Смысл слова дискуссия (лат. discussio — исследование, разбор) заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений. Цель технологии проведения учебных дискуссий: развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры. Главной чертой учебной дискуссии считается поиск истины на основе активного участия всех слушателей. Истина же может состоять и в том, что в решении заданной проблемы нет единственно правильного решения. В дискуссии выделяют три этапа: подготовительный, основной и этап подведения итогов и анализа. Подготовительный этап: Подготовительный этап, как правило, начинается за 5-7 дней до проведения дискуссии. Учебные дискуссии, особенно на первых порах, должны быть хорошо подготовлены. Подготовка общеклассной дискуссии: выделение в теме проблемных вопросов; подбор материала, который должны освоить все учащиеся для того, чтобы дискуссия была более плодотворной и содержательной; проверка готовности класса к обсуждению; подготовка помещения, информационных материалов, средств фиксации хода обсуждения и т.д. В отличие от дискуссии в воспитательном процессе, учебная дискуссия проводится тогда, когда все учащиеся владеют полной информацией или суммой знаний по теме обсуждения, иначе ее эффективность будет низка. Основной этап: Выделяется несколько этапов дискуссии. Этап 1-й, введение в дискуссию: формулирование проблемы и целей дискуссии; создание мотивации к обсуждению - определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т.д.; установление регламента дискуссии и ее основных этапов; совместная выработка правил дискуссии. Приемы введения в дискуссию: - предъявление проблемной ситуации; - демонстрация видеосюжета; - демонстрация материалов (статей, документов); - ролевое проигрывание проблемной ситуации; - анализ противоречивых высказываний; - столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему; - постановка проблемных вопросов; - альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы). Этап 2-й, обсуждение проблемы: обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа - собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом. Обязанности преподавателя (ведущего): следить за соблюдением регламента; обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов («А как считаете вы?», «Вы удовлетворены таким объяснением?», «Вы согласны с данной точкой зрения?», «Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение» и т.д.); не допускать отклонений от темы дискуссии; предупреждать переход дискуссии в спор ради спора; следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта; стимулировать активность участников в случае спада дискуссии. Этап 3-й, подведение итогов обсуждения: выработка участниками согласованного мнения и принятие группового решения; обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников; настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения; совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу. Формы дискуссии: Круглый стол — беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обучающихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями (последовательно обсуждают поставленные вопросы), как между ними, так и с остальной аудиторией; Заседание экспертной группы («панельная дискуссия»), на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (четыре-шесть участников с заранее назначенным председателем), а затем они излагают свои позиции всей аудитории; Форум — обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа выступает в обмен мнениями с аудиторией (классом, группой); Симпозиум – более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями (рефератами), представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса). Симпозиум эффективен для обобщающего урока; Дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений; Судебное заседание — обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела); Техника аквариума — особый вариант организации обсуждения, при котором, после непродолжительного группового обмена мнениями, по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках или во время тайм-аута; Мозговой штурм — это один из наиболее известных методов поиска оригинальных решений различных задач, продуцирования новых идей; Перекрестная дискуссия — является одним из методов технологии развития критического мышления; Несколько советов участникам дискуссии: — излагай мысли кратко, стараясь не повторять сказанного; — в выступлении выделяй главное, четко формулируй свои доводы; — не стесняйся высказывать необычные идеи: оригинальность мышления — признак развитого интеллекта; — наблюдай за реакцией участников дискуссии на твои слова или точку зрения, но при этом держись с достоинством. Используя технологию учебной дискуссии, я спроектировала несколько уроков, один из них «Нужен ли нам полет на Марс?» (2ч). Предлагаю вам познакомиться с этим уроком: Учащиеся самостоятельно подбирают информацию о планете земной группы – Марс. Выделяют проблемы, которые необходимо решить для полета к красной планете и возможные варианты их решения. Этап 1-й, введение в дискуссию: Учитель: Эта планета удивительная, таинственная и неизведанная, но вместе с тем очень многое об этой планете мы уже знаем. Поделитесь друг с другом своими знаниями о планете Марс. Но необходимо выполнить следующее условие: выступающий представляет данные о планете, таким образом, чтобы слушателям было понятно, что вы восхищены планетой и все это нужно увидеть человеку в реальности, что человек может и должен работать на Марсе, или что ничего особенного нет и достаточно той информации которую можем получить используя роботов. (Представители от групп выступают, рассказывая об интересных фактах о планете Марс) Приложение 1 Считается, что Марс перспективная планета. Что это означает? ( … в перспективе колонизация Марса). Кто из вас согласился бы полететь на Марс? А кто никогда бы не согласился лететь? (Из ребят, согласившихся полететь формируем одну группу, из ребят, которые категорически против, - другую группу, воздержавшиеся делятся еще на две группы) А давайте спросим друг друга: «А нужен ли нам полет на Марс?» (Ребята обсуждают в группах и представитель высказывает общее мнение…) На этом этапе использую прием введения в дискуссию: - анализ противоречивых высказываний - столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему; Этап 2-й, обсуждение проблемы: Учитель: Чтобы доказать свою позицию, давайте обсудим какие проблемы необходимо решить для реализации такого проекта. (Работа в группах – результаты представляют на отдельных листах формата А4, представитель озвучивает результаты работы, лист крепим на доску для наглядности) Просмотр видеосюжета «Неразгаданный Марс» Учитель: Предлагаю обсудить некоторые вопросы подробнее: Оптимальная траектория и время полета; Гигантская ракета (межпланетного комплекса); Электроракетный двигатель; Воздействие излучения; Вредные последствия невесомости; Психологическая составляющая при подборе команды; Дискуссию провожу используя форму «Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия»), на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (четыре-шесть участников с заранее назначенным председателем), а затем они излагают свои позиции всей аудитории. 1. Выбор энергетически оптимальной траектории перелета к Марсу и расчет времени перелета. Учитель: Основная задача при перелётах на Марс – это выбор оптимальной траектории перелёта. Разработаны безопасные траектории полетов к Красной планете: - эллиптическая (гомановская); - параболическая; - гиперболическая Выполним необходимые расчеты, пользуясь гомоновской траекторией — самый короткий маршрут для космической экспедиции. Приложение 2 2. Межпланетный комплекс. Учитель: Корабль, в котором все это время должен жить и работать экипаж, имеет массу 500 тонн, и топлива ему требуется сотни тонн. Именно масштабность задачи отличает полет человека на Марс от полетов сравнительно небольших автоматических аппаратов. Общая масса всего пилотируемого комплекса становится значительно больше, чем могут вывести на орбиту даже самые мощные ракеты-носители. Поэтому создавать гигантскую ракету для выведения с Земли всего межпланетного комплекса не имеет смысла. Проще отправлять его на околоземную орбиту по частям, из этих частей и собирать там комплекс, используя уже отработанные технологии сборки на орбите. За несколько месяцев комплекс соберут, и межпланетная экспедиция по гелиоцентрической орбите перелетит в окрестности Марса. 3. Устройство электроракетного двигателя. Учитель: Обычные ракеты велики они доставили нас далеко, но у них есть свои ограничения. В настоящее время идёт активный поиск варианта двигателя, который будет отличаться высокой мощностью и экономичностью, что так необходимо для многомесячного полёта на Марс. В данный момент ставка сделана на вариант с плазменным двигателем - стационарные плазменные двигатели (СПД). Рассмотрите устройство и принцип работы одного из вариантов двигателя, используя приложение 3. 4.Воздействие излучения. Учитель: Высокая доза облучения является главным препятствием на пути человечества к Красной планете. Основной источник радиации в космосе — это так называемые космические лучи, которые состоят из элементарных частиц и ядер атомов, движущихся с очень высокими энергиями. Часть этих частиц идет от Солнца в процессе корональных выбросов массы или солнечного ветра, но самые высокоэнергетичные лучи приходят из далекого космоса. Доза радиации: В среднем в год – 2,7 мЗв Работники АЭС - 20 мЗв Компьютерная томография всего тела – 10 мЗв 6 месяцев проведенных на космической станции – 100 мЗв 6 месяцев в глубоком космосе – 320 мЗв («За один день в космосе вы получите такую же дозу радиации, которую на Земле получаете за год", - говорят специалисты по радиации) На Марсе за день организм человека будет накапливать около 0,21 мЗв, и 400 до 900 мЗв излучения в год (что близко к предельно допустимой дозе радиации за всю карьеру космонавта на низкой земной орбите) Следующее задание выполняем в группах: предложите варианты защиты от радиации во время полета и по прибытию на Марс. (Работа в группах и выступление представителей от групп… Участники группы, которая против полета человека на Марс, уточняет информацию и комментируют возможности использования данного способа на сегодняшний день) Варианты ответов учащихся: - совершенствовать материалы, обладающие экранирующим действием; - защищать не весь корабль, а отдельный отсек, лучше всего для этого подходят вода и пластики. "Секрет такой: хорошо защищают вещества из атомов легких химических элементов. Так как они хорошо замедляют нейтроны" - создание силового поля вокруг корабля; - по прибытию на планету закопаться в землю для построения подземных колоний; - создавать надувные модули, заключенные в керамике, созданной с помощью марсианского грунта; - нaибoлee paдикaльнoe peшeниe – влияниe нa ядpo, чтoбы зacтaвить eгo coздaвaть мaгнитнoe пoлe, тo ecть, пpидeтcя eгo pacкpутить: 1 вapиaнт co взpывoм чepeды тepмoядepныx бoeгoлoвoк вoзлe ядpa; 2 - пpoвecти элeктpичecкий paзpяд cквoзь плaнeту, вызвaв coпpoтивлeния; Вредные последствия невесомости: Учитель: Излучение — далеко не единственный фактор, угрожающий здоровью космонавтов в ходе марсианской миссии. Крайне важную роль будет играть также длительное нахождение в невесомости. Как свидетельствуют опыт, пребывание в невесомости способно оказывать многообразные эффекты на организм. Что вы знаете о влиянии невесомости на организм человека? И какие способы существуют в решении этой проблемы? (Работа в группах и выступление представителей от групп… Условия для выступающих: реально или проблематично осуществить найденное решение) Варианты ответов учащихся: - В условиях невесомости происходит атрофия мышц с уменьшением их силы, а также замедление сердечной деятельности, аритмия, перераспределение крови (оно проявляется отеком лица и расстройствами со стороны органов чувств из-за повышения внутричерепного давления) и уменьшение потребления кислорода (что приводит к снижению выносливости). - Происходит и потеря жидкости — объем крови у космонавтов может снизиться почти на четверть, что влияет на кровообращение и обмен веществ. - Кости в отсутствие гравитации начинают быстро терять кальций и становятся более ломкими. Этот процесс, называемый остеопорозом, приводит к повышению уровня кальция в крови, что, в свою очередь, способствует образованию камней в почках, и (опять же) психическим расстройствам. - Также невесомость нарушает работу вестибулярной системы, вызывая состояние, схожее с морской болезнью (правда, большинство космонавтов быстро к ней адаптируются). Возможные варианты решения проблем: - вращать космический корабль, создавая искусственную гравитацию; - против атрофии мышц и костей можно использовать новые тренажёры, позволяющие давать нагрузку на всё тело в условиях невесомости. (такие тренажеры уже применяются на МКС и в целом оправдывают себя); - разработать комплекс упражнений и тренажёры, которые снимут проблему потери костей и мышц; - фармакологическое решение: подобрать лекарства от болезней невесомости; - предлагают создать специальное помещение с центрифугой, генерирующей гравитационное поле, чтобы астронавты могли ходить там, как на Земле. (но встаёт вопрос места для такого большого агрегата) - с атрофией костей также планируют бороться с помощью ультрафиолета (так делают на МКС, и пока это работает) 6. Психологическая составляющая при подборе команды: Учитель: С психологической точки зрения также всё непросто. Человек, который несколько месяцев проведёт в небольшом закрытом помещении без постоянной связи с Землёй, сразу почувствует давление. Медики считают, что его ожидают депрессия, рост подозрительности и тревоги. Так что в полёт советуют подбирать только стрессоустойчивых людей. Но на Земле сложно определить, как поведёт себя астронавт в полной изоляции на десятый месяц полёта, когда его тело начнёт меняться. Просмотр видео сюжета «Международный проект Марс 500» Творческое задание: Каждая группа выполняет отчет о проделанной работе в виде плаката формата А3 (это может быть памятка будущим колонизаторам, рекламный лист, об удивительном путешествии….) Давайте вернемся к проблеме: Лететь или не лететь? Сложный вопрос? Учащиеся обсуждают в группах. Подводят итог. Те, кто за полёт на Марс, отстаивают свою версию. другая группа – отвергает возможность полета, аргументирует. Учитель: Многие специалисты сегодня ставят перед собой этот вопрос. Нужно ли продолжать завоевание космоса? И если да, то в какой форме: с помощью кораблей с людьми на борту или автоматических аппаратов? Вопрос неоднозначный и требует времени…. Ученые и изобретатели могут проделать очень и очень многое, чтобы исполнить все космические мечты человечества. И может кто-то из вас в будущем станет участником таких проектов. |