СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры в начальной школе».

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Романова Татьяна Владимировна – учитель начальных классов МКОУ «Плосковская СОШ».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы, способствующими формированию экологических навыков на уроках и внеурочное время в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Воспитание экологической культуры в начальной школе».»


Мастер-класс

«Воспитание экологической культуры в начальной школе».

Романова Татьяна Владимировна – учитель начальных классов МКОУ «Плосковская СОШ».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы, способствующими формированию экологических навыков на уроках и внеурочное время в начальной школе.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию

экологических навыков в начальной школе;  

предлагаемые на занятиях приёмы работ  можно применять всем

педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми

установками;

раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию экологических навыков на уроках в начальной

школе;

показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию экологических навыков на уроках в начальной школе, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер- класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, театральная атрибутика.

Продолжительность проведения: 30 минут

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании экологических навыков в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приёмы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.














Ход проведения мастер-класса

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Слайд 1.

- Здравствуйте уважаемые коллеги, жюри, участники и гости! Я рада приветствовать вас! Меня зовут Романова Татьяна Владимировна, я работаю учителем начальных классов в Плосковской СОШ. – Прежде, чем объявить тему мастер-класса, Вашему вниманию я хотела бы представить видеоролик. Просмотрев его, мы определим вместе его тему.


Слайд 2. видеоролик «Прости, Земля».

(Просмотр ролика и обсуждение темы: ролик «Прости, Земля».

- О чём идёт печь в ролике? (о связях ч-ка и природы – люди-дети Земли; они просят прощения у Земли; показано хищническое отношение к природе, планете;)

Слайд 3

- Тема моего мастер-класса «Экологическое воспитание в начальной школе»

Слайд 4.

- Китайская мудрость гласит:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.

- Хорошо, но тут, же встаёт вопрос: Слайд 5.-1 щелчок «А как правильно воспитать достойного человека?»

- В свете Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России широко применим принцип экоадекватного характера образования, который также учитывает, что одним из наиболее серьёзных вызовов современного мира человеку и человечеству являются экологические проблемы. : Слайд 5.-2 щелчок

Современное НОобразование имеет Экоадекватный характер (от греческого слова «экос» — дом), предусматривает воспитание любви и уважения к природе как к величайшей ценности, как основе жизни людей, развитие у ребёнка природосберегающего «чувства дома»…

- Таким образом, экологическое воспитание постепенно становится важнейшим направлением в работе школы. Но всё не столь просто, вы знаете, что формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.

  • Младшего школьника нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, и поэтому оберегать экологические качества окружающей среды - значит, заботься о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

  • Необходимо развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

  • Воспитывать у детей любовь к родному краю, охране растений и животных можно не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках, а так же и на занятиях по внеурочной д-ти.

Слайд 6.-1 щелчок

- А как эффективнее донести до ребёнка, необходимость быть культурным в экологическом контексте, спросите Вы?

- Отвечу. Один из путей эффективности данной работы состоит в подборе разнообразных форм и методов экологического воспитания.

- Форм экологического воспитания  можно использовать множество: - 2/3 щелчок

  • уроки окружающего мира, экскурсии на природу;

  • конкурсы,

  • викторины,

  • акции,

  • выставки,

  • внеурочная деятельность.

- Методы тоже достаточно разнообразны: Слайд 7.-1 щелчок

  • наблюдение;

  • опыт/эксперимент;

  • ведение календаря природы;

  • обсуждение ситуаций;

  • чтение/написание стихов, эссе;

  • включение в урок эко-материалов;

  • психогимнастика/релаксация;

  • экологические игры;

  • экологические сказки;

  • инсценировки;

  • театрализации. Слайды 8-13

- Как видите форм и методов экологического воспитания довольно много.

- Я бы хотела подробнее остановиться на нескольких, и на примереСлайд14 показать, каким образом  я выстраиваю  работу по экологическому воспитанию на уроках и внеурочной деятельности, познакомить вас с фрагментами  некоторых уроков.

- В соответствии с реализацией образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта современная система образования направлена на формирование активной, интеллектуально развитой и творческой личности.

Т. О. встаёт вопрос, как активизировать познавательный и творческий потенциал школьников, воспитать у них любовь и уважения к природе как к величайшей ценности, как основе жизни людей…?

- Я предлагаю решать вышепоставленные задачи:

  1. путём введения экологического материала на уроках в начальной школе,

  2. а также использовать нетрадиционные формы организации учебного процесса.

Например, театрализацию, раскрывающую экологические проблемы посредством костюмированных театральных постановок, сценок, чтением с включением стихов, песен и даже танцев.

Учитываю и использую такие методы, как:

  • Сочинение стихов и сказок,

  • Инсценирование/ разыгрывание сказок,

  • В рамках здоровьесбережения – релаксацию.

Введение экологического материала на уроках в начальной школе Слайд 15

Сегодня я предлагаю примерить на себя роль наших учеников, и прожить 1 школьный день. Согласны? Мне нужны 10 активных людей, желающих окунуться в школьное детство и стать на немного учениками начальной школы.

Известно, что в рамках системно - деятельностного подхода, наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

Нам сегодня предстоит работать с вами фронтально и в группах.

- Коллеги, вы поприветствовали меня, теперь я вам предлагаю поздороваться друг с другом. - Я попрошу встать в круг и рассчитаться на «первый - второй»:

  • каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

  • каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево.

- Все молодцы! А теперь, не меняя позы, поздоровайтесь, пожалуйста, друг с другом локтями.

- А теперь по цепочке произнести фразу «Я – учитель» с разной интонацией

- с гордостью, - ласково.

- Здорово, вот вы и распределились на 2 группы: «Гордые», «Ласковые».

- Присаживайтесь по своим местам. Готовы? Начинаем.

Слайд 15 - щелчок

Мы с вами в школе, посмотрим расписание уроков:

  1. математика

  2. русский язык

  3. литературное чтение

  4. окружающий мир

  5. занятие по внеурочной деятельности

Звенит звонок.


Первый урок, математика.

Здравствуйте, дети! Все на своих местах, молодцы – стоя приветствуете учителя.

Начнём урок с устного счёта.

 1. Устный счет. Слайд 16

-  Ребята, сейчас нам с вами предстоит разгадать одно слово. Для этого нам нужно устно решить примеры. (показываю карточки с примерами)



40 – 3 ·7 = 19      О

58 : 2 – 9 = 20  Г

33 – 4 · 4 = 17  Э

96 : (10 – 4) = 16  Я

(8 + 7) · 5 = 75  К

(54 + 27) : 9 = 9  И

68 : 17 · 6 = 24  Л

На слайде табличка

17 «Э»

75 «К»

19 «О»

24 «Л»

19 «О»

20 «Г»

9 «И»

16 «Я»

Молодцы, ребята! А кто мне может сказать, что такое ЭКОЛОГИЯ?

Ответы детей. Правильно, экология – это взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Наука о природе, и связях в природе.


- Проведём сегодняшний урок математики, используя краеведческий материал экологической направленности.

А сейчас решим задачу на логическое мышление. Читаем задачу и обсуждаем в своих группах. Какая группа быстрее даст правильный ответ?!

Задача №1 Слайд 17

Представьте, что мы поехали на автобусе из г. Змеиногорск к Саввушинскому озеру и по дороге нам встретились 5 грузовых машин и 3 легковых. Сколько всего машин ехало в сторону с. Саввушка?

 Дети: 1 автобус, остальные ехали навстречу.

- С логикой всё в порядке. Продолжаем урок. Внимательно прослушайте задачу.

________________________________________________________________________

ООО «Силикат», является производителем извести в г. Горняк. Его выбросы вредного производства загрязняют воздух.

- А что ещё является основным загрязнителем воздуха? (Ответы)

- Конечно, это автотранспорт.

К сожалению, у нас нет достоверных данных, в которых было бы сказано, сколько тонн загрязняющих веществ выбрасывается в воздух, но я предлагаю вам решить задачу с придуманными числами.

Задача №2 Слайд 18

За год завод «Силикат» выбросил в воздух 58 млн. тонн загрязняющих веществ, автотранспорт 26 млн. тонн. Сколько всего тонн выброса вредных веществ попало в воздух? (84 млн. тонн)

- Каждая группа ведёт расчёт на листах и поднимает лист, с правильным вариантом ответа вверх. - Умнички, справились с заданием!

А теперь урок русского языка. Слайд 19

- Попробуем все вместе составить синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». В этих строчках человек высказывает своё отношение к проблеме.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например:1.Река

2. Полноводная, широкая

3. Течёт, поит, шумит

4. Река – водная артерия земли

5. Жизнь

- Каждой группе нужно составить синквейн со словом земля.

- Кстати, какая орфограмма встретилась в этом слове? (безударная гласная в корне слова). – Как её проверить? (подобрать проверочное слово – зЕмли).

1строка – Земля

2 строка – Плодородная, щедрая

3 строка – Кормит, радует, растит

4 строка – Земля – наш дом

5 строка – Матушка, кормилица, жизнь. Что получилось у каждой из команд?

-Молодцы, продолжаем.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

- А что же можно сделать на уроках литературного чтения. Слайд 20

(чтобы привлечь внимание детей к экологическим проблемам см. ролик).

- О каких проблемах, говорили ребята? Верно, молодцы!

- Сегодня на уроке мы должны прочитать и суметь проанализировать стихотворение Алексея Ерошина, которое называется «Про рыбалку», а заодно потренируем ваше внимание.

Давайте обыграем это стихотворение: я буду читать основной текст, а про героев будете читать вы,

Мы ходили на рыбалку,

Рыбок удили в пруду.

Витя выловил мочалку,

А Егор – сковороду.


Коля – шкурку мандаринки,

Саша – старые ботинки,

А Сабина и Сосо

От машины колесо.


Мне попались две подмётки,

Боре – банка от селёдки,

А Серёжка на крючок

Пакли выудил клочок.


Целый день в пруду упрямо

Рыбу мы удили зря.

Много выудили хлама,

И ни разу – пескаря.


Должен знать и помнить каждый:

Если мусор сыпать в пруд,

То в таком пруду однажды

Рыбы попросту помрут.


- А теперь, ребята, будем учиться анализировать стихотворение.

Вопрос:

  • Откуда в реке взялись эти предметы?

  • Куда же пропала рыба?

  • Что же теперь делать? Какой выход из этой ситуации?

- Молодцы! Надеюсь, что вы никогда не будете загрязнять природу.


Конечно, «коньком» среди всех предметов по формированию экологических навыков является урок окружающего мира.

Это ведь не только класс, кабинет, но ещё и экскурсия. Ведь здоровьесбережение это ещё один аспект экологии – экологии здоровья.

Недавно мы с детьми прошли тему «Строение тела человека». При изучении этой темы для укрепления здоровья мы проделали следующие упражнения:

«Лепим человека»:

Лепим ладошки: трём ладошки до ощущения тепла, лепим пальчики, вытягивая каждый пальчик.

Лепим руки: поглаживаем руки до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча и предплечья.

Лепим ноги: делаем стопой вращательные движения, вытягиваем вперёд носок, сильно растираем голени и бёдра.

Лепим туловище: поглаживаем грудь против часовой стрелки, а живот по часовой стрелке.

Лепим шею: поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку, похлопываем по подбородку тыльной стороной кисти рук.

Лепим голову: ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегаем» по поверхности головы

Лепим уши: поглаживаем ушные раковины по краям, ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, нажимаем на мочки ушей.

Лепим красивое лицо: поглаживаем лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, лепим брови от переносицы к вискам щипками, мягко и нежно лепим глаза, надавливая на уголки глаз.

Любуемся своим отражением в воображаемом зеркале.

- Аналогичные упражнения я провожу на многих уроках, ведь это приучает детей быть внимательными к своему здоровью.

Например: правой рукой массируем каждый палец на левой руке. Тоже сделаем с правой. Будем уделять внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.

Вот такие простые упражнения вы можете проделывать каждый день.












А теперь все на внеурочку!!!

- Ребята, вы устали от школьных занятий и перемены?

Я предлагаю вам отдохнуть.

Садитесь поудобнее и отдыхайте (внимание на экран). Слайд

Отдохнули? Здорово!

Ведущий: Нам необходимо инсценировать сказку.

На столе разложены шапочки-зверей - атрибуты героев. По этим атрибутам догадайтесь какую сказку можно сделать? Выберите себе роль и атрибуты..







Ведущий:
Жил в одной деревне дед
Вместе с бабкой много лет.
Захотелось как-то деду
Репы пареной к обеду…
Рассердилась бабка крепко:
Бабка:
Кашу ешь! Ну, нету репки!
Хочешь репку – так поди.
В огороде посади!
Ведущий:
Репку дед посадил,
Он старался что есть сил.
Репка выросла на диво!
Так вкусна и так красива.
Дед:
Надо репку уже рвать,
Бабку надо бы позвать.
Ну-ка, бабка, не ленись
И за мною становись.
Ведущий:
Тянут эдак, тянут так,
Да не вытянут никак…
Бабка:
Надо внучку бы позвать
Так нам репку не сорвать!
Очень выросла большая,
А тяжелая какая!
Ведущий:
Стали внучку вместе звать
А потом тянуть опять…
Вот все трое что есть силы
Дернут эдак, денут так –
Но не вытянут никак.
Внучка:
Нет, не справимся опять,
Надо Жучку нашу звать.
Ну-ка, Жучка, не ленись,
За подол скорей берись.

Ведущий:
Жучка к внучке подбежала
И за юбку тянуть стала
Только репка все на месте,
Нет, не вытянуть им вместе!
Жучка:
Гав – гав – гав, что за беды?
Нужно Мурку звать тогда!
Мурка! Кошка!
Подсоби-ка нам немножко
Живо, кисонька, беги,
Репку дергать помоги!
Ведущий:
Тут и Мурка подоспела,
И они взялись за дело!
Тянут славно, но беда.
Ни туда и ни сюда!
Мурка:
Кликнуть мышку не мешало б,
Только что вот тут бежала!
Все:
Мышка, мышка, не ленись,
С нами вместе потрудись!
Мышка:
Потрудиться я бы рада,
А какая ждет награда?
Мурка:
Репки маленький кусочек
Ты получишь, мой дружочек.
Ведущий:
Станем вместе, скажем «ух»
Вытащили репку вдруг.
На здоровье, кушай, дед,
Долгожданный свой обед!
Угости и бабку с внучкой…
Косточкой попотчуй Жучку,
Молочка дай миску кошке,
Мышке зерен дай немножко
И закатим целый пир
Развеселый на весь мир!
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Все актеры выходят, кланяются, прощаются со зрителями!
Ведущий представляет действующих лиц:
Итог занятия
Ребята вам понравилась играть в сказке?
О чём она?





Заключение: Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации. 

Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, и в этом нам помогает театрализованная деятельность

Время имеет динамику, дети меняются и мы – педагоги должны меняться и соответствовать реальности.

Как вы поняли, особенное место в экологическом воспитании я уделяю театрализации.

2019 год – год театра в России.

27 марта – день театра, поздравляю вас, коллеги.

По словам Р. Бурденко - «Живое слово делает чудеса», следовательно, театральное искусство помогает воспитывать и развивать в ребенке личность и творчество, т.е. активную, творческую, ответственную, культурную и воспитанную личность личность.

- Давайте же работать на перспективу:

  • Сеять зёрна вечного, доброго в сердца и души детей,

  • Сажать деревья,

  • Воспитывать детей!



Спасибо за внимание!!!






Мы ходили на рыбалку,

Рыбок удили в пруду.

Витя выловил мочалку,

А Егор – сковороду.

Коля – шкурку мандаринки,

Саша – старые ботинки,

А Сабина и Сосо

От машины колесо.

Мне попались две подмётки,

Боре – банка от селёдки,

А Серёжка на крючок

Пакли выудил клочок.

Целый день в пруду упрямо

Рыбу мы удили зря.

Много выудили хлама,

И ни разу – пескаря.

Должен знать и помнить каждый:

Если мусор сыпать в пруд,

То в таком пруду однажды

Рыбы попросту помрут.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!