СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс: «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деловая игра  «Выпускаем газету»

  1. Тип урока: творческая мастерская
  2. Средства обучения: раздаточный материал, пакеты (кейсы) с заданием для работы в группах: памятка, инструкция; оформление для планирования этапов работы и рефлексии «Поляна снежинок», мультфильм «Утро в Шишкином лесу»? Фонограмма:  П.И.Чайковский «Танец снежинок».
  3. Основные понятия: газета, заметка, репортаж, отчёт, интервью, портретный очерк.

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс: «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся».»

Мастер-класс: «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся».

Деловая игра «Выпускаем газету»

  1. Тип урока: творческая мастерская

  2. Средства обучения: раздаточный материал, пакеты (кейсы) с заданием для работы в группах: памятка, инструкция; оформление для планирования этапов работы и рефлексии «Поляна снежинок», мультфильм «Утро в Шишкином лесу»? Фонограмма: П.И.Чайковский «Танец снежинок».

  3. Основные понятия: газета, заметка, репортаж, отчёт, интервью, портретный очерк.

  4.  Задачи урока:

дидактическая – познакомиться с историей создания газеты, с различными газетными жанрами, научиться применять полученные знания для выполнения заданий;

развивающая – развивать внимание, повышать уровень учебной мотивации и познавательный интерес, развивать коммуникативную компетентность обучающихся;

воспитывающая – воспитывать самостоятельность, взаимоуважение, воспитывать интерес к слову.

  1. Планируемые результаты:

личностные – воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества, мышления;

метапредметные – развитие умения ставить цель, планировать свою деятельность, анализировать, развитие умения работать с раздаточным материалом, применять полученную и презентовать переработанную информацию

предметные – овладение информацией о создании газеты.

  1. Методы обучения: проблемный, исследовательский, метод «кейсов».

  1. Организационный момент. Планирование деятельности.

- Здравствуйте, коллеги! Сегодня я хочу представить урок в форме деловой игры. Мой урок рассчитан на учеников 5 класса, однако, усложнив некоторые моменты, его можно проводить и в 6-7 и даже старших классах. Сегодня мы пройдёмся по основным этапам урока и выполним некоторые задания, чтобы у вас сложилось впечатление о том уроке, который я разработала.

- Итак, уважаемые коллеги, приглашаю Вас на урок литературы в 5 класс. Прежде, чем мы определим тему и цели нашего урока, я предлагаю послушать музыку П.И.Чайковского. Какие ассоциации вызовет эта музыка у вас? Какие навеет мысли, чувства?

Прослушивание фонограммы: П.И.Чайковский «Танец снежинок».

(Слушают музыку, затем высказываются, какие у них родились чувства, мысли, ассоциации).

- Да, «Танец снежинок» П.И.Чайковского и у меня ассоциируется с зимой, Новым годом, лесом, снежинками. Я вас приглашаю на «Поляну снежинок». Но это не простые снежинки. На каждой из них записан этап нашего урока. Расположите снежинки так, в каком порядке, на ваш взгляд, пойдут эти этапы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

(Делают предположения, выдвигают свои версии; совместно с учителем приходят к определенному порядку этапов. Один из учеников располагает снежинки – этапы на доске в определенной последовательности).


  1. Определение темы урока, постановка цели урока.

  2. Изучение нового материала.

  3. Применение полученной информации для выполнения заданий.

  4. Презентация результатов своей работы.

  5. Подведение итогов.


- А теперь возьмите снежинки, лежащие у вас на столе и поднимите, ту, которая соответствует вашему настроению:

- Отличное настроение

- Хорошее настроение

- Настроение так себе

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

- Если у кого-то из вас настроение хорошее или так себе, я очень надеюсь, что к концу мастер-класса оно станет отличным!


  1. Актуализация знаний. Ввод в тему. Целеполагание.

(1.Определение темы урока, постановка цели урока)



- А теперь я предлагаю посмотреть мультфильм и предположить тему и цели нашего урока.


Просмотр фрагмента мультфильма «Утро в Шишкином лесу»


- Итак, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте определить тему нашего урока. (Предлагают темы урока, все версии можно записать на доску, выбрать лучшую!)

- Верно, мы будем создавать газету. А что нам для этого нужно? Поставьте для себя цели урока.

Я узнаю:

  • Что такое газета?

  • Какие газетные рубрики существуют?

  • Какие газетные жанры используют для написания статьи в газету?


Я научусь:

  • Выделять газетные рубрики

  • Писать тексты разных жанров


- Проверьте по «Поляне снежинок», не нарушили ли мы последовательность этапов урока и чем должны заняться сейчас. (Далее на протяжении всего урока постоянно обращаемся к «Поляне снежинок», чтобы отследить этапы урока)


  1. Открытие нового знания

(2.Изучение нового материала).


  • Действительно, чтобы создать газету нужно знать, что такое газета, откуда пришло это слово. Поработаем с раздаточным материалом. Для эффективного чтения и размышления используем такой приём как ИНСЕРТ. Перед вами таблица. Прочитайте текст по абзацам, справа промаркируйте текст знаками:

V «галочкой» помечается то, что уже известно;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит вашему представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.



ИНСЕРТ: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления

V «галочкой» - уже знал

-- знаком «минус» - думал иначе

+ знаком «плюс» - узнал новое

? «вопросительный знак» - есть вопрос

Своё название газета получила от названия мелкой монетки — gazetta. Произошло это событие в Италии, в XVI веке. Первые печатные листы появились в Венеции, и содержали в себе обзор последних событий. Стоил этот листочек всего одну монетку.


Итальянское слово gazzetta происходит от gazza - птица сорока. Именно сорока была отчеканена на мелкой монете из Венеции, которая по этой птице и называлась гасетта.


Первая печатная газета в России – «Ведомости» - появилась при Петре I в 1702 году.


Это сейчас "газетная пресса" наполнена рекламными заголовками и объявлениями. Раньше об этом даже и подумать не могли. А первые, кто создал "рекламу" в газете, были англичане, еще в XVII веке. Объявление, которое впервые было опубликовано в "печатном издании", несло в себе "крик о помощи" - пропала собака у короля Карла II.


Газета - периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни. (Толковый словарь Ожегова)


День российской печати, отмечаемый ежегодно, 13 января.


Газеты делятся по принципу территориального распространения (региональные, местные); по тематике (деловые, развлекательные, рекламно-информационные); по возрастному принципу (детские, молодёжные, для пенсионеров); по периодичности (ежедневные, еженедельные); по стилю оформления (цветные, чёрно-белые); по стоимости (платные, бесплатные).


- Достаточно ли этой информации, чтобы начать работу по созданию газеты? Конечно, нет. Мы должны знать, в каком жанре нам нужно писать ту или иную статью газеты.

- Прочитаем текст и составим кластер «Газетные жанры» (используем технологию «Чтение с остановками»).

ТЕКСТ №1. Основные функции газеты - информация, образование, создание общественного мнения и воспитание - находят своё отражение в конкретных жанровых формах.

Например, в довоенной журналистике был очень распространён жанр очерка. В газетах того времени преобладали материалы, несущие образовательную, воспитательную функции. Люди тянулись к знаниям, и газеты старались выполнять стоящие перед ними задачи — обучать и воспитывать людей на ярких примерах новой жизни.

Сегодня на первое место вышли информационные жанры. Ускоренный темп жизни диктует изданиям новые формы подачи материалов. Многие газеты, учитывая читательские интересы, ориентируют журналистов на небольшие по объёму материалы. Например, эссе, диалоги, социальные портреты современников, социальные репортажи, интервью и т. д.

Информационные жанры -  новости, заметка, репортаж, отчёт, интервью - отличаются оперативностью, рассмотрением отдельного факта, явления.

Самый ходовой жанр в массовой прессе - сенсация. Издателю он повышает тиражи газет, приносит прибыли. Усилия репортёров этих изданий направлены на то, чтобы каждый номер обеспечить необычной, захватывающей новостью.



СОСТАВЛЯЕМ КЛАСТЕР:



















ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Игра «Пластилин». Представьте, что вы кусочек пластилина. Вас помяли-помяли, и слепили из вас ель, а потом -ворону, а вот и лисица появилась, а потом снова смяли в кусочек пластилина)


  1. Применение полученной информации для выполнения заданий.


(3.Применение полученной информации для выполнения заданий).


- На прошлом уроке мы закончили изучение басен И.Крылова. Я предлагаю создать газету, посвящённую басне «Ворона и Лисица». Как вы думаете, можно ли считать сенсацией то, что произошло в басне?

(- Конечно, можно. Помним о том, что сенсация повышает тиражи газет и приносит прибыль. А газетные рубрики должны отражать вкусы разных читателей. Итак, отправляемся к месту события!)


- Я предлагаю вам такие газетные рубрики:

  • Лесные новости

  • Персона номера

  • Интервью. Угол зрения.

  • Спецрепортаж с места событий

- Распределитесь по группам и приступайте к заданию.


V. Презентация результатов своей работы

(4.Презентация результатов работы).


VI. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание.

(5.Подведение итогов).

- Итак, вспомните о цели, которую вы поставили на сегодняшний урок.

- Что можете сказать о результате нашей работы и о цели, которую мы ставили?

- А теперь вернёмся на «Поляну снежинок». Скажите, какой этап урока показался вам сегодня особенно интересным и полезным.

  • Оценка за урок (словесная и в баллах)

  • Домашнее задание

- Чтобы наша газеты была ещё интереснее, давайте создадим рубрику «На досуге». Придумайте дома анекдоты, ребусы, кроссворды, синквейны про Ворону и Лисицу. Или нарисуйте карикатуры, дружеские шаржи.



ПРИЛОЖЕНИЕ:

«Кейс» для группы № 1

Репортаж - материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью. Его цель – создать «эффект присутствия», дать возможность читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

Вступление: краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким.

Основная часть: информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей.

Концовка: впечатление автора, его мысли и эмоции.

«Кейс» для группы № 2

Интервью (от английского interview, «беседа», «деловое свидание») – это способ ведения разговора, беседы, которые происходят между 2-мя или более людьми. Проведение интервью подразумевает наличие двух сторон: интервьюер, основной задачей которого является задавать вопросы, и собеседник, который как раз и даёт ответы на них.

Не забывайте, что практически самым важным компонентом любого интервью является приветствие



«Кейс» для группы № 3

Чтобы написать интересную новость для газеты, необходимо выполнить несколько требований по структуре, стилю и созданию привлекательного заголовка.

Заголовок. Должен привлекать внимание и вызывать интерес к новости.

Лид – первый абзац, отвечающий на вопрос – кто, что, где, когда и как сделал.

Содержание новости – раскрывает содержание лида более подробно.

Бэкграунд – дополнительная (часто справочная) информация, которую автор новости посчитал необходимым добавить. Например, в бэкграунд можно добавить предысторию событий.





«Кейс» для группы № 4

Портретный очерк должен содержать не только описание внешности, жестов, походки героя, но и показать внутренний мир человека, его привычки, предпочтения. Например, по виду и состоянию одежды можно узнать, опрятен ли герой, интересуется ли модой, любит быть в центре внимания или предпочитает слиться с толпой.

Важно проследить, как через какой-то поступок проявляется характер человека. Это должен быть необычный словесный портрет, состоящий из красивых слов, происшествие показывает, каков герой в жизни, можно ли на него положиться.

Создавая портретный очерк, следует правильно подобрать увлекательное начало и конец для повествования. Нужно уметь возбудить интерес к герою, заставить думать о нем даже после того, как очерк будет прочтен и отложен в сторону.

План работы над очерком:

  • Проблема, описанная в общих чертах

  • Описание персонажа (лица, мимики, одежды, движений, манеры держаться, общаться).

  • Черты характера героя (какой он дома, на работе, в неформальной обстановке).

  • Ситуация, ярко характеризующая персонажа.

  • Связки героя с проблемой

  • Оценка




















9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!