Мастер-класс
«Воспитание экологической культуры в начальной школе».
Романова Татьяна Владимировна – учитель начальных классов МКОУ «Плосковская СОШ».
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы, способствующими формированию экологических навыков на уроках и внеурочное время в начальной школе.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию
экологических навыков в начальной школе;
предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять всем
педагогам, работающим по ФГОС.
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми
установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию экологических навыков на уроках в начальной
школе;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию экологических навыков на уроках в начальной школе, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер- класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, театральная атрибутика.
Продолжительность проведения: 30 минут
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании экологических навыков в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приёмы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход проведения мастер-класса
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Слайд 1.
- Здравствуйте уважаемые коллеги, жюри, участники и гости! Я рада приветствовать вас! Меня зовут Романова Татьяна Владимировна, я работаю учителем начальных классов в Плосковской СОШ. – Прежде, чем объявить тему мастер-класса, Вашему вниманию я хотела бы представить видеоролик. Просмотрев его, мы определим вместе его тему.
Слайд 2. видеоролик «Прости, Земля».
(Просмотр ролика и обсуждение темы: ролик «Прости, Земля».
- О чём идёт печь в ролике? (о связях ч-ка и природы – люди-дети Земли; они просят прощения у Земли; показано хищническое отношение к природе, планете;)
Слайд 3
- Тема моего мастер-класса «Экологическое воспитание в начальной школе»
Слайд 4.
- Китайская мудрость гласит:
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.
- Хорошо, но тут, же встаёт вопрос: Слайд 5.-1 щелчок «А как правильно воспитать достойного человека?»
- В свете Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России широко применим принцип экоадекватного характера образования, который также учитывает, что одним из наиболее серьёзных вызовов современного мира человеку и человечеству являются экологические проблемы. : Слайд 5.-2 щелчок
Современное НОобразование имеет Экоадекватный характер (от греческого слова «экос» — дом), предусматривает воспитание любви и уважения к природе как к величайшей ценности, как основе жизни людей, развитие у ребёнка природосберегающего «чувства дома»…
- Таким образом, экологическое воспитание постепенно становится важнейшим направлением в работе школы. Но всё не столь просто, вы знаете, что формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.
Младшего школьника нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, и поэтому оберегать экологические качества окружающей среды - значит, заботься о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.
Необходимо развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Воспитывать у детей любовь к родному краю, охране растений и животных можно не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках, а так же и на занятиях по внеурочной д-ти.
Слайд 6.-1 щелчок
- А как эффективнее донести до ребёнка, необходимость быть культурным в экологическом контексте, спросите Вы?
- Отвечу. Один из путей эффективности данной работы состоит в подборе разнообразных форм и методов экологического воспитания.
- Форм экологического воспитания можно использовать множество: - 2/3 щелчок
- Методы тоже достаточно разнообразны: Слайд 7.-1 щелчок
наблюдение;
опыт/эксперимент;
ведение календаря природы;
обсуждение ситуаций;
чтение/написание стихов, эссе;
включение в урок эко-материалов;
психогимнастика/релаксация;
экологические игры;
экологические сказки;
инсценировки;
театрализации. Слайды 8-13
- Как видите форм и методов экологического воспитания довольно много.
- Я бы хотела подробнее остановиться на нескольких, и на примереСлайд14 показать, каким образом я выстраиваю работу по экологическому воспитанию на уроках и внеурочной деятельности, познакомить вас с фрагментами некоторых уроков.
- В соответствии с реализацией образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта современная система образования направлена на формирование активной, интеллектуально развитой и творческой личности.
Т. О. встаёт вопрос, как активизировать познавательный и творческий потенциал школьников, воспитать у них любовь и уважения к природе как к величайшей ценности, как основе жизни людей…?
- Я предлагаю решать вышепоставленные задачи:
путём введения экологического материала на уроках в начальной школе,
а также использовать нетрадиционные формы организации учебного процесса.
Например, театрализацию, раскрывающую экологические проблемы посредством костюмированных театральных постановок, сценок, чтением с включением стихов, песен и даже танцев.
Учитываю и использую такие методы, как:
Сочинение стихов и сказок,
Инсценирование/ разыгрывание сказок,
В рамках здоровьесбережения – релаксацию.
Введение экологического материала на уроках в начальной школе Слайд 15
Сегодня я предлагаю примерить на себя роль наших учеников, и прожить 1 школьный день. Согласны? Мне нужны 10 активных людей, желающих окунуться в школьное детство и стать на немного учениками начальной школы.
Известно, что в рамках системно - деятельностного подхода, наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.
Нам сегодня предстоит работать с вами фронтально и в группах.
- Коллеги, вы поприветствовали меня, теперь я вам предлагаю поздороваться друг с другом. - Я попрошу встать в круг и рассчитаться на «первый - второй»:
каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево.
- Все молодцы! А теперь, не меняя позы, поздоровайтесь, пожалуйста, друг с другом локтями.
- А теперь по цепочке произнести фразу «Я – учитель» с разной интонацией
- с гордостью, - ласково.
- Здорово, вот вы и распределились на 2 группы: «Гордые», «Ласковые».
- Присаживайтесь по своим местам. Готовы? Начинаем.
Слайд 15 - щелчок
Мы с вами в школе, посмотрим расписание уроков:
математика
русский язык
литературное чтение
окружающий мир
занятие по внеурочной деятельности
Звенит звонок.
Первый урок, математика.
Здравствуйте, дети! Все на своих местах, молодцы – стоя приветствуете учителя.
Начнём урок с устного счёта.
1. Устный счет. Слайд 16
- Ребята, сейчас нам с вами предстоит разгадать одно слово. Для этого нам нужно устно решить примеры. (показываю карточки с примерами)
40 – 3 ·7 = 19 О 58 : 2 – 9 = 20 Г 33 – 4 · 4 = 17 Э 96 : (10 – 4) = 16 Я (8 + 7) · 5 = 75 К (54 + 27) : 9 = 9 И 68 : 17 · 6 = 24 Л На слайде табличка | 17 «Э» 75 «К» 19 «О» 24 «Л» 19 «О» 20 «Г» 9 «И» 16 «Я» |
Молодцы, ребята! А кто мне может сказать, что такое ЭКОЛОГИЯ?
Ответы детей. Правильно, экология – это взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Наука о природе, и связях в природе.
- Проведём сегодняшний урок математики, используя краеведческий материал экологической направленности.
А сейчас решим задачу на логическое мышление. Читаем задачу и обсуждаем в своих группах. Какая группа быстрее даст правильный ответ?!
Задача №1 Слайд 17
Представьте, что мы поехали на автобусе из г. Змеиногорск к Саввушинскому озеру и по дороге нам встретились 5 грузовых машин и 3 легковых. Сколько всего машин ехало в сторону с. Саввушка?
Дети: 1 автобус, остальные ехали навстречу.
- С логикой всё в порядке. Продолжаем урок. Внимательно прослушайте задачу.
________________________________________________________________________
ООО «Силикат», является производителем извести в г. Горняк. Его выбросы вредного производства загрязняют воздух.
- А что ещё является основным загрязнителем воздуха? (Ответы)
- Конечно, это автотранспорт.
К сожалению, у нас нет достоверных данных, в которых было бы сказано, сколько тонн загрязняющих веществ выбрасывается в воздух, но я предлагаю вам решить задачу с придуманными числами.
Задача №2 Слайд 18
За год завод «Силикат» выбросил в воздух 58 млн. тонн загрязняющих веществ, автотранспорт 26 млн. тонн. Сколько всего тонн выброса вредных веществ попало в воздух? (84 млн. тонн)
- Каждая группа ведёт расчёт на листах и поднимает лист, с правильным вариантом ответа вверх. - Умнички, справились с заданием!
А теперь урок русского языка. Слайд 19
- Попробуем все вместе составить синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». В этих строчках человек высказывает своё отношение к проблеме.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Например:1.Река
2. Полноводная, широкая
3. Течёт, поит, шумит
4. Река – водная артерия земли
5. Жизнь
- Каждой группе нужно составить синквейн со словом земля.
- Кстати, какая орфограмма встретилась в этом слове? (безударная гласная в корне слова). – Как её проверить? (подобрать проверочное слово – зЕмли).
1строка – Земля
2 строка – Плодородная, щедрая
3 строка – Кормит, радует, растит
4 строка – Земля – наш дом
5 строка – Матушка, кормилица, жизнь. Что получилось у каждой из команд?
-Молодцы, продолжаем.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
- А что же можно сделать на уроках литературного чтения. Слайд 20
(чтобы привлечь внимание детей к экологическим проблемам см. ролик).
- О каких проблемах, говорили ребята? Верно, молодцы!
- Сегодня на уроке мы должны прочитать и суметь проанализировать стихотворение Алексея Ерошина, которое называется «Про рыбалку», а заодно потренируем ваше внимание.
Давайте обыграем это стихотворение: я буду читать основной текст, а про героев будете читать вы,
Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.
Коля – шкурку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.
Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.
Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.
Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.
- А теперь, ребята, будем учиться анализировать стихотворение.
Вопрос:
- Молодцы! Надеюсь, что вы никогда не будете загрязнять природу.
- Конечно, «коньком» среди всех предметов по формированию экологических навыков является урок окружающего мира.
Это ведь не только класс, кабинет, но ещё и экскурсия. Ведь здоровьесбережение это ещё один аспект экологии – экологии здоровья.
Недавно мы с детьми прошли тему «Строение тела человека». При изучении этой темы для укрепления здоровья мы проделали следующие упражнения:
«Лепим человека»:
Лепим ладошки: трём ладошки до ощущения тепла, лепим пальчики, вытягивая каждый пальчик.
Лепим руки: поглаживаем руки до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча и предплечья.
Лепим ноги: делаем стопой вращательные движения, вытягиваем вперёд носок, сильно растираем голени и бёдра.
Лепим туловище: поглаживаем грудь против часовой стрелки, а живот по часовой стрелке.
Лепим шею: поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку, похлопываем по подбородку тыльной стороной кисти рук.
Лепим голову: ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегаем» по поверхности головы
Лепим уши: поглаживаем ушные раковины по краям, ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, нажимаем на мочки ушей.
Лепим красивое лицо: поглаживаем лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, лепим брови от переносицы к вискам щипками, мягко и нежно лепим глаза, надавливая на уголки глаз.
Любуемся своим отражением в воображаемом зеркале.
- Аналогичные упражнения я провожу на многих уроках, ведь это приучает детей быть внимательными к своему здоровью.
Например: правой рукой массируем каждый палец на левой руке. Тоже сделаем с правой. Будем уделять внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.
Вот такие простые упражнения вы можете проделывать каждый день.
А теперь все на внеурочку!!!
- Ребята, вы устали от школьных занятий и перемены?
Я предлагаю вам отдохнуть.
Садитесь поудобнее и отдыхайте (внимание на экран). Слайд
Отдохнули? Здорово!
Ведущий: Нам необходимо инсценировать сказку.
На столе разложены шапочки-зверей - атрибуты героев. По этим атрибутам догадайтесь какую сказку можно сделать? Выберите себе роль и атрибуты..
Ведущий: Жил в одной деревне дед Вместе с бабкой много лет. Захотелось как-то деду Репы пареной к обеду… Рассердилась бабка крепко: Бабка: Кашу ешь! Ну, нету репки! Хочешь репку – так поди. В огороде посади! Ведущий: Репку дед посадил, Он старался что есть сил. Репка выросла на диво! Так вкусна и так красива. Дед: Надо репку уже рвать, Бабку надо бы позвать. Ну-ка, бабка, не ленись И за мною становись. Ведущий: Тянут эдак, тянут так, Да не вытянут никак… Бабка: Надо внучку бы позвать Так нам репку не сорвать! Очень выросла большая, А тяжелая какая! Ведущий: Стали внучку вместе звать А потом тянуть опять… Вот все трое что есть силы Дернут эдак, денут так – Но не вытянут никак. Внучка: Нет, не справимся опять, Надо Жучку нашу звать. Ну-ка, Жучка, не ленись, За подол скорей берись.
| Ведущий: Жучка к внучке подбежала И за юбку тянуть стала Только репка все на месте, Нет, не вытянуть им вместе! Жучка: Гав – гав – гав, что за беды? Нужно Мурку звать тогда! Мурка! Кошка! Подсоби-ка нам немножко Живо, кисонька, беги, Репку дергать помоги! Ведущий: Тут и Мурка подоспела, И они взялись за дело! Тянут славно, но беда. Ни туда и ни сюда! Мурка: Кликнуть мышку не мешало б, Только что вот тут бежала! Все: Мышка, мышка, не ленись, С нами вместе потрудись! Мышка: Потрудиться я бы рада, А какая ждет награда? Мурка: Репки маленький кусочек Ты получишь, мой дружочек. Ведущий: Станем вместе, скажем «ух» Вытащили репку вдруг. На здоровье, кушай, дед, Долгожданный свой обед! Угости и бабку с внучкой… Косточкой попотчуй Жучку, Молочка дай миску кошке, Мышке зерен дай немножко И закатим целый пир Развеселый на весь мир! Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
|
Все актеры выходят, кланяются, прощаются со зрителями!
Ведущий представляет действующих лиц:
Итог занятия
Ребята вам понравилась играть в сказке?
О чём она?
Заключение: Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации.
Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, и в этом нам помогает театрализованная деятельность
Время имеет динамику, дети меняются и мы – педагоги должны меняться и соответствовать реальности.
Как вы поняли, особенное место в экологическом воспитании я уделяю театрализации.
2019 год – год театра в России.
27 марта – день театра, поздравляю вас, коллеги.
По словам Р. Бурденко - «Живое слово делает чудеса», следовательно, театральное искусство помогает воспитывать и развивать в ребенке личность и творчество, т.е. активную, творческую, ответственную, культурную и воспитанную личность личность.
- Давайте же работать на перспективу:
Спасибо за внимание!!!
Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.
Коля – шкурку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.
Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.
Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.
Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.