СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения как способ формирования читательской грамотности обучающихся на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

масте-класс "Технология продуктивного чтения как способ формирования читательской  грамотности обучающихся на уроках в начальной школе»ехнология продуктивного чтения как способ формирования читательской  грамотности обучающихся на уроках в начальной школе»

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Технология продуктивного чтения как способ формирования читательской грамотности обучающихся на уроках в начальной школе»»















МАСТЕР- КЛАСС

«Технология продуктивного чтения как способ формирования читательской

грамотности обучающихся на уроках в начальной школе»



















Сабанова Елена Алексеевна

Учитель начальных классов























Читать – это еще ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чем главное.


К. Д. Ушинский



1.Вступительное слово.

Добрый день, уважаемые коллеги. Слайд

Вашему вниманию представляю мастер-класс: «Технология продуктивного чтения как способ формирования читательской грамотности обучающихся на уроках в начальной школе»

ФГОС начального и общего среднего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и т.д.


- Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего ребёнка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе заметно снижается.

- Почему современные дети не любят читать? Проблема современного учителя. Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное.

Сформировать сознательного читателя-ребенка – совсем непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её.

Чтобы решить данную проблему я использую ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской.

Данная технология может быть эффективно применена не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, математики и т.д. Умелая аналитическая работа ведёт к верному способу решения и ответу на поставленный вопрос. Вот почему мы говорим о единой для разных предметов технологии продуктивного чтения. Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения информации, ведется перечитывание, глубокое понимание текста, что очень важно для успешного написания Всероссийской проверочной работы

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.( слайд

Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

I этап. Работа с текстом до чтения –

(приём АНТИЦИПАЦИЯ - предвосхищение чтения, создание мотива для чтения.)

( слайд) Виды антиципации: прогнозирование содержания текста:

  • По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста

  • Прогнозирование по фамилии автора, по названию произведения

  • Прогнозирование по иллюстрации.

  • Прогнозирование по пословицам и поговоркам.

  • Прогнозирование по ключевым словам.

  • Прогнозирование по выборочному чтению.

  • Прогнозирование по эпиграфу к уроку.

  • По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста

Использование приема антиципации на различных этапах работы с текстом может быть реализовано следующим образом.

Например,

стихотворение С.В.Михалкова «Если» задаю следующие вопросы:

Слайд иллюстрация, П.П.Бажов «Серебряное копытце»

- Прочитайте название рассказа и предположите о чем он? Понятно ли оно вам? Кого изобразил художник?( умение находить ответы на вопросы по иллюстрации)

Прочитайте заголовок, подумайте, о ком или о чем будем читать? Это сказка, рассказ или стихотворение?.
-Проверим свои предположения, прочитаем текст (умение высказывать предложения на основе работы с учебником, умение работать с информацией).

1 класс Обучение грамоте

Эмма    Элла    Эдик    Эдуард

Дети читают слова. Что общего в этих словах? Почему потребовалась заглавная буква? Догадались, почему читаем эти имена?Предположите с чем будем знакомиться на уроке? (Знакомство с заглавной буквой Э) 


II этап. Работа с текстом во время чтения - изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

  • Ищем скрытые вопросы

  • Задаём их автору

  • Сами прогнозируем ответы

  • Сверяемся по ходу чтения с нашими предположениями.

  • Включать воображение

  • Чем это можно объяснить?

  • Что из этого следует?

  • Что сейчас случится?

  • Почему именно так…?

  • Для чего…?

Задавая вопросы по ходу чтения, учитель вовлекает детей в процесс «вчитывания» в текст, учит вниманию к слову, показывает, что из себя представляет «диалог с автором» (постановка вопросов к тексту по ходу чтения и поиск ответов на них в тексте же).

Во время чтения можно применять приемы прерывания чтения обучающихся: (10 слайд)

  • рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;

  • "включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?..";

  • формулировка максимально "свернутого", "





II этап. Работа с текстом во время чтения. Использование приемов понимания текста.

1.Первичное чтение текста.

- Самостоятельное чтение ( дома или в классе),

- чтение-слушание,

- комбинированное чтение, с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Выявление первичного восприятия при помощи беседы, теста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, рисунков, схем.

2.Перечитывание текста.

Медленное, вдумчивое повторное чтение всего текста или отдельных его фрагментов. Постановка вопросов к тексту и автору. Необходимое комментирование текста (словарь, подтекст). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.


Например

Окружающий мир

Комментированное чтение

Ученик читает: “Со временем слой торфа становится всё мощнее”.

Учитель: “Мощнее – значит толще”),

выборочное чтение (Найдите в тексте и прочитайте, как образуется торф),


сказка» Серебрянное копытце»

диалог с автором через текст, .- Почему козлик особенный?

-Что значит удивительный? (знакомство с литературоведческими понятиями, работа со словарем)

Комментарий должен быть кратким и динамичным. Его можно использовать тогда, когда это действительно необходимо, а не только в конце предложения или фрагмента. Виды комментированного чтения:

- рефрен (учитель, повторяя слово или словосочетание за учеником, задаёт вопрос.Ответы ребят принимаются, но не комментируются);

- включение воображения (Читаем строки С.Есенина: «Черёмуха душистая с весною расцвела…» - Представьте себе цветущую черемуху! – Увидели? – Почувствовали запах? )


  1. Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

  1. Выразительное чтение.



III этап. Работа с текстом после чтения. 

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  1. Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

  1. Работа с заглавием, иллюстрациями.

Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

  1. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).


(слайд) Виды упражнений, применяемые после чтения:

  • Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.

  • Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.

  • Выразите своё отношение к прочитанному.

  • Прокомментируйте часть текста, которая показалась вам наиболее интересной.

  • Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.

  • Выразите своѐ отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов.

Приведу пример работы над математической задачей. Найдите на стр23 №57, рабочая тетрадь 2 класс.

1этап до чтения

-Что это? Посмотрите пожалуйста на схему. Что надо будет узнать в задаче? Из скольких частей состоит целое?

2 этап. Во время чтения.

Прочитайте задачу и дополните схему данными.

Повторное чтение, все ли данные есть на схеме? Составление плана работы над задачей. Сможем ли сразу ответить на поставленный вопрос? Что для этого надо сделать? Решение.

3 этап после чтения.

Прочитайте еще раз вопрос задачи? Смогли ли мы ответить на него? Что для этого надо было сделать?

Достоинства технологии:

  1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

  2. Ориентирована на развитие личности обучающегося.

  3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

  4. Способствует пониманию текста на уровне смысла





Данная технология помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов. Этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, будь то литература или история, биология, география. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом, направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя в школе на всех ступенях образования.

Ну а теперь приступаем к практической части. Сейчас я предлагаю вам поработать над рассказом Льва Николаевича Толстого» Лев и собачка»



Уважаемые коллеги, вам нужно сформулировать вопросы для I этапа « Работа с текстом до чтения».

Используя примы антиципации:

- Прогнозирование по фамилии автора, по названию произведения( о чем пойдет речь в произведении)

- по ключевым словам первого абзаца

2 группа



Уважаемые коллеги, вам нужно сформулировать вопросы для II этапа «Работа с текстом во время чтения»

1.Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). Выбрать из текста слова непонятные детям слова , и объяснить их.

2. Прием «Включите воображение»( включении фантазии детей по предположению, что же будет дальше). Выбрать 2-3 абзаца для работы с детьми.

3 группа

Уважаемые коллеги, вам нужно сформулировать вопросы для III этапа «Работа с текстом после чтения».



  1. Работа с иллюстрацией (сформулировать вопросы по иллюстрации)

  2. . Сформулируйте главный смысловой вопрос . Какова основная мысль автора? Концепт. (Ребята, разве дело в имени?..)





Если будет время Правильный ответ: 1-Б, 2-В, 3-З, 4-Д, 5-Г, 6-И, 7-Е, 8-А, 9-Ж.



Я считаю, что использование технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе способствует формированию универсальных учебных действий.(УУД)

С 1 класса в нашей школе проводятся мониторинг реализации программы универсальных учебных действий. Основным методом мониторинга реализации программы УУД для учителя остается метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений. (Контрольно-измерительные материалы для выпускников начальной школы содержат комплексные задания для проверки компетентности учащихся (освоения универсальных учебных действий).)

Таблица


1класс

2класс

3 класс

высокий

4,5 %

9,1%

9,1%

повышенный

18,2%

27,2

31,8

базовый

54,5%

50%

50%

низкий


22,8%

13,7%

9,1%

Если рассмотреть таблиц, то видно что есть небольшие изменения по уровням овладения читательской компетенцией.

Вывод: Использование на уроках технологии продуктивного чтения, способствует развитию читательской грамотности обучающихся. И функциональной грамотности

Данная технология помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов. Этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, будь то литература или история, биология, география. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом, направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя в школе на всех ступенях образования.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!