СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс «Технология развития критического мышления как средство повышения читательской компетентности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс «Технология развития критического мышления как средство повышения читательской компетентности».»

Мастер-класс

«Технология развития критического мышления

как средство повышения читательской компетентности»


«Уметь читать в широком смысле этого слова - значит извлечь из мёртвой буквы живой смысл». К. Д. Ушинский.



Цель: продемонстрировать некоторые приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Задачи:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.

  • Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри и присутствующие в зрительном зале. Я очень рада, что уже не как участница конкурса «Учитель года», а как финалист - поделиться своими наработками и пообщаться с вами в течение 30 минут.

Для проведения мастер-класса мне нужна фокус-группа (приглашаются 4 человека).

Ι. Презентация педагогического опыта.

Посмотрите пожалуйста на экран, как вы думаете, что это за числа?

30-40

50-60

70-80

90-100


Да, действительно, это норма техники чтения, которой должны были раньше овладеть учащиеся начальной школы. С введением ФГОС этот термин исчез. И приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе стало  формирование читательской компетентности. 

Самая главная проблема, с которой я столкнулась, это неумение учащихся самостоятельно работать с текстом, читать его вдумчиво, выделять из него самое главное. Учащиеся привыкли к тому, что учитель дает им готовые знания, показывает примеры, образцы. При самостоятельном изучении темы дети читают текст бегло, не понимая его смысла. Сегодняшний мастер – класс посвящен, путям решения этой проблемы. 

 Тема моего мастер – класса - «Технология развития критического мышления как средство повышения читательской компетентности».

Применение технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у учащихся  надпредметные умения, одно из них:

  • формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Элементы новизны данной технологии содержатся в методических приемах. Они универсальны. Их можно применять на учебных и воспитательных занятиях. Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях.

Чаще всего на уроках я использую приё мы, представленные на слайде ( «Верите ли Вы, что…?», инсерт, кластер, «шесть шляп», толстые и тонкие вопросы, синквейн и т. д.)

Сейчас мне хочется познакомить вас с одним из приёмом данной технологии – Кубик Блума.

(Кубик Блума- на гранях кубика написаны начала вопросов (Опиши, Назови, Почему, Подумай, Поделись). Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик).


ΙΙ. Имитационная игра.

Я вас познакомила приёмом Кубик Блума. А теперь приступим к практической части, во время которой  попробуем поработать с этим приёмом.

Предлагаю вам обыграть фрагмент урока  литературного чтения. Послушайте стихотворение А.Барто «Сторож». (ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ)

Сидеть надоело мне
Лапы сложа,
Я очень хотел бы
Пойти в сторожа.


Висит объявленье
У наших ворот:
Собака нужна
Сторожить огород.

Ты меня знаешь,
Я храбрый щенок:
Появится кошка -
Собью ее с ног.

Я тявкать умею,
Умею рычать,
Умею своих
От чужих отличать.

Котята боятся меня
Как огня.
Скажи мне по совести:
Примут меня?

А теперь попробуйте ответить на вопросы. (Учитель бросает кубик, учителя отвечают).

Примерные вопросы

  1. Опиши героя этого стихотворения.

  2. Назови героя стихотворения.

  3. Почему стихотворение закончилось вопросительным предложением?

  4. Подумай, почему герой хотел стать сторожем, или называл себя храбрым?

  5. Поделись своими мыслями о прочитанном.

  6. Придумай продолжение истории.


ΙΙΙ. Моделирование.

Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. Перед вами лежит листочек с текстом. Прочитайте, пожалуйста данный текст.

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:

— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.



ИГРА С ЗАЛОМ .

ПРИЁМ «Верите ли вы?». (коротко об этом приёме)

- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
- Верите ли вы, что технология критического мышления трудна и недоступна?
- Верите ли вы в утверждение, что «все новое – это забытое старое»?



ΙV. Рефлексия.Чемодан, мясорубка, корзина

Уважаемые коллеги, как вы поступите с информацией, полученной на мастер-классе.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.



Закончить мастер класс хотелось бы словами К. Д. Ушинского «Уметь читать в широком смысле этого слова - значит извлечь из мёртвой буквы живой смысл».

Я желаю вам дальнейших творческих успехов в освоении ТРКМ.

Спасибо за внимание!


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!