ТЕМА
Экологическое воспитание в развитии социальной активности обучающихся в условиях социокультурного пространства Ульяновской области.
Одним из важнейших направлений в развитии социальной активности является духовно-нравственное воспитание учащихся, которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества..
Одна из составляющих духовно-нравственного воспитания - экологическая культура, поэтому тема моего выступления – «Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время».
Работая по учебникам русского языка и математики, я заметила, что материал с экологической направленностью, представлен в небольшом количестве.
Задача экологического воспитания младших школьников интересовала меня давно, поэтому я стала изучать литературу, связанную с данной проблемой. Стала использовать на уроках русского языка дидактические материалы с экологической направленностью, использовала разные формы работы.
Это, во-первых, ИГРЫ экологического содержания:
Во-вторых, РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ экологического содержания.
Для развития орфографической зоркости использую СКОРОГОВОРКИ с экологической направленностью. Например: « Лягушки любят лакомиться ломтиками лососины и лавровыми листиками», «Жутко жуку жить на суку» и другие.
Для осуществления экологического образования на уроках русского языка так же большую роль играет работа с текстом и заданиями учебника, которые дают возможность повторить и систематизировать знания учащихся об объектах природы, их признаках, свойствах.
Викторина по русскому языку «Что? Где? Когда?»
Учитывая возрастные особенности младших школьников, вполне реально также на уроках математики формировать у учащихся экологическое воспитание. Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, дает небольшой материал для экологического образования учащихся.
При подготовке к уроку я составляла ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ и продумывала краткую целенаправленную беседу к ним, направленную на формирование духовных интересов, воспитывающую чувство прекрасного, формирующую у детей чувство любви к животным, их бережное отношение к природе, понимание ее красоты.
Также использую задания экологического содержания
Математические раскраски
На уроках решаем так же задачи, которые способствуют формированию у младших школьников экологических знаний и воспитанию ответственности и сохранении и преумножение природных ресурсов.
Я веду работу по экологическому воспитанию в рамках функции классного руководителя (экскурсии, классные часы, уроки здоровья, , тематические беседы, прогулки, творческие мастерские, внеурочная деятельность, участие в экологических акциях ).
Мы провели такие мероприятия как:
Экологический урок «Хранители воды»
Книжная выставка«Они нуждаются в защите»
Экологическая игра – викторина
Внеклассное мероприятие «Экологические проблемы современности».
Спортивная суббота под девизом «Собирай по фантику, наберешь мешок»
Мы с ребятами являемся постоянными участниками муниципальной и областной экологической акции «Каждой пичужке по Кормушке!» .
И сегодня я бы хотела вам предложить небольшой мастер- классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным и полезным, а главное принесёт много положительных эмоций.
Предлагаю начать нашу работу не совсем обычно. Все мы работаем в школе и кому, как не нам известно, что наши ученики пишут шпаргалки и пытаются использовать их на уроках. Сегодня я предлагаю вам вернуться в школьные годы и вспомнить, как прятать шпаргалки, чтобы они были незаметны , по при этом их можно было легко достать.
Сейчас каждая пара получит рулон туалетной бумаги. Ваша задача- порвать бумагу и рассовать в свою одежду. Это нужно сделать не только быстро, но и так, чтобы туалетная бумага не свисала со всех карманов, иначе учитель это заметит и поставит вам неудовлетворительную оценку. Время на выполнения задания 3 минуты.
Не смотря на то, что школьные годы давно позади, вы все хорошо справились с этим заданием.
Вы все обратили внимания, что наши шпаргалки не обычные. Скажите, из чего они?
Совершенно верно и я обратила внимания, что втулки от туалетной бумаги остались у вас на столах. А коллеги, а что вы обычно привыкли делать с этими втулками?
Сегодня на своём мастер- классе я покажу вам, как дать этому предмету вторую жизнь.
На улице наступили холода, и многие животные нуждаются в нашей помощи. Сложнее всего в это время птицам. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. За время сильных морозов примерно 8-9 птиц погибают от голода. Помочь птицам могут только люди. Давайте и мы не будем равнодушными и изготовим кормушки нашим пернатым друзьям.
Всё, что нам нужно для работы - это втулка, мёд, кисть, любые семена и бечевка. Возьмите в руки кисть, обмакните её в мёд и хорошенько смажьте втулку с внешней стороны. Затем обваляйте ролик в семенах, чтобы корм равномерно распределился со всех сторон. Ну а чтобы нашу кормушку было удобнее повесить на дерево, предлагаю вам привязать бечевку. С изготовлением съедобного ролика для птиц справиться даже маленький ребёнок.
В нашей повседневной жизни, мы привыкли выбрасывать, не нужные нам на первый взгляд пластиковые бутылки, остатки пищи, картонные коробки и многие другие предметы. Но дав этим предметам вторую жизнь, мы можем сделать вот такие прекрасные кормушки для птиц и спасти жизнь наших пернатых друзей.