СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс «Технология непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучающихся

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс «Технология непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучающихся»

Мастер класс «Технология непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучающихся »

Я прошу Вас сесть поудобнее и ответить на моё приветствие после той фразы, которую посчитаете обращением именно к Вам.

- Здравствуйте те, кто уже проснулся!

- Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!

- Здравствуйте те, кто способен любить!

- Здравствуйте те, кто желает творить!

-Помашите мне те, кто уверен, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки! Я тоже в это верю, итак, начнём!

Начать хочу с примера из литературы. Мы все знаем классический пример Тома Сойера (на слайде картинка), искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?!

Переход на обучение по обновленным Федеральным государственным стандартам требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.

(на слайде пирамида)

Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.

Предлагаю сегодня  не просто слушать, а действовать, чтобы % запоминания материала был высок.

Мы обсудим интересную, на мой взгляд, и актуальную тему. Сопряжение урочной внеурочной деятельности на уроке основного общего образования.

Современному обществу нужны личности образованные, творческие, способные самостоятельно принимать ответственные решения, находить своё место в жизни. Как говорил Томас Эдисон «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» (на слайде высказывание).

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Развитие творческих способностей - процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно и на уроках и вовремя внеурочной деятельности.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого ученика создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Учеников надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.

В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы, различные формы проведения уроков, привлечение учеников к подготовке докладов, рефератов, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, рисунков к ответам, задачам, сказкам.

Большие возможности для развития творческих способностей учеников имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учеников к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе.

Большие возможности для развития творческих способностей учеников имеют внеурочные занятия. Вызывая интерес учеников к предмету, внеурочные занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе.


В школе я преподаю предмет технология, программу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» и дополнительные общеразвивающие программы «Умелые ручки», «Выбор профессии». Работая в школе семь лет мне приходилось видеть учеников с потухшим взглядом: «В этой школе совсем нет ничего интересного». Конечно, я с этим не согласна. Учиться- это интересно (на слайде «Знания путь к успеху»)! Но как доказать это детям?

Я предлагаю вам мастер- класс «Развитие творческих способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности».

На своих уроках я применяю технологию непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучающихся (на слайде- название технологии и пояснение). Данная технология включает ряд приемов, которые развивают познавательный интерес учеников, способствует формированию творческих способностей.

Приведу лишь несколько примеров:

1.Фотография (на слайде одна или несколько фотографий)

Выведите на кран фотографию, которая заинтригует детей. Задайте вопрос- как вы думаете, что это?

Сначала дети обсуждают и предлагают свои варианты, а потом вы раскрываете секрет.

Интересную фотографию можно найти практически по любой теме.

Тема: «Овощи в питании человека».

Давайте попробуем вместе! Посмотрите на ту фотографию, предложите свои варианты, что здесь изображено? О чем может пойти речь? (на слайде Кудрявый пеликан- если не знают- шуточный рисунок).

Коллеги, мы принимаем участие в конкурсе «Учитель года», а это его эмблема.

2. Загадки народов мира

На просторах интернета можно найти много интересных и непростых загадок. Неплохое и запоминающееся начало уроков. Вашим ученикам будет потом, чем заинтриговать друзей и родственников. Приведу вам пример по технологии:

Что за чудо? Вот вопрос!

Угадай скорее:

Голова- но без волос,

Глазки- без бровей.

Крылья есть, но не летает,

Ведь она не птица,

А мороза и жары

Вовсе не боится (Рыба)

Тема: ________________________________________________________________


3. Познавательные задачи

(музыка из программы «Что? Где? Когда?) Представьте, что вы- ученик и вы попадаете на игру «Что? Где? Когда?» и становитесь знатоком. Правда здорово? Именно по тому классно использовать в начале урока познавательные задачи. Они не только мотивируют, но и развивают логическое и аналитическое мышление.

Показать Видеоролик (Гайворонская). Задать вопрос? О какой профессии идет речь?

Профессия- ПОСТИЖЁР- занимается изготовлением изделий из волос.


Показать видеоролик (Евсевлеев) Задать вопрос? О какой профессии идет речь?

Показать видеоролик (Гапонько) Задать вопрос? О какой профессии идет речь?


4. Черный ящик (музыка, когда выносят черный ящик)

А этот таинственный прием тоже из игры «Что? Где? Когда?».

Видео


Поставьте на стол коробку, обклеенную черной бумагой и загадайте детям загадку или придумайте описание, а в конце скажите, что ответ лежит в Черном ящике.

- Во Франции поставили памятник повару Эскофье, который мог приготовить из того, что находится в ящике более 8 тысяч блюд.

Предложите ваши варианты!!!! (Ответ: Яйцо). Это прием я использую при изучении темы «Блюда из яиц» (5 класс)

- Ежегодно в Китае вырубают около 2- миллионов деревьев для изготовления того, что находится в ящик»

Как вы думаете, что там? (Ответ: Палочек (для еды). Тема «Традиции разных народов мира»).

Сначала ученики высказывают свои предположения, а затем таинственный Черный ящик открывается и появляется ответ.




5. Мультфрагмент

Для этого подбираю видео, изображение, музыкальный фрагмент или песню в тему урока. Обсуждаем с детьми как услышанное ИЛИ увиденное связано с темой урока.

Давайте попробуем! Отрывок из фильма «Мишкина каша».

После просмотра задать вопрос: как вы думаете, перед какой темой можно использовать такой фрагмент?

Тема «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» (6 класс)


6. Удивительный факт.

Психологами доказано, что лучше всего наш мозг запоминает информацию, которая нас сильно впечатлила. Именно поэтому хорошо работает прием с необычными фактами.

Еще один вариант, как интересно начать урок по Теме «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» (6 класс)

Раньше, в крестьянских семьях из круп варили не только каши, супы и пекли хлеб, но и гадали. Под Новый год глава семейства подкидывал к потолку пригоршню каши и вся семья гадала: если прилипло к потолку много каши, то год будет сытным и урожайным!

А на уроке «Конструирование и моделирование. Поясное изделие. Юбка» (6 класс).

В прошлом у многих людей была одна юбка: «и в пир, и в мир, и в добрые люди».

По праздникам она одевалась на чистую сторону, а во время выполнения работы – на грязную, рабочую.

Интересные факты можно найти по любому предмету и практически по любой теме. Эта информация поможет захватить внимание класса, и, скорее всего, запомнится ученикам.

7. Захватывающая история.

На уроке «Материаловедение. Определение свойств материалов» рассказываю два факта:

Однажды Петр 1 остановившись в одном из трактиров, разлив на скатерть соус, попросил хозяина заменить скатерть, а трактирщик, зная любовь царя к различным фокусам, бросил скатерть в огонь. И, подождав, пока сгорит пятно от соуса, достал побелевшую скатерть, чем удивил всех присутствующих.

Всем известно, что ведьм и колдунов сжигали на кострах. Но некоторые из них не горели…

Как связать эти два факта? Ваши варианты?

Ответ: скатерть и накидки колдунов были из асбеста.

Дети очень любят такие истории!


8. Наверное, вы знаете, что примерно 70% людей- визуалы, то есть большинство людей лучше всего запоминает информацию, которую видит на картинке или видео.

Допустим, при изучении темы «Ремесла». Поверьте, никому не интересно рассматривать картинку с гончаром и кузнецом в учебнике. Гораздо интереснее посмотреть, как работает на видео (а еще лучше- попробовать что-то слепить самому).

Показать видео


9. Предмет- подсказка

Часто школьникам бывает трудно представить абстрактные понятия. Можно принести предметы, рассмотреть их и сформулировать тему урока.

Посмотрите на эти предметы. Как вы думаете, к какой теме можно их отнести?

Взять то, что было в черном ящике на уроке ПРЕДМЕТЫ О ПРОФЕССИЯХ

Школьники часто мыслят предметно, потому это прием может быть во многих ситуациях эффективным.


10. Шифры и ребусы.

Самый универсальный прием. С помощью шифров или ребусов моно «закодировать» любое слово, которое приведет класс к теме урока. Дети очень любят разгадывать такие загадки, и как правило, делают это легко и быстро.

Можно даже немного поиграть в Шерлока Холмса, которому нужно прочесть тайную телеграмму по теме урока.

Давайте попробуем! Перед вами ребус, который нам нужно расшифровать.

Учитель года

Спасибо за участие в моем мастер- классе. Конкурс «Учитель года» помогает нам, участникам, вдохновиться, собрать новые идеи! Невозможно, за которое время рассказать обо всех приемах, которые я использую на уроках. На моем сайте вы можете найти интересующую вас информацию (на слайде адрес сайта)

У каждого из нас своя «лестница», свой путь, и хочется сказать коллегам: «Учитель – это не профессия; это призвание, служение, судьба».


Всем мира и добра!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!