Незнайка на обратной стороне доски, наклеены листы, 3 стола, по 2 стула.
Для команд: чистый лист, разрезка, листы для рефлексии, клей=3, по 2 маркера=6, Алгоритмы ос схемой – 6, чупа-чупсы – 6+1 за пересказ.
1.Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для моего мастер-класса мне понадобится фокус-группа из 6ти человек. Пожалуйста, добровольцы, помогите мне! (1м)
2. Мой мастер-класс посвящён подготовке учащихся к итоговому собеседованию. Итоговое собеседование для девятиклассников – определённый стресс, подчас очень сложная работа. Если не научить ребёнка работать с текстом, то он не будет успешен на итоговом собеседовании, а ведь это допуск к ГИА. Учащимся надо выполнить 4 вида работы, среди которых самым трудным является пересказ текста. На подготовку даётся ограниченное время. Представьте девятиклассника, который к этому не подготовлен…. Если я вам дам текст, скажу прочитать и подготовить пересказ за 2 минуты – все справятся, ничего не упустив? Вот и я столкнулась с этой проблемой.
Для работы мне нужна была технология, которая оказалась бы эффективной в подготовке моих ребят. Такой для меня стала технология продуктивного чтения Светловской. Я уверена, что вы её хорошо знаете, тоже применяете на уроках и помните, что она способствует смысловому чтению. Она работает на осознанность. Если ребёнок осознает, про что текст, ему намного легче будет его пересказать. И продуктивное чтение убедило меня в том, что на осознанность прочитанного большое влияние оказывает пробуждение интереса к тому, что мы читаем. Я учитываю это в своей работе. Прежде чем дать текст, я стараюсь вызвать у детей интерес к той личности, о которой пойдёт речь. Ребятам становится интересно, глазки загораются, и они совсем по-другому относятся к работе. А мне-то это и нужно!
Именно благодаря технологии продуктивного чтения я разработала алгоритм. (Слайд 2) Прочитайте. (2м/3м)
ПРОШУ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА НОМЕР 2 - ИМЕННО ЭТОЙ ЧАСТИ МЫ ПОСВЯТИМ СЕГОДНЯ НАШУ РАБОТУ
сведения о человеке;
деятельность;
интересные факты;
память.
В чём суть этого? При анализе предоставленных для тренировки текстов на различных сайтах интернета я обнаружила, что подавляющее число текстов строится однотипно, согласно определённой логике. Условно части текста можно назвать так: 1. Сведения о том, кто этот человек, 2. Его деятельность, 3. Интересный факт, 4. Память о нём.
Я поняла, что, если учащимся показать логику построения текста, они научатся видеть, что им нужно рассказать вначале, что потом и чем закончить пересказ. Кроме того, алгоритм сопровождается очень удобной схемой. (Слайд 3).
Я убедилась в своей работе, что учащимся это помогает, и предлагаю вам сейчас подготовиться к итоговому собеседованию на этапе пересказа текста.
Но сначала – вот вам по чупа-чупсу! (Слайд 4) А на слайде вы видите портрет человека. Кто это?
Скажите, как связаны Сальвадор Дали и чупа-чупс? (Тааак… Ещё есть версии? Вы очень близки, но ответ несколько отличается).
Проверим? Внимание на экран! (РОЛИК)
Убедились? Вот так я вызываю интерес к личности героя текста.
Идём дальше! Вы педагоги, поэтому работу я немного усложнила (кстати, мы так тоже работаем с детьми): вам будет дан не готовый текст, а его фрагменты, которые надо в текст собрать. (2м/5м)
Ваша задача в следующем: перед вами в группе чистый лист и фрагменты будущего текста. Их больше, чем нужно. Посовещавшись в группе, наклейте их в верном порядке согласно схеме, которая остаётся на слайде (Слайд 5) и ещё находится рядом с вами – это вам небольшой презент от меня. Ваше время – 2 минуты. (Хожу, помогаю).
Итак. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Покажите свои тексты! Если вы работали правильно, у вас должно вот что получиться – Показываю. (У кого по-другому – почему так решили?) (3м/8м)
А теперь готовим пересказ – согласно нашему алгоритму: 1. Сведения о человеке, 2. Деятельность, 3. Интересный факт, 4. Память.
Ваше время – 2 минуты. Готовимся! Не хожу!
Время вышло. Кто смелый? (или выбираю жертву). Предложение – если будет трудно, другой абзац может пересказать кто-то другой – из экономии времени и возможности и другим попробовать себя.
Слушаем (даю чупы пересказывающим). (4м/12м)
Итак, коллеги, трудно? Именно поэтому я начинаю такую работу минимум с 7 класса. Постепенно дети привыкают к алгоритму, это их палочка-выручалочка. А ещё я учу их при пересказе загибать пальчики – 1й абзац, 2й…. И каждый год на собеседовании наблюдаю – и это тоже есть!
Могу отметить, что моя работа в данном направлении результативна. В прошлом учебном году проходили итоговое собеседование мои 9тиклассники в количестве 62х человек. (Слайд 6) У четверых за пересказ минимальное количество баллов – два из пяти возможных, остальные все молодцы, набрано по 4-5 баллов. Таким образом, я считаю работу по алгоритму при использовании технологии продуктивного чтения эффективной в работе с текстом и, как следствие, – при подготовке к итоговой аттестации, а значит и для успешности ребёнка.
А теперь
Скажите, учителями по каким предметам вы являетесь? (Услышала)
В вашей деятельности может пригодиться такая работа с текстом, которая позволяет осознанно пересказывать его?
Ой, забыла… Может, в зале есть учителя физики и т.п.? А вам необходима работа с текстом, которая позволяет осознанно пересказывать его?
А теперь я прошу вас оценить мой мастер-класс.
(Поворачиваю доску)
Поможет нам это сделать Незнайка. Он тоже до сегодняшнего дня не знал, что я делаю на уроках. Перед вами есть чистые бланки и фломастеры. Запишите на бланках следующее:
Если были представлены факты по технологии, которые привлекли ваше внимание – запишите, какие… (например, что осознанное чтение необходимо);
Если увидели что-то новое для себя – что именно….;
Если решили что-то взять в свою деятельность – что конкретно….;
А если с чем-то не согласны – это очень важно для меня! Есть, над чем работать дальше!
Можно заполнить несколько бланков.
Кто запишет, прикрепите ответ в нужное место на доске. (2м/14м)
Спасибо!
Читаю. Анализирую. (1м/15м)
Благодарю вас за помощь в проведении мастер-класса. (Слайд 7)
Я готова ответить на вопросы жюри.