СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерим сами, своимми руками

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Мастерим сами, своимми руками»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Могоеновская средняя общеобразовательная школа




Согласована, одобрена на заседании методического объединения

по реализации АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями протокол № ___ от _________20____г.

_______________________/____________/

УТВЕРЖДАЮ

« »________ 2020г

Директор школы

________ Е.Е. Юрганова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА


МАСТЕРИМ САМИ, СВОИМИ РУКАМИ



Этап обучения: второй

Класс(ы) 5 - 9

Количество часов 34

Срок реализации: 1 год


Составитель:

Педагог – логопед

Петрова Ю.Г.












Могоенок, 2020 г.


Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Мастерим сами, своими руками» для детей с интеллектуальными нарушениями (1 вариант) 5-9 классов разработана на основе АООП МБОУ Могоеновская СОШ, утвержденной приказом МБОУ Могоеновская СОШ от «28» марта 2019г. № 52

Коррекционно-развивающие занятия рассчитаны на 34 часа в год и проводятся раз в неделю по 20-30 минут.

Программа коррекционно-развивающего курса имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Занятия предполагают развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия обучающегося, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Цель курса - создать  условия, способствующие адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в обществе, а так же развитие их творческих способностей.

Задачи программы

Образовательные:
-изучение обучающимися основ композиции и аранжировки;
-обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
-закрепление и расширение знаний и умений в области: биологии, истории, математики, изобразительного искусства. 

Воспитательные:
- возведение базиса личностной культуры,
- формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
- экологическое воспитание обучающихся, воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда 

Развивающие:
- развитие у детей творческого мышления ,
- знакомство с различными направлениями русского народного творчества,

- создать условия для получения азов профессии,
- учить детей видеть красоту окружающего мира.

Коррекционные:

   - исправление (коррекция) психо-физических недостатков


Принципы, лежащие в основе программы:

 доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

 наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

 демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

 научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

 Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

 исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

 групповой – организация работы в группах;

 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств  материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, соленым тестом, цветными нитками;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации кружка

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся: в классе,
Планируемые результаты:

Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Личностные:

Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий..

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Метапредметные:

Развитие образного мышления, воображения, интеллекта, фантазии, технического мышления, творческих способностей;

Расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

Знакомство с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

Использование ранее изученных приёмов в новых комбинациях и сочетаниях;

Знакомство с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

Совершенствование навыков трудовой деятельности в коллективе;

Оказание посильной помощи в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

Достижение оптимального для каждого уровня развития;

Закрепление навыков работы с информацией.

Развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

Расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

Познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

Использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

Достичь оптимального для каждого уровня развития;

Сформировать навыки работы с информацией.

Предметные:

Знать:

инструменты и приспособления для работы с нитками и тканью;

правила изготовления шаблонов;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным садовым инвентарём и с удобрениями;

личностную или социальную значимость продуктов своего труда или труда других людей;

средства художественной выразительности  (цвет, линия, объём, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция и т. д.);

овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а так же приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия;

Уметь:

подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограничивающих условий;

планировать свою деятельность и осуществлять контроль за её ходом;

изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, смысловому замыслу;

собирать модели несложных объектов из деталей конструктора по образцу, эскизу, сборочной схеме, собственному замыслу;

осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

соблюдать правила личной гигиены и безопасные приёмы работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;

наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности.

                                          СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1. Работа с природным материалом (2 ч.)

            В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

 2. Работа с бумагой и картоном (8 ч.)

Виды работ из бумаги и картона.   Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные  приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

3. Работа с салфетками         (3 ч.)

  Свойства салфеток. Приёмы скручивания и сгибания. Создание поделок из салфеток.

4. Работа с фольгой, фантиками       (2 ч.)

 Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то кроме приятного вкуса во рту от них остаются еще красивые блестящие бумажки-упаковки — фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей. Ведь фольга — прекрасный материал для изготовления всяких поделок — полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по-настоящему есть и пить. 

Свойства фольги. Положительные и отрицательные качества фольги.

5. Работа с лентами        (3 ч.)

 Использование лент для создания и украшения работ.

6. Работа с соленым тестом (3 ч.)

 Из истории соленого теста

   Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
   В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто  применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
   Как приготовить соленое тесто
   Основной материал для изготовления изделий  из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
   В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей).
   Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;
- Мука - 500 г;
- Вода - примерно 250 мл  (количество воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
- Клей - 2ст.ложки.
  Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
  Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

   Для раскраски  просушенных изделий используют гуашь.

7. Работа с цветными нитками          (2 ч.)

Виды  и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток.

8. Работа с бросовым материалом (4 ч.)        

Научиться выполнять разные поделки с использованием бросового материала.

 

Способы изготовления изделий из бросового материала.

9. Работа с гофрированной бумагой (4 ч.)

 О гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление поделок.

Техника изготовления поделок из гофрированной бумаги.

10. Работа с бисером (3 ч.)

Научиться основным приемам работы с бисером.

                    

Учебно – тематическое планирование

 

Тема

Количество часов

1.       

Работа с природным материалом

2

2.       

Работа с бумагой

8

3.       

Работа с гофрированной бумагой.

4

4.       

Работа с салфетками.

3

5.       

Работа с лентами.

3

6.       

Работа с бросовым материалом.

4

7.       

Работа с цветными нитками

2

8.       

Работа с фольгой, фантиками.

2

9.       

Работа с солёным тестом.

3

10.

Работа с бисером.

3

 Всего

34

 

Учебно-методическое обеспечение.

Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия развития, К Академия Холдинг, 2001. – 144 с.

Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005. – 255 с.

Леонова О. В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 128 с.

Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 288 с.

Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто. - М.: Издательство Эксмо, 2004. – 224 с.

Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.

2. Учебные пособия по технологии  изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по   

охране труда,  образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги,  компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты.

6. Компьютер для показа презентаций.

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!