СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерство педагогического взаимодействия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция "Мастерство педагогического взаимодействия" предназначена для студентов по дисциплине "Основы педагогического мастерства". В ней описаны средства, формы и методы взаимодействия учителя и обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Мастерство педагогического взаимодействия»

Мастерство педагогического взаимодействия

Педагогическое общение и приемы его оптимизации.

1.Сущность педагогического взаимодействия.

Самая неискоренимая человеческая потребность - потребность в общении (В.А. Сухомлинский).

От учителя зависит многое, в том числе и желание школьников учиться. Каждый учитель хочет, чтобы во время урока обучающиеся были внимательными и активными, охотно включались в работу, чтобы у школьников развивались чуткость, внимание к окружающей жизни, накапливались продуктивные знания по предмету.

И каждый учитель решает эти вопросы по-своему. Идет своим путем в зависимости от того, к какой школе он принадлежит, каким национальным традициям следует. Какую роль при этом учитель избирает для себя, кем он чувствует себя по отношению к детям.

От ответа на последний вопрос во многом зависит эффективность работы, потому что недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь его знания и практические умения могут передаваться обучающимся только через систему живого и непосредственного общения с ними. В арсенале педагогической науки существуют термины «педагогическое воздействие», «педагогическое взаимодействие».

Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность их принять ребенком, т.е. быть воспитуемым. Это порождает субъект-объектные отношения, которые ставят ученика в пассивную позицию, он лишь исполнитель того, что задано учителем. Например, на уроке учитель объясняет, как решать новый тип задач, приводит определенную последовательность действий. Если ученик воспроизводит действия, то он достиг успеха.

Развитие же личности предполагает и его собственную активность в достижении целей, самостоятельность выбора, открытие знания. Гуманистическая педагогика говорит о необходимости признать субъектную роль ребенка в его отношениях с миром и людьми. Таким образом, главной единицей учебно-воспитательного процесса становится педагогическое взаимодействие.

Педагогическое взаимодействие предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняет развивающую роль для каждого участника. С одной стороны педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, физическом, эмоциональном…), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и совершенствование педагога, его профессионально-педагогических и общечеловеческих качеств личности.

Идеи педагогики сотрудничества были провозглашены педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др.).

Необходимость и естественность педагогического взаимодействия и сотрудничества были обоснованы Л.С. Выготским в определении зоны ближайшего развития ребенка: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя то, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем, развитие вчерашнего дня. Исследуя то, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Партнерство предполагает не только участие, но и обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности, истинная значимость которых определяется целью, содержанием, формой и результатами деятельности при условии их осознания всеми участниками.

Сутью сотрудничества взрослого и ребенка в учебно-воспитательном процессе является диалогичность отношений, общения. Благодаря этому развиваются:

- способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность мнений, обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников совместной деятельности;

- инициативность, способность добывать недостающую информацию с помощью вопросов, диалога, готовность предложить партнеру план общего действия;

- адекватная самооценка, самокритичность, дружелюбие в оценке партнера, способность партнера без агрессии, рационально разрешить конфликт.

2.Принципы педагогического взаимодействия.

Роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роли диктатора учебно-воспитательного процесса. Учитель должен следовать определенным принципам педагогического взаимодействия:

- гуманистическая направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала человека);

- творчество (умение создавать и реализовывать новые подходы к определению содержания и форм своей педагогической деятельности);

- опережающий характер педагогической деятельности (учитель работает для будущего);

- равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;

- психотерапевтический характер взаимодействия.

- эмоциональную вовлеченность (переживание опыта);

Американский психолог, педагог и психотерапевт Лэндгрет Г.Л. предлагает ряд своих принципов:

- Я не всезнайка и не буду пытаться быть им. Я хочу, чтобы меня любили, поэтому буду открыт детям.

- Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, что позволю детям учить меня.

- Я лучше усваиваю знания, полученные путем собственных усилий, поэтому объединю свои усилия с усилиями ребенка.

- Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам его детям.

- Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть на самом деле, поэтому буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

- Я склонен ошибаться, поэтому буду терпелив к человеческой сущности ребенка.

- Приятно чувствовать себя начальником, поэтому мне понадобится много работать, чтобы защитить от себя детей.

- Я единственный, кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться управлять жизнью ребенка.

- Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю детям приобрести свой.

- Я черпаю поддержку и волю к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.

- Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, но я буду стараться стремиться смягчить удар.

- Я чувствую страх, когда беззащитен, поэтому буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

3.Педагогическое общение

Представьте ситуацию: урок в IV классе. Учитель превосходно владеет материалом, использует массу дополнительной литературы, умеет ярко раскрыть тему. Но что происходит с учениками? Почему некоторые к концу урока на глазах сникают? Вопросы учителя сыплются лавиной: интересные, содержательные. Но не все поспевают за мыслью педагога. Казалось бы, задержись и помоги понять. Но у учителя не хватает терпения выслушать, дождаться ответа ребенка. Страстно вытянул один из них руку, желая отвечать, и был урезонен властным указанием: «Что ты трясешь передо мной рукой? У меня от тебя голова болит!»

Удался ли этот урок? Достаточно ли учителю хорошо владеть содержанием изучаемого материала?

Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться обучающимся только через систему живого и непосредственного общения с ними, так же как и система воспитательных взаимоотношений.

Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.

Обмен социальными ролями способствует как многосторонним проявлениям личности, так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком. С этой целью учителя вводят личностно-ролевую форму в учебно-воспитательный процесс: подключают обучающихся к введению отдельных элементов урока, дают возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.

Содействуя самоутверждению личности, педагог выполняет сложную задачу - способствует созданию школьником своего «Я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспективы личности, уровня ее притязаний.

Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности становиться на точку зрения собеседника, что нормализует отношения в классе. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействия исходя из его представлений.

Если исходить из того, что педагогический процесс имеет следующие стадии: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка, то можно выделить соответствующие им этапы профессионально-педагогического общения.

1.Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку, внеклассному занятию (прогностический этап).

2.Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).

3.Управление общением в педагогическом процессе.

4.Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.

4.Стили руководства и общения.

В жизни встречается много вариантов общения. Но, как правило, учителя используют или поддерживают тот, который возникает вокруг них стихийно. Хотя вокруг разных учителей в каждом случае возникают свои, специфические варианты, но для каждого из этих педагогов собственные варианты оказываются стереотипными.

Когда же учитель в трудных ситуациях начинает выбирать и менять тип поведения - общения, то он в значительной степени перестает зависеть от произвола случая. Для того чтобы владеть ситуацией, необходимо знать стили общения и уметь ими пользоваться. Через стиль, который выбирает учитель, можно увидеть, как у учителя развиты коммуникативные способности, сложившийся характер взаимоотношений с учениками, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива.

Психологами и педагогами предложены разные варианты стилей общения.

Стили руководства

Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу обучающихся. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор. Преобладает начальственный тон. При отсутствии педагога работа в ученическом коллективе замедляется, а то и вовсе прекращается.

Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает к активному участию в обсуждении хода работы. У учеников появляется уверенность в себе. Развивается самоуправление. Нагрузки оптимально распределяются в классе с учетом склонностей и способностей каждого, поощряется активность, развивается инициативность. Основные способы общения у такого учителя: просьба, совет, информация.

Либеральный стиль. Анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активность, вопросы рассматриваются формально. Учитель самоустраняется от ответственности за происходящее, неавторитетен.

5.Стили общения

Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот стиль складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. В классе царит общая творческая деятельность.

Общение на основе дружеского расположения. Продуктивный стиль общения. Он является предпосылкой успешной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь деловую направленность.

Общение-диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения.

Общение-дистанцирование. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие учителя, так и опытные. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и обучающихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция, которая ведет к формальным отношениям. Но! Это не значит, что дистанция вообще не должна существовать: она необходима в общей системе отношений ученика и учителя, их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками.

Общение-заигрывание. Этот стиль общения отвечает стремлению завоевать дешевый ложный авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.

6.Стили терминаторного менеджмента (Комаров Е.И.).

«Я один все знаю, все вы неучи». Такой учитель считает, что он все делает хорошо, а все, что делают его коллеги и учащиеся плохо. А когда человека постоянно обвиняют в некомпетентности, он обязательно таким и становится.

«Создатель чехарды в компетентности». Учителя этого типа понимают, что обучающиеся по успеваемости делятся на сильных, средних, слабых. Мало того, они знают, кто из ребят к какой категории относится. Но в постоянной спешке этого не учитывают. В результате сильные ученики получают на уроках легкий материал. Слабые, наоборот, не понимают объяснения учителя.

«С кем мне приходится работать». Входящие в эту группу учителя изображают крайнее удивление, нередко сопровождающееся тяжелыми вздохами, когда ученики что-либо не понимают, просят разъяснить материал. Очень часто преподаватель в таких случаях с горечью говорит, что всегда всем его ученикам было понятно, что с непониманием подобного вопроса он сталкивается впервые. Результат не заставляет себя ждать. Ученик перестает задавать вопросы учителю, теряет уважение к преподавателю.

«Чтобы работать с вами, надо иметь адское терпение». При любой встрече с воспитанниками представитель этого типа упрекает их, в чем-либо, использует эту возможность для критики. Некоторые учителя умудряются критиковать, так сказать, авансом, т.е. за ошибки, которые обучающийся еще не совершил. При ответе ученика требуют, чтобы он приводил именно те оценки и иллюстрации, которые указал учитель, исключая любое проявление творчества, любую инициативу. Если ученик что-то забыл и переспрашивает, ему говорят, что учитель уже отвечал на этот вопрос, и постоянно демонстрирует немалые усилия сдержать свое раздражение от бестолковости детей.

«Главное - добиться высоких результатов». Реализуя свою позицию, представители этого типа очень много сил и энергии тратят на проведение различных организационных мероприятий. Еженедельно проводят собрания, обсуждают каждое нарушение и каждую «двойку». Поддерживают регулярную связь с родителями и сообщают им о каждом поступке ребенка.

7.Формы, методы, приемы и средства педагогического взаимодействия.

Формы педагогического взаимодействия:

1) индивидуальная (учитель-ученик)

2) фронтальное взаимодействие (учитель-класс)

3) групповое взаимодействие (учитель-коллектив родителей и группа учеников)

Принципы педагогического взаимодействия:

1) принципы педагогического оптимизма

2) принципы заинтересованности в личности и судьбе ученика

Методы педагогического взаимодействия:

1) Метод заражения – процесс передачи эмоционального состояния от одного человека к другому на психофизическом уровне контакта, помимо собственного смыслового воздействия или дополнительного к нему

2) Метод подражания – следование общим примерам, эталонам, это одно из явлений групповой интеграции людей

Виды:

подражание логическое;

· подражание нелогическое;

· внешнее – манера поведения

· внутреннее – принципы

· подражание – мода

· подражание – обычай

· подражание – внутри социального класса

· подражание одного социального класса другому

3) Метод внушения – (основан на вербальном средстве) целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого, которое воспринимается некритически.

4) Метод убеждения – воздействие на сознание человека на мышление с целью устранения возникших расхождений между сознанием, чувством и поведением, используя логику доказательств или аргументов.

5) Метод педагогического требования – метод педагогического взаимодействия, который в качестве стимула к выполнению или прекращению какого-либо действия ребенка использует личные отношения, складывающиеся между педагогом и воспитанником или педагогом и детским коллективом.

Методы тесно связаны с методическими приемами. Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление класса на микрогруппы (случайным выбором, по интересам, по лидерам т.п.) - методический прием, который может быть подчинен разным задачам: научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные особенности или др. Взаимосвязь методов и приемов подвижна, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах.

И.А. Зазюн выделяет ряд приемов, которые должны использоваться учителями при общении с обучающимися:

Проявление внимания, уважения.

Педагогический такт.

Интерес.

Доброта.

Забота.

Поддержка.

Положительная установка.

Вера педагога в наличие у воспитуемого способностей и положительных качеств.

8.Средства взаимодействия:

Средством может выступать коллектив (в педагогическом смысле этого слова), различные виды деятельности, а также предметы материальной и духовной культуры (книги, кинофильмы, музыкальные произведения и т.п.). Каждое средство должно быть приемлемо для решения определенной педагогической задачи. Чем больше набор средств, которым располагает педагог, тем эффективнее его профессиональная деятельность.

Вербальные и невербальные средства общения

Специфика профессионального общения предопределяется общими законами передачи и восприятия информации. Информация передается с помощью вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств общения. «Пулей попадешь в одного, а метким словом - в тысячу», - говорит военная пословица. Надо ли говорить, что для учителя значение словесного общения, включающего объяснение нового материала на занятии, выступление перед учащимися и коллегами, воспитательную беседу, анализ ошибок учеников невозможно переоценить. «Я твердо убежден», - писал В.А. Сухомлинский, - что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить со своими учениками».

Объем словесных воздействий не одинаков в работе разных учителей. И чем он меньше, тем выше должна быть ценность каждого слова и тем значительнее роль умения владеть им. Тем более, что вербальное общение не идентично простой передаче информации. Прежде всего, школьник не только объект, но и субъект словесного контакта. Он активно воспринимает услышанное. Не всегда согласен со старшими. Вправе иметь свою собственную точку зрения. И правильное общение требует переубедить его, а не заставить замолчать, если он спорит, если он не согласен с услышанным. Коммуникация предусматривает обмен информацией, т.е. движение информации в обе стороны, а также умение старшего не только говорить, но и слушать.

Способность и готовность не вещать истину, а совместно вырабатывать общую точку зрения, для чего, как минимум необходимо, чтобы собеседник не боялся высказать сомнение, поспорить, надеялся, что его не оборвут, а выслушают до конца, в случае необходимости тактично поправят и помогут разобраться в трудной проблеме, необходима настоящему педагогу. Наконец, участники коммуникации должны говорить на одном языке, понимать друг друга.

Для того чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям, или, как говорят ученые, обладать требуемыми коммуникативными качествами. Так, требование правильной речи педагога обеспечивается ее нормативностью, т.е. соответствием речи нормам современного литературного языка. В целом же такие коммуникативные качества речи педагога, как правильность, точность, уместность, лексическое богатство, выразительность и чистота, определяют культуру речи.

Американский ученый Алберт Мейерабиан отмечает, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвилл провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит 2,5 секунды. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Опираясь на вредные советы Г. Остера, составьте рекомендации для учителей «Как не нужно общаться с учениками» (методом от противного).

- Как вы думаете, насколько эффективен такой учитель в жизни? Почему у детей может пропасть интерес, желание учиться?

- Встречались ли вам такие учителя? Делали ли вы такие же ошибки?


Задание:

Какие из перечисленных средств являются важными для педагога?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!