Мастер-класс«"Кроссенс-теxнологии на современном уроке"
Цель: Продемонстрировать использование метода кроссенс на уроках, как средство развития логического и творческого мышления учащихся.
"Логика есть попытка понять действительный мир по известной созданной нами схеме сущего."
Фридрих Ницше
"Чем хуже ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести"
Бертран Рассел
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в этом зале. Свой мастер - класс я хотела бы начать с рассказа одной притчи.
"Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.
Логика говорила:
- Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
- Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.
- Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.
- Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!
Их спор услышал Разум.
- Что это вы всё спорите?
- А ты кто такой?
- Я - Разум.
- Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?
- В вас обоих есть польза, - уверенно ответил Разум.
- Без кого же из нас человек не может обойтись?
- Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?
-Нет.
- Может ли торговец обойтись без логики?
- Эээ.. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. - Но как же жить? Опираясь на логику или на интуицию?
- Опираясь на разум."
- А как вы считаете логика нужна в повседневной жизни?
- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе, Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Огромную роль в развитии логического мышления играет математика, но у меня возникает вопрос к учителям - предметникам.
- А разве ваш предмет не развивает логическое мышление?
Свой мастер-класс на данный момент я называю « Технология Х».(слайд 2)
Чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер-класса, предлагаю вам отгадать детские загадки.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.( книга)
(слайд 2)- по щелчку
-Обратите внимание, что на экране будут появляться только первые буквы отгадок.
2.Крашенное коромысло над рекой повисло.
(радуга)-по щелчку
3. Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?(осенью)
4.Серая птаха в лесу живёт, повсюду чудесным певцом слывёт. (соловей)
5.Не солнце, не огонь, а светит. (светлячок)
6.Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка,
Куст в комочках, будто ёж,
Вот и назван ( ежевика)
7. Два кольца, два конца, посредине гвоздик.( ножницы)
8. Днём спит, а ночью летает. ( сова)
Итак, получилось слово КРОССЕНС.
Тема моего мастер-класса «Технология создания кроссенса» (слайд 3)
Мы сейчас отгадывали загадки. А что ещё можно разгадывать? ( ребусы, кроссворды, шарады и т.д.)
Есть у нас в зале учителя англ.языка ? Что обозначает слово кроссворд ? ( пересечение слов) Слово кроссенс будет обозначать с английского – пересечение смыслов.
С данным видом работы я познакомилась недавно, предложила её детям и она стала пользоваться успехом в классе. Появился интерес у ребят, заинтересованность. Работа трудна, но достаточна интересна.
Сейчас я расскажу, что такое кроссенс и как он создаётся. ( слайд 4)
Кроссенс представляет собой стандартное поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Разгадывая кроссенс , нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1 - 2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-5. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения кроссенса- по периметру. Другой вид чтения- чтение крестом. Тогда картинки будут связаны таким образом: 2-5, 5-8, 6-5, 5-4. А можно найти узнаваемую для себя картинку и начать устанавливать взаимосвязи понятные вам. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае- это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
( слайд5)Рассмотрим алгоритм составления кроссенса.
Я предлагаю разгадать первый кроссенс. Ваша задача – объяснить кроссенс: определить о чем идет речь, оставить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
1–2 – корону делают из золота;
2–3 – вороны любят уносить все, что блестит, золото тоже блестит;
1–4 – многих королей сравнивали с Солнцем;
3–6 – ворона и соловей – птицы;
4–7 – сосна тянется к Солнцу;
6–9 – у Андерсена есть сказки «Соловей» и «Огниво», огонь можно зажечь от огнива;
7–8 – топором рубят сосны;
8–9 – дрова нужны, чтобы разжечь костёр.
2–5, 4–5, 5–6, 5–8 – все слова содержат букву «О».
Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Кроссенс может состоять из картинок с прямыми ассоциациями. Например ( слайд 6- картинка ключ, замок, дверь)----- есть ключ, ключ от замка,замок открыват дверь. Это простой вариант чтения кроссенса. Этот вариант предлагается детям, которые только начали работать с данной технологией.
Более высокий уровень-это замена прямых образов и ассоциаций на косвенные, символические. Тогда кроссенс нужно разгадать.
Например: (слайд 7- картинка Геракла и овса)
Что общего между Гераклом и овсом?
( римское имя Геракла –Геркулес. Овсяная каша «Геркулес» )
Обязательно должна быть тема кроссенса.
Пример объяснения кроссенса на тему «Развитие человека».
1 – Началом живого является клетка;
2 – как любой живой организм человек тоже состоит из клеток;
3 – развитие человека начинается в водной среде, именно в воде происходит эволюционное становление простых одноклеточных организмов в сложные многоклеточные;
4 – научно обосновал эволюционные идеи английский учёный Ч. Дарвин;
5 – один из трудов Ч. Дарвина – «Происхождение человека»;
6 – но в своем труде Ч.Дарвин указал только биологическое становление человека, не затронув социального и культурного развития, важную роль в котором играет интеллект;
7 – именно через развитие интеллекта, формирование опыта и передачу его другим поколениям происходит всестороннее развитие человека;
8 – развитие человека можно сравнить с цветущим, плодоносящим деревом;
9 – «плоды дерева» - знания человека ведут к экологическому равновесию, к гармонии, отражённых символически на рисунке Леонардо да Винчи Витрувианский человек.
-Кроссенсы могут быть тематическими, т.е посвящены какой-либо теме урока.
-Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность, развивают воображение, идёт формирование всех УУД.
-Вопрос: Можно ли применить данный вид работы на ваших уроках? Если да, то на каких этапах урока?
Я применяю кроссенс:
при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
при закреплении и обобщении изученного материала;
творческое домашнее задание.
Кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.
- А теперь послушаем коллег, что у них получилось.
( слайд 9)
Рефлексия Дерево
- Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры- это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗОВАНИЯ?
Желаю всем здоровья, больших побед на творческом поприще и давайте ПЕРЕСЕКАТЬСЯ чаще!
Мастер-класс
Грищенко Светланы Федоровны
учителя начальных классов
МОУ СОШ № 8
Тема:
«Кроссенс как средство развития логического и творческого мышления учащихся»