1. Место данного урока в теме:
- как этот урок связан с предыдущим;
- как урок работает на последующие уроки.
2. Особенности обучающихся, которые преподаватель учитывал при подготовке к уроку:
- краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся и т.д.).
3. Соответствие целей теме и типу урока:
- соответствует цели урока, не соответствует цели урока:
- цель урока определяется учителем;
- цель урока согласуется в обсуждении с учеником;
- оформляются несколько целей урока (учителем для себя, учеником для себя).
- соответствует типу урока, не соответствует типу урока:
- урок первичного предъявления новых знаний;
- урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями;
- урок применения предметных ЗУНов;
- урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов;
- урок повторения предметных ЗУНов;
- контрольный урок;
- коррекционный урок;
- комбинированный урок;
- учебная экскурсия;
- урок решения практических, проектных задач.
4. Содержание урока в соответствии с поставленной целью:
- соответствует, не соответствует;
- учитель (умеет, недостаточно умеет, не умеет) отбирать содержание учебного материала согласно поставленным целям и результатам обучения.
5. Организационное начало урока:
- количество времени, затраченное на организационное начало урока;
- готовность учащихся к уроку;
- подготовленность классного помещения.
6. Мотивация. Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности:
1 уровень: эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом);
2 уровень: эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.);
3 уровень: эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал).
7. Структура урока:
- структура урока не соответствует его типу, целевому назначению;
- логичны ли связи между этапами;
- соразмерность этапов урока выдержана, не выдержана.
8. Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала:
- соответствие методов обучения цели урока;
- какие методы обучения применялись на уроке:
- объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, самостоятельная работа, описание;
- репродуктивный (по образу) – пересказ, списывание с доски по образцу, работа с книгой;
- проблемный – объяснение с опорой на наглядность;
- исследовательский – работа с книгой по поиску информации;
- частично-поисковый – беседа с выводом;
- эвристический (открытие).
9. Формы обучения, выбранные учителем:
- формы обучения, выбранные учителем: рассказ, беседа, самостоятельная работа, пересказ, лекция, тест, конференция, лабораторная работа, соревнование, контрольная работа, путешествие, семинар, зачёт, экскурсия, анализ работы учащихся, консультация, проверка домашнего задания и т.д.
10. Средства обучения, выбранные учителем:
- средства обучения, выбранные учителем: учебные книги, справочники, словари, тетради с печатной основой, таблицы, чертежи, схемы, карты, картины, муляжи, модели, ТСО, спец. оборудование, индивидуальные карточки, дидактический материал и т.д.
11. Отражение на уроке основных дидактических принципов:
- дидактические принципы, используемые на уроке:
- научности;
- последовательности и систематичности;
- доступности;
- прочности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- связи теории и практики;
- учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей;
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
- принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности;
- другие.
12. Педагогические технологии, применяемые на уроке:
- педагогические технологии, применяемые на уроке:
- проблемно-диалогическая технология;
- технология формирования типа правильной читательской деятельности к самостоятельной деятельности (продуктивного чтения);
- технология оценивания учебных успехов;
- проектная технология;
- информационно-коммуникативные технологии;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающий подход;
- педагогика сотрудничества.
13. Как учитель стимулирует интерес к учению:
- учитель стимулирует интерес: через познавательную книгу, учебную дискуссию, занимательные элементы, межпредметную связь, практическую направленность, соревнование и т.д.
14. Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока:
- личностные (нравственно-оценочные). Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;
- регулятивные (организационные). Умения организовывать свою деятельность;
- познавательные (интеллектуальные). Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире;
- коммуникативные (коммуникативные). Умения общаться, взаимодействовать с людьми.
15. Проверка усвоения учебного материала:
- проверялось интуитивно-визуально, выборочно, содержательно;
- применялись: пересказ изложенного, тест, ответы на вопросы, самоконтроль, самостоятельная работа, взаимоконтроль;
- проверки учебного материала не было.
16. Работа с классом:
- применение диалоговых форм общения;
- создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся;
- осуществление обратной связи: ученик – учитель:
- обратная связь на уровне контроля (учитель спрашивает – ученик отвечает);
- инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи;
- постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися (обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности).
- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
- реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности;
- обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию;
- использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач;
- формирование навыков самоконтроля и самооценки:
характер учебных заданий
- репродуктивный (выполнение по образцу);
- репродуктивный с включением самостоятельной работы;
- поисковый, творческий (должно быть не больше половины).
система оценивания достижений учащихся
- самооценка учащихся на основе словесной характеристики;
- включение учащихся в обсуждение ответа;
- выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку.
- активность класса (активны все, активна группа учащихся, большая часть класса пассивна);
- уровень усвоения знаний:
- уровень – информация дана в готовом виде;
2 уровень – применяется знания по образцу;
3 уровень – творческое применение знаний.
- дисциплина учащихся (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная).
17. Психологические основы урока:
- реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи;
- ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности;
- наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока;
- наличие физкультминутки.
18. Результативность урока:
- результативность соответствует типу урока;
- результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем.
19. Домашнее задание:
- объяснено и задано до звонка; задано своевременно, но не объяснено; задано после звонка; не задано;
- оптимальный объем;
- доступность инструктажа;
- дифференциация, представление права выбора;
- задания, подобные классным. Объем не более 25-30 % от классной работы.
20. Подведение итогов деятельности:
- учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили;
- учитель организует рефлексию:
- ученики высказываются по поводу результата урока;
- ученики оценивают результат и процесс деятельности;
- ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъектное значение результатов деятельности.
- подведение итогов не осуществляется ни в каком виде.
21. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя.
|