1. Земля круглая?

  2. У палки два конца?

  3. Конец света наступит в 2019 году?

  4. У лошади Чингисхана 45 зубов?

  5. Тебе больше 35?

  6. Таблица химических элементов придумал Мендельсон?

  7. Вначале появилась курица, а не яйцо?

  8. У вас больше одного ребенка?

  9. У тебя глаза карие?

  10. Ты любишь смотреть мыльные оперы?

Кто считает, что ответил правильно на все вопросы, погладьте себя по голове, а теперь соседа.

Итоги разминки по вопросам:

- скажите, какой вид диалога использовали в разминке?

- а теперь какой?



  1. Деление на группы

-Лидеры.(Я иду в поход)

Учитель может, как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды



  1. Закрепление знаний.

Стратегия «Подумай»

По диалогам героев определить тип беседы.

(диалог бабушки и дедушки в сказке «Колобок», диалог в передаче Малахова «Пусть говорят», диалог бабушки и солдата из сказки «Каша из топора», песня «Антошка»)

Стратегия «Говорящие головы»

Разработать диалог на тему «».

Группы не говорят, а показывают диалог.

Остальные должны угадать, какой вид диалога.

Учитель дает сам типы беседы для каждой группы

  1. Оценивание с комментированием

  2. Рефлексия «Ассоциации»

Я сегодня словно птица, потому что...

Я сегодня словно тигр, потому что...

Я сегодня словно муравей, потому что...

Я сегодня словно рыба, потому что...

Я сегодня прекрасный цветок, потому что...



  1. Обратная связь «Свободный микрофон»



  1. Анализ

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны?

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!















Стратегия «Подумай»

По диалогу героев определить тип беседы.



Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.

Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.

Тили-тили, трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!



==============================================

Стратегия «Подумай»

По диалогу героев определить тип беседы.

— Давай мне топор, я из топора кашу сварю!

«Что за диво!» — думает баба. Дай посмотрю, как из топора солдат кашу сварит!" Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил-варил, попробовал и говорит:

— Всем бы каша хорошо, только малую толику крупы подсыпать!

Баба принесла ему крупу. Опять варил-варил, попробовал и говорит:

— Совсем бы готово, только б маслом сдобрить!

Баба ему масла принесла. Солдат сварил кашу и говорит:

— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашу есть!


================================================================================


Стратегия «Подумай»

Какой тип диалога мы наблюдаем в телепередаче «Пусть говорят».



=======================================================



Стратегия «Подумай»

По диалогу героев определить тип беседы.

Вот и говорит старик старухе:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.











Да

Нет

Не знаю












Атмосфера скорее конкурентная, нежели ориентированная на сотрудничество.


БЕСЕДА-ДЕБАТЫ


Беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других.



КУМУЛЯТИВНАЯ БЕСЕДА


Идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную оценку.



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ БЕСЕДА

Нихао ! (Китай)


Гомар Джоба ! (Грузия)


Хэллоу! (Англия)-


Бонжур! (Франция)-


Здравей! (Болгария)-


Здоровэньки булы!

(Украина)-

Норуон норгуй! (Якутия)-


Джечь буречь (Удмуртия)-


Добры дзень! (Белоруссия)
































































свободный микрофон


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!